Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Шпаргалки по "Экономическая история зарубежных стран" Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
25.01.11 12:18

 

№59. Приоритеты эк. Развития Франции в 80-90 гг.

В начале 80-х гт. в ряде развитых капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не сказаться на положении французской экономики. Особенно серьезный ущерб Франции нанесла американская валютно-финансовая политика, в частности искусственное завышение курса доллара: примерно 1/3 французского импорта оплачивалась в американской валюте. Взлет доллара в 1981 —1982 гг. привел к росту торгового

дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд франков, а в 1981 г. — более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка, который наряду с итальянской лирой и бельгийским франком превратился в одну из самых слабых европейских валют. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.

Значительно усилились оппозиционные настроения, что привело к победе на президентских и парламентских выборах в 1981 г. блока левых сил. Президентом Франции стал лидер социалистов Ф.Миттеран, премьер-министром — П.Моруа. В течение года, с июня 1981 г. по июнь 1982 г., новая администрация провела более 200 реформ. В первую очередь был повышен уровень минимальной заработной платы, на 40 — 50 % увеличены размеры пенсий и пособий. Кроме того, вводилась пятая неделя оплачиваемого отпуска, рабочая неделя сократилась до 39 ч при сохранении прежней зарплаты, был принят закон о выходе на пенсию в 60 лет.

В октябре 1981 г. правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3 %, в июне 1982 г. — еще на 10 % по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к большинству остальных валкгГЕв-ропейской валютной системы. При помощи девальвации власти рассчитывали стимулировать французский экспорт и рост промышленности, а также укрепить позиции французских фирм в тех секторах внутреннего рынка, где особенно сильной была иностранная конкуренция.

За девальвацией последовало важное решение правительства о замораживании на 4 месяца цен и зарплаты, кроме минимальной. Подобная мера, предпринятая впервые за послевоенный период, была направлена на то, чтобы снизить годовой темп инфляции.

Среди важнейших реформ, проведенных левыми, на первое место по праву можно поставить закон о национализации, принятый в середине февраля 1982 г. Как по своим масштабам, так и по отраслевому охвату проведенная национализация вышла далеко за рамки "точечных" операций по огосударствлению частных предприятий, проводившихся в развитых капиталистических странах в послевоенный период. Национализация охватила пять крупных промышленных групп: "Пешине-Южин-Кюльман" (цветная металлургия и химия), "Рон-Пуленк" (химия), "Ком-пани женераль д'электрисите", "Томпсон-Брандт" (элек-троника, электротехника), "Сен-Гобен-Понт-а-Муссон" (производство стекла и строительных материалов), а также два сталелитейных треста "Сесилор" и "Юзинор", производство вооружений в компаниях "Дассо" (авиастроение) и "Матра" (ракетное оружие). В октябре 1982 г. власти национализировали два крупнейших французских филиала американской компании ИТТ.

В результате этой реформы Франция стала располагать самым крупным среди капиталистических стран государственным сектором, который охватывал примерно 25 % промышленных рабочих, обеспечивал четверть всего экспорта, треть промышленной продукции. На его долю приходилось 85 % авиационной и космической промышленности, 80 % черной и около 2/3 цветной металлургии, почти половина химической и треть стекольной промышленности.

Собираясь вести активную промышленную политику, правительство П.Моруа важное значение придавало контролю за распределением кредита. Поэтому в собственность государства перешли 36 коммерческих и деловых банков (сумма депозитов каждого из них превышала 1 млрд франков), а также две крупнейшие финансовые группы "Париба" и "Сюэз", представляющие собой обширные финансовые империи, под контролем которых находились многие сотни промышленных компаний и крупнейших учреждений. Доля государственного сектора в сфере финансирования и кредита составила 95 %. 1

Банковские средства стали более эффективно использоваться для оказания помощи промышленности. Для ряда отраслей были установлены льготные процентные ставки. В 1982 г. по таким ставкам, в некоторых случаях составлявшим лишь 6 % годовых, было выделено 44,5 % общего объема кредитов. Нередко государственные органы давали указания предоставить льготные кредиты конкретным предприятиям национализированного сектора, что сыграло определенную роль в его оздоровлении.

Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.

Успех реформ левых во многом зависел от сохранения достаточно высоких темпов экономического роста. По

оценкам экспертов, только ежегодный 3%-ный рост экономики позволил бы одновременно финансировать перестройку и поддерживать достигнутый уровень жизни. Однако желаемого результата удалось добиться только в 1981 —1982 гг. Переход к политике дефляции — уменьшению денежной массы в обращении путем частичного ее изъятия, уже в 1983 г. вызвал снижение экономического роста до 0,7 %. Этот факт был использован оппозицией для перехода в наступление. Постоянной критике стала подвергаться политика централизованного управления кредитом. Предприниматели большую половину прибыли стали вывозить за границу. Весной 1983 г. мощный экономический и политический нажим провели США и ФРГ с целью заставить французское правительство отказаться от политики ограничения власти монополий.

В этих условиях в политике левого правительства произошли серьезные перемены. Была принята "программа из десяти пунктов", которая по имени министра экономики, финансов и бюджета стала называться "планом Дело-ра". Основу его составлял режим "жесткой экономии". Главной целью "плана Делора" было объявлено сокращение внешнеторгового дефицита, а продолжение социальных реформ становилось делом второстепенной важности. Предусматривалось увеличение налогов, был объявлен принудительный заем, заморожены ассигнования на социальные нужды, увеличена плата за больничные места, проезд в транспорте, коммунальные услуги и т.д. В результате годовой потребительский спрос был урезан на 65 млрд франков. Одновременно уменьшилось число старых убыточных предприятий, к финансированию государственного сектора стал привлекаться частный капитал.

Все это позволило несколько стабилизировать экономику Франции. В 1984 г. экономический рост составил 1,75 %, в 1985 г. — 2 %. Страна добилась серьезных успехов в экономии энергии — основной статьи экспорта. Однако необходимого 3%1ного роста экономики достичь не удалось. Кроме того, возобновился рост безработицы, которая к марту 1986 г. составила 2587 тыс. человек. Левый блок стал терять поддержку избирателей, и на состоявшихся в марте 1986 г. выборах большинство получили консерваторы. Было сформировано правительство во главе с Ж.Шираком.

Новая администрация разработала программу наибольшего благоприятствования частному капиталу, первым, стержневым направлением которой явила ;ь денацио-нализация. За 5 лет было намечено передать в руки частных собственников путем распродажи акций 65 государственных и полугосударственных предприятий. В их числе крупнейшие промышленные группы, банки, страховые компании, телевизионные программы "ТФ-1", рекламное агентство "Гавас" и др. Общая стоимость активов, подлежащих денационализации, оценивалась в 200 млрд франков. Вместе с тем в отличие от тэтчеровского варианта реп-риватизации правительство Ширака оставило неприкосновенной государственную форму собственности предприятий в таких отраслях, как производство и распределение электроэнергии, газоснабжение и телекоммуникации.

Необходимость денационализации французские консерваторы объясняли несколькими аргументами. Во-первых, переход национализированных предприятий в лоно частного бизнеса должен был положить конец вмешательству государства в выработку стратегии фирм, восстановить их способность гибко подстраиваться к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Во-вторых, интернационализация хозяйственной жизни предполагает переплетение капиталов, которое удобнее организовать между частными компаниями, чем между предприятиями с различной формой собственности. В-третьих, увеличение числа мелких акционеров должно было заложить основы "народного капитализма", привить населению чувство совладельца средств производства. Развивая это положение, Ширак заявил, что "приватизация является подлинной национализацией", поскольку дает возможность "каждому гражданину участвовать в экономической жизни".

Вторым направлением трансформации хозяйственного механизма явилось сокращение масштабов налогообложения. Было решено большую часть доходов передать в непосредственное распоряжение хозяйственных единиц, что расширяло свободу частного предпринимательства и индивидуальную инициативу. Так, в 1987 г. сумма налоговых поступлений сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15 млрд франков, а за период с 1988 по 1991 г. — еще на 45 млрд франков.

Последняя часть либеральных реформ — дерегламен-тирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия. Регламентированию подлежали лишь цены на кни-

ги и медикаменты, тарифы на свет, газ и железнодорожный транспорт. Был предусмотрен ряд мер по устранению вмешательства государства в функционирование кредитной системы, проведена постепенная приватизация кредитных учреждений, ликвидированы привилегии при пользовании кредитом, установлены свободные рыночные нормы процента и т.д.

Всего в короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986—1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства — 4 %. Капиталовложения за этот период выросли более чем на 50 %, что обусловило быстрое расширение ряда базовых отраслей: автомобилестроения, химической и бумажно-картонной промышленности, станкостроения и т.д.

Однако к началу 90-х гг. факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.

К середине 1993 г. ситуация в экономике была, по мнению многих специалистов, хуже, чем в разгар кризисов 1974 —1975 и 1980 — 1983 гг. Французские предприниматели констатировали, что уровень заказов на готовую продукцию и перспективы ее реализации были ниже, чем в предыдущие кризисные годы. По размерам недогрузки производственных мощностей положение было сравнимо лишь с 1974-1975 гг.

Национальные компании испытывали острую нехватку собственных средств, страдали от крупной задолженности и высоких процентных ставок по кредитам. Перспективы получения прибыли компаниями были относительно невелики ввиду снижения объема продаж и небывалого за период после второй мировой войны падения цен, охватившего всю промышленность, оптовую и розничную торговлю. По отраслям прокатилась широкая волна банкротств.

Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться.

 

№. 60. Особенности развития ФРГ в 70-90 гг. Германия после объединения.

Модель социальной рыночной экономики позволила западногерманскому хозяйству достичь реальных успехов и в 70 — 80-е гг., но на этом этапе происходят важные перемены, обусловленные рядом объективных причин. К ним прежде всего можно отнести колебания и неустойчивость в мировой капиталистической экономике, особенно резкий спад производства в 1973—1975 и 1980— 1982 гг. (см. табл. 6.5), обострение энергосырьевой ситуации (так называемый "нефтяной шок"), развитие инфляции, массовой безработицы, валютные проблемы и проблемы международной торговли. С середины 70-х гг. Германия в числе прочих развитых капиталистических стран перешла к реиндустриализации, которая сопровождается переходом к наукоемким технологиям — информационным и ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, новым композиционным материалам и т.д.

Намного возросла роль малого и среднего бизнеса. Согласно федеральной статистике, в середине 70-х гг. насчитывалось около 1,9 млн мелких и средних предприятий. Подавляющая их часть — почти 1,7 млн приходилась на мелкие фирмы (с числом занятых до 9 человек). Средних предприятий (от 40 до 499 человек) насчитывалось 200 тыс., крупных (с числом занятых свыше 500) — лишь 3,6 тыс. Мелкие и средние предприятия — это ремесленные мастерские, небольшие фабрики, местные предприятия строительных работ, фирмы бытовых услуг, рестораны, свободно практикующие врачи, архитекторы, аптекари, адвокаты. За последние годы их количество возросло до 2,6 млн, из которых в 1993 г. более 2 млн было в старых и 400 тыс. в новых землях бывшей ГДР, что составило 99,8 % от общего числа фирм в Германии. На их долю приходилось около 2/3 всего экономически активного населения и около половины ВНП. Еще более существенно их значение в подготовке кадров — около 4/5 всей молодежи получает квалификацию именно в этой сфере бизнеса. Начиная с 1975 г. государство стало еще активнее оказывать мелким и средним предприятиям серьезную финансовую поддержку, предоставлять кредитные и налоговые льготы. Особенно большую роль в поощрении мелкого и среднего бизнеса сыграли налоговые реформы 1986-1988, 1990 гг.

В 1969 г. блок ХДС/ХСС, формировавший' правительство в течение двадцати лет, ушел в оппозицию. К власти пришли социал-демократы. В экономической политике это означало усиление государственного регулирования на макроэкономическом уровне. Правящая партия стала разрабатывать долгосрочные цели и ориентиры экономического развития на десятилетие. Неолиберальная доктрина уступила место неокейнсианству. В результате заработала иная модель рыночного хозяйства. Она сохранила неприкосновенность частной собственности, экономическую самостоятельность предпринимателей, социальную защищенность населения, модернизировала конкуренцию, ценообразование и ввела новые элементы: политику сознательного форсирования постоянного равномерного экономического роста, включавшую в себя элементы долго- и среднесрочного планирования.

Ощутимый спад производства в 1974 — 1975 и 1980 — 1981 гг. привел к пересмотру государственных приоритетов в научно-технической политике. Исследования в области электроники стали больше концентрироваться на разработке микропроцессорной техники. Особое внимание уделялось созданию современных систем связи и информации. Большую роль стали играть исследования, связанные с разработкой ресурсов морского дна и т.д. Особое внимание начало уделяться энергосберегающим технологиям, выделялись государственные субсидии на подготовку научно-исследовательского персонала мелких и средних фирм.

В итоге ФРГ смогла выйти на научно-технический уровень США в таких отраслях индустрии, как металлургия, станко- и автомобилестроение, химия, строительство атомных электростанций. Страна к 1990 г. занимала ведущую позицию вместе с Японией по затратам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИ-ОКР), добившись крупных успехов в создании наукоемких отраслей производства (ЭВМ, средства связи, станкостроение).

Начиная с середины 70-х гг. правительство стимулирует экспорт долгосрочного капитала с целью выравнивания платежного баланса, а также принимает меры по накоплению золотовалютных резервов. В течение всех 70-х гг. золотовалютные резервы ФРГ сокращались только 2 раза — в 1974 и 1979 гг. В результате их общий рост составил более 40 млрд марок. Здесь скрыты корни укрепления западногерманской марки на мировом валютном рынке.

Курс марки к концу 1979 г. по сравнению с 1972 г. в отношении доллара США вырос на 85,5 %, французского франка — на 47,7, итальянской лиры — на 159,3, английского фунта стерлингов— на 98,2 и японской иены — на 44,8 %. Возросла роль марки ФРГ в 70-е гг. и в валютных резервах капиталистических стран в качестве средства международных расчетов.

Изменение условий экономического развития ФРГ, особенно внешних, обусловленное резким изменением соотношения курсов валют, обнажило различные структурные перекосы в западногерманской экономике, накопленные за прошедший период. Экономическая структура ФРГ, сложившаяся ранее под влиянием относительно невысокой заработной платы, заниженного курса марки, наконец, большого притока дешевой иностранной рабочей силы, пришла в несоответствие с новыми внутренними и внешними условиями экономического развития. Кроме того, к особенностям экономической структуры к началу 70-х -гг. относились чрезмерно высокая доля промышленности и низкая доля сферы услуг, относительно слабое развитие инфраструктуры; внутри самой промышленности был чрезмерно велик удельный вес старых традиционных отраслей, материал о- и трудоемких производств (металлургическая, текстильная промышленность и т.п.).

Таким образом, в середине 70-х гг. в ФРГ сложилась ситуация для структурного скачка.

Важным элементом происходившего в ФРГ процесса структурной перестройки стал перенос за рубеж части промышленного производства. За границу перемещаются в основном нерентабельные, а также экологически вредные предприятия. В среднем доля заграничных инвестиций у химических монополий ("Хехст", "Байер", "БАСФ") составила в 1976 г. 32,5 % всех капиталовложений. В стране остаются отрасли с технологически сложным производством, на продукцию которых имеется высокий спрос. Переводится за границу часть отраслей машиностроения.

Важным событием для укрепления роли и места ФРГ в Западной Европе было завершение создания свободной торговли промышленными товарами и образование Европейской валютной системы, которая значительно укрепила позиции ФРГ в "Общем рынке".

За глубокими спадами середины 70 — начала 80-х гг. и относительно незначительным подъемом между ними последовал продолжительный подъем 1983—1990 гг.

В его основе лежали интенсивные процессы накопления, расширения экспорта, существенного увеличения инвестиций и др.

Важной причиной экономического роста стало значительное расширение внешнего спроса. Так, в 1989 г. экспорт ФРГ по сравнению с предыдущим годом вырос на 10 %. При этом впервые начиная с 1982 г. доля новых продуктов превысила долю товаров устаревшего ассортимента.

На мировом рынке наукоемких товаров ФРГ на исходе 80-х гг. впервые обогнала Японию, ее доля достигла 20 % (всеми товарами — 11 %). Бурное развитие экспорта привело к возрастанию положительного сальдо в торговле со 128 млрд в 1988 г. до 148,5 млрд марок в 1990 г. Наибольший рост объема торговли был зарегистрирован в рамках ЕС, где ФРГ продает свыше 50 % своих товаров. Сегодня она является классическим государством-экспортером, занимая второе место в мире после США. Ее экономическая мощь концентрируется в области переработки и услуг. ФРГ занимает одно из ведущих мест по экспорту готовой продукции, промышленных установок, технологии и ноу-хау. Первые четыре места в экспорте Германии заняли: автомобили, станки, химическая продукция и электротехника.

Подъем, длившийся около 8 лет, достиг наивысшей точки в 1990 г., когда темпы роста ВНП (4,5 %) оказались максимальными за последние 14 лет. Выпуск промышленной продукции увеличился на 5,2 % — самый большой прирост за все 80-е гг. Опережающими темпами расширялось производство машин и оборудования — 6 %. Выпуск потребительских товаров увеличился на 5,5 %, сырья и материалов — на 4,5 %. Среди отраслей промышленности наибольший рост был отмечен в пищевой промышленности (12,5 %). Высокими темпами развивались также общее машиностроение.

Непосредственное влияние на экономическое развитие ФРГ оказало объединение Германии.

доброжелательном отношении к этому процессу со стороны СССР, при поддержке его всеми странами — участниками формирующегося общеевропейского сообщества.

В пяти новых землях начался процесс перевода командно-административной экономики на принципы рыночного хозяйства. Правительство приняло наиболее шоковый вариант трансформации хозяйства Восточной Германии, отличный от опыта восточноевропейских реформ. К особенностям германского варианта можно отнести введение частной собственности, решительную денационализацию государственных предприятий, сжатые сроки переходного периода, обусловленные интеграцией в высокоразвитую рыночную экономику, опору на функционирующие правовую базу, государственные институты, валютно-финансо-вую систему ФРГ и др. Т.е. ГДР получила социально-экономические и политические формы организации общества сразу и "в готовом виде".

Интеграция противоположных общественно-экономических систем, каждая из которых имеет свои недостатки и преимущества, уже на первых практических шагах выявила серьезные проблемы, привела к кризису в обеих частях страны, негативным социальным последствиям, особенно тяжелым в восточных землях.

Поспешное внедрение рыночных рычагов дезорганизовало производство, десятки лет развивавшееся в условиях государственного планирования и руководства экономикой. На начало 1991 г. из 69 промышленных отраслей на уровне 1989 г. смогли удержаться лишь 3. В дальнейшем закрытие предприятий или уменьшение объемов их деятельности приняло лавинообразный характер. К середине 1993 г. сокращение общего объема промышленного производства достигло 40 %. Громадные размеры принял торговый дефицит. В целом отрицательное сальдо из-за слабого экспорта (1995 г. — 83 илрд марок) и высокого импорта (1995 г. — 311 млрд марок) составило 228 млрд при стоимости ВВП в 382 млрд марок. Поистине трагическая ситуация сложилась на рынке труда в восточных землях. Безработица, составлявшая в 1989 г. около 240 — 250 тыс. человек, к концу 1990 г. выросла до 1,4 млн человек. К 1992 г. из занятых полностью в 1989 г. на регулярной работе осталось лишь 45 %, т.е. из каждых 100 занятых в новых федеральных землях 55 потеряли свои старые рабочие места. Люди в возрасте практически утратили шансы вернуться в мир труда. 372

Рыночные преобразования потребовали гигантских капиталовложений в новых землях. Бывшая ГДР стала поистине "черной дырой" для экономики объединенной Германии. Финансовые трансферы из западной в восточную часть страны в 1991 г. составили 140 млрд марок, в 1992 г. — 152 млрд, в 1993 г. — 182 млрд марок.

Показатели экономического развития объединенной Германии в начале 90-х гг. выглядят следующим образом:

Динамика ВВП, % роста или падения

В 1993 г. вновь возрос дефицит государственного бюджета, который почти вдвое превысил запланированную цифру в 31,7 млрд марок и составил 69 млрд марок. Это привело к увеличению государственного долга до 1850 млрд марок, в то время как в начале 1990 г. он равнялся

1039 млрд марок.

Минуло уже шесть лет после объединения Германии, но ее экономика по-прежнему остается расколотой. Разрушение старого и создание нового и сегодня идут параллельно. Все еще продолжается процесс ликвидации предприятий, наблюдаются сокращение рабочих мест в старых отраслях, утрата рынков сбыта. К лету 1996 г. число безработных достигло 4,2 млн человек, т.е. 11,1 % всех трудоспособных. Вместе с занятыми на "общественно полезных работах" более 5 млн человек не имеют четких жизненных перспектив.

Немцы переживают кризис, но прогнозы на перспективу предсказывают Германии твердое место в ведущей группе экономических гигантов и в XXI в. По оценкам швейцарского Института развития управления, в 20 —30-е гг. XXI в. Германия будет вместе с США, Японией и Китаем в передовом отряде стран, располагающих самыми современными технологиями. Высокая квалификация рабочих, производительность труда, сравнимая только с японской, высокое качество производимых на Рейне и Эльбе товаров — очень весомые аргументы в пользу благоприятных экономических перспектив объединенной Германии.

 



Последнее обновление 07.02.11 15:32
 
 
Top! Top!