Шпаргалки по "Экономическая история зарубежных стран" |
Добавил(а) Administrator |
25.01.11 12:18 |
Страница 14 из 16
№ 56. Мировой эк. Кризис 1929-1933. Мировой экономический кризис в Англии начался с некоторым опозданием, и это было вызвано тем, что в предкризисное время английская промышленность развивалась крайне медленно и к началу кризиса едва достигла довоенного уровня. Наибольшей глубины кризис достиг весной 1933 г., когда производство упало на 23 % от уровня 1929 г. Кризис наиболее сильно поразил старые отрасли промышленности Англии. Сократилась добыча угля. Если в 1929 г. ее было добыто 258 млн. т, то в 1933 г. — 208 млн. т. Пострадала от кризиса металлургия: производство чугуна с 7,59 млн. т в 1929 г. упало до 3,75 млн. т в 1932 г. По выплавке чугуна кризис отбросил Англию на 70 лет назад. Резко сократилась выплавка стали — с 9,36 млн. т в 1929 г. до 5,2 млн. т в 1931 г. Английское судостроение пострадало еще больше. Если в 1929 г. торговых судов было построено общей вместимостью 1522 тыс. т, то в 1933 г. только 133 тыс.т. Сократилось торговое судоходство Англии. С 1929 до 1934 г. вместимость торговых судов Англии сократилась на 2,34 млн. т. Кризис охватил и сельское хозяйство. Цены на сельскохозяйственные продукты в Англии за 1930 — 1932 гг. упали на 34 %, что привело к резкому сокращению сельского хозяйства страны. Страны, продававшие на английском рынке продукты по демпинговым ценам, покрывали убытки путем повышения цен на эти продукты на своих внутренних рынках. Новозеландское масло, например, продавалось в Англии по значительно более низким ценам, чем в Новой Зеландии. Французская мука продавалась в Лондоне за треть цены, которую уплачивали за нее французские потребители. "Англия между 1927 и 1931 гг. по существу стала демпингомой площадкой для сбыта излишков продовольствия со все-го мира", — писал английский- историк К. Маррей. Мировая торговля упала примерно на 2/3. Английский экспорт, составлявший 729,3 млн. ф.ст. в 1929 г., сократился до 365 млн. ф.ст. в 1932 г. В 1931 г. разразился острый финансовый кризис, вызвавший обесценение фунта стерлингов и отказ Англии от золотого паритета фунта. Следствием свертывания промышленности, сельского хозяйства и торговли была безработица. Если в 1930 г. безработным являлось 16,8 % населения Англии, то в 1932 г. - 25,5 %. Центр угольной промышленности — Уэльс, текстильной — Ланкашир, район судостроительной промышленности на реке Клайд, важный угольный район Нортумберленд-Дарем, а также ряд других центров английской промышленности превратились в "районы депрессии". Безработица в таких районах была намного выше, чем в среднем по стране. Если по всей Англии безработица выросла с 1929 по 1932 г. с 10,6 до 22,2 %, то в Уэльсе за это же время — с 20 до 37,5 %. В официальных докладах, опубликованных государственными органами в ноябре 1934 г., о положении в "районах депрессии" говорилось, что "целые города, расположенные в этих районах, практически обезлюдели". Весной 1931 г. предприниматели заявили о снижении заработной платы рабочим машиностроительной промышленности, сельского хозяйства, красильщикам, гончарам, докерам и многим другим. К началу экономического кризиса у власти в Англии стояло второе лейбористское правительство. Пути выхода из кризиса оно стало искать в усилении элементов государственного вмешательства в экономику и социальные отношения. Еще до наступления кризиса правительство образовало специальное министерство "по борьбе с безработицей". Министерство предложило следующую программу: а) переселение из "районов депрессии" в сельскую местность и в менее пострадавшие промышленные районы и доминионы; б) организацию общественных работ. Однако реализация этой программы существенных результатов не дала, так как работы на новых местах не всем хватало, а ассигнованных средств для создания новых рабочих мест было крайне недостаточно. В феврале 1930 г. парламент принял закон, несколько улучшивший систему страхования по безработице. В частности, возраст лиц, имевших право на получение пособия, был снижен до 15 лет, а само пособие подросткам увеличено. Однако уже в августе 1931 г. парламент принял закон, пересмотревший выдачу страховых сумм. По новому закону права на получение пособия были лишены следующие категории безработных: сезонные рабочие, лица без непрерывного стажа работы, занятые неполный рабочий день, замужние женщины. Общая "экономия" должна была составить около 5 млн. ф.ст. Однако эта мера не дала желаемых результатов, и весной 1931 г. ухудшилось финансовое положение Англии. Началось "бегство от фунта". Золото во все больших количествах уходило из Англии. В январе —марте 1931 г. отлив золота из Англии составил 7 млн. ф.ст., в июле —сентябре — 34 млн. ф.ст. При этом Франция изъяла золота на 25,5 млн. ф.ст., крупные суммы были изъяты Бельгией, Голландией и Швейцарией. Золотой запас страны таял. Для решения данной проблемы в марте 1931 г. правительство создало специальную комиссию по "национальной экономии" во главе с крупным банкиром Дж. Мэем. Программа выхода из сложной финансовой ситуации предлагала покрыть предполагаемый дефицит государственного бюджета в 120 млн. ф.ст. за счет экономии на пособиях по безработице и на жалованье государственных служащих. Опубликование данной программы привело к правительственному кризису и его отставке. Созданное новое "национальное правительство", куда вошли консерваторы, национал-лейбористы и национал-либералы, вновь возглавил Макдональд. Правительство пыталось исправить положение путем займов в США и Франции, однако полученные деньги (50 млн. ф.ст.) быстро растаяли, а чтобы получить новый заем, нужно было выполнить условие — принять программу Дж.Мэя. Таким образом "национальное правительство" приступило к реализации "программы". Макдональд призвал "народные массы" "затянуть потуже пояса" и снизил свой премьерский оклад на 20 %, король сократил свой "частный доход" на 10 %. Пособия безработным были сокращены на 10 %, а в ноябре 1931 г. был введен в действие новый закон о "проверке нуждаемости" , запрещавший выдачу пособий тем безработным, кто находился на иждивении семьи. Осенью 1931 г. было проведено сокращение жалованья государственным служащим, прежде всего учителям и военным морякам. Следующей мерой правительства была отмена в сентябре 1931 г. золотого стандарта фунта стерлингов, что привело к обесцениванию бумажного фунта. В сентябре 1931 г. курс фунта составил 93 % старого паритета, в декабре — 69,3 %. Вскоре за фунтом началось падение курсов валют Швеции, Норвегии, Дании, Ирландии и других стран. Результатом обесценивания фунта стерлингов, улучшившего положение английских товаров на мировых рынках, явилось увеличение доли Англии в мировом экспорте с 9,4 % в 1931 г. до 10,9 % в 1932 г. С целью укрепления позиций английской валюты в 1931 г. был создан стерлинговый блок, куда входили Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Португалия, Греция, Аргентина, Бразилия, Колумбия, Парагвай, Боливия, Та- i иланд, Иран и Египет. Входившие в стерлинговый блок страны фиксировали курсы своих валют в соответствии с курсом английского фунта, их валютные резервы хранились в основном в Лондоне, расчетной единицей в торговле между странами блока являлся английский фунт. Стерлинговый.блок давал возможность английскому фунту обслужить 40 — 50 % мирового товарооборота. Следующим шагом в укреплении положения Англии на мировом рынке стал парламентский акт 1931 г., который предусматривал, что ни один закон английского парламента не будет применяться в доминионах без формального согласия последних. Законы, принятые доминионами, не нуждались в утверждении английского парламента. Этот акт вошел в историю как Вестминстерский статут. Он отменил закон 1864 г., по которому английский парламент имел право отменить любой закон, принятый в колониях и доминионах, т.е. юридически закрепил суверенитет доминионов. Еще одной важной мерой, защищавшей внутренний рынок Англии от внешней конкуренции, было введение протекционизма. Протекционистские тарифы оградили внутренний рынок от наплыва иностранных товаров и создали более благоприятные условия для реализации товаров отечественного производства. Еще с 1931 г. начали вводиться временные протекционистские меры, которые в феврале 1932 г. были заменены законом об импортной пошлине. Закон вводил 10%-ную пошлину на все ввозимые товары. Исключение предусматривалось лишь в отношении незначительного количества товаров, главным образом сырья и сельскохозяйственных продуктов, которые ввозились без обложения пошлиной или по сниженной пошлине. Практически это относилось только к странам Британской империи. В частности, на Оттавской конференции в августе 1932 г. между Англией и доминионами был подписан договор, по которому Англия обязалась допускать на свой рынок без обложения пошлинами многие товары доминионов. Это означало беспошлинный допуск 80 % всего ввоза из стран империи Е Англию. Остальные 20 % должны были облагаться незначительными пошлинами. Кроме того, Англия обязалась ввести новые пошлины или повысить старые на ряд товаров, ввозимых из других стран с тем, чтобы аналогичные товары доминионов оказались в преимущественном положении на английском рынке. В соответствии с этим обязательством пошлины на масло, яйца, различные фрукты были подняты на 15 — 20 %, а другие товары, такие как пшеница, льняное семя, медь, ранее не облагавшиеся, теперь были обложены пошлинами. Англия обязалась сохранить 10%-ную пошлину на большое количество иностранных товаров, причем аналогичные товары из доминионов должны были допускаться беспошлинно. Кроме того, Англия обязалась ограничить ввоз мяса из других стран с тем, чтобы доминионы могли увеличить в нее свой экспорт мяса. Были сохранены на длительный срок преференциальные пошлины на табак, кофе и некоторые другие товары. Уступки доминионов сводились к обязательному сокращению пошлин на английские товары и допуску ряда английских товаров беспошлинно. Результатом Оттавских решений было увеличение торговли Англии со странами империи. Закон об импортной пошлине давал возможность правительству увеличивать ее размеры до 100 % стоимости на товары тех стран, которые применяли дискриминационные меры к товарам, производимым в Британской империи. Непосредственным результатом принятия закона об импортных пошлинах было сокращение английского импорта в 1932 г. на 100 млн. ф.ст., в 1933 г. еще на 7 млн. (р.ст., что содействовало улучшению платежного баланса Англии. Введение протекционизма сыграло положительную роль в развитии английской экономики, так как теперь внутренний рынок был защищен от конкуренции со стороны товаров других стран. Введя протекционизм, Англия могла навязывать другим странам, заинтересованным в английском рынке, более выгодные для себя условия торговых договоров. Так, в 1933—1938 гг. она заключила с рядом стран такие торговые договора, которые обеспечивали в этих странах монопольное положение для английских товаров. Дания, например, взяла на себя обязательство покрывать за счет импорта из Англии 80 % своей потребности в угле, чугуне и стали. Мировой экономический кризис вынудил Англию, Францию, США и другие страны вернуться к вопросу о выплате Германией репараций. Мировой экономический кризис и последовавшее за ним оживление содействовали дальнейшей концентрации английской промышленности. крупных заводах, имевших свыше 1000 рабочих, было занято более 2/5 рабочих этой отрасли промышленности. В автомобильной промышленности на долю таких же предприятий приходилось 58 % рабочих, в электротехнической — 60, в авиационной — 76,5 %. Значительной степени концентрации достигло английское судостроение, где свыше 2/5 рабочих было занято на крупных предприятиях. В химической промышленности более 1/3 рабочих было занято на предприятиях с числом рабочих от 500 и более. Ряд английских монополий в годы кризиса подвергся реорганизации. Многие монополии значительно расширили сферу своей деятельности. Если в черной металлургии, например, в 1930 г. 20 фирм контролировали 70 % производства чугуна и стали, то после кризиса уже не более десяти фирм контролировали около 3/4 всего металлургического производства. Определенную выгоду извлекла английская буржуазия из изменения конъюнктуры мирового капиталистического рынка. Снижение цен на сырье в результате кризиса было значительно большим, чем на промышленную продукцию. Это позволило Англии в 1932 — 1937 гг. вдвое увеличить стоимость своего экспорта, хотя он и оставался на 29 % ниже уровня 1929 г. За этот же период удалось наполовину сократить дефицит платежного баланса, однако полностью избавиться от него Англия не смогла. После кратковременного оживления в середине 1937 г. в Англии разразился очередной циклический кризис. Экономический кризис 1937 г. развивался неравномерно и охватил не все капиталистические страны. Кризис поразил главным образом экономически мощные страны, которые к этому времени еще не перевели свои экономики на военные рельсы. В Англии кризис привел к некоторому сокращению многих отраслей хозяйства. Добыча угля в 1938 г. по сравнению с 1937 г. сократилась на 5,64 %, производство чугуна — на 20,3, стали — на 19,9 потребление хлопка — на 20,2, судостроение — на 16,2 %. Кризис затронул и внешнюю торговлю Англии: английский экспорт уменьшился на 9,9 %, импорт — на 9,8 %. В результате кризиса выросла безработица. Если в 1937 г. не имело работы 10,8 % всех застрахованных рабочих, то в 1938 г. этот процент поднялся до 13,1. Осенью 1939 г. развитие экономического кризиса было прервано второй мировой войной. В годы, предшествовавшие второй мировой войне, Англия продолжала отставать в области экономики от других ведущих держав мира. Ее отставание объяснялось не только сравнительно быстрым развитием промышленности других стран, но и упадком, который переживала английская-экономика в период между двумя мировыми войнами. Техническая и организационная отсталость английской промышленности вызывала большое отставание в области производительности труда. Так, мощность машин, приходившихся в США на одного рабочего, в 2—3 раза превышала мощность машин, приходившихся на одного английского рабочего. Сельское хозяйство Англии накануне второй мировой войны развивалось в условиях, отличных от условий 20-х гг. Введение протекционизма в 1931 — 1932 гг. явилось положительным фактором для английского сельского хозяйства. Поскольку протекционистские меры не распространялись на многие сельскохозяйственные продукты, ввозившиеся в Англию из стран Британской империи, английские фермеры оказались менее защищенными от иностранной конкуренции, чем английские промышленники. Поэтому наряду с протекционистскими мероприятиями правительство широко применяло метод субсидирования сельского хозяйства с целью содействия его развитию. К середине 1939 г. гарантированные цены в том или ином виде были установлены на все основные продукты английского сельского хозяйства: молоко, мясо, пшеницу, овес, сахарную свеклу и др. Государственные субсидии составляли до 8 % стоимости товарной продукции сельского хозяйства. Все эти меры положительно сказались на состоянии сельского хозяйства, но их было недостаточно для того, чтобы вызвать расширение сельского хозяйства в масштабах, отвечавших потребностям страны. Развитие сельского хозяйства тормозилось тем обстоятельством, что зарплата и этой отрасли была ниже, чем в других, что вызывало отлив рабочей силы из сельского хозяйства. Число лиц, занятых работой на фермах в Англии, за 20-е и 30-е гг. сократилось на 30 %, площадь пахотной земли — на 25 %. Вместе с тем за счет применения техники, повышения культуры земледелия объем сельскохозяйственной продукции за эти 20 лет несколько увеличился. Однако увеличение было незначительным, и Англия накануне второй мировой войны удовлетворяла за счет сельского хозяйства лишь около 30 % потребности страны в продовольствии. Процент обеспеченности отечественными продуктами варьировал в зависимости от их вида. Потребности страны в свежем молоке удовлетворялись за счет местного производства на 100 %, в картофеле – на 94 %, в мясе – на 51 %. Перед 2-й мировой войной в стране не было фактически ни одного вида с/х производства. Промышленный подъем произошел в 1939 г.
№ 57. Эк. политика правительства У. Черчилля. К началу 50-х гг. правительству лейбористов удалось в основном восстановить экономический потенциал страны, несмотря на потери во второй мировой войне и утрату колоний. Однако лейбористам не удалось выполнить предвыборные обещания в социальной области и поэтому после очередных выборов к власти в стране пришли консерваторы. • Новое правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1951 г., возглавлял У.Черчилль. Основными направлениями экономической политики нового правительства были следующие: 1) частичная денационализация отраслей промышленности; 2) стимулирование образования крупных монополистических объединений; 3) структурная перестройка экономики под влиянием НТР и соответственно изменение финансовой политики; 4) создание экономического союза ряда европейских государств под эгидой Англии с целью сохранения независимого положения в мире; 5) техническое переоснащение армии. В 50-е гг. экономическое развитие Англии ускорилось. Так, если в 1931 —1938 гг. среднегодовой темп роста валового внутреннего продукта составил 1,75 %, а промышленного производства — 2,7 %, то в 50-е гг. он поднялся соответственно до 2,7 и 3,3 %. Послевоенные десятилетия характеризовались отсутствием столь глубоких и длительных кризисов, как в довоенные годы. Изменения в характере циклического развития повлекли за собой повышение общего уровня занятости. По сравнению с довоенным периодом число безработных в 50-е гг. сократилось, их доля в экономически активном населении колебалась от 1,2 до 2,6 %. В основе некоторого ускорения темпов роста хозяйства Англии в 50-е гг. лежали благоприятные экономические политические факторы, общие для всех индустриальных стран. Это прежде всего влияние научно-технической революции, которая в условиях распада Британской колониальной империи и отставания Англии от соперников потребовала изменения во многом устаревшей структуры хозяйства, также крупного перераспределения капиталовложений. В 1951 г. правительство консерваторов в соответствии с предвыборной программой провело частичную денационализацию черной металлургии. Этот акт объяснялся тем, что в результате крупных капиталовложений, произведенных за счет государства, черная металлургия смогла вновь стать прибыльной для монополий. Одновременно возрастала централизация капитала. Ведущее положение по своим огромным финансовым ресурсам и постоянно увеличивавшейся сумме получаемой прибыли Занимала небольшая группа гигантских монополий, принадлежащих 100 богатейшим семействам Великобритании. Концерн "Империал кэниг индастрис (ИКИ), образованный в 1926 г., по размерам своего основного и оборотного капитала уступал лишь американскому концерну "Дюпон" , с которым его связывали тесные узы. Концерну принадлежали в Англии более 100 заводов и фабрик, на которых было занято около 120 тыс. рабочих к служащих. Кроме того, ИКИ имел 128 дочерних компаний в 48 капиталис тических странах и прямо или косвенно участвовал во многих фирмах. ИКИ по существу являлся полным монополистом в английской химической промышленности. На его заводах выпускались удобрения, серная кислота, синтетические красители, искусственные и синтетические волокна, химическое и огнестрельное оружие, специальное горючее. На долю этого концерна приходилась 1/3 мировой торговли взрывчатыми веществами. ИКИ участвовал в развитии атомной промышленности Великобритании. Могущественными монополиями являлись нефтяные концерны "Ройял Датч-Шелл" и "Бритиш петролеум" (бывшая Англо-Иранская нефтяная компания). Так, в конце 50-х гг. сумма продаж "Ройял Датч-Шелл" составляла 6,5 млрд дол. в год. На предприятиях этого концерна было занято 250 тыс. человек. Процесс концентрации и централизации капитала сопровождался волной слияний и поглощений, и все большую роль в этом процессе играли крупные банки и страховые компании. Наибольшим влиянием в Англии пользовалась "большая пятерка" банков, в состав которой входили "Миндлендбанк", "Барклейз банк", "Ллойде банк", "Вестминстер банк" и "Нэймил провинциал банк". "Большой пятерке" принадлежало более 85 % всех банковских активов Великобритании. Очень большое значение в накоплении капитала и финансировании хозяйства страны имели страховые компании. В руках крупных страховых компаний "Эллайен", "Личэл энд дженерал" и др. находилось большое количество акций монополий электротехнической, химической, металлургической и других отраслей промышленности. В свою очередь крупнейшие страховые компании тесным образом были связаны с банками "большой пятерки" и банками других стран мира. Для того чтобы оказывать воздействие на политику правительства, крупнейшие монополии объединялись в союзы предпринимателей. Так, Конфедерация британской промышленности объединяла 6000 фирм. Представители крупного капитала входили в состав консервативных кабинетов и таким образом оказывали непосредственное влияние на разработку экономических программ и государственное финансирование. Предыдущее правительство лейбористов проводило широкие социальные программы, благодаря которым произошел рост заработной платы и увеличилось потребление, а также изменилась структура потребления из-за раз- вития потребительского кредита. В итоге повысилась доля товаров длительного пользования, расходов на содержание и ремонт жилья и автомобилей. Такой повышенный спрос вызвал инфляционный рост цен и дефицит платежного баланса страны. Проблему дефицита платежного баланса страны консервативный кабинет пытался решать путем косвенного регулирования платежеспособного спроса населения, получившего название политики "стой-иди". Так, в 1957 г. правительство провело масштабные операции на рынке государственных ценных бумаг с целью резкого повышения уровня банковского процента. Однако желаемого результата, т.е. сокращения производства и соответственно уменьшения потребления привозного сырья, а также "сжатия" емкости внутреннего рынка и снижения потребления продовольствия в стране данные операции не дали. Достичь более здорового торгового и платежного баланса так и не удалось. В 50-е гг. в отраслевой структуре промышленности Великобритании первое место занимало машиностроение, второе — металлургия и металлообработка, третье — пищевкусовая, четвертое — текстильная отрасль. По техническому оснащению и технологии производства английская промышленность намного отставала от индустрии США, ФРГ, а в некоторых случаях — и Японии. Научно-техническая революция, ускорив сдвиги в структуре экономики, привела к дальнейшему уменьшению значения получивших гипертрофированное развитие в стране "традиционных" отраслей. В связи с начавшейся научно-технической революцией модернизировались существовавшие предприятия и строились новые, которые оснащались на основе последних достижений науки и техники. Сооружение новых автомобильных, электронных, авиационных, химических, нефтеперерабатывающих заводов велось главным образом на юго-востоке страны и в Западном Мидленде, где сложились многочисленные кадры квалифицированных рабочих и инженеров, было расположено большое число смежных предприятий, крупных научно-исследовательских институтов и находились управленческие центры монополий. Это были наиболее индустриально развитые районы Великобритании, однако были и районы, экономика которых оказалась в крайне тяжелом положении. Особенно много таких бедствовавших районов было в Шотландии, Северной Ирландии, Уэльсе и на северо-восточном побережье Англии, где жило в общей сложности свыше 10 млн. человек, т.е. около 1/5 всего населения Великобритании. Происходившие в промышленности структурные изменения привели к упадку ряда отраслей, которые были сконцентрированы именно в бедствовавших районах. Так, в Шотландии одна за другой закрывались угольные шахты, прекратили существование предприятия, вырабатывавшие жидкое горючее из сланцев. Сталелитейная промышленность работала всего на 60 % своей мощности. В трудном положении оказались судостроительные и судоремонтные верфи. В Северной Ирландии сворачивалась работа текстильной промышленности, в результате изменений в технологии и организации производства сократилось число работавших на самолетостроительных заводах. Механизация сельского хозяйства, игравшего важную роль в экономике Северной Ирландии, оставила без работы большое количество сельскохозяйственных рабочих. В Южном Уэльсе десятками закрывались угольные шахты и десятки тысяч шахтеров пополняли ряды безработных. Закрытие большого количества шахт было вызвано резким сокращением вывоза угля за границу: с 41 млн т в 1937г. до 6,8 млн т в начале 60-х гг. и постепенным вытеснением угля газом, нефтепродуктами и атомной энергией. Уменьшение вывоза угля отрицательно сказалось на состоянии торгового и платежного баланса Великобритании. Совершенствование структуры хозяйства в Великобритании затруднялось тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций — до 10 % от суммы внутренних капиталовложений — вывозилась за границу. И это несмотря на то, что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных государствах. Формирование новых хозяйственных пропорций наталкивалось на сопротивление той части буржуазии, которая обогащалась за счет эксплуатации природных ресурсов развивающихся стран и различного рода торговых и финансовых посреднических операций. Изменения в мирохозяйственных связях в послевоенный период обнаружили уязвимость внешнеэкономических позиций Англии, выявили относительно низкую конкурентоспособность многих ее товаров. Для Великобритании проблема "поиска нового места" в международном разделении труда приобрела гораздо большее значение, чем для ее конкурентов. Так, образовав в 1957 г. "Общий рынок", Франция, ФРГ; Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург поставили перед собой задачу создать наиболее благоприятные условия торговли и противостоять усилившейся конкуренции со стороны США и Японии. В то время Англия отказалась войти в объединение, так как считала, что сумеет самостоятельно противостоять возраставшей конкуренции мировых держав. Выступая в палате общин в ноябре 1956 г., министр финансов Г.Макмиллан заявил: "... Что бы мы ни думали по поводу этой проблемы, мы, я полагаю, единодушны в убеждении, что для Соединенного королевства нет никакого смысла вступать в такой таможенный союз... Я не думаю, что палата общин когда-либо согласится с планами нашего вступления в "Общий рынок". Чтобы противостоять ЕЭС, Англия создала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объединив под своим руководством не вошедшие в ЕЭС Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию. Соответствующие соглашения между странами были подписаны в Стокгольме в январе 1960 г. "Зона свободной торговли" несколько отличалась от "Общего рынка". В частности, были сохранены прежние таможенные тарифы в торговле с государствами других районов. Созданная Англией организация не сумела предоставить наиболее благоприятные условия для английских товаров, и в последующие годы Англия предпринимает шаги к вступлению в "Общий рынок". Так, уже в 1961 г. проводились переговоры о вступлении в ЕЭС, однако Англии пришлось пройти достаточно долгий путь, чтобы стать равноправным партнером в "Общем рынке". В 50-е гг. английская экономика испытывала определенные трудности, связанные с демографической ситуацией и проблемами подготовки специалистов. Медленно росла численность населения. Рождаемость в 1,6—2 раза уступала уровню конца прошлого века и первых двух десятилетий двадцатого. В 1953 — 1958, 1958—1963 гг. среднегодовой темп роста населения составлял в Англии соответственно 0,4 и 0,7 %, в СШД - 1,7 и 1,6 %, в ФРГ - 1,2 и 1,3 %. Неблагоприятно менялась и возрастная структура населения. Медленно росла группа населения, принадлежавшая к трудовым возрастам. Сказались низкая рождаемость в начале 50-х гг. и повышение продолжительности жизни. Рост населения детского и пенсионного возраста усложнял задачи, вставшие перед государством, прежде всего в том, что потребовал увеличения расходов на социальную инфраструктуру, образование, здравоохранение и т.д. Научно-техническая революция потребовала обеспечения производства квалифицированными работниками. В условиях ослабления экономических позиций страны в мире и развертывания научно-технической революции старый технический опыт оказался недостаточным, отраслевая и квалификационная структура занятости уже не в полной мере отвечала новым требованиям производства и конкурентной борьбы. Из всех главных промышленных стран Англия имела самый низкий показатель уровня образования. 80 % населения завершило учебу в 15-летнем возрасте, и только 15 — 17 % 18-летних продолжали обучение в высшей школе. В США эта доля составляла 42 %. Отсюда сложилась противоречивая ситуация на рынке труда: с одной стороны, существовал избыток малоквалифицированных работников, с другой — ощущался недостаток рабочих со специальной технической подготовкой. Несоответствие структур спроса и предложения рабочей силы по специальностям, квалификациям и отраслям сковывало мобильность рабочей силы и бесспорно служило одной из причин, сдерживавших рост производства в Англии. Значительное влияние на экономику Великобритании в 50-е гг. оказывала политика милитаризации и гонки вооружений, проводившаяся консерваторами. Англия стала участником военных блоков НАТО, СЕНТО и СЕАТО, ее военные базы располагались на Кипре, в Южной Аравии, Малайзии, она принимала участие в ряде колониальных войн. По объему военных расходов и степени милитаризации экономики Англия занимала второе место в мире после США. В вооруженных силах и военных отраслях промышленности было занято около 1,8 млн. человек, т.е. примерно 8 % экономически активного населения страны. На военные цели шло до 14 % всей продукции машиностроения, более 20 % — судостроения. Из 300 тыс. рабочих авиационной промышленности половина была занята производством военных самолетов и управляемых снарядов. На военные нужды шла большая часть продукции электронной промышленности и атомных заводов. От половины до 2/3 всех средств, ассигнованных на научно-исследовательские работы в Англии, направлялись на исследования военного назначения. Примерно 1/3 всех научных работников страны была занята созданием новой военной техники. Подводя итоги экономического развития страны во второй половине 40-х и в 50-е гг., следует отметить, что в целом экономика Великобритании развивалась в общем русле европейских держав, однако по темпам развития уступала ФРГ, США, а затем и Японии. Утрата колониальной империи болезненно отразилась на экономике страны, а начавшаяся эпоха НТР потребовала перемен в традиционной структуре производства. Значительных средств требовали большие военные расходы и начавшееся в 50-е гг. техническое переоснащение армии, повлекшие сокращение социальных программ. Все это создавало дополнительные трудности в управлении страной для консервативного правительства, стремившегося к возврату роли мирового лидера для Великобритании.
№58.Противоречия хозяйственного развития в 60—70-е гг. Накануне выборов 1964 г. лейбористы обещали провести в жизнь программу социальных реформ: национализировать литейную промышленность, уменьшить цены на землю, восстановить контроль над квартирной платой, осуществить некоторые мероприятия в области культуры, науки, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Однако, придя к власти в октябре 1964 г., правительство Г.Вильсона стало на путь "партнерства" с крупными монополиями. Так, в августе 1966 г. через парламент был проведен закон о ценах и доходах, означавший замораживание заработной платы рабочих и служащих в условиях роста стоимости жизни и ограничения прав профсоюзов. Цены, квартирная плата, транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 г. Правительство ввело дополнительные налоги, в том числе и на потребительские товары. Были сокращены ассигнования на социальные нужды. Правительство лейбористов поощряло концентрацию банковского и промышленного капитала. В конце 60-х гг. в Великобритании впервые возникли монополии, капитал которых превысил 1 млрд. ф.ст. В 1969 г. из 20 крупнейших в Западной Европе частных компаний 8 были английскими. Наиболее высокий уровень концентрации производства наблюдался в военно-промышленном комплексе, новых видах производства, ряде отраслей обрабатывающей промышленности, а также в отраслях, работавших на экспорт. Если среднегодовое число слияний в 1954 — 1958 гг. составляло 292, то в 1960 — 1969 гг. оно поднялось до 794, а в 1972 г. крупные монополии поглотили 1700 более мелких компаний. Осенью 1968 г. произошло самое крупное в истории английской промышленности слияние "Дженерал электрик" с "Инглиш электрик" в одну сверхмощную компанию с активом в 900 млн ф.ст., на предприятиях которой работало более 250 тыс. человек. В том же 1968 г. на базе объединений ряда компаний возникла гигантская монополия по производству электронно-вычислительных машин — "Интернэшнл компьютере". В результате слияний число акционерных компаний в обрабатывающей промышленности уменьшилось за период 1961 — 1970 гг. на 1/3. Значительное воздействие на рост английских монополистических объединений, умножение их размеров и мощи оказывала научно-техническая революция. В наибольшей степени это относилось к новым и наиболее передовым в техническом отношении отраслям экономики, так как издержки, связанные с проведением исследований и разработок, настолько были значительны, что они оказывались посильны только мощным трестам или государственным компаниям. Английский капитал присутствовал в ряде крупнейших международных монополий, в частности в англо-голландском нефтяном гиганте "Ройял Датч-Шелл" с годовым оборотом в 4 млрд ф.ст. С неменьшим размахом действовал другой англо-голландский сверхтрест "Юнивелер" с ежегодным оборотом в 2,6 млрд ф.ст. Это была самая мощная в мире маргариновая и мыловаренная монополия, контролировавшая 7/8 производства мыла и маргарина в странах Западной Европы и 1/4 производства мыла в США. На ее предприятиях, разбросанных более чем в 100 странах, работало 320 тыс. рабочих и служащих. Хотя в связи с распадом британской колониальной империи роль колониально-сырьевых монополий, представлявших большую группу, заметно снизилась, тем не менее они остались еще значительной силой в экономике страны. Эти колониально-сырьевые монополии сосредоточили в своих руках подавляющую часть английских заграничных капиталовложений, размещенных на предприятиях по добыче благородных металлов, олова, меди, цинка, свинца, на плантациях каучука и тропических культур. Ряд крупных английских фирм глубоко внедрились в страны Западной Европы. Например, "Бритиш лейланд мотор корпорейшн" стала одной из самых крупных автомобилестроительных компаний в Европе, на предприятиях которой работало до 180 тыс. человек в Англии и других странах. На ее долю приходилось почти половина английского машиностроения. Именно крупные монополии, стремившиеся еще глубже проникнуть в экономику стран Западной Европы, являлись наиболее активными сторонниками участия Англии в "Общем рынке". В Великобритании процесс концентрации охватил не только производство, но и банковскую систему. Знаменитая "большая пятерка" в 60-е гг. превратилась в "четверку": "Вестминстер банк" слился с "Нэймил провинциал банк". Английские банки вели широкие международные операции. Всего 8 английских банков в 60 —70-е гг. распоряжались всеми активами страны. В 1970 г. они располагали капиталом в размере 10,4 млрд ф.ст. Процесс монополизации охватил буквально все отрасли английской экономики, в том числе и принадлежавшие государству. Так, в угольной промышленности вся добыча была сосредоточена в руках одной государственной компании "Национальное управление угольной промышленностью", а производство стали — "Бритиш стил корпорейшн". Одна электроэнергетическая компания производила 90 % всей национальной электроэнергии. На долю "Дженерал электрик энд Инглиш электрик" приходилось 90 % всех локомотивов, 50 % турбогенераторов, а также 50 % электроники военного и промышленного назначения. "Интернэшнл компьютере" контролировал почти половину английского производства ЭВМ. Две крупные фирмы выпускали 80 % производимых в Англии тракторов. Бурно развивавшийся процесс сращивания банковского и промышленного капитала, их тесное взаимодействие и переплетение привели к образованию в Англии гигантских финансовых консорциумов, которые контролировали большую часть промышленности, кредита, транспорта, торговли и сферы услуг. Английское правительство оказывало всемерное содействие укреплению монополий. В частности, крупным компаниям предоставлялись налоговые льготы, дешевые кредиты, субсидии. Государство было инициатором создания Корпорации по реорганизации промышленности (КРП) с фондом в 150 млн ф.ст. При непосредственном ее содействии и финансировании проходили все крупные слияния в 1966 — 1970 гг. Процесс образования гигантских монополий шел в русле экономического развития и позволял легче устранять конкурентов. По расходам в области вооружения Великобритания занимала второе место в мире и первое в Западной Европе. Продолжала отставать Англия в области капиталовложений в национальную промышленность. Так, в 1970 г. вложения в английскую промышленность были на 2,5 % больше, чем в 1969 г., в 1971 г. они были ниже предшествующего года на 0,6 %, а в 1972 г. их рост составил всего 1,0 %. В одном из выступлений министра финансов А.Барбе-ри в феврале 1972 г. прозвучала следующая оценка состояния экономики Англии: "В течение уже многих лет, независимо от характера правительства, стоящего у власти в стране, экономика Англии представляет весьма печальную картину. Медленные темпы роста, хронический дефицит торгового баланса, неожиданно быстрый рост инфляции, низкий уровень капиталовложений, понижающаяся доля в мировой торговле и, наконец, постоянное ухудшение отношений в промышленности". Одной из мер, способной помочь явно "больной" экономике Англии, было решение правительства о вступлении в "Общий рынок", правда, добиться этого оказалось не так просто. И главным противником принятия Англии в ЕЭС была Франция. После того как созданная Великобританией ЕАСТ оказалась бессильна в конкуренции с "Общим рынком", консервативное правительство Микмиллана летом 1961 г. решило вступить в ЕЭС. Переговоры о зступлении продолжались с перерывами 14 месяцев и закончились неудачей для Англии. В конце 1966 г. под давлением крупнейших монополий страны правительство начало второй тур переговоров, однако и эта попытка оказалась безуспешной. И только консервативному правительству Э. Хита вскоре после прихода к власти удалось приступить к третьему туру переговоров, который в 1973 г. закончился положительно для Великобритании, — она была принята в ЕЭС. Англии пришлось пойти на значительные уступки, чтобы попасть в эту организацию. Так, по условиям приема в течение ряда лет должен был проходить процесс приобщения Англии к экономике "Общего рынка". Переходный период для промышленности составлял 4,5 года. Существовавшие пошлины на промышленные товары в торговле между Англией и шестью членами ЕЭС должны были сокращаться постепенно, в пять этапов, по 20 % на каждом этапе. Включение Англии в единый сельскохозяйственный рынок должно было осуществляться в течение пяти лет. После вступления в ЕЭС Англия должна была приобщиться к более высоким ценам на сельскохозяйственную продукцию. Английская сторона взяла на себя обязательство пересмотреть свои важнейшие торговые соглашения со странами Содружества применительно к требованиям стран "шестерки". Лондону пришлось уступить в таком существенном вопросе, как валютно-финансовый. В частности, согласиться на то, чтобы отказаться от фунта стерлингов как резервной валюты. Должны были возрасти и взносы в бюджет ЕЭС со 100 млн ф.ст. в 1973 г. до 300 млн ф.ст. в 1980 г. Однако и это, несомненно, чрезвычайно важное событие в экономической жизни Великобритании не спасло консервативное правительство и на досрочных выборах в 1974 г. консерваторы потерпели поражение. Лейбористское правительство в своем предвыборном манифесте провозгласило своей целью создать "более честное, более демократическое и социально-справедливое общество". Была разработана программа, предусматривавшая национализацию ряда важных промышленных отраслей, установление государственного контроля за разработкой нефтяных ресурсов в Северном море, сокращение военных расходов, пересмотр условий участия Англии в "Общем рынке". Придя к власти, лейбористы начали реализацию своей программы с ряда социальных мер. В частности, был отменен антипрофсоюзный закон, проведенный предыдущим правительством консерваторов, повышены пенсии престарелым, заморожено повышение квартирной платы. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия по выводу экономики из тяжелого финансового положения в 70-е гг., практически ничего не менялось. На экономику давил груз накопившихся экономических проблем, разрешить которые можно было путем изменения радикальным образом экономической и политической стратегии развития. Правительство лейбористов оказалось не в состоянии разрешить эти проблемы. Состояние экономики особенно ухудшилось в связи с мировым энергетическим кризисом 1973 г., когда резко возросли цены на нефть, а ведь Великобритания была одним из крупнейших импортеров арабской нефти. Усугубил экономические трудности очередной циклический кризис 1975 г., с этого временя экономика переживала своего рода застой. Таким образом, во второй половине 60-х —70-е гг. экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и оказывали мощное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику правительства. С другой — увеличился государственный сектор, который охватывал в основном старые традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР, его продукция не могла успешно конкурировать на мировом рынке. Колоссальные расходы на социальные программы привели к появлению в обществе тенденций к "иждивенчеству", а попытки сокращения расходов вызывали бурный протест со стороны могущественного профсоюзного движения. Привычка жить "хорошо" сложилась в английском обществе, а значит, и в сознании англичан за годы существования колониальной империи, которая помогала поддерживать высокий уровень жизни в метрополии. С крахом колониальной империи Англии приходилось рассчитывать на свои силы и возможности и вот здесь была главная проблема для общества. Жестокая конкуренция со стороны США и Японии заставила Англию вступить в ЕЭС, но и этот шаг не разрешил всех накопившихся проблем. Таким образом, в 70-е гг. Великобритания превратилась в застойное общество, которое не то чтобы двигалось назад, просто все ее главные соперники быстрее уходили вперед. Система управления экономикой стала корпоративной, т.е. решения принимались путем заключения сделок между правительством, профсоюзами и предпринимателями. У них была тенденция делить экономический пирог в своих интересах. Это было общество с ориентацией скорее на производителя, чем на потребителя. Поворот в экономической политике в начале 80-х гг. "Тэтчеризм". Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, которая предложила совершенно новую экономическую программу развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватизма. Она отвергала жесткое государственное регулирование экономикой, т.е. идею кейнсианства. Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхода страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в -стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы — стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83 %; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осуществляемая медлительной и становящейся все более громоздкой бюрократией. Консервативное правительство М.Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозглашенный консерваторами возврат к "викторианским ценностям" — уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д. М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших государству отраслей промышленности. Она выступила против корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица. Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с забастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984 — 1985 гг. и печатников в 1986 г. В 1979 г. на долю национализированных отраслей промышленности приходилось 10 % валового национального продукта, и многие из этих отраслей стали символом лености и неэффективности. Как показала практика истори-ческого развития, без подстегивания конкуренцией или страхом банкротства стремление к повышению эффективности ослабевает. Поэтому одним из важнейших элементов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию — продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей акций, которые были непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. В 1979 г. число владельцев акций составляли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. — 20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США. Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, тоже подвергались перестройке. Им были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государства с такими компаниями все больше строились на основе контрактов. Государственные предприятия были выведены из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддерживались специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка. Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены. Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов — это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с крупными монополиями, дополнял их даже в самых современных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хо- рошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства. Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Одной из важнейших специфических особенностей английской экономики была высокая степень "интернационализации" в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы промышленного производства опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. В первую очередь это химическая и аэрокосмическая отрасли, остальные же большей частью были связаны с международными корпорациями. Следствием проводимой правительством М.Тэтчер экономической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3 — 4 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неделю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. производительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии. Еще более убедительным был рост эффективности использования основного капитала — капиталоотдачи. Англия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг. Большое значение в программе перестройки британской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Значительная часть населения в Англии арендовала дома у местных властей, что тяжким бременем ложилось на местный бюджет, а в итоге — на плечи государства. Правительство М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. С этой целью правительство провело через парламент закон, заставлявший местные власти продавать дома по льготным ценам жильцам-арендаторам. Итогом такой деятельности правительства стало то, что значительно увеличился процент домовладельцев — с 52 до 66 % к 1989 г. В последующие годы этот процесс продолжался.
|
Последнее обновление 07.02.11 15:32 |