Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Шпаргалки по "Экономическая история зарубежных стран" Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
25.01.11 12:18

 

№ 50. Экономические результаты Гражданской войны 1861 – 1865 гг. в США. Радикальная реконструкция в южных штатах.

Переломным моментом в американской социально-экономической истории стала Гражданская война 1861 — 1865 гг. Противоречия между капиталистической системой на Севере и рабовладельческим плантационным хозяйством на Юге в начале 60-х гг. XIX в. приняли непримиримый характер. Развитие промышленного Севера требовало резкого расширения внутреннего рынка — рынка товаров и рабочей силы, а это в свою очередь упиралось в существование рабовладения. Наличие в экономической системе рабовладельческого сельскохозяйственного сектора превращалось во все больший тормоз на пути развития производительных сил США, обрекало страну на роль сырьевого придатка индустриальной Англии.

Победа А.Линкольна на президентских выборах 6 ноября 1860 г. означала переход власти в руки политических кругов Севера, выступивших против плантационного рабства и за капиталистический путь развития всей страны. Плантаторы-рабовладельцы ответили на это сецессией (отделением): к весне 1861 г. 11 южных штатов вышли из Сою-

за и провозгласили создание Конфедерации рабовладельческих штатов. 12 апреля 1861 г. лидеры мятежной Конфедерации начали военные действия и открыто заявили о конечной цели — уничтожении системы наемного труда на Севере и введении рабства в общенациональном масштабе.

15 апреля 1861 г. президент А.Линкольн объявил мятежным штатам войну. Федеральное правительство официально провозгласило целью войны восстановление Союза. Путь к достижению этой цели лежал через уничтожение рабства.

Гражданская война 1861 —1865 гг. в США окончилась полной победой Севера. Эта победа была обусловлена тем, что реальное соотношение сил между воюющими сторонами Севера и Юга были неравным: 11 мятежным штатам противостояли 23 штата, оставшихся в Союзе. В Конфедерации проживали 9 млн человек (из них почти 4 млн рабов), в остальных штатах — 22 млн человек. На Севере была сосредоточена почти вся промышленность, 4/5 всего банковского капитала США, 22 тыс. миль железных дорог из 31 тыс. миль, имевшихся в стране. Здесь находились почти все инженерные кадры и квалифицированные рабочие. Таким образом, с точки зрения военно-экономического потенциала, людских резервов и территории капиталистический Север имел внушительный, перевес перед рабовладельческим Югом.

Помимо этого политические цели правительства и президента А.Линкольна и принимаемые ими экономические меры пользовались поддержкой широких народных масс, чего нельзя сказать о правительстве мятежников.

Безусловно, одним из главных завоеваний Гражданской войны было уничтожение рабства и первые реальные шаги к решению негритянской проблемы вообще в масштабе страны. Согласно прокламации правительства А.Линкольна от 22 сентября 1862 г. рабство на территории мятежных штатов уничтожалось с 1 января 1863 г. Негры-рабы освобождались без выкупа, правда, пока без земли, без получения равных с белыми политических и гражданских прав. В феврале 1864 г. Конгресс США принял 13-ю поправку к Конституции (вступила в силу в декабре 1865 г.), которой рабство запрещалось на всей территории страны.

Отмена рабства устраняла главное препятствие на пути полной, окончательной победы капитализма в масштабах всей страны: освобождение рабов создавало условия для вовлечения в активную экономическую и общественно-политическую жизнь крупнейшей этнической группы страны.

Вторым важнейшим завоеванием было окончательное юридическое решение аграрного вопроса в пользу фермеров. Напомним, что принятый в мае 1862 г. федеральным правительством Гомстед-акт давал любому гражданину США право получения практически бесплатно 160 акров земли. Борьба за полную реализацию этого закона объединила все силы революции.

Третий важнейший итог Гражданской войны — упорядочение и укрепление денежного обращения и банковской системы. Достаточно сказать, что к 1862 г. в США насчитывалось около 1500 банков, которые существовали на основании решений 29 штатов, и каждый из этих банков имел право выпускать банкноты. В результате в стране циркулировало более 7 тыс. различных видов банкнот, причем часть из них не имела никакого обеспечения. В 1864 г. конгресс издал закон, согласно которому банки могли учреждаться только с разрешения федерального правительства и обязывались иметь для выпускаемых банкнот обеспечение в общегосударственных деньгах или ценных бумагах. Если учесть, что военные расходы федерального правительства составили около 3 млрд. дол., а национальный долг за годы войны вырос до 3,5 млрд. дол., то меры по упорядочению и укреплению денежного обращения и банковской системы, тем более на этапе перевода экономики на мирные рельсы, были исключительно важными.

В политическом плане окончание Гражданской войны привело к переходу власти на всей территории США в руки торгово-промышленных кругов Севера.

После окончания Гражданской воины важнейшей проблемой для федерального правительства оставался Юг, а в числе вопросов первостепенной важности были определены следующие: о путях и условиях возвращения в Союз бывших мятежных штатов, их месте и роли в системе федерального управления; о создании новых органов власти на Юге; о наделении землей освобожденных негров и безземельного белого населения Юга; о политических и экономических правах бывших рабов и др. Борьба за решение этих задач продолжалась с 1865 по 1877 г. В американской исторической литературе данный период получил название Реконструкции Юга.

Этот период ознаменовался усилением попыток рабовладельческой реакции возродить старые порядки, установить на Юге террор плантаторов против освобожденных негров и радикально настроенных представителей белого населения. Предпринимались открытые попытки восстановления рабства. Свидетельством тому служат введенные в 1865 — 1867 гг. так называемые "черные кодексы", которые лишали негритянское население свободы передвижения, права аренды или владения землей, проведения митингов, собраний и т.д.

В целях реализации этих контрреволюционных антинегритянских планов в 1865 г. была создана военизированная тайная террористическая организация Ку-клукс-клан, которая начала действовать практически во всех штатах Юга.

Такое положение во многом объяснялось реакционной политикой президента США Э.Джонсона, который открыто саботировал курс прежнего президента А.Линкольна (убит 14.04.1865 г.) и решения Конгресса по Реконструкции Юга. Однако принятый в марте 1867 г. конгрессом первый закон о Реконструкции, а также выборы в Конституционные конвенты, федеральные и местные органы власти южных штатов в 1867— 1868 гг. положили начало новому, радикальному этапу Реконструкции Юга.

Правительства южных штатов, получившие название правительств Реконструкции, провели большую практическую работу по перестройке всей политической и экономической жизни региона в интересах капиталистического развития. Уже к концу 1869 г. во всех штатах были одобрены и утверждены новые конституции, которые юридически закрепили меры по радикальной Реконструкции южных штатов на капиталистической основе. До марта 1870 г. все южные штаты были приняты в Союз и получили представительство в Конгрессе США. Целостность страны, таким образом, была восстановлена и на капиталистической основе.

Разумеется, что для эффективного претворения в жизнь программы Реконструкции первостепенное значение имело решение аграрной проблемы и негритянского вопроса, осуществление перехода от плантационного рабского труда к наемному. Кстати, негритянское население составляло около 43 % всего населения южных штатов, а некоторые из них (Луизиана, Миссисипи, Южная Каролина) даже выше — 50 — 60 %.

 

 

№ 51. Внешнеэкономическая экспансия американского капитала и начало борьбы за колонии.

Переход американского капитализма в монополистическую стадию привел к значительным переменам во внешней политике США. Возникшая финансовая олигархия, как и в крупнейших державах Европы, не довольствуясь господствующим положением во внутренней жизни страны, стала проявлять растущий интерес к внешним рынкам и территориям.

Экспансионистская политика имела экономическую, социальную и идейную основу. К началу XX в. объем выпускаемой в США продукции составлял половину объема всех европейских стран. Рост производства сопровождался значительным расширением экспорта. Если в 60-е гг. XIX ст. импорт товаров превышал экспорт, то в 1876 г. стоимость экспорта американских товаров впервые превзошла сумму импорта. Так, с 1877 по 1900 г. стоимость экспорта в Англию выросла с 346 млн. до 534 млн. дол.; в Германию — с 58 млн.

до 187 млн.; во Францию — с 45 млн. до 83 млн.; в Канаду — с 37 млн. до 95 млн. дол. соответственно. В 1900 г. экспорт США равнялся 1394 млн. дол., превысив соответствующий показатель 1877 г. более чем в 2 раза.

Быстрыми темпами увеличивался вывоз изделий главных отраслей индустрии. Из США экспортировались корабли, паровозы, различная продукция машиностроения, стоимость которой возросла с 7 млн. дол. в 1865 г. до 22 млн. в начале 90-х гг. Из сырьевых продуктов на экспорт шли нефть, медь и хлопок.

Наряду с экспортом товаров на рубеже 80 — 90-х гг. активизировался экспорт капитала. Особенно выгодными были инвестиции в слаборазвитые страны, поскольку издержки производства там были ниже благодаря дешевому сырью, земле и низким ставкам заработной платы. В 1900 г. зарубежные инвестиции США в Мексике составляли 185 млн. дол., в Канаде — 150 млн., на Кубе — 50 млн., в Южной Америке — 45 млн., в Европе — 10 млн., в странах бассейна Тихого океана — 5 млн. дол.

Колониальная экспансия США началась позже, чем в других странах вследствие нескольких обстоятельств. Во-первых, на протяжении многих десятилетий в стране осваивались собственные новые территории, происходила "внутренняя колонизация". Во-вторых, емкий внутренний рынок создал благоприятные условия для инвестирования в экономику самих США. В-третьих, по вооруженным силам страна уступала европейским державам и не могла развернуть с ними борьбу за колониальные захваты.

Опоздав к разделу мира, американский империализм с учетом соотношения сил на международной арене разрабатывал и применял специфические методы экспансии в различных регионах. Так, в странах Латинской Америки США присваивают себе право вмешательства в экономическую и политическую жизнь. На Дальнем Востоке американские монополии проводят политику долларовой экспансии, стремясь этим добиться решающего экономического преимущества в борьбе с капиталистическими соперниками.

Курс на вмешательство в жизнь соседних государств, проводимый в соответствии с известной доктриной Монро, был подкреплен панамериканизмом. Панамериканисты, основываясь на стремлении латиноамериканских стран объединиться против колониального гнета Испании, выдвигали тезис о единстве интересов всех государств Западного полушария, ссылаясь на географическое положение взаимозависимость экономики, сходство исторических судеб, пропагандировали тесное сближение всех стран Северной и Южной Америки.

США добиваясь экономической и политической гегемонии над Американским континентом, решили использовать доктрину панамериканизм для противодействия политике европейских держав, в первую очередь Великобритании Хотя США значительно опередили Британию по темпам и объему промышленного производства и вытесняли ее на мировом и внутреннем! рынке, объем английской торговли и капиталовложений Р Южной Америке на рубеже 80-90-х гг. значительно превышал объем товарооборота и инвестиций США. Американский монополистический капитал был заинтересован в эксплуатации латиноамериканских природных ресурсов, прокладке железных дорог, расширении рынков сбыта* •

Первой попыткой ослабить позиции Англии в Латинской Америке стал созыв Межамериканской конференции в Ва-шингтоне в 1889 г., в которой приняли участие США и все страны Латинской Америки за исключением Доминиканской Республики. Итогом конференции явилось учреждение Международного союза американских республик в целях взаимного обмена экономической информацией. Ьго постоянный орган (Коммерческое бюро) размещался в Вашингтоне и был фактически подчинен Госдепартаменту США.

Проникновение США в Латгинскую Америку ограничивалось дипломатическими средствами. В 80-е и УО-е гг. войска США под различными: предлогами неоднократно вторгались на территорию Колумбии, Аргентины, Чили, Бразилии, Никарагуа, Мексики.

Империалистический курс: широкой экспансии включал и проникновение в бассейн Тихого океана, что осуществлялось под мощным нажшиом финансистов с Уоллстрит, предпринимателей, объединившихся в рамках Американо-Азиатской ассоциации и "Америкэн Чаина деве-лопмент компани", диктовавших курс внешнеполитическому ведомству США. Поскольку в конце XIX в. у Соединенных Штатов еще не было опорных пунктов на океанских магистралях, ведущих к: китайскому побережью, овладение островами на путях из! Америки в Китай и Японию стало одной из главных задач! колониальной политики.

Первой территорией, приобретенной США за пределами Американского континента, стгали Гавайские острова. Курс на их аннексию определялся такими факторами, как выгод- ное географическое положение на пути из США в Восточную Азию, запасы ценного сандалового дерева, имевшего высокий спрос в Китае, а также базы пополнения запасов продовольствия и воды для судов, следующих по торговой трассе между портами Тихоокеанского побережья и Кантоном. Этот курс поддерживали собственники текстильных предприятий и трансконтинентальных железнодорожных магистралей, судовладельцы, занятые трансокеанскими перевозками, крупные торговые компании северо-востока, набиравшие силу монополии. В ассоциациях промышленников и торговых палатах крупнейших американских городов — Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона, Сан-Франциско с конца 70-х гг. усиленно изучались возможности расширения торговли в результате проникновения на дальневосточные и тихоокеанские территории.

Наиболее важными представлялись Гавайские и Филиппинские острова. Первым шагом на пути к захвату Гавайских островов стал договор о товарообмене 1876 г. С появлением на островах американских торговцев и миссионеров началось разграбление природных богатств и угнетение коренного населения. В США вывозились традиционные сельскохозяйственные культуры: рис, сахар, что давало американским предпринимателям баснословные прибыли. Из 300-тысячного гавайского населения в конце XIX в. осталось лишь 35 тыс. В начале 1893 г. после инспирированного США переворота было подписано соглашение, в котором Гавайи рассматривались как "составная часть Соединенных Штатов". Иммиграция китайцев на Гавайские острова не допускалась. США обязались выплатить гавайские долги, а свергнутой королеве назначили пенсию, чтобы смягчить недовольство населения аннексией.

В 1898 г. США объявили войну Испании, используя в качестве предлога защиту национально-освободительного движения на Кубе. Подлинной причиной испано-американской войны была защита интересов американского капитала. К концу XIX в. американские коммерческие банки и компании почти полностью контролировали главную отрасль хозяйства Кубы — производство и экспорт сахара-сырца, а также вторую по значению отрасль хозяйства — табачную промышленность. Американцам на Кубе принадлежали сахарные заводы, плантации, сигаретные фабрики, железные дороги, рудники, торговые предприятия, финансовые учреждения и т.п. Таможенная политика Испании, пытавшейся защитить свои интересы на острове отвторжения американского капитала, наносила ущерб ему и вызывала ярость заинтересованных кругов, которые стимулировали и поддерживали экспансию.

Война, продолжавшаяся около трех месяцев, закончилась поражением Испании. По мирному договору, заключенному в Париже в декабре 1898 г., США получили Филиппинские острова за компенсацию Испании 20 млн дол., острова Пуэрто-Рико и Гуам. Кроме того, Испания отказалась от всех притязаний на о. Куба, который стал республикой, имевшей чисто фиктивную независимость и состоявшей под протекторатом США. Соединенные Штаты узурпировали право контроля над внешней политикой Кубы, ей было запрещено заключать договоры с иностранными государствами и брать у них взаймы без санкции американского правительства. Куба обязывалась передать в аренду США определенные участки территории для американских военно-морских баз.

Испано-американская война явилась первой империалистической войной за передел уже поделенного мира, для США она стала исходным пунктом расширения колониальной экспансии.

На волне шовинизма, вызванного войной, Конгресс США в 1898 г. закрепил аннексию Гавайских островов. В этом же году Штатам удалось добиться заключения договора, по которому им передавалась часть о. Самоа.

Превратив Кубу в полуколонию и получив здесь опорные базы, США начали добиваться строительства межокеанского канала и единоличного контроля над ним, что имело большое экономическое и военно-стратегическое значение. В 1901 г. США вынудили Англию заключить договор, по которому они получали исключительное право строительства, эксплуатации и управления каналом на Панамском перешейке. Соединенные Штаты сначала за бесценок скупили акции обанкротившейся французской компании по сооружению канала, вслед за этим заключили договор с Колумбией, по территории которой проходил канал, и получили от ее правительства право на его постройку и эксплуатацию. В ответ на то, что колумбийский сенат отверг этот договор, США организовали в Панаме мятеж против Колумбии. Панама была объявлена независимой республикой, а ее правительство подписало с США договор, предоставлявший им исключительное право на сооружение канала, постройку железных дорог и возведение укреплений вдоль канала. Строительство канала продолжалось 10 лет (с 1904 по 1914 г.).

Рассматривая Карибский бассейн после захвата зоны Панамского канала как свое внутреннее море, США наряду с методами вооруженного вмешательства прибегали к методам экономического закабаления слабых стран. Так, политика "большой дубинки" дополнялась так называемой "дипломатией доллара".

Соединенные Штаты поставили в экономическую зависимость Доминиканскую Республику. Предоставив ее правительству финансовую помощь в счет выплаты долгов ряду европейских стран, в 1905 г. они добились права контроля над финансовой, налоговой и таможенной политикой страны. Сахарные плантации на 30 % оказались в руках американских владельцев.

Под американским протекторатом оказалась и Республика Гондурас, правительство которой вынуждено было обратиться в 1911 г. за займом к США. Гарантией этого займа могли стать только таможенные пошлины. Применив ту же тактику, что и в Доминиканской Республике, США навязали Гондурасу протекторат, экономика страны оказалась подчиненной американским монополиям. В экономическую зависимость была поставлена и Никарагуа, плодородные плантации и золотые прииски которой привлекли американский капитал.

В конце XIX — начале XX в. позиции американского капитала укрепились в Мексике. Инвестиции США в эту страну достигли свыше 1 млрд дол., что составило 1/4 всех американских капиталовложений за рубежом и превысило инвестиции всех других стран, вместе взятых. Американским монополиям в этой стране принадлежало 78 % шахт, 72 % металлургических предприятий, 58 % предприятий по добыче нефти, 68 % — по добыче каучука, 80 % мексиканских железных дорог.

В Западном полушарии также отчетливо проявились методы колониальной экспансии США. Они бесцеремонно вмешивались во внутренние дела суверенных государств, навязывая им кабальные договоры, которые открывали доступ американским монополиям и закрепляли за США стратегически важные пункты.

 

 

№ 52. Экономическая сущность революции «Мейдзи» в Японии.

В 1868 г. Власть в стране была передана императору – 16-ти летнему Муцухито. Девизом правления императора было избрано Мэйдзи, т. е. просвещенное правление. Мэйдзи – официальное название периода правления японского императора Муцухито, который правил до 1912 г. Мэйдзи исин (обновление Мэйдзи, реставрация Мэйдзи) в широком смысле — это политические события и социально-экономические преобразования в Японии середины и второй половины XIX в., в результате которых была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. В узком и наиболее употребимом значении Мэйдзи исин — это незавершенная , буржуазная революция в Японии 1867 — 1868 гг.

Новый политический режим, который заменил току-гавский сёгунат, защищал интересы буржуазно-помещичьего блока, приведшего его к власти. Высшие государственные посты в правительстве занимала придворная знать. Основной состав аппарата новой власти был представлен средним самурайством — выходцами из буржуазного дворянства. Буржуазные элементы в новом правящем блоке выступали с предложением проведения ряда реформ, которые должны были удовлетворять требования этих двух социально-пореформенных правительственных группировок, а поэтому носили ограниченный характер. Вместе с тем глубокий кризис феодальной системы, крайнее обострение классовой борьбы, необходимость укрепления экономической мощи страны в борьбе против колониальной политики США и европейских держав, требования торгово-промышленной буржуазии заставили новое правительство стать на путь проведения коренных социально-экономических и политических преобразований.

В 1870 — 1872 гт. завершился процесс объединения государства, были ликвидированы феодальные княжества и созданы префектуры. Одновременно были отменены всякие государственные ограничения на занятия и профессии, ликвидирован цеховой строй, гильдии и кланы. Правительство отменило сословное неравноправие в хозяйственной деятельности, провозгласило свободу торговли и передвижения по стране. Вместо прежних четырех учреждены три сословия: высшее дворянство, в состав которого вошли бывшие феодальные князья и придворная аристократия; дворянство, к которому были отнесены все бывшие самураи; сословие простого народа, объединившее остальные слои населения, включая торгово-промышленную буржуазию. Были ликвидированы все внутренние таможни и установлена единая денежная единица — иена с золотым обеспечением.

В 1873 г. правительство предложило дайме и самураям добровольно согласиться на единовременную выплату

пенсий за несколько лет вперед половину наличными, по ловину государственными облигациями с тем, чтобы они имели возможность заняться предпринимательской деятельностью в области промышленности банковского дела, торговли, сельского хозяйства и т.д. Эта мера вызвала сопротивление самураев. Тем не менее в 1876 г. так называемая "капитализация пенсий" была объявлена обязательной, она равнялась 5 —14-летней сумме пенсий.

Среди наиболее значительных мероприятий правительства следует отметить аграрную реформу 1872— 1873 гг. По ней хозяевами земли были объявлены все те, кто владел земельными наделами к моменту принятия закона.

Официально разрешалась купля-продажа земли. В результате земля оказалась в основном в руках так называемых новых помещиков и зажиточного крестьянства. Земельные участки, полученные основной массой крестьянства, как правило, были мелкими. Реформа активизировала процесс имущественной дифференциации в деревне. Росло число арендаторов. Прогрессивность нового законодательства проявилась прежде всего в том, что ликвидировалась земельная монополия феодалов и вводился буржуазный принцип частной собственности на землю.

В 1873 г. был принят закон об изменении в системе налогообложения в сельском хозяйстве. Вместо "кокудака" ("подати рисом"), других феодальных повинностей вводился единый ежегодный государственный денежный налог в размере 3 % от стоимости земли. С учетом высокой цены на землю земельный налог равнялся почти 50 % валового дохода крестьянского двора и составлял около 80 % государственного бюджета страны. При всей неоднозначности в оценках аграрной реформы она несомненно способствовала развитию капиталистических отношений. Более того, общий объем сельскохозяйственной продукции вырос с 1878 по 1898 г. в 3,6 раза.

Новое правительство Японии в разработке долгосрочных прогнозов вынуждено было реально учитывать бедность национальной сырьевой базы, значительную техническую и технологическую отсталость как плату за период самоизоляции, таможенную зависимость в соответствии с подписанными неравноправными договорами и другие негативные факторы. Тем не менее была поставлена задача превратить Японию в новую империю европейского типа с сохранением национальных особенностей, широко используя опыт США и европейских стран.

Т. О. политические и социально-экономические преобразования в Японии, вошедшие в историю как революция Мэйдзи исин, способствовали ликвидации феодальныхъ порядков и становлению капиталистического сполсоба производства.

 

№ 53.экономического развития Франции в 20-е гг. Кризис 1929—1933 гг. и особенности его проявления. В 1924 г. началась стабилизация французской экономики. Это выразилось в том, что в 1924 гг. объем промышленного производства впервые превысил довоенный уровень, а сельского хозяйства достиг этого уровня. Темпы промышленного роста были сравнительно высоки — 5 % в год. По этим показателям Франция уступала только США. Однако развитие французской экономики в годы стабилизации капитализма имело некоторые своеобразные черты. Проблемы стабилизации наталкивались на значительные трудности. Слабая энерговооруженность французской промышленности и ее недостаточная техническая оснащенность приводили к удорожанию французских товаров, затрудняли их сбыт на внешних рынках. По мере восстановления германской промышленности появлялся все более опасный конкурент для французских предпринимателей.

Сельское хозяйство Франции переживало упадок. Многие важные отрасли — хлопчатобумажная, шерстяная и др. — находились в состоянии застоя. Однако тяжелая промышленность развивалась сравнительно быстрыми темпами. Уже в 1925 г. она превзошла довоенный уровень. Рост экономики Франции был вызван: 1) воссоединением Эльзаса и Лотарингии; 2) обширными работами по восстановлению разрушенных областей, что создавало для французской тяжелой промышленности сравнительно широкий и устойчивый внутренний рынок; 3) получением немецких репараций.

Рост промышленного производства во Франции продолжался и в последующие годы. В 1930 г. объем промышленной продукции во Франции достиг 140 % от уровня

1913 г. Возросли мощности французской металлургической промышленности.

По репарациям Франция получила более 8 млрд. золотых марок, причем в значительной мере в виде натуральных поставок: угля, леса, цемента. С помощью государственных субсидий было восстановлено или отремонтировано около 8 тыс. промышленных предприятий, построены новые заводы, электростанции, проложены железные дороги.

В период стабилизации возрос удельный вес тяжелой промышленности, что свидетельствовало о дальнейшем изменении в структуре экономики.

Быстро развивались новые отрасли: автомобилестроение, авиация, радиотехника, кинопромышленность и др. На промышленных предприятиях вводились наиболее передовые методы и технологии.

В январе 1923 г. Франция совместно с Бельгией оккупировала Рурскую область. Немецкое правительство объявило политику "пассивного сопротивления". Добыча каменного угля в Руре прекратилась. Десятки французских металлургических заводов стали из-за нехватки угля. Расходы на оккупацию Рура росли из месяца в месяц. Правительство вынуждено было увеличить налоги. В стране усиливается инфляция. Правительство Эррио столкнулось с большими трудностями в области финансовой политики. Социалисты, проводившие предвыборную кампанию под лозунгом "Заставим Платить богатых!", предлагали ввести налог на капитал. Однако правительство не решалось идти на конфликт с крупными капиталистами и ограничивалось полумерами. Выпущенный в декабре 1924 г. 4-миллиардный внутренний заем потерпел неудачу. Монополистический капитал через посредство Французского банка искусственно вызвал падение курса франка. Дороговизна быстро росла.

В апреле 1925 г., когда правительство согласилось с предложением о введении налога на капитал, сенат резко отклонил это предложение. Эррио подал в отставку.

При правительстве Пэнлеве был отклонен проект введения налога на капитал. В то же время все налоги на трудящихся были сохранены. Чтобы покрыть дефицит государственного бюджета за счет широких масс населения, правительство прибегло к инфляции.

Колониальные войны в Марокко и Сирии поглощали огромные средства и ложились тяжелым бременем на государственный бюджет. Финансовые трудности продолжали нарастать. Курс франка неуклонно падал. В мае 1926 г. фунт стерлингов стоил 170 франков, а в июле — уже 250 франков. Правительство добилось от парламента разрешения на дополнительную эмиссию в сумме 7,5 млрд. франков. Инфляция принимала все более грозные масштабы.

В этих условиях парламент предоставил правительству Р.Пуанкаре неограниченные полномочия по проведению финансовой реформы. Пуанкаре осуществил план стабилизации валюты за счет трудящихся, разработанный комитетом финансовых экспертов. Были значительно повышены косвенные налоги, а также тарифы на железных дорогах и водных путях. Правительство сократило жалованье

государственным служащим и пенсии инвалидам войны. В декабре 1926 г. была проведена девальвация франка до 1/5 его довоенной стоимости. На этом уровне франк стабилизировался и приобрел некоторую устойчивость. В декабре 1926 г. фунт стерлингов котировался в 123 франка. В июне 1928 г. стабилизация франка была закреплена в законодательном порядке..

Стабилизация франка и другие экономические мероприятия монополистической буржуазии сопровождались усилением капиталистической рационализации — введением новых изнурительных методов труда, сокращением количества рабочих.

Правительство Пуанкаре сделало значительный шаг по пути милитаризации страны. Военный бюджет в 1927 —1928 гг. достиг 2 млрд. золотых франков, т.е. увеличился в 2 раза по сравнению с довоенным временем.

В марте 1927 г. был принят закон "Об организации нации в военное время", предусматривавший всеобщую военную подготовку.

Для государственного регулирования экономикой были созданы координирующие органы — Национальный экономический совет и Высший железнодорожный совет, в состав которых входили и крупные предприниматели. Государственный банк "Национальный кредит" был центром распределения субсидий на восстановление и развитие разрушенных войной районов.

За годы стабилизации завершается процесс превращения Франции в индустриально-аграрную страну, где в 1931 г. впервые городское население оказалось больше сельского. Хотя в промышленности увеличилось значение крупных предприятий, но численно преобладали мелкие и средние. 25 % торговых заведений и 53 % сельских хозяйств не применяли наемного труда.

Несмотря на рост промышленности, частичную потерю капиталовложений за рубежом, Франция оставалась государством-рантье. Так, в 1929 г. доходы от ценных бумаг почти в 3 раза превышали доходы от промышленности.

Стабилизация французской экономики оказалась кратковременной. Осенью 1930 г., несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продолжался по 1935 г. включительно.

Падение промышленного производства наметилось в конце 1930 г. и было не таким быстрым, как в США и Германии, но зато более длительным. В развитии кризиса во Франции можно выделить два наиболее тяжелых периода: 1932 и 1935 гг. Так, в 1932 г. объем промышленного производства сократился на 44 % по сравнению с 1930 г. и на 4 % — по сравнению с 1913 г. После оживления 1933—1934 гг. кризис вновь обострился. В 1935 г. темпы промышленного производства на 4 % отставали от темпов 1930 г. За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6 % от уровня 1929 г., производство средств производства — до 80, выплавка чугуна и стали — почти на 50 %. Сократилось производство автомобилей, цветных металлов, алюминия, цинка. В тяжелом положении находилась текстильная промышленность, которая еще с середины 20-х гг. переживала хроническую недогрузку предприятий и застой.

Внешняя торговля за годы кризиса уменьшилась более чем в 2 раза. Не выдерживая конкуренции Англии, США и Германии, Франция уступала свои позиции на внешних рынках. Внутренняя торговля также была нарушена. Резко снизились цены на пшеницу, ячмень, овес, шерсть, сахар. Импорт и экспорт сократились на 65 % от уровня 1930 г.

В области кредитно-денежного обращения наступление кризиса ознаменовалось крахом банка Устрика — одного из крупнейших во Франции. Затем последовал ряд других банкротств. Мелкие вкладчики были ограблены на сумму не менее 3 млрд. франков.

От кризиса сильно пострадало крестьянство. Доходы сельского хозяйства в 1934 г. составили 17 млрд. франков против 44,8 млрд. франков в 1929 г. Вследствие неуплаты долгов, налогов и арендной платы массовый характер приняла продажа имущества крестьянами. Многие мелкие крестьяне, гонимые нуждой, оставляли свои хозяйства и уходили в города.

Намного ухудшились материальные условия жизни рабочих. В добывающей промышленности общая сумма заработной платы рабочих с 1930 по 1934 г. уменьшилась на 38 %. Десятки фабрик и заводов бездействовали. В стране росла армия безработных. Число безработных в 1935 г. превысило 1 млн. человек. От кризиса очень пострадали средние слои городского населения: доходы мелкой городской буржуазии с 1929 по 1934 г. снизились на 30 %, разорились более 100 тыс. мелких торговцев.

Очевидно, что кризис нанес Франции большой экономический ущерб. Однако он выполнял и важные оздоровительные функции, прежде всего поразил архаичные, неэффективные звенья экономики, ускорил ее структурную перестройку на базе последних достижений науки и техники и явился важнейшим историческим рубежом между стихийным, классическим и современным высокоорганизованным капитализмом.

Выход из создавшегося тяжелого положения французское правительство искало на путях реформирования экономики, используя уже известную теорию английского экономиста Кейнса. Сторонников государственного управления экономикой называли дирижистами.

Правительство предоставило предприятиям "защищенного сектора", прежде всего ВПК, государственные заказы и кредиты, обеспечило им налоговые и таможенные льготы.

Крестьянам государство выплачивало премии за сокращение посевных площадей, уничтожение части урожая. Была разработана и социальная программа помощи безработным.

Государственное регулирование проводилось в рамках рыночной экономики при соблюдении принципа частной собственности и затрагивало в основном государственный сектор. Это регулирование помогло избежать экономической и социальной катастрофы, реформировать классический капитализм, придать существующей экономической системе социальную направленность.

Экономическая политика правительства Народного фронта. После выхода из мирового экономического кризиса положение народного хозяйства Франции оставалось сложным. Некоторое оживление в промышленности, начавшееся в 1936 г., с середины 1937 г. сменилось новым спадом. Промышленная и финансовая олигархия воспользовалась тяжелым экономическим положением страны. Быстро развивавшийся процесс, концентрации производства и капитала усиливал власть крупнейших союзов монополистов, значительно возросла финансовая мощь банков, и в особенности Французского банка, капитал которого с 1929 по 1935 г. увеличился в 2 раза и составил 80 млрд. франков. Усиливалась интенсификация труда рабочих, заработная плата была ниже уровня 1929 г. Повышались цены, налоги, росла инфляция. Стоимость франка с 1929 по 1938 г. упала в 2 раза. Все это приводило к значительному росту дороговизны. Только за два года, с 1936 по 1938 г., розничные цены увеличились на 1/3.

Прямые налоги с 1935 по 1938 г. возросли на 20 %, на долю трудящихся приходилось 90 % всех налоговых сборов. Усилились эксплуатация масс, милитаризация экономики. В 1937 г. военные расходы составили около 30 % бюджета. Гонка вооружений умножала прибыли финансовой олигархии.

В сельском хозяйстве насчитывалось 2 млн. бедняков и 25 млн. батраков. В 1934 — 1935 гг. 400 тыс. крестьян разорились, а их земли попали в руки крупных землевладельцев, составлявших лишь 2 % земельных собственников, но владевших половиной всей обрабатываемой земли.

В условиях обостряющегося социально-экономического положения в стране начинает усиливаться борьба между сторонниками либерального реформирования экономики и реакционными кругами, которые поддерживали фашистские организации. Эти организации сделали попытку ликвидировать во Франции парламентский режим и установить фашистскую диктатуру, которая бы привела к установлению административно-приказного управления во всем народном хозяйстве.

В этих условиях во Франции все демократические и патриотические силы объединяются под лозунгом создания единого Народного фронта, в который бы вошли республиканцы, демократы, либералы, социалисты, коммунисты, средние слои и который преградил бы дорогу фашизму. Этот лозунг завоевал всенародную популярность.

В январе 1936 г. была опубликована программа Народного фронта, важнейшие требования которой заключались в следующем: политическая амнистия, роспуск и разоружение фашистских лиг, создание системы коллективной безопасности, национализация военной промышленности, контроль над крупными банками, введение 40-часовой рабочей недели, увеличение пособий безработным, помощь крестьянам. Эта программа была обсуждена и принята на многочисленных народных собраниях и митингах, состоявшихся по всей Франции.

4 июня 1936 г. лидер социалистической партии Л.Блюм сформировал правительство, опиравшееся на Народный фронт. В состав правительства Блюма вошли 12 социалистов, 9 радикалов и представители мелких республиканских групп. Благодаря действиям данного правительства 7 июня 1936 г. представители рабочих и предпринимателей в парижском отеле "МатИньон" подписали так называемые "Матиньонские соглашения", вводившие 40-часовую рабочую неделю и оплачиваемые двухнедельные отпуска, а также предусматривавшие немедленное заключение коллективных трудовых договоров и повышение заработной платы рабочих в среднем от 7 до 15 %, признание профсоюзных свобод и др. Правительство Блюма все эти завоевания рабочих закрепило законодательным путем и осуществило еще некоторые пункты программы Народного фронта. Была повышена заработная плата горнякам и государственным служащим, увеличены пенсии бывшим фронтовикам, отменены чрезвычайные декреты, направленные против государственных служащих. Для безработных были организованы общественные работы, пособия по безработице освобождались от налогов. Правительство ввело отсрочку платежей по долгам в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. Была прекращена продажа имущества мелких торговцев и ремесленников за долги. Им предоставлялся кредит на льготных условиях: Созданное правительством Национальное бюро осуществляло закупки зерна у крестьян по твердым ценам, превышавшим низкие кризисные цены иногда в 2 — 3 раза. На сельских жителей была распространена система пособий многодетным семьям, а на сельскохозяйственных рабочих — система платных отпусков.

Налоговая реформа 1937 г. вводила для мелких предприятий налог в размере 2 % с оборота, а для крупных — 6 %. Были увеличены налоги на крупные наследства и доходы, в том числе на прибыли акционерных компаний. Для снижения напряженности в среде молодежи правительство продлило срок обучения, выделило дополнительные кредиты на развитие образования, науки и культуры.

Реорганизация Французского банка поставила его под контроль государства, хотя и не означала формальной национализации. Были национализированы частично военная промышленность и полностью железные дороги.

Народный фронт, в рядах которого объединились рабочие, крестьяне и городская мелкая буржуазия, добился значительных успехов. Была сорвана попытка реакции установить во Франции диктатуру фашистского типа. Трудящиеся добились серьезных социально-экономических завоеваний. Однако закрепить и развить эти завоевания не удалось. Крупная буржуазия скоро перешла в контрнаступление. Предприниматели саботировали производство, провоцировали стачки. Начался вывоз золота за границу. Банкиры и заводчики стремились подорвать курс франка, чтобы тем самым обесценить заработную плату рабочих. Правительство Блюма не оказало отпора финансово-промышленной олигархии, лавировало между народными массами и крупным капиталом, что порождало непоследовательность его экономической политики.

Во второй половине 1937 г. страну охватил новый экономический кризис. В первую очередь он ударил по тяжелой индустрии — металлургической, машиностроительной, судостроительной и строительной промышленности, а вслед за тем распространился на легкую промышленность и сельское хозяйство.

Общий объем промышленной продукции упал до 70 % от уровня 1929 г. Среднемесячная выплавка стали, составлявшая в 1929 г. 808 тыс. т, в 1938 г. снизилась до 514 тыс. т, добыча каменного угля — с 4,5 до 3,9 млн. т. Начался рост безработицы. Усилилась инфляция. Владельцы фабрик и заводов саботировали техническую модернизацию, сокращали капиталовложения в промышленность. Крупная буржуазия систематически уклонялась от уплаты налогов. Финансовые махинации приводили к росту государственного долга Франции. Располагая ключевыми позициями во Французском банке, финансовая олигархия пользовалась выдачей краткосрочных кредитов правительству как орудием воздействия на его внутреннюю и внешнюю политику. В октябре 1936 г. была проведена девальвация франка. Эта мера резко снизила реальную заработную плату рабочих и служащих, а также доходы крестьян и городской буржуазии.

В 1936 г. французское правительство приняло четырехлетнюю программу перевооружения. Она предусматривала развертывание производства танков, современной артиллерии, противотанковых и зенитных средств. Вместе с дополнительной программой, принятой в 1938 г., на перевооружение французской армии с 1 января 1937 г. по 1 сентября 1939 г. было израсходовано 30 млрд. франков.

И все же для перевооружения армии было сделано не все. Заказанные в 1935 — 1936 гг. 600 танков типа "Рено" были выпущены только в апреле 1938 г. В 1936 г. выпускалось в среднем по 120 танков в месяц, а в январе 1937 г. заводы дали всего 19 танков. Еще хуже обстояло дело с производством самолетов. В марте 1938 г. на заседании Высшего комитета национальной обороны отмечалось, что у Франции имеются хорошие образцы самолетов, но их серийное производство не налажено. В 1938 г. производи-

лось в среднем 53 самолета в месяц, в 1939 г. — 185; снаряды для зенитных орудий до 1940 г. не производились.

Хотя по объему производства и техническому уровню Франция отставала от Германии, тем не менее уже в тот период она обладала первоклассными по технической оснащенности металлургическими, металлообрабатывающими, электротехническими, химическими, автомобильными и другими предприятиями, на которых в короткий срок можно было наладить военное производство.

Таким образом, Франция имела реальные возможности для успешного сопротивления германо-итальянскому фашизму. Но с приходом к власти правительства Народного фронта буржуазия начала срывать и выполнение оборонной программы. Так, хозяева авиационных заводов отказались ввести многосменную работу, саботируя тем самым военное производство.

Когда в марте 1938 г. второе правительство Блюма добилось от профсоюза металлистов согласия на установление в оборонных отраслях, и прежде всего в авиационной промышленности, 45-часовой рабочей недели, руководители промышленности отказались от этого под предлогом, что на оборонных заводах еще не начато серийное производство и "совершенно незачем удлинять рабочий день". В декабре 1938 г. на ряде авиационных предприятий был проведен локаут, в результате которого было потеряно свыше 1,3 млн. рабочих часов.

Французские монополисты на практике осуществляли лозунг "Лучше Гитлер, чем Народный фронт". Многие банки и компании установили сотрудничество с монополиями Германии и Италии, фактически способствуя укреплению их военно-промышленного потенциала.

В феврале 1937 г. Блюм заявил о "передышке" в осуществлении программы Народного фронта. Это заявление вызвало волну протестов среди трудящихся.

Со своей стороны крупная буржуазия начала яростную кампанию против 40-часовой рабочей недели и других завоеваний трудящихся. В июле 1937 г. была проведена вторая девальвация франка. Тем самым были сведены на нет результаты повышения заработной платы, к которой рабочие принудили предпринимателей в июне 1936 г.

В апреле 1938 г. было сформировано правительство правого радикала Ф.Даладье, которое формально заявляло о поддержке программы Народного фронта. Вскоре правительство получило от парламента чрезвычайные полномочия для "оздоровления" финансов и использовало их для того, чтобы полностью ликвидировать права трудящихся, завоеванные ими в июне 1936 г. Были повышены на 8 % прямые и косвенные налоги, а налоги на прибыли крупных промышленных и торговых предприятий снизились. Была проведена новая девальвация франка, в результате которой дороговизна жизни по сравнению с 1936 г. увеличилась на 45 %.

В августе 1938 г. правительство Даладье получило право устанавливать на всех предприятиях дополнительные рабочие часы. Тем самым ликвидировалась 40-часовая рабочая неделя. Были повышены почтовые и телеграфные тарифы, акцизные сборы с товаров широкого потребления, налог на заработную плату, тогда как налоги на крупный капитал снова снижались.

В октябре 1938 г. съезд Партии радикалов и радикал-социалистов принял решение об одобрении политики правительства Даладье и о разрыве с Народным фронтом.

Таким образом, мы можем сделать общий вывод, что экономическое развитие Франции в период между двумя мировыми войнами носило крайне неравномерный характер. Периоды оживления, подъема и стабилизации экономики сменялись экономическими потрясениями, которые резко ухудшали экономическую и социально-политическую обстановку в стране. В этих условиях экономическая политика правящих кругов была направлена на усиление государственного вмешательства в народное хозяйство Франции. Государственное регулирование помогло французской буржуазии найти выходы из сложнейших социально-экономических ситуаций и избежать катастрофы с помощью реформирования и модернизации капитализма.

 



Последнее обновление 07.02.11 15:32
 
 
Top! Top!