Шпаргалки по "Экономическая история зарубежных стран" |
Добавил(а) Administrator |
25.01.11 12:18 |
Страница 13 из 16
№ 54. Хоз-во Германии во время эк. Кризиса. В октябре 1929 г. катастрофа на Нью-йоркской фондовой бирже возвестила начало самого разрушительного в индустриальной истории кризиса перепроизводства, охватившего на четыре года экономику развитых стран. Германия стала одной из наиболее пострадавших стран, так как ее экономические успехи в значительной степени базировались на иностранных кредитах и инвестициях. Непрерывное падение промышленного производства продолжалось с конца 1929 г. до июля — августа 1932 г. Объем промышленной продукции за это время уменьшился на 40,6 %. В тяжелой промышленности падение производства было еще большим: выплавка стали сократилась на 64,9 %, чугуна — на 70,3, производство в машиностроительной промышленности — на 62,1, объем судостроения — на 80 %. Бездействовали целые промышленные районы. Например, в Верхней Силезии в начале 1932 г. стояли все доменные печи. Прекратилось строительство. В 2,5 раза упали обороты внешней торговли. Промышленные предприятия Германии в 1932 г. использовали свои мощности только на 33,4 %. Германия установила европейский рекорд по уровню безработицы. К началу 1933 г., по официальным данным, число безработных приближалось к 9 млн человек, что составляло половину лиц наемного труда. Мизерные пособия по безработице получали около 20 % их общего числа. Безработными становились также ремесленники, строители, торговцы, лица свободных профессий. Они почти полностью лишались права на пособие. Кроме полностью безработных несколько миллионов человек были частично безработными, занятыми на производстве 2 — 4 дня в неделю. Они составляли около четверти работоспособного населения. В начале 1933 г. работу потеряли почти 60 тыс. служащих и чиновников. Безработными люди были по два—четыре года. Их семьи обрекались на медленное умирание. Не случайно ежегодно в среднем 21 тыс. человек в год кончали жизнь самоубийством. Не лучшим было положение и тех, кто оставался на производстве. Общий фонд заработной платы в 1929 — 1932 гг. уменьшился на 20 млрд. марок, или почти вдвое. По некоторым данным, в 1932 г. средний недельный заработок германского рабочего составлял 21,74 марки при официальном прожиточном минимуме 39,05 марки. Во время кризиса пострадали все слои населения. Оборот ремесленного производства сократился с 20 млрд. марок в 1928 г. до 10,9 млрд. марок в 1932 г., оборот мелкой торговли уменьшился за тот же период с 36,3 млрд. до 23 млрд. марок. В то же время численность указанных слоев населения была достаточно велика: 5 млн. человек, а вместе с семьями — 12 — 13 млн. Под влиянием промышленного кризиса углублялся и сельскохозяйственный. Снижение покупательной способности населения ограничивало сбыт сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем проведение протекционистской политики привело даже к росту сборов пшеницы. Дотации государства получали в основном крупные юнкерские хозяйства. Мелкие хозяйства, которых было свыше 5 млн. (77,8 % всех хозяйств, 9,5 % земельных площадей), имели в основном животноводческую специализацию и зерно не производили. Хлеб и корма для скота они вынуждены были покупать, что многих приводило к разорению. В результате в 1932 г. с торгов было продано 560 тыс. га крестьянской земли. Сформированное весной 1930 г. правительство Г. Брюнинга, стремясь преодолеть кризис, ликвидировало систему социального страхования, ввело новые прямые и косвенные налоги, повысило ввозные пошлины на сельскохозяйственные продукты и т.д. В декабре 1931 г. были снижены пособия по безработице, пенсии, жалованья государственным служащим. Впервые правительство вторгалось в систему тарифных договоров, предписывая всеобщее снижение заработной платы на 10 —15 %, до уровня 1927 г. Одновременно ограничивались демократические права населения, рейхстаг постепенно устранялся от решения государственных дел, формировался такой стиль управления страной, при котором руководство фактически находилось в руках узкой группы лиц при значительном влиянии военных чинов. В связи с тяжелым экономическим положением Германия практически не могла выполнять план Дауэса. Поэтому западные страны, которые сами переживали кризис, также остановили инвестиции в германскую экономику, предусмотренные планом Дауэса. Правительство Германии обратилось к державам-победительницам с просьбой облегчить ей бремя репараций. В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского' банкира, председателя комитета экспертов. План Юнга предусматривал досрочное прекращение оккупации Рейнской области в 1930 г. Сокращалась общая сумма репараций со 132 до 113,9 млрд марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931 —1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн. марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд. марок. В остальные 22 года объем ежегодных взносов уменьшался. Было принято решение об отмене контроля над экономикой Германии. Сокращались натуральные поставки. Часть репараций относилась к категории безусловных, и они предназначались для погашения межсоюзнических долгов. На ближайшие 10 лет безусловные репарации определялись в 700 млн. марок. Для осуществления принятых решений был создан Банк международных расчетов, который размещался в Базеле. Однако углубление кризиса продолжалось, экономическое и социальное положение Германии обострялось, поэтому реализация плана Юнга была признана опасной. Уже в июне 1931 г. президент США Гувер потребовал при- остановки платежей по репарациям на один год. В июне 1932 г. конференция в Лозанне уменьшила все платежи до 3 млрд марок и определила срок их выплаты в 15 лет. Таким образом, разрушительные последствия мирового кризиса для экономики Германии были катастрофическими. Промышленное производство сократилось почти наполовину, сельскохозяйственное — на 31 %. Доля Германии в мировом промышленном производстве снизилась с 14,6 % в 1928 г. до 8,9 % в 1932 г. Экспорт Германии сократился на 58 %. Лишь треть немецких рабочих имела полную рабочую неделю. В разгар кризиса немецкая промышленность была загружена только на 35,7 %. Средненедельная заработная плата немецких рабочих в 1932 г. была на 47 % меньше, чем в 1929 г. Германия превращалась в страну нищеты, безработицы, хронического недоедания, безысходности и отчаяния для миллионов людей. Приход к власти фашистов и их экономическая политика. Углубление экономического кризиса вызвало крах политической системы Германии (конец Веймарской республики) . Правящая экономическая и политическая элита пришла к выводу о дальнейшей бесперспективности демократических методов управления государством. Рейхстаг оттеснялся на второй, а то и на третий план, а вся власть все более сосредоточивалась в президентском дворце, хозяином которого был П.Гинденбург — милитарист, мечтавший о реванше. Гинденбургу и его окружению весьма импонировали шовинизм и реваншизм нацистов, их призывы к жесткому порядку и насильственной перекройке карты Европы. Так, военный министр А.Тренер, впервые встретившись с А.Гитлером 11 января 1932 г., отозвался о нем на совещании министерства внутренних дел как о "симпатичном, скромном, порядочном человеке, стремящемся к лучшему", цели которого хороши, хотя не все средства приемлемы. Гитлер становился все более популярным. Он пообещал немцам не только возвращение "светлого прошлого", но и еще более "светлое будущее", и прежде всего всеобщую занятость, порядок в стране, а со временем — расширение жизненного пространства, богатство и господство над "низшими" расами. В феврале 1932 г. Гинденбург заявил: "Становится все более ясно, что народ хочет Гитлера... Пусть тогда молодой человек покажет, на что он способен". 30 января 1933 г. вновь избранный президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером и с тех пор в Германии начался период фашистской диктатуры. Ее сущность заключалась в создании всеобъемлющей системы государственно-монополистического регулирования, максимальной централизации экономики в руках государства, фашистской партии и верхушки финансово-промышленных кругов. 1 февраля 1933 г. был досрочно распущен парламент и назначены новые выборы на 5 марта. Фашисты стремились обеспечить себе большинство в рейхстаге и придать своему правлению определенную респектабельность. 20 февраля на узком совещании с крупнейшими промышленниками — Круппом, Феглером, Бошем и др., Геринг заверил монополистов, что если фашисты одержат победу на выборах, то "это будут последние выборы в Германии на 10 лет, а может быть, и на 100 лет". Монополисты поддержали фашистов и морально, и финансами. В их поддержку организовывались митинги, демонстрации, факельные шествия. За 5 дней до выборов, в ночь с 27 на 28 февраля, был организован поджог рейхстага с целью скомпрометировать политических соперников — коммунистов. По этому делу было арестовано 10 тыс. человек, в том числе знаменитый Георгий Димитров, блестяще защитивший себя и оправданный немецким судом. На следующий после поджога рейхстага день чрезвычайным декретом президент отменил важнейшие демократические права и свободы: были запрещены коммунистическая и социал-демократическая печать, ликвидированы неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, печати. Однако, несмотря на террор, демагогию и махинации при подсчете голосов, против фашистов проголосовали 22 млн., т.е.более половины избирателей. И, лишь объявив незаконными 81 мандат, полученный коммунистами, фашисты получили "большинство" в рейхстаге. 24 марта 1933 г. новый парламент наделил правительство Гитлера чрезвычайными полномочиями, что по сути дела и упразднило Веймарскую Конституцию республики. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация. В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику. В него вошли 12 представителей крупнейших монополий — Г. Крупп, Ф.Тиссен, Г. Феглер, Ф.Флик и др., а также 5 представителей фашистской бюрократии. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда. Одновременно осуществлялась принудительная концентрация производства, выгодная крупным монополистам. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей или синдикатов. Указанная тенденция была закреплена в 1934 г. законом об органическом построении германского хозяйства, в соответствии с которым в принудительном порядке объединялись предприятия по отраслям и территориальным районам. Была создана Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп: промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела. Наряду с отраслевой создавалась и региональная структура управления: вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей. В каждой области создавалась своя хозяйственная палата, которая была на месте высшим органом экономической власти. Во главе хозяйственных палат стояли крупные монополисты, которые получали титул хозяйственных вождей. Например, хозяйственным вождем северо-западного промышленного района стал крупнейший промышленник Тиссен, хозяйственным вождем Центральной Германии — Флик. Территориальными экономическими палатами руководила имперская экономическая палата, в свою очередь подчинявшаяся министерству экономики. Имперские группы и окружные экономические палаты, которые возглавили крупнейшие промышленники и финансисты, полностью контролировали экономику: создавали и распускали промышленные объединения, регулировали распределение заказов, кредитов, сырья, контролировали объемы производства, направления его развития, уровень цен. Основным методом руководства экономикой стал прямой административный диктат. Например, реформа акционерных обществ ликвидировала все общества, имевшие менее 100 тыс. марок капитала, а открывать акционерные общества разрешалось только при наличии капитала в 500 тыс. марок и более. Монополизации способствовала и так называемая "ариизация капиталов", в ходе которой под предлогом борьбы с "неарийскими" элементами в банках и промышленности близкие к власти монополисты захватывали банки и промышленные предприятия. Так, концерн Маннесмана в порядке "ариизации" приобрел 8 прокатных заводов и вдвое увеличил выпуск листового железа. Постепенно ключевые позиции в экономике заняли 30 — 40 богатейших семейств. Милитаризация экономики Германии велась ускоренными темпами. В сентябре 1936 г. был утвержден четырехлетний план мобилизации ее экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. В милитаризации немецкие монополисты видели выход из кризиса. Была расширена добыча железной руды, а также ее импорт из Швеции, Норвегии, Бельгии, Люксембурга, Франции и их колоний. Если импорт железной руды в 1929 г. составлял 15,8 млн т, то в 1939 г. — 22,1 млн т. Это позволило Германии выплавить в 1938 г. 23,3 млн т стали и выйти по этому показателю на первое место в Европе. Кроме того, за границей закупали никель, олово, вольфрам, молибден, хром, платину, бокситы, почти отсутствовавшие в Германии. Ввоз бокситов за 1933 — 1938 гг. увеличился в 5 раз, и в 1939 г. выплавка алюминия в Германии достигла 30 % его мирового производства, что выдвинуло Германию по этому показателю на первое место. Увеличилось производство нефтепродуктов, синтетического каучука, автомобилей, станков. Германия накапливала ресурсы для ведения войны, в значительной мере используя ресурсы тех стран, с которыми собиралась воевать. Наибольшие инвестиции в германскую экономику делали США. В 1937 г. американская фирма "Брассерт" построила металлургические заводы, образовавшие крупнейший военный концерн "Рейхсверке Герман Геринг". Корпорации США передавали Германии и технические секреты: производства каучука, радиоустановок, оборудования для дизель-моторов и др. Американские заводы в Рюссельгейме, Бранденбурге, Кельне поставляли фашистской армии автомобили. Способствуя подготовке к войне потенциального агрессора, США, а также Англия, Дания надеялись столкнуть в войне Германию и СССР, получив от этого экономические и политические дивиденды. Государственные заказы стали источником колоссального обогащения крупнейших монополий. Валовой доход концерна "И. Г. Фарбениндустри", составлявший в 1932 г. 48 млн марок, в 1939 г. увеличился до 363 млн. марок. При- быль концерна Круппа возросла со 118 млн. марок в 1933 г. до 395 млн. в 1939 г. Крупнейшим монополистом стал Геринг, на предприятиях которого работало 600 тыс. человек. Сам Гитлер стал владельцем книгоиздательства и только за выпуск своего "труда" "Моя борьба", который распространялся в принудительном порядке, получил 4 млн. дол. дохода. Милитаризация экономики обусловила выход из кризиса и значительный рост производства. За 1929 — 1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25 %. В то же время объем производства в легкой промышленности снизился. Опережающими темпами возрастал выпуск военной техники — самолетов, танков, артиллерии. В тяжелую и военную промышленность направлялось 3/5 всех инвестиций. "Решающие в военном отношении" и "важные в военном отношении" предприятия в первую очередь снабжались кредитами, сырьем, рабочей силой. В результате тяжелая промышленность в 1934 г. достигла предкризисного уровня, а к 1939 г. превысила его на 50 %. Военное производство и расходы на вооружение за 1932 —1938 гг. выросли в 10 раз. Последние перед началом войны составили 58 % государственного бюджета. К 1937 г. начали работу более 300 военных заводов, в том числе около 60 авиационных, 45 автомобильных и танковых, 70 химических, 15 военно-судостроительных и др. Если в 1931 г. в Германии было выпущено 13 самолетов, то в 1933 г. - 368, в 1939 г. - 8295. Лозунг "пушки вместо масла" приобрел реальный смысл. Был установлен прямой запрет на инвестиции в отрасли, производившие товары народного потребления, производство которых к началу войны так и не достигло уровня 1928 г. Постепенно вводилась система принудительного труда на производстве. Начиная с 1935 г. трудовая повинность вводилась для молодежи 18 — 25 лет, а в 1938 г. она стала всеобщей. Уже в 1934 г. рабочим-металлистам было запрещено менять место работы, а с 1935 г. вводились специальные рабочие билеты с целью учета и мобилизации рабочей силы. Удлинялся рабочий день, и накануне войны он достиг 10-14 ч. К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяйство. Аграрная политика была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих. Изданный в 1933 г. закон "О наследственных дворах" объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну. К 1941 г. было создано 730 тыс. наследственных дворов, что составляло примерно 1/10 от общего числа (6663 тыс.) сельских хозяйств. Закон разделил сельское население на крестьян и сельских хозяев. Право называться крестьянами получили только владельцы наследственных дворов арийского происхождения. Поскольку наследственные дворы передавались только старшему сыну, все остальные дети крестьян должны были добывать "жизненное пространство" в рядах армии с оружием в руках, завоевывать новые земли. Сельские хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Им предписывалось, что сеять, сдавать и по каким ценам. Они не могли продать без разрешения властей даже курицу. В результате за 1933—1939 гг. около полутора миллионов сельских хозяев разорились. К 1938 г. Германия стала мощной военной державой и по промышленному производству вышла на первое место в Европе и на второе место в мире. Однако экономика Германии была ориентирована на военные приготовления. Были ликвидированы демократические права граждан, установлена фашистская диктатура. Германский милитаризм готовил катастрофу планетарного масштаба. № 55. Эк. Развитие Японии в 1919-1939 гг. За годы первой мировой войны (1914 — 1918) Япония сделала серьезный шаг по пути дальнейшей индустриализации. Объем промышленной продукции в стоимостном выражении вырос почти в 5 раз. Торговый баланс стал активным, причем экспорт превысил импорт на 1,4 млрд иен. Золотовалютный запас увеличился с 350 млн иен накануне войны до более чем 2 млрд к концу 1919 г. Выгоды от военного экономического бума получила исключительно японская буржуазия. Появлялись новые миллионеры. Особенно нажились крупнейшие монополии "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо" и др. В то же время война привела к усилению эксплуатации рабочего класса, разорению значительной части крестьянства, средних и мелких предпринимателей. Первый послевоенный экономический кризис 1920 —1921 гг. особенно сильно ударил по Японии в силу ее исключительной зависимости от внешнего рынка. Он выявил слабые стороны японской экономики: 1) неравномерность развития отдельных отраслей промышленности; 2) отставание сельского хозяйства; 3) появление многочисленных предприятий спекулятивного плана. За годы кризиса на 40 % упал японский экспорт, на 30 - импорт, на 20 % снизился уровень промышленной продукции. В связи с этим закрылось или перешло на сокращенный режим работы значительное количество промышленных предприятий, выросла безработица, обанкротилось несколько десятков банков. Кризис показал, насколько непрочными явились последствия военного бума, заставил японских промышленников срочно перестраивать экономику в соответствии с условиями мирного времени. Кроме того, 1 сентября 1923 г. в Японии произошло сильнейшее землетрясение. Особенно пострадал город Иокогама. Погибло 140 тыс. человек, материальные потери оценивались в 5 млрд. иен. Правительство Японии сразу же оказало помощь потерпевшим и в первую очередь крупным предпринимателям. Им были отсрочены все виды платежей и выплачены компенсации за причиненный ущерб. Такая помощь стала значительной базой для экономического оживления Японии. На протяжении 1924 — 1926 гг. наблюдался быстрый рост строительной, металлургической, судостроительной и других отраслей промышленности, а также торговли. В результате стоимость валовой продукции фабрично-заводского производства увеличилась с 6,6 млрд. иен в 1924 г. до 7,1 млрд. иен в 1926 г. К 1926 г. уровень промышленного производства Японии вновь превысил довоенный. Наибольшие успехи были достигнуты в металлургической, машиностроительной и химической промышленности. Тем не менее ведущую роль по-прежнему играла легкая промышленность, в частности хлопчатобумажная, которая давала свыше 40 % объема всего промышленного производства. За время промышленного подъема (1924—1926) завершается становление японского машиностроения как самостоятельной отрасли. С каждым годом увеличивается количество двигателей, применяемых на заводах и фабриках. Так, с 1918 по 1929 г. их мощность возросла более чем в 4 раза и составила 4,5 млн. л.с. Одновременно шел процесс картелирования предприятий. В 1929 г. на предприятиях, на которых насчитывалось свыше 50 работающих, производился 61 % всей промышленной продукции. Японский крупный капитал все более и более укреплял свои позиции в ведущих отраслях экономики. Так, концерны "Мицубиси" и "Сумитомо" наращивали мощности в тяжелой промышленности, "Мицубиси" и "Ясуда" — в отраслях кредита и внешней торговли. Процессы концентрации производства и капитала в военный и послевоенный периоды завершили формирование монополистических объединений в форме семейных концернов — дзаибацу, объединявших десятки различных предприятий под контролем головной семейной компании и охватывавших основные отрясли экономики. В отличие от финансово-промышленных монополий Запада дзаибацу образовывались не в результате конкурентной борьбы, а путем особых торгово-промышленных привилегий, которые давались государством особым семейным кланам. Это делало дзаибацу концернами закрытого типа, акции которых не имели широкого хождения. Характерной чертой дзаибацу была их универсальность. Так, концерн "Мицубиси" в 20-е гг. контролировал около 120 компаний с общим капиталом в 900 млн иен. Это были железнодорожная, электротехническая компании, а также предприятия металлургической, горнорудной, судостроительной и хлопчатобумажной промышленности. Дзаибацу поддерживали тесную связь с правящими кругами Японии. Государство и в 20-е гг. продолжало играть роль крупнейшего предпринимателя. Технический уровень государственных предприятий был значительно выше, чем частных. Государство обеспечивало около 2/3 всех инвестиций в экономику страны. Большинство из них предоставлялось дзаибацу. Владея акциями на сумму в 500 млн. иен, крупнейший помещик страны — император (микадо) делил с концернами "Мицуи" и "Мицубиси" доходы от японской внешней торговли и судоходства. Концентрация производства опиралась на концентрацию капитала. Доля акционерных компаний с капиталом свыше 5 млн. иен возросла за 1918 — 1929 гг. с 2,7 до 3,6 % от общего числа этих компаний, а их капитал — с 56,3 до 65,1 %. Усилился процесс концентрации капитала и в банковской сфере. С 1914 по 1929 г. общая сумма вкладов в коммерческие банки возросла в 6,2 раза (с 1,5 млрд. до 9,3 млрд. иен), количество же банков сократилось с 1593 до 878. За период с 1924 по 1928 г. удвоилось производство чугуна и стали, повысился удельный вес индустрии в национальном Доходе. В 1929 г. продукция одной лишь обрабатывающей промышленности оценивалась в 7,7 млрд. иен, в то время как сельскохозяйственная продукция — в 3,5 млрд. иен. Тяжелая промышленность давала свыше 30 % продукции обрабатывающей промышленности. Тем не менее экономическое положение Японии было напряженным. Промышленность испытывала трудности, обусловленные узостью внутреннего рынка в связи с бедностью крестьянства и обострением конкуренции на внешних рынках. О слабой конкурентоспособности японских товаров свидетельствовал огромный пассив внешней торговли. Особенно болезненно отразился на Японии бойкот ее товаров в Китае в 1927 — 1928 гг. В связи с этим японские предприниматели в целях удержания позиции на азиатских рынках нередко прибегали к демпингу — экспорту своих товаров по низким ценам. Экономический подъем в Японии был непродолжительным. Уже в конце 1926 — начале 1927 г. началось сокращение объема промышленной продукции. В 1927 г. большинство заводов было недогружено на 1/4. На протяжении 1925 — 1927 гг. количество рабочих сократилось на 10 %. В марте—апреле 1927 г. промышленный кризис усугубился финансовым, который охватил кредитно-банковскую систему и проявился в банкротстве ряда торговых домов и банков. В то же время укрепилось могущество крупнейших банков. Так, в 1928 г. в распоряжении пяти из них ("Мицуи", "Ми-цубиси", "Ясуда", "Сумитомо" и "Дайити") находилось 35 % всех банковских депозитов страны, а вместе с другими девятью банками - 55 % депозитов. Следует учитывать и то, что все более усиливалась зависимость Японии от внешних рынков и источников сырья. Сельское хозяйство Японии на протяжении 1919 — 1928 гг. фактически находилось в кризисном состоянии, что было основной причиной низкого уровня жизни трудящихся. К тому же японские работодатели стремились получить сверхприбыли за счет интенсификации труда рабочих. Все это вело к внутренней политической нестабильности в стране. В результате в марте 1927 г. к власти пришло правительство генерала Танака, разработавшего план под названием "Меморандум Танака", в котором предусматривался генеральный стратегический курс установления мирового господства японского империализма путем насильственной агрессии, причем предусматривалось начать осуществление этого плана с нападения Японии на Китай. Однако проявление первых симптомов приближающегося мирового экономического кризиса и обострение внутриполитической борьбы привели в июле 1929 г. к отставке правительства Танака. Существенный вклад в экономическое развитие Японии вносила ее колониальная политика в Корее, получившая в 1919 г. новое название "культурное управление" вместо "военное управление". Изменения коснулись прежде всего предпринимательской деятельности. Так, в 1920 г. был отменен закон о компаниях, что привело к активизации деятельности корейской буржуазии. За 1919 — 1928 гг. акции корейского капитала возросли с 23 млн. до 48 млн. иен. Одновременно японский капитал прибегал к созданию так называемых смешанных японо-корейских акционерных обществ, в которых ему принадлежали ключевые позиции. Капитал таких обществ за 1919 — 1925 гг. вырос с 17,8 млн. до 125 млн. иен. Если в 1920 г. число японо-корейских предприятий составляло 28, то в 1920 г. их стало 165. Усилению позиций японского капитала способствовала ликвидация корейской таможни в 1919 г., после чего японские товары безудержным потоком хлынули на корейский рынок. Значительно вырос вывоз продукции питания и минеральных богатств из страны. Экономические мероприятия японских властей в области сельского хозяйства привели к росту численности хозяйств-арендаторов, разорению крестьянских хозяйств, началу переселения японцев в Корею. Если в 1921 г. Восточно-колонизационному обществу принадлежало 85,5 тыс. чомбо земли, то в 1930 — уже 123,5 тыс. чомбо. В целом политика Японии была направлена на превращение Кореи в важнейший военно-стратегический плацдарм на материке для дальнейшей экспансии. Таким образом, 1919—1928 гг. стали для Японии периодом поисков путей дальнейшего развития экономики, когда тесно переплетались меры силового давления на предпринимателей, поощрение и помощь им. Наибольшие результаты были достигнуты в отраслях тяжелой промышленности, характерной чертой которой была ориентация на производство вооружения. Важную роль в этом процессе сыграла колонизаторская деятельность японского правительства в Корее. Мировой экономический кризис и усиление милитаризации японской экономики. В конце 1929 г. в капиталистических странах разразился небывалый экономический кризис, который начался в октябре с биржевого потрясения в США и очень сильно отразился на экономике Японии. Он показал экономическую слабость и сравнительную отсталость японского капитализма. В результате кризиса за 1929 — 1931 гт. валовая стоимость продукции фабрично-заводской промышленности сократилась с 7,4 млрд. до 5 млрд. иен (на 32 %). Значительно уменьшились объемы производства в угольной, металлургической, хлопчатобумажной отраслях и судостроении. Еще более тяжелый удар был нанесен сельскому хозяйству: стоимость сельскохозяйственной продукции за этот период уменьшилась почти на 60 %. При этом следует учитывать, что в Японии сельское хозяйство играло значительно большую роль, чем в других капиталистических странах. Аграрный сектор экономики был в числе первых, ощутивших на себе основную тяжесть упадка. Особенно угрожающее положение сложилось в шелководстве, где было занято около 50 % крестьянских хозяйств, а экспорт шелка-сырца достигал 30 % японского вывоза за рубеж. В результате кризиса в США — основном импортере японского шелка-сырца — сократился его экспорт и катастрофически упали цены. Снижение цен на шелк, рис и другие продукты привело к сокращению объема сельскохозяйственной продукции на 40 %, что вызвало массовое разоре ние крестьян, так как при такой конъюнктуре сельскохозяйственного рынка арендаторы были не в состоянии выплачивать арендную плату помещикам. В результате в 1932 г. ряд сельскохозяйственных районов Японии был охвачен голодом. В 1937 г. лишь 30 % всех крестьян имело собственную землю. Остальные арендовали ее у помещиков, отдавая часто в качестве арендной платы более половины урожая. Тем не менее капиталистические отношения проникали в деревню на базе высокой товарности сельского хозяйства. За годы кризиса японский экспорт в целом снизился. В 1931 г. по сравнению с 1929 г. он упал в 2 раза. При этом следует учитывать, что на экспорт поступало около 20 % валового национального продукта (ВНП) страны. Сужение как внешнего, так и внутреннего рынка привело к огромному накоплению нереализованных товарных ценностей. Необходимо подчеркнуть, что в большинстве отраслей, которые обслуживали внутренний рынок традиционными японскими товарами — национальной одеждой и обувью, зонтиками, керамическими изделиями и др., — промышленный переворот еще не был завершен и производство пребывало на мануфактурной стадии. В этих непростых условиях правительственные круги Японии старались найти такой путь выхода из кризиса, чтобы можно было переложить основную его тяжесть на плечи трудящихся масс. Практиковалось широкое сокращение рабочих мест. Количество безработных рабочих и служащих за 1929—1933 гг. увеличилось до 3 млн человек. В начале 1930 г. в Японии насчитывалось 10,5 млн полностью или частично безработных. Заработная плата снизилась. Ускорилась рационализация производства. Активный процесс концентрации производства и централизации капитала сопровождался массовым разорением средней буржуазии. Кризис до предела обострил классовые противоречия как в городе, так и в деревне. Количество забастовок выросло с 576 в 1929 г. до 998 в 1931 г. В этой ситуации военно-националистические слои как в правительстве, так и в оппозиции, будучи сторонниками агрессивного внешнеполитического курса и милитаризации экономики Японии, открыто призывали к еще большему усилению этих процессов. Был разработан курс на развертывание военно-инфляционной конъюнктуры, в соответствии с которым введено эмбарго на вывоз золота и отказано от золотого стандарта иены. Ускоренный выпуск бумажных денежных купюр, не обеспеченный ни золотом, ни товарным эквивалентом, наводнение рынка государственными долговыми обязательствами давали правительству возможность использовать дополнительные ассигнования на военные нужды. В 1931 г. был принят закон о принудительном картелировании основных отраслей промышленности, что ознаменовало собой новый важный этап в насаждении государственно-монополистического капитализма в стране. Усилилась концентрация японской промышленности. Если в 1932 г. на частных предприятиях с числом рабочих более 1000 человек было занято 14,9 % промышленных рабочих, то в 1936 г. — 23 %. Возникли новые монополии, например угольная (1937), контролировавшая 93 % угледобычи страны. Государство резко увеличило военные ассигнования, которые в 1936—1937 гг. выросли по сравнению с 1931 — 1932 гг. более чем в 2,3 раза. Военное производство приносило японским предпринимателям наивысшие прибыли. Так, за 1932—1936 гг. ведущие концерны получили военных заказов на сумму 5,5 млрд. иен, а чистая прибыль японских акционерных компаний выросла с 1931 по 1936 г. в 2,3 раза. Если в 1935/36 бюджетном году доля военных заказов составляла 45 % всех бюджетных расходов, то в 1937 —1938 гг. она достигла 73,5 % расходной части японского бюджета. Государственный бюджет Японии начиная с 1933 г. ежегодно сводился с многомиллиардным дефицитом, который покрывался эмиссией необеспеченных бумажных денег. Милитаризация экономики стала тяжким бременем для трудящихся. В феврале 1938 г. был принят закон "О всеобщей мобилизации нации", который был составлен по типу чрезвычайных законов военного времени. По закону правительству предоставлялись неограниченные полномочия для концентрации в военных интересах материальных и людских ресурсов и право контроля над промышленностью и разнообразными производственными объединениями. Фактическая продолжительность рабочего дня в 1939 г. составляла 15 — 16 ч. В 1940 г. были ликвидированы профсоюзы. Вместо распущенных политических партий в октябре 1940 г. была создана так называемая Ассоциация содействия трону во главе с премьер-министром, ставшая основой новых политической и экономической структур. По такому же принципу во всех отраслях экономики были созданы "контрольные ассоциации", получившие право регулировать производство, катализатором ее хозяйственного развития, однако таила опасность для японского народа.
|
Последнее обновление 07.02.11 15:32 |