ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ «Составление проекта землеустройства по установлению границ геологического памятника природы «Волчий грот» в Мазанском сельском совете Симферопольского района АРК » 2008 |
Землеустройство - Дипломные работы по землеустройству |
Страница 3 из 16
Ключевыми характеристиками при определении земель и отнесении их к категории земель природно-заповедного фонда являются следующие качества:
1) объекты (или комплекс объектов), находящиеся на земельном участке, имеют особую природоохранную, экологическую, научную, рекреационную ценность и пр.;
2) земельные участки под объектами с особой ценностью имеют статус территорий и объектов природно-заповедного фонда.
Основным документом, регулирующим правовые основы организации, охраны, эффективного использования природно-заповедного фонда Украины, воссоздания его природных комплексов и объектов, является Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины» от 16.06.92 г. № 2456X11, с изменениями и дополнениями. [51]
Природно-заповедный фонд Украины охраняется действующим законодательством как национальное достояние. Более того, Украина рассматривает этот фонд как составную часть мировой системы природных территорий и объектов, находящихся под особой охраной.
Земли природно-заповедного фонда классифицируют по трем группам, а именно:
§ природные территории и объекты: природные заповедники, национальные природные парки, биосферные заповедники, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища (ст. 44 Земельного кодекса), [2]
§ земли с искусственно созданными объектами: ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства (ст. 44 Земельного кодекса); [2]
§ земли другого природоохранного назначения. К ним относятся земельные участки, в пределах которых имеются природные объекты, имеющие особую научную ценность (ст. 46 Земельного кодекса).
В то же время законодательство предусматривает возможность установления Автономной Республикой Крым дополнительных категорий территорий и объектов природно-заповедного фонда.
Заказники, достопримечательности природы, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки и парки-достопримечательности садово-паркового искусства в зависимости от их экологической и научной, историко-культурной ценности могут быть общегосударственного или местного значения.
Все земли природно-заповедного фонда Украины, а также земли территорий и объектов, имеющих особую экологическую, научную, эстетичную, хозяйственную ценность, принадлежат к землям природоохранного и историко-культурного назначения (ст. 7 Закона о природно-заповедном фонде). [51]
Решение о создании природных заповедников, национальных природных парков, других территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения принимает Президент Украины.
Решение о создании биосферных заповедников принимается с соблюдением требований международных договоров и международных программ, участником которых является Украина.
Решение об организации или провозглашении территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и установлении охранных зон территорий и объектов природно-заповедного фонда принимается областными, Киевским и Севастопольским городскими советами.
Порядок отвода земельных участков под природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, а также ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки определяется Земельным кодексом.
Заказники, памятники природы, заповедные урочища, парки-памятники садово-паркового искусства и другие территории и объекты природно-заповедного фонда, которые создаются без изъятия земельных участков, на которых они находятся, передаются под охрану предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам органами центрального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды с оформлением охранного обязательства.
Земли природно-заповедного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности (ст. 46 Земельного кодекса). Порядок использования земель природно-заповедного фонда определяется Законом о природно-заповедном фонде.
Согласно ст. 4 Закона о природно-заповедном фонде территории природных заповедников, заповедные зоны биосферных заповедников, земли и другие природные ресурсы, предоставленные национальным природным паркам, являются собственностью украинского народа. [51]
Региональные ландшафтные парки, зоны - буферная, земли антропогенных ландшафтов, регулируемого заповедного режима биосферных заповедников, и другие природные ресурсы, включенные в состав, но не предоставленные национальным природным паркам, заказники, достопримечательности природы, заповедные урочища, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки и парки-достопримечательности садово-паркового искусства могут находиться как в собственности украинского народа, так и в других формах собственности, предусмотренных законодательством Украины.
Отдельно следует отметить объекты, приватизация которых запрещена. К ним относятся: ботанические сады, дендрологические парки и зоологические парки, которые были созданы и существовали еще до 5 августа 1992 года, - они не подлежат приватизации.
В случае изменения форм собственности на землю, на которой находятся заказники, достопримечательности природы, заповедные урочища, парки-достопримечательности садово-паркового искусства, землевладельцы обязаны соблюдать режим охраны и, сохранив их при соответствующей перерегистрации охранительного обязательства.
Задание, научный профиль, особенности природоохранного режима и характер функционирования природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, заказников, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков определяются в положениях о них, разрабатываемых в соответствии с Законом о природно-заповедном фонде. Процедура по утверждению таких положений осуществляется:
- центральным органом исполнительной власти в отрасли охраны окружающей природной среды - относительно территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения;
- органами центрального органа исполнительной власти в отрасли охраны окружающей естественной среды на местах - относительно территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения.
Задачи, особенности природоохранного режима памятников природы и заповедных урочищ определяются также на основе Закона о природно-заповедном фонде. Информация об этом фиксируется в первичных учетных документах.
Природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, а также ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки общегосударственного значения - все перечисленные объекты природно-заповедного фонда являются юридическими лицами.
Ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки местного значения и парки-достопримечательности садово-паркового искусства в соответствии с законодательством Украины могут быть признаны юридическими лицами.
1.2. Установление режима использования природно-заповедного фонда.
Согласно ст. 9 Закона о природно-заповедном фонде, территории и объекты природно-заповедного фонда с сохранением условий, установленных этим Законом и другими актами законодательства Украины, могут используются в следующих целях: [51]
- природоохранная;
- научно-исследовательская;
- оздоровительная;
- рекреационная;
- образовательно-воспитательная;
- мониторинга окружающей природной среды; а также:
- заготовка древесины;
- заготовка лекарственных и других ценных растений, их плодов;
- заготовка сена;
- выпас скота;
- охота;
- рыболовство.
Однако использование земельных участков в таких целях может осуществляться только при условии, что такая деятельность не противоречит целевому назначению территорий и объектов природно-заповедного фонда, требования относительно которых установлены для каждого природного (искусственного) комплекса отдельно. Подробно о том, какой порядок использования предусмотрен законодательством в конкретном случае относительно каждой категории территории или объекта природно-заповедного фонда, рассмотрено ниже.
На землях природоохранного и историко-культурного назначения запрещено осуществлять какую-либо деятельность, которая негативно влияет или может негативно повлиять на состояние природных и историко-культурных комплексов и объектов или же препятствует их использованию по целевому назначению (ст. 9 Закона о природно-заповедном фонде). [51]
Заметим, что на право использования земельного участка или его части в пределах природно-заповедного фонда может быть установлено ограничение (обременение) в объеме, предусмотренном законом или договором. Установление любого такого ограничения (обременения) подлежит государственной регистрации и действует в течение срока, установленного законом или договором. Если вследствие установленного ограничения (обременения) относительно землепользования был причинен ущерб, то расходы, связанные с его устранением, подлежат возмещению согласно нормам Земельного кодекса.
Режим территорий и объектов природно-заповедного фонда - это совокупность научно-обоснованных экологических требований, норм и правил, которые определяют правовой статус, назначение таких территорий и объектов, характер разрешенной на них деятельности, порядок охраны, использования и воссоздания их природных комплексов (ст.14 Закона о природно-заповедном фонде).
Граждане Украины при использовании территорий и объектов природно-заповедного фонда имеют право на:
- участие в обсуждении проектов законодательных актов по вопросам развития заповедного дела, формирования природно-заповедного фонда;
- участие в разработке и реализации мероприятий по охране и эффективному использованию, предотвращению негативного воздействия хозяйственной деятельности на такие земли;
|