Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Шпаргалки по "Экономическая история зарубежных стран" Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
25.01.11 12:18

 

№ 61. Экономика Японии во 2-й половине 80-90 гг. ХХ в. Широкий резонанс в мире вызвала в 1970 г. книга директора Гудзоновского института стратегических исследований Г.Кана "Рождение японской сверхдержавы: вызов и ответ на него". В ней автор писал: "За последние восемь лет я почти окончательно убедился в том, что Япония действительно проявила способность экономического развития такими темг пами, которые вряд ли могут быть превзойдены в рассматриваемый период, и это может привести к тому, что в конце XX — начале XXI века Япония будет иметь самый большой валовой национальный продукт в мире. Вопрос о том, станет ли Япония в результате этого страной, которая будет оказывать решающее влияние на политику и общество XXI в., остается открытым... если б японцы хотели добиться мирового влияния, они легко могли б это осуществить".

Нефтяные кризисы 1973-1974 гг. и 1979-1980 гг., которые ухудшили платежный баланс Японии и замедлили темпы роста ее экономики, заставили на некоторое время забыть предсказания Г.Кана. Однако в 80-е гг. Япония перегнала Советский Союз по ВНП, в мире опять заговорили о приближающейся экономической победе Японии над США.

Анализ данных о развитии японской экономики в первой половине 90-х гг. свидетельствует о том, что для Японии это был один из самых сложных периодов. Более того, некоторые аналитики поспешили заявить об экономическом закате Страны восходящего солнца. Между тем следует иметь в виду, что начало 90-х гг. стало периодом третьего крупного мирового экономического спада производства за последние 20 лет. Характерным для Японии было то, что она одной из последних вошла в цикл спада и начала выходить из него. Вместе с тем, сохраняя огромное положительное сальдо торгового и платежного балансов, превышение доходов государства над расходами, бездефицитный бюджет и умеренные темпы роста, Япония, судя по всему, до конца XX в. останется одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Об этом свидетельствуют, в частности, показатели опережающих темпов роста японской производительности труда. Так, в конце 80-х гг. этот показатель в Японии составлял 6,2 %, в то время как в США — 3,4 и ФРГ — 3,1 %. Такая тенденция сохраняется и в 90-е гг.

Со второй половины 80-х гг. Япония по размерам внешнеторгового оборота прочно занимает третье место в мире после США и ФРГ. При этом, хотя Япония и не является крупнейшим экспортером мира, она далеко опережает всех по объему своего положительного внешнеторгового сальдо, которое в 1993 г. достигло 120,2 млрд дол. Аналогичный показатель для ФРГ составил 23,1 млрд дол., а США имели отрицательное сальдо в 115,8 млрд дол.

Превратившись в экономическую сверхдержаву, Япония стала оказывать все большее влияние на мировую хозяйственную систему. При этом в центре этих связей находятся экономические отношения между Японией и США, на долю которых припадает около 40 % мирового ВВП и свыше 20 % мирового экспорта. Тем не менее дефицит торгового сальдо 348

США с Японией в 1993 г. достиг 60 млрд дол. В силу того, что Япония продолжает поставлять в США продукцию машиностроения, и в первую очередь легковые автомобили, и импортировать из Соединенных Штатов значительное количество сырья и продуктов питания, ее обвиняют в "колониальном характере" торговли с США.

В середине 90-х гг. больше половины автомобилей на дорогах США были японского производства; большинство граждан западных штатов носят японские часы; в 90 % американских домов стоят японские телевизоры, а на большей части радиоприемников, видеомагнитофонов и электробритв стоит надпись "Сделано в Японии".

Главными факторами конкурентности японских товаров на мировом, в том числе и американском, рынке являются:

1) особая система контроля за качеством продукции, не

более 0,01 % брака;

2) опережающий рост производительности труда. В 90-е гг. Япония ликвидировала свое отставание от США;

3) значительно меньшие потери рабочего времени от трудовых конфликтов;

4) более высокий уровень доходов на душу населения Японии по сравнению с США перераспределяется таким образом, что большая часть накоплений направляется в производство;

5) Япония продолжает оставаться страной с самым высоким уровнем частных накоплений.

Следовательно, проблема борьбы с дефицитом торговли США и Японии становится все более актуальной. Тем не менее эти страны, во всяком случае в обозримом будущем, осуждены на партнерство в силу зависимости их экономик. При этом напомним, что 33 % японского экспорта идет в США, а доля Японии в американском экспорте составляет 10 %.

Начиная со второй половины 1989 г. торговля Японии с США впервые стала уступать первенство японской торговле с азиатскими странами. В 90-е гг. японский экспорт в Азию на 1/3 превышал вывоз в Америку. Азиатские страны стали крупнейшим источником импорта Японии — около 60 млрд дол. в 1993 г. по сравнению с 50 млрд дол. из США и 24 млрд дол. из Европейского союза. Следует учитывать и то, что именно Япония, а не США как бы "вводит" в мировую торговлю Китай, Вьетнам и Северную Корею. При этом в 1993 г. объем японо-китайской торговли увеличился на 31 % и составил 37,8 млрд дол. Япония стала вторым после Гонконга торговым партнером Китая.

За последние годы японская экономическая мощь ассоциируется с превращением ее в финансовый центр мирового значения. Общий объем нетто-активов достиг 129 млрд дол. По общим оценкам Министерства финансов Японии, этот процесс будет продолжаться до конца XX в. По одним прогнозам, нетто-активы Японии достигнут к началу XXI в. 556 млрд дол., а по другим — 1 трлн дол. Значит, Япония превратилась в поставщика нового вида услуг — предоставление капиталов. В 1995 г. доля японских кредитов в мире составляла 53 %.

Уже в наше время в центре внимания японских инвесторов находятся ценные бумаги, главным образом США, долговременного характера, которые обеспечивают большие доходы и имеют большие перспективы ценового подорожания в будущем. Во второй половине 80-х гг. чистая задолженность США в отношении Японии составляла от 41 до 22 % всей общей чистой задолженности США. Все это дает основание утверждать, что Япония в качестве экспортера капиталов будет оказывать на мировую экономику такое же влияние, как и Великобритания между двумя мировыми войнами и США в послевоенный период.

Японские компании, которые приступили к транснационализации своих операций, в целом повторяют путь, который проложили американские ТНК намного раньше. Характерным в этом отношении является то, что японские инвестиции в образование иностранных производственных мощностей сконцентрированы в первую очередь в США и новых индустриальных странах Азии, Южной Корее, Тайване, Гонконге и Сингапуре, Малайзии и Филиппинах, Таиланде, Индонезии и др.

Роль Японии в мире на рубеже нового тысячелетия чаще всего связывают с ее потенциальными возможностями в отраслях развития новейших технологий. В качестве наиболее приоритетной задачи страны японское правительство рассматривает рост научно-технического потенциала. В то же время наиболее значительным препятствием превращению Японии в лидирующую технологическую державу является некоторое отставание в области фундаментальных исследований.

В 1986 г. был образован японский центр ключевых технологий, приоритетом которого является информационное обеспечение как основной критерий технологической мощи державы. Процесс информации японской экономики и общества продолжает развиваться по нарастающей. Был разработан "План построения информационного общества до 2000 г.", выполнение которого обеспечит всеобщую информатизацию.

Вместе с тем уже в наше время определился некоторый парадокс. США, которые имеют пока еще больший в целом потенциал экспорта технологических знаний, чем Япония, тем не менее уступают ей не только в новых индустриальных странах Азии, но и в других регионах. Более того, увеличивается количество иностранных клиентов, которые стараются получить сертификаты соответствия их товаров японскому промышленному стандарту.

В таких обстоятельствах увеличивается число американцев, верящих в то, что их стране уготована судьба Англии, а Японии — выход в экономические чемпионы. Больше всего американцев волнует конфликт за овладение наиболее передовой технологией. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что из 53 % зарубежных инвестиций в высокотехнологические американские компании более 2/3 в 1983 — 1991 гг. приходилось на Японию. Прогнозируется, что до 2000 г. Япония будет выделять 3,5 % своего ВВП на исследования и разработки и поддерживать 350 тыс. ученых и инженеров, разрабатывающих новые технологии, в то время как США — соответственно 3 % и 175 тыс.

Японию часто называют страной XXI в. Сегодняшняя Япония фактически является, по определению многих специалистов, действующей моделью экологической ситуации, которая может сложиться в будущем в любой стране. Для решения проблемы "от технологии очистки — к чистой технологии" в 1981 г. была утверждена крупная программа под названием "Базовая технология промышленности следующего поколения". Она состоит из трех разделов: новые материалы, биотехнология, новые электронные приборы, которые должны обеспечить научными разработками промышленность 90-х гг.

 

№ 62. Итоги развития США к 90-м годам.

Курс президента Р.Рейгана (1981 — 1988 гг.) получил название "рейганомики".

"Рейганомика" явилась лишь одним из вариантов неоконсервативной политики, которая на протяжении 80 — начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталистических странах. Неоконсерватизм стал ответом на ухудшение условий капиталистического воспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационализации производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Например, внедрение норых технологий требовало более гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплении больших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификации рабочей силы, нового подхода к решению экологических и социальных проблем. Большей свободы рук в новых условиях требовали и НТК/и растущий i немонополизированный секторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своей экономической политике.

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:

1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;

2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;

3) дерегулирование предпринимательской деятельности;

4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.

Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980 — 1982 гг. экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался на положении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973 — 1975 гг. В течение 1982 г. в США бездействовали 30 % производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Резко ухудшилось положение в автомобилестроении, жилищном строительстве, отраслях, выпускающих предметы потребления. Снизились объемы производства в черной металлургии и химической промышленности. Многие крупные компании оказались в тисках финансовых трудностей. Безработица составила более 10 % рабочей силы.

Сокращение налогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения налогов увеличатся инвестиции в производство, что создаст новые рабочие места, увеличит национальный продукт и, следовательно, правительство получит большой налоговый доход, несмотря на снижение ставок налогообложения.

В области социальной политики была выдвинута программа "нового федерализма". Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ — помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы были отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.

К концу первого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдерживания денежных средств. Несколько снизились процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд дол., главным образом за счет увеличения расходов на военные цели.

Основные цели внутренней политики Рейгана — сократить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоходные налоги, увеличить мощь вооруженных сил — оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.

В соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. "потолок" личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28 %, а налога на прибыли корпораций — с 46 до 34 %. Закон освободил 6 млн граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Цель закона состояла в том, чтобы установить систему, при которой лица с одинаковыми доходами платили бы примерно одинаковые налога. Вместе с тем новый закон подрывал принцип прогрессивного налогообложения, практику, сложившуюся с 1913 г. и предусматривавшую, что лица с высокими доходами бу-дут платить больший процент, чем лица с низкими доходами. Были установлены только две ставки: 15 % — на подлежащие налогообложению доходы ниже 29 750 дол. в год на семью и 28 % — на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое материальное положение.

В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом научно-технической революции. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали ежегодно в среднем на 13 %.

В итоге подъема 1983—1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили их предкризисные максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых. Американская экономика смогла создать более 17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема.

Главными факторами экономического подъема 1983—1989 гг. стали следующие:

1) завершение структурной перестройки экономики, что создало условия для ускорения обновления и расширения основного капитала;

2) устойчивый рост реального объема личного потребления;

3) стабилизация курса доллара на сравнительно низком уровне относительно валют других стран, что позволило привлечь в американскую экономику огромные финансовые ресурсы других стран.

Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате "рейга-номики" дефицит государственного бюджета США составил 152 млрд дол., превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долга. За период 80-х гг. доходы самых богатых американцев, соста-

вивших 1 % от общей численности населения, почти удвоились, в то время как у 70 % американцев возросли в гораздо меньшей мере. Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойдены 10 странами. Тенденция увеличения доли богатых слоев в ущерб бедным вызвала обеспокоенность "среднего класса", на который падало 60 % распределяемого дохода, и привела к чувству утраты "американской мечты".

Средняя заработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабочих равнялась 14,8 дол. против 17,9 дол. в Дании, 21,5 — в ФРГ и 21,9 — в Швеции.

Ослабли конкурентные позиции США в мировой экономике. После 1983 г., потеряв статус чистого кредитора, сохранявшийся с 1917 г., США становятся чистым должником, задолжавшим другим странам больше, чем должны им. В 80-е гг. важнейшей тенденцией американской экономики стало ускоренное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, переход от относительно "автономного" к более "открытому" типу экономики, которому свойственна более высокая степень зависимости от общих тенденций и противоречий мирового хозяйства.

В конце 80-х гг. после самого длительного подъема экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. За 1989 — 1992 гг. среднегодовой прирост реального объема ВВП составил около 1 % против 3,8 % в среднем за 1982-1988 гг.

Депрессивное состояние американской экономики в 1989 —1992 гг. объясняется не только циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок.

В конце 80-х гг. экономика стала испытывать определенные перегрузки в связи с обслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы последнего подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населения, государства, корпораций превысила 11 млрд дол., или около двух объемов ВНП. В семейном доходе доля выплат по погашению ипотечной задолженности за 80-е гг. возросла с 9 до 13 %. Все это сказалось на ослаблении потребительского спроса.

Фактором торможения экономического роста послужило начавшееся сокращение государственного военного спроса. С 1988 г. военные расходы снижались почти непрерывно, за исключением периода (конец 1990 — начало 1991 г.), связанного с конфликтом в Персидском заливе. За 1991 г. объем военного производства уменьшился на 6,6 %, а за 1988-1991 гг. - на 9 %.

Общая продолжительность спада составила 10 месяцев — с октября 1990 г. по март 1991 г., промышленное производство сократилось на 2 %. Он затронул в основном автомобильную промышленность в связи с расширением мощности японских фирм в США. В 1991 г. объем производства в этой отрасли сократился по сравнению с 1988 г. на 14,3 %. Это послужило причиной падения производства в металлургической промышленности за тот же период на 9,7 %. Кризис в строительстве повлек снижение производства стройматериалов. За 1990 — 1991 гг. продукция деревообработки сократилась на 10 %, металлоконструкций — на 6,4, бытовой техники, ковровых изделий и мебели — на 27 %.

В сравнительно лучшем положении оказались отрасли с сильной экспортной ориентацией: общее, электротехническое машиностроение, приборостроение, спрос на продукцию которых сохранялся. Экспортная экспансия способствовала стабилизации курса доллара в конце 80 — начале 90-х гг. на относительно низком уровне, существенно повысилась конкурентоспособность американских производителей. Вывоз оборудования, составивший около 40 % объема внешней торговли США, за 1989—1991 гг. возрастал ежегодно на 12 %, обеспечивая общие высокие темпы роста экспорта. В то же время импорт в США замедлился, способствуя коррекции внешнеторгового баланса. В 1991 г. дефицит торгового баланса уменьшился до 74 млрд дол. против 159,7 млрд в 1987 г. Платежный баланс был сведен с минимальным за десятилетие дефицитом в 8,6 млрд дол.

Продолжительность экономического спада объяснилась тем, что впервые за послевоенные годы в кризис была вовлечена значительная часть отраслей нематериального производства. Началось сокращение занятости в сфере услуг, средняя норма безработицы достигла 7,3 % рабочей силы.

Острой экономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета — 290 млрд дол., растущий государственный долг — около 4 млрд, что привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вы-

теснению частных заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.

В связи с этим главной задачей демократической администрации Б.Клинтона стало оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса.

Экономическая стратегия президента Клинтона характеризуется следующими чертами:

а) акцентирование внимания на долгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер в отличие от монетарной политики;

б) использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной инфраструктуры, создания благоприятных условий для деятельности малого бизнеса;

в) усиление роли государства в решении социальных проблем.

План стабилизации экономики, разработанный демократической администрацией, состоит из трех основных программ:

1) краткосрочной программы стимулирования экономики, на которую выделяется 30 млрд дол. Основная ее задача — увеличение числа рабочих мест через развитие системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки, а также путем развития системы общественных работ;

2) долгосрочной инвестиционной программы, рассчитанной на 4-летний период начиная с 1993 г., которая предполагает создание льгот и стимулов для частных инвесторов, целевые капиталовложения в наиболее важные отрасли хозяйства. На ее осуществление выделено 140 млрд дол.;

3) программы сокращения бюджетного дефицита как необходимого условия долгосрочного экономического роста. Предполагается уменьшить дефицит госбюджета до 1997 г. на 500 млрд дол., в 1997 г. — на 140 млрд дол. и сократить долю бюджетного дефицита в объеме ВНП с 5,4 % в 1994 г. до 2,7 % в 1997 г.

В 1992 г. в США начался экономический подъем, характерными чертами которого являются сравнительно невысокие, но стабильные темпы и сбалансированность роста. Прирост реального ВВП в 1992 — 1996 гг. колебался в пределах 2 — 2,7 %. На фоне общего замедления потребительского спроса в 90-е гг. по сравнению с 80-ми сохранился и значительно повысился устойчивый спрос со стороны наиболее обеспеченной части населением США.

№ Экономика Украины после обретения независимости (90-е ХХ в.).

С крушением СССР и обретением независимости на путь самостоятельного политического и экономического развития вступает одна из крупнейших бывших советских республик - Украина. По производственному потенциалу и численности населения Украина — второе после России государство СНГ. В начале 90-х гг. ее население превышало 50 млн. человек, что составляло около 18 % общей численности населения СССР. В 1989 г. в республике было произведено более 16 % общесоюзного национального дохода.

В первые месяцы после распада Советского Союза в стране предпринимаются шаги в направлении рыночных преобразований, которые подтолкнула начавшаяся либерализация цен в России. В марте 1992 г. парламент Украины принял "Основы национальной экономической политики", которые предусматривали разгосударствление и приватизацию, структурную перестройку и модернизацию промышленности. Вместе с тем эта экономическая концепция предполагала отказ от ряда принципиальных положений, принятых при образовании СНГ: выход из рублевого пространства, переход к взаиморасчетам со странами Содружества на базе мировых цен, переориентация внешней торговли на западные рынки и т.д.

В 1992 г. в стране продолжалось формирование рыночной инфраструктуры — действовали 44 товарные биржи, около 3 тыс. брокерских контор, свыше 2 тыс. посредническо-коммерческих предприятий, 67 коммерческих банков, немало сервисных центров, торговых домов, агентств, бюро и т.д. В Международный валютный фонд была направлена развернутая программа рыночных преобразований, которая получила его одобрение. Украина становится членом МВФ.

Вместе с тем экономические преобразования, проводимые в Украине, имели определенные отличия от российских реформ. Руководство страны встало на путь постепенных экономических перемен с сохранением значительных регулирующих функций государства. Заявляя о приверженности к рыночным регуляторам, правительство сохраняло прежнюю вертикальную систему управления народным хозяйством, систему государственного заказа, централизованное распределение важнейших ресурсов.

Первый год самостоятельного существования украинского государства не принес положительных сдвигов в экономике, начался процесс ускоренного падения важнейших макроэкономических показателей. По сравнению с предыдущим годом национальный доход за 1992 г. составил 85 %, промышленная продукция — 91, продукция сельского хозяйства — 89 %. Наибольшее падение произошло в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, химической промышленности, что обусловлено нехваткой материалов и комплектующих, поступавших из бывших советских республик. Особенно взрывной характер принял рост потребительских цен, которые в 1992 г. взлетели более чем в 30 раз.

Неудачи Украины на начальной стадии экономических преобразований в известной степени связаны с исходными условиями реформ. Некоторые из них характерны для многих бывших республик СССР. Это наследие административно-командной системы, изношенность производственных фондов, иррациональная производственная структура. Негативную роль сыграли разрыв хозяйственных связей с соседними странами и скачок цен на импортируемые энергоносители.

Кроме того, нельзя не учитывать весьма высокую степень интегрированное™ Украины в советский хозяйственный комплекс. Ко всему этому в экономической структуре страны значительным оказался удельный вес отраслей, которые нуждаются в постоянной поддержке государства и слабо поддаются реформированию: угольная, горнорудная, космическая и др.

Немалую роль в экономическом спаде сыграли и субъективные просчеты правительства Украины в определении народнохозяйственных приоритетов, отклонения от выработанного ранее курса.

После вынужденного отпуска цен в январе 1992 г. в Украине проводится откровенно проинфляционная политика, для которой характерны огромный бюджетный дефицит, неограниченная денежно-кредитная эмиссия, рост цен, обвальное падение реальных доходов подавляющего большинства населения. Правительство практически не пыталось прибегнуть к жесткой денежно-кредитной политике. Пребывание в рублевой зоне, наличие единой валюты для бывших советских республик к этому не предрасполагало. В ноябре 1992 г. новое правительство Л.Кучмы, пришедшее на смену кабинету В.Фокина, не получившему поддержки парламента, принимает ответственное решение о выходе из рублевого пространства. В стране была введена самостоятельная национальная валюта — карбованец, что давало возможность оздоровить финансовую систему и на основе ее стабилизации остановить падение производства.

Для преодоления критического положения в народном хозяйстве премьер-министр Л.Кучма предложил программу чрезвычайных мер, которая предполагала:

установление минимального потребительского бюджета для малоимущих;

переход к рыночным ценам под контролем государства;

формирование бездефицитного государственного бюджета;

запрещение Национальному банку осуществлять кредитную эмиссию;

введение налога на капитал и др.

Реализовывать эту программу предстояло в сложной социально-политической ситуации. Крупнейшее оппозиционное движение — "Рух" — требует выхода Украины из СНГ, коммунисты обвиняют политическое руководство в распаде СССР, директорский корпус государственных предприятий требует отрегулировать механизм взаимоотношений с Россией. Забастовки шахтеров, энергетический голод, социальная нестабильность не позволили добиться финансовой стабилизации.

В этих условиях главное внимание уделялось обеспечению устойчивой работы предприятий с сохранением госзаказа и государственным регулированием цен. Монетарные рычаги экономической политики рассматриваются как второстепенные и подчиненные основной задаче — стабилизации промышленности и сельского хозяйства.

В начале 1993 г. правительство представило Верховному Совету Украины "Основы национальной экономической политики на 1993 г.", в которых предполагались меры, нацеленные на финансовую стабилизацию путем ограничения кредитного субсидирования отраслей экономики, учета реальных возможностей бюджета, введение штрафных санкций к предприятиям, выплачивающим своим работникам экономически необоснованную высокую зарплату, и др.

Однако требование проводить жесткую денежно-кредитную политику не получило должной поддержки. С призывом "не допустить распродажи национального достояния промышленное и сельскохозяйственное лобби в украинском парламенте добивается щедрых кредитных вливаний для спасения государственных предприятий от банкротства. При этом усиливается налоговое давление на предпринимательский сектор.

В первые месяцы 1993 г. наметилось некоторое замедление спада производства, что было достигнуто дорогой ценой — усилением кредитной эмиссии, безостановочной работой печатного станка. Инфляция, составлявшая в предыдущем году в среднем около 30 % в месяц, стремительно перерастает в гиперинфляцию, достигнув к осени в среднем уровня 70 % в месяц, а в декабре 1993 г. из-за нового повышения цен уровень инфляции превысил 90 %. Денежная эмиссия за год выросла в 25 раз, что привело фактически к разрушению финансовой системы и остановке инвестиционного процесса в стране. Украина попадает в тройку государств с самым высоким в мире уровнем инфляции вместе с Бразилией и Заиром.

В итоге 1993 г. не принес экономике Украины ожидаемого подъема. Предположения о благоприятных предпосылках к созданию независимой экономики не нашли материального подтверждения. Уровень инфляции стал измеряться уже пятизначными цифрами. Согласно данным официальной статистики, падение ВВП в 1993 г. составило 14 % по сравнению с 1992 г., а национального дохода — 15 %. Промышленное производство сократилось почти на 8 %, реальная заработная плата — на 52 %. В наихудшем положении оказались легкая индустрия, где падение производства достигло почти на 1/3, и транспорт, где грузооборот сократился на 29 %. Продукция сельского хозяйства при поддержке со стороны правительства и благодаря высокому урожаю выросла более чем на 7 %.

На фоне борьбы с гиперинфляцией заметно ослабло реформирование отношений собственности, хотя законы о приватизации были приняты еще весной 1992 г. Программа приватизации на 1993 г. не была выполнена. Поэтому государственному сектору не противостоит никакая конкуренция. Приватизации муниципальной собственности всячески препятствовали местные органы власти.

Резко выросло административное вмешательство в денежно-кредитную сферу. Парламент по мере раскручивания инфляционной спирали, в нарушение банковского законодательства вмешивается в деятельность банков, директивно регулируются процентные ставки и валютный режим. В ноябре 1993 г. была предпринята попытка прекратить валютные торги на межбанковской бирже.

Все это не способствовало экономическим преобразованиям в стране, формированию рыночной среды, сохраняло бюрократические методы управления, свидетельствовало об отсутствии последовательной программы хозяйственной реформы.

1994 г. принес экономике Украины и его народу новые трудности и испытания. Проведению последовательного экономического курса мешали как противоречия между исполнительной и законодательной ветвями власти, так и общеполитическая, социальная обстановка в стране.

Законодательный орган страны отказывается продлить правительству Л.Кучмы чрезвычайные полномочия на проведение экономических перемен, не поддержав в целом реалистическую политику премьера. Л.Кучма уходит в отставку. Образуется своеобразный вакуум власти. Страна жила ожиданием президентских выборов в марте и июле 1994 г., в ходе которых нарастала политическая напряженность, усилились сепаратистские настроения в Крыму.

Прошедшие летом 1994 г. президентские выборы в Украине принесли победу Л.Кучме, который выступил с программой выхода экономики из кризиса. Основой курса экономических реформ президент объявил необходимость ускорения формирования рыночных отношений. Программа предусматривала:

развитие предпринимательства;

либерализацию торговли;

создание новой законодательной базы;

кардинальные изменения в денежно-кредитной политике;

бескомпромиссную борьбу с преступностью и коррупцией.

Однако решительных шагов по реализации провозглашенного курса президент в течение первых ста дней правления пока не предпринимал. Ситуация же в экономике страны продолжала ухудшаться. Депутатское большинство, представленное левыми силами, одобрило 144-триллионную эмиссию, которая взорвала спавшую было инфляцию, вдвое увеличив курс доллара и более чем вдвое цены. За чертой бедности оказались еще сотни тысяч граждан. Осложняются взаимоотношения с Россией и Туркменией по поводу расчетов за энергоносители. Долг Украины этим странам превысил миллиард долларов. Потеряв около трети своего рынка в России, Украина не сумела приобрести его на Западе.

В этой ситуации Л.Кучма отвергает тезис об исключительной ориентации на Запад, заявляя о необходимости развития стратегического партнерства с Россией и странами СНГ при первоочередном укреплении двусторонних связей с государствами Содружества.

В октябре 1994 г. президент страны начинает проводить курс на радикальные экономические преобразования. В целях финансового оздоровления народного хозяйства отменяются дотации на производство убыточной продукции, отпускаются цены, а также фиксированный курс карбованца к твердым валютам. Провозглашается необходимость тотальной приватизации, существенного сокращения бюджетного дефицита и т.д.

Начавшаяся в октябре — ноябре 1994 г. вторая волна либерализации цен вызывает в стране новый взрыв инфляции, достигшей в октябре 70 % и сохранявшейся до февраля 1995 г. Хозяйственные итоги завершившегося года принесли новые разочарования. 1994 г. для экономики Украины оказался наиболее сложным. Несмотря на определенное снижение инфляции, ее уровень составил 40 %. Наиболее сильным за все годы независимости было падение производства. В промышленности оно сократилось почти на 28 %, в сельском хозяйстве — на 17 %. Реальная заработная плата снижается на 17 % и составляет 1/3 от уровня 1990 г. В конечном счете ВВП по сравнению с 1990 г. упал на 43 %.

1995 г. характеризуется определенной стабилизацией денежно-кредитной сферы. До середины года постоянно снижались темпы роста цен. Уровень инфляции в отдельные месяцы опускался до однозначной цифры. Это позволило укрепить денежную единицу страны, поднять доверие к ней. В 1996 г. в Украине введена собственная денежная единица — гривна.

Позитивные тенденции в ходе финансовой стабилизации сопровождались существенно возросшими темпами приватизации. В 1995 г. в Украине было разгосударствлено 16 265 объектов, из которых 4051 относится к общегосударственной собственности. Это вдвое больше, чем в 1994 г. В итоге за 3,5 года часть государственной собственности в Украине сократилась с 96 до 62 %.

В 1995 г. остановить спад производства не удалось, но произошло резкое его замедление. Снижение объемов индустрии составило около 13 %, что более чем в 2 раза меньше предыдущего года. Вместе с тем промышленное производство и финансово-кредитная сфера пока еще далеки от реального восстановления позиций начала 90-х гг. и нуждаются в более эффективных рыночных методах управления.

Важное место в экономической структуре Украины занимает агропромышленный комплекс. В ходе экономических перемен в стране создаются определенные законодательные основы, хотя и не совсем совершенные, для ликвидации государственной монополии собственности на землю и становления ее различных форм, среди которых предполагалось распространение частной собственности в различных ее формах: индивидуальной (семейной), групповой, коллективно-паевой (долевой).

В Украине начался процесс раздела колхозных земель на паи между членами трудовых коллективов. Практически завершена приватизация имущества коллективных хозяйств путем его раздела на паи, с предоставлением их собственникам — членам коллективных хозяйств — права на изъятие своих паев, а также на их передачу в наследство и продажу. Однако право реализации паев используется довольно редко.

Реформирование государственных сельскохозяйственных предприятий фактически находится на начальной стадии. Медленно проходит становление фермерского хозяйства. К началу 1995 г. в Украине насчитывалось более 36 тыс. фермерских хозяйств, которым было выделено в среднем по 20 га. Причинами слабого развития фермерства являются в первую очередь отсутствие материальных и денежных ресурсов, слабая поддержка со стороны государства, а также психологическое невосприятие большинством крестьян, выросших в условиях колхозного строя, индивидуальных хозяйств, моральная неподготовленность, а часто и неспособность многих из них вести самостоятельное хозяйство. Кроме того, в условиях жесткого экономического кризиса, падения жизненного уровня большинство сельских жителей видят в коллективном хозяйстве определенную социальную защиту. Становлению новых форм хозяйствования на селе препятствует и отсутствие необходимой инфраструктуры для их обслуживания.

Немалую помеху реформированию села представляет и политическая нестабильность украинского общества, отсутствие общественного согласия в проведении реформ. Так, представители коммунистического и социалистического движения, которое широко представлено в парламенте, не признают права частной собственности на землю, отстаивают общественные формы землепользования. В итоге структура

собственности в сельском хозяйстве меняется довольно слабо по сравнению с рядом других социалистических государств.

Экономические перемены в Украине, как и в ряде других бывших советских республик, резко ослабили социальную защищенность большинства населения, вызвали резкое снижение жизненного уровня. В 1994 г., в период наибольшего падения производственных макроэкономических показателей, реальные доходы граждан упали до 19 % к базовому уровню 1991 г. Покупательная способность средней заработной платы по различным продуктам питания снизилась за период 1990—1993 гг. в 3—9 раз, а минимальной заработной платы - в 10—29 раз. В 1992 — 1994 гг. особенно резким было падение реальных размеров пенсий. За чертой бедности оказалась подавляющая часть населения. Сокращение объемов производства привело к резкому уменьшению занятости. Уровень фактической безработицы в стране по различным оценкам составляет от 1,2 млн. человек до 3,5, что составляет 20 — 25 % трудоспособного населения.

Определенный перелом в сферу социальной защиты внес 1995 г., когда впервые за последние годы была преодолена тенденция снижения жизненного уровня населения, рост номинальной заработной платы опережал прирост потребительских цен. Однако осенью 1995 г. при ускоренных темпах инфляции эта тенденция изменилась. Позитивным в социальной сфере явился и начавшийся с октября 1994 г. рост долларового эквивалента средней зарплаты. В декабре 1995 г. он достиг 68,2 дол. по сравнению с 30,6 дол. в декабре 1994 г. Правительством принимаются меры по оказанию адресной помощи наименее защищенным социальным слоям общества — детям, инвалидам, пенсионерам.

Таким образом, преобразования в народном хозяйстве Украины характеризуются огромными сложностями и противоречивостью. В силу целого ряда причин становление рынка происходит непоследовательно, при исполнении решений не хватает твердости и решимости, а сам процесс формирования новых экономических отношений подвержен сильному политическому противостоянию.

 

Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файла
Скачать этот файл (Шпоры Экономическая история зарубежных стран.zip)Шпоры Экономическая история зарубежных стран.zipШпоры279 Kb


Последнее обновление 07.02.11 15:32
 
 
Top! Top!