Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Конспект лекций по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
20.02.11 11:34
Чистая прибыль – часть валовой прибыль, которая идет в личное распоряжение предпринимателю. Она распределяется:

1) Фонд накопления – часть чистой прибыли, откладываемая для расширения производства.

2) расходы на социальные нужды предприятия (напр., строительство ведомственного жилья – детсад, дом отдыха).

3) предпринимательский доход – идет в личное пользование предпринимателю (его зарплата).

Различают величину и норму прибыли. Величина прибыли (прибыль) измеряется в деньгах, норма – в %.

НП=П / (Пост.З+Перем.З) *100%

Норма прибыли характеризует : 1) уровень рентабельности производства, 2) эффективность отдачи вложенного капитала независимо от величины капитала, 3) своеобразный КПД вложенного капитала.

Параметры НП: до 15% - удовлетворительно, 20% - средне, 25% и выше – отлично.

Пути увеличения прибыли : 1) повышение цены при постоянной себестоимости.

2) снижение себестоимости при постоянной цене (за счет модернизации производства),

3) увеличение скорости оборота оборотного капитала за счет небольшого снижения индивидуальной цены относительно средней рыночной. При этом прибыль и норма прибыли на единице продукции снижаются, но суммарная масса прибыли увеличивается.

3. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

Конкуренция является главным рычагом стихийно-рыночного регулирования. Различают:

1) Внутриотраслевая – конкуренция между предприятиями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Она приводит к: а) повышению качества продукции, б) образованию средней цены на продукцию, если продукция однородна, в) стимулирует технический прогресс.

↑ - предполагаемая цена, складывается из себестоимости и прибыли.

Продукция однородна => формируется средняя цена.

Средняя цена установится на уровне цены основной массы продукции

В выигрыше предприятие, где модернизация идет быстрее.

2) Межотраслевая – конкуренция между предприятиями разных отраслей за получение max нормы прибыли.

Приводит к переливу капитала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с более высокой. В конечном счете это должно было бы привести к выравниванию нормы прибыли в разных отраслях, но это происходит только в условиях совершенной конкуренции. В условиях несовершенной конкуренции абсолютного выравнивания нормы прибыли не происходит, но такая тенденция существует.

4. Тенденция и нормы прибыли к понижению.

Новое оборудование, как правило, более дорогостоящее, чем предыдущее, поэтому увеличиваются амортизационные отчисления, которые входят в себестоимость продукции: З(себ.)↑=АП+АО↑+С+Э+ЗП. Поэтому затраты должны расти, а значит, понижается прибыль и норма прибыли: НП=П/З↑ *100%.

Но новое оборудование производительнее, и затраты на сырье, энергию и зарплату будут понижаться:

З(себ.)↓=АП+АО↑+С↓+Э↓+ЗП↓ . Поэтому несмотря на рост амортизационных отчислений затраты снижаются. Т.е выгодно модернизировать оборудование, т.к оно приводит к снижению себестоимости.

Мы рассмотрели пример, когда продукция однородна, формируется средняя цена и нельзя повышать цены. Если же продукция дифференцирована, то на новом оборудовании производится более качественная продукция и можно повысить цену, поэтому и в этом случае прибыль и норма прибыли будут повышаться.

Вывод - все больше увеличивается вилка цен промышленной и с/х продукции.

ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ И ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ

1. Особенности торгового капитала.

Самым слабым звеном процесса воспроизводства капитала является реализация созданной товарной продукции. Сложность этого звена определяется основным противоречием рыночной экономики: стремлением капитала к постоянному расширению масштабов производства с одной стороны и ограниченной покупательной способностью населения с другой. Это противоречие разрешается путем отделения торгового капитала от производственного в особый самостоятельный вид капитала.

Торговый капитал – капитал сферы обращения, специализирующийся на реализации созданной товарной продукции. Производитель доверяет функцию продажи своего товара торговцу, при этом он теряет часть прибыли, но экономит на дополнительных затратах.

Функции торгового капитала:

1. превращение товарного капитала в денежный

2. торговый капитал расширяет рынки сбыта.

3. ускоряет скорость оборота совокупного капитала.

4. стимулирует спрос при помощи рекламы.

Формула кругооборота торгового капитала: ДЕНЬГИ – ТОВАР – ДЕНЬГИ',

Д'=Д+ΔД (прирост капитала)

ΔД – разница между оптовой и розничной ценой товара. Она составляет основу торговой прибыли.



 
 
Top! Top!