Конспект лекций по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ |
Добавил(а) Administrator |
20.02.11 11:34 |
Страница 18 из 19
Стоимость – воплощенный в товаре общественно необходимый труд товаропроизводителей. В основе стоимости лежит труд. Труд носит двойственный характер и выступает в виде конкретного и абстрактного труда.
Конкретный труд – это труд по производству конкретной потребительной стоимости (привлекательности товара для покупателя). Конкретным трудом создается употребительная стоимость товара. Абстрактный труд – это труд вообще без учета конкретной специфики, как совокупность умственных и физических усилий человека. Абстрактным трудом создается меновая стоимость и стоимость. Абстрактный труд измеряется рабочим временем. 3. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности. Существует 2 теории стоимости: трудовая теория и теория предельной полезности. Трудовая теория стоимости. Представители : Смитт, Рекардо Маркс. Идеи:
Анализ: «+» – впервые был найден критерий равного справедливого эквивалентного обмена. «–» – 1) очень сложно свести всё многообразие трудовой деятельности к одному простому понятию «труд», поскольку труд может быть простой и сложный, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный. 2) теория абсолютизирует количественную сторону труда, не учитывая его качества. Теория предельной полезности. Представители: Менгер, Визер. Они отказались от трудовой теории стоимости, сделав вывод, что она не верна и создали альтернативную теорию – теорию предельной полезности. Вместо понятия «стоимость» ввели «полезность». Полезность (ценность) – индивидуальная субъективная оценка покупателем привлекательности товара. Критерии полезности товара для покупателя:
Закон убывающей предельной полезности. Суть: полезность каждой последующей единицы продукции для покупателя снижается по мере насыщения покупателя данным товаром. Анализ: «-» - субъективизм понятия «полезность». «+» - эта теория учитывает психологию покупателя, она находится на стыке экономики и психологии. Общий вывод : с точки зрения этой теории, решающее слово в ценообразовании принадлежит покупателю. Примирил эти 2 теории Альфред Маршалл, который сделал вывод о том, что и спрос, и предложение одинаково влияют на формирование цены. 4. Закон стоимости как стихийный регулятор рыночной экономики. Суть по Смитту: товары должны обмениваться по стоимости, т.е. по равному количеству вложенного труда. Цена – это форма выражения стоимости, но поскольку цена формируется на рынке под действием спроса и предложения, а стоимость – еще в процессе производства как количество вложенного труда, поэтому цена может либо совпадать со стоимостью, либо не совпадать. 1) если спрос превышает предложение, то цена поднимается выше стоимости; 2) если предложение превышает спрос, то цена опускается ниже стоимости 3) только когда спрос соответствует предложению – цена совпадает со стоимостью. Если цена растет, то это – сигнал для производителя о том, что рынок не насыщен и можно увеличивать объемы производства. Производитель это делает, рынок насыщается и перенасыщается. Цена начинает снижаться. Это – сигнал, что рынок перенасыщен и нужно уменьшать объем производства. Производитель уменьшает. И так до тех пор, пока спрос не уравновесит предложение. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Характеристика предпринимательской деятельности.
|