Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Конспект лекций по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
20.02.11 11:34
Стоимость – воплощенный в товаре общественно необходимый труд товаропроизводителей. В основе стоимости лежит труд. Труд носит двойственный характер и выступает в виде конкретного и абстрактного труда.

Конкретный труд – это труд по производству конкретной потребительной стоимости (привлекательности товара для покупателя). Конкретным трудом создается употребительная стоимость товара.

Абстрактный труд – это труд вообще без учета конкретной специфики, как совокупность умственных и физических усилий человека. Абстрактным трудом создается меновая стоимость и стоимость. Абстрактный труд измеряется рабочим временем.

3. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.

Существует 2 теории стоимости: трудовая теория и теория предельной полезности.

Трудовая теория стоимости.

Представители : Смитт, Рекардо Маркс. Идеи:

  1. Качественно разнородные товары подлежат эквивалентному обмену, потому что все они обладают общим свойством – стоимостью, поэтому они могут обмениваться в равной меновой пропорции.
  2. Стоимость товаров характеризуется общественно необходимым трудом товаропроизводителей, равенство товаров по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
  3. Труд, характеризующий стоимость, различается по сложности и качеству (простой, неквалифицированный и сложный высококвалифицированный). Причем сложный труд, по Марксу, это простой труд, возведенный в степень.
  4. Количество труда измеряется рабочим временем.

Анализ:

«+» – впервые был найден критерий равного справедливого эквивалентного обмена.

«–» – 1) очень сложно свести всё многообразие трудовой деятельности к одному простому понятию «труд», поскольку труд может быть простой и сложный, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный.

2) теория абсолютизирует количественную сторону труда, не учитывая его качества.

Теория предельной полезности. Представители: Менгер, Визер. Они отказались от трудовой теории стоимости, сделав вывод, что она не верна и создали альтернативную теорию – теорию предельной полезности. Вместо понятия «стоимость» ввели «полезность».

Полезность (ценность) – индивидуальная субъективная оценка покупателем привлекательности товара. Критерии полезности товара для покупателя:

  1. полезность товара как ценность (важность, нужность);
  2. важность удовлетворения потребности в данный момент;
  3. степень насыщения покупателя данным товаром;
  4. редкость товара в природе.

Закон убывающей предельной полезности. Суть: полезность каждой последующей единицы продукции для покупателя снижается по мере насыщения покупателя данным товаром. Анализ:

«-» - субъективизм понятия «полезность».

«+» - эта теория учитывает психологию покупателя, она находится на стыке экономики и психологии.

Общий вывод : с точки зрения этой теории, решающее слово в ценообразовании принадлежит покупателю. Примирил эти 2 теории Альфред Маршалл, который сделал вывод о том, что и спрос, и предложение одинаково влияют на формирование цены.

4. Закон стоимости как стихийный регулятор рыночной экономики.

Суть по Смитту: товары должны обмениваться по стоимости, т.е. по равному количеству вложенного труда.

Цена – это форма выражения стоимости, но поскольку цена формируется на рынке под действием спроса и предложения, а стоимость – еще в процессе производства как количество вложенного труда, поэтому цена может либо совпадать со стоимостью, либо не совпадать.

1) если спрос превышает предложение, то цена поднимается выше стоимости;

2) если предложение превышает спрос, то цена опускается ниже стоимости

3) только когда спрос соответствует предложению – цена совпадает со стоимостью.

Если цена растет, то это – сигнал для производителя о том, что рынок не насыщен и можно увеличивать объемы производства. Производитель это делает, рынок насыщается и перенасыщается. Цена начинает снижаться.

Это – сигнал, что рынок перенасыщен и нужно уменьшать объем производства. Производитель уменьшает.

И так до тех пор, пока спрос не уравновесит предложение.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Характеристика предпринимательской деятельности.



 
 
Top! Top!