Курсовая РАБОТА «Экономический анализ» «Анализ производства продукции молочного скотоводства на примере СООО «Дружба народов» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА АРК» |
Экономические - Курсовые по экономическим темам |
Страница 2 из 9
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА 1.1.Сущность и задачи анализа производства продукции молочного скотоводства Животноводство является одной из ведущих отраслей сельского хозяйства. Его удельный вес в общем объеме товарной продукции животноводства составляет около 55%, обслуживанием крупного рогатого скота на сельскохозяйственных предприятиях занято 60% работников животноводства. Повышение уровня интенсивности, специализации и концентрации производства, активное осуществление его индустриализации способствовали росту объема производства и закупок молока и мяса крупного рогатого скота. Выполнение намеченных планов возможно с помощью повсеместного перехода сельскохозяйственных предприятий к интенсивным методам ведения скотоводства, укрепления кормовой базы, улучшения породного состава стада, расширения и реконструкции действующих ферм колхозов и совхозов, нового строительства ферм и комплексов, широкого внедрения внутрихозяйственного расчета и коллективного подряда, повышения квалификации рабочих. При этом рост производства должен быть обеспечен прежде всего в результате повышения продуктивности животных. При наличии необходимых условий (обеспечение кормами, квалифицированными кадрами и т. д.) будет увеличиваться и их поголовье. Важная задача развития скотоводства состоит в повышении качества продукции. Она должна решаться путем улучшения технического оснащения ферм и комплексов, материального стимулирования предприятий и работников за повышение качества продукции, широкого внедрения приемки продукции на местах производства.[7]. Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Важнейшим показателем эффективности отрасли, определяющим в значительной мере характер и степень изменения всех показателей экономической эффективности молочного скотоводства, является продуктивность животных. В 2005 г. надой молока на одну корову в Украине составил 2231 кг, то есть по сравнению с 1991 г. уменьшился на 13,2 %. Потенциальная продуктивность коров красно-степной породы составляет 5000-8000 кг молока. В передовых хозяйствах от коровы получают 4000-5000 кг молока в год при жирности до 4%. Причины низкой продуктивности животных кроются в снижении уровня кормления и неэффективном использовании кормов. В большинстве сельскохозяйственных предприятий несбалансированность рационов по основным элементам питания обусловила также перерасход кормов на единицу продукции. В 2005 г. расход кормов в целом по Украине на 1 ц молока увеличился по сравнению с 1991 г. на 10,5%. Низок на сельскохозяйственных предприятиях выход приплода. В связи с этим необходимо повысить уровень зоотехнической работы. Снижается заинтересованность работников отрасли в результатах своего труда из-за низкой и не вовремя выплачиваемой заработной платы. Производительность труда в молочном скотоводстве определяется уровнем молочной продуктивности и затратами труда на содержание и уход за животными будет возрастать, если в расчете на 1 чел.-час будет производиться больше молока. Однако довольно часто дополнительные затраты труда приводят к недостаточному росту продуктивности, что снижает общую производительность труда. Иногда дополнительное вовлечение трудовых ресурсов объясняется нежеланием улучшить условия содержания животных, а является следствием низкого уровня механизации основных технологических процессов. За последний период трудоемкость производства молока возросла в 1,8 раза. Сокращение затрат труда и средств на производство единицы продукции – важнейшая задача в молочном скотоводстве. В настоящее время высокие затраты на производство молока не компенсируются выручкой от его продажи. Чем больше хозяйство производит молока, тем больше терпит убытков. Сложившийся уровень цен на молоко не обеспечивает возможность рентабельного ведения отрасли; в результате производство молока является убыточным. Государственная поддержка, оказываемая отрасли, практически не влияет на результаты хозяйственной деятельности. Одна из наиболее важных причин такого положения – неоправданно высокий рост цен на энергоносители и промышленную продукцию, используемую в сельском хозяйстве. Например, с 1991 по 2005 г. Цены на электроэнергию повысились в 7,5 раза, на дизельное топливо – в 9,2, на комбикорма – в 2,7 раза. [4]. Производство продукции животноводства возможно в течение всего года. Однако сезонное увеличение ресурсов кормов за счет пастбищных угодий, дающих наиболее дешевые корма, служит в определенных экономических условиях основой сезонного роста продукции животноводства. Сезонность – понятие, характеризующее регулярно повторяющиеся изменения явлений в динамике, связанные со сменой времени года, явлениями природы, выполнением определенных работ и занятий (сезон охоты, сезон уборки урожая), а также с обычаями, традициями и праздниками. Сезонность обычно отрицательно влияет на результаты производственной деятельности, вызывая нарушения ритмичности производства. Производство молока за месяц зависит от числа коров и их удоя. Так как поголовье коров по месяцам изменяется незначительно, колебания в производстве молока по месяцам является следствием сезонного изменения надоев на корову. Поголовье коров в Украине снижается с каждым годом. Так, например, количество голов в 2003 г. составляло 4,7 млн. шт.; в 2004 г. этот показатель составлял 4,3 млн. шт.; в 2005 г. – 3,9 млн. шт.; в 2006 г. – 3,6 млн. шт.; в 2007 г. – 3,3 млн. шт.; а на 01.02.08 г. этот показатель уже составлял 3,1 млн. шт. В зависимости от этого соответственно уменьшается и производство молока в Украине. В 2003 году было произведено 13,7 млн. т молока, такое же количество молока было произведено и в 2004-2005 гг., а уже в 2006 г. количество произведенного молока снизилось до 13,3 млн. т; в 2007 г. – до 12,3 млн. т. В январе 2007 г. в Украине было произведено 0,61 млн. т молока, а в январе 2008 г. – 0,59 млн. т молока. [3]. Как отмечает М. И.Баканов в книге « Экономический анализ» важнейшим показателем, характеризующим качество работы с.-х. предприятий является продуктивность одной головы домашних животных. Продуктивность животных зависит от таких качественных показателей, как порода скота, качество кормов, режим кормления и уход за животными. Задачами анализа продукции является : 1) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки); 2) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов (по данным учета и отчетности); 3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности); 4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (в его полной и незавершенной форме); 5) выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса); 6) испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы). 1.2.Методика анализа производства продукции молочного скотоводства Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условия рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
|