ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ «Составление проекта землеустройства по установлению границ геологического памятника природы «Волчий грот» в Мазанском сельском совете Симферопольского района АРК » 2008 |
Землеустройство - Дипломные работы по землеустройству |
Страница 2 из 16
ВВЕДЕНИЕ
Рациональное и эффективное использование земли является актуальной проблемой современности. С землей связано получение материальных благ, обеспечение людей продуктами питания и жильем, размещение промышленных предприятий, социальных, культурно-бытовых и других учреждений.
Необходимо постоянно помнить о том, что природа, земельные ресурсы не могут дать больше того, что они имеют. Поэтому в системе организации использования земли надо исходить из баланса запаса, заложенного природой, и количества получаемой продукции на землях разного качества в различных климатических зонах.
В соответствии с Конституции Украины, статьей 14: земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно согласно законодательству.
Наиболее серьезной проблемой в данной сфере остается проблема по установлению и вынесению в натуру границ объектов природно-заповедного фонда. Это приводит к тому, что значительная часть заповедников, парков, памятников природы существует формально - «на бумаге», определить их конкретное местоположение невозможно. В некоторых случаях этих данных нет даже у собственников и пользователей земельных участков. В результате отсутствует контроль за соблюдением особого режима даных объектов.
Первого января 2002 года вступил в действие новый Земельный кодекс Украины от 25.10.2001г. (взамен Земельного кодекса Украины от 18.12.90г.), принятие которого стало продолжением серии указов Президента Украины, направленных на реформирование отношений собственности на землю.
Новый земельный кодекс Украины - основной нормативный акт в сфере земельных отношений. Его задача - регулирование этих отношений с целью обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства, рационального использования и охраны земель.
Составление проекта землеустройства — это наиболее емкая, сложная и ответственная работа, так как он определяет организацию территории на много лет вперед. Поэтому землеустроительное проектирование — это основная часть всего процесса землеустройства.
По своей сути, весь землеустроительный процесс содержит: разработку, составление, рассмотрение и утверждение землеустроительной документации, внесение изменений в ней, перенесение проектных элементов на местность, совершения авторского надзора за исполнением проектов, проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других обследований. Землеустройство должно придерживаться требований, указанных в законодательстве Украины.
Землеустройство осуществляется, как правило, в нескольких последовательных стадиях, которые включают сбор, изучение и систематизацию материалов, различных видов изысканий и обследований, разработку, согласований и утверждения программ, схем, проектов, технической документации.
Документация в землеустройстве разрабатывается на основании и в соответствии с земельным законодательством и нормативно-техническими документами, которые устанавливают нормы и правила исполнения работ в землеустройстве, их состав и содержание.
Основными документами являются кодексы и законы Украины, постановления Кабинета Министров Украины, нормативные акты Госкомзема Украины, а также порядки и стандарты проведения землеустроительных работ, методические рекомендации.
Основные составляющие части научно-технического прогресса — новая техника, технология и организация — внедряются в производство, пройдя сложный путь от зарождения идеи, замысла, экспериментальной проверки и производственного испытания до выработки научных рекомендаций, реализации их в конкретных проектах и осуществления на практике (на местности, в конкретном предприятии, на рабочем месте). В этой цепи проект является важнейшим связующим звеном между наукой и производством, основным средством материализации научных идей проектировщика.
В Автономной Республике Крым находиться огромное количество мест с уникальными природными свойствами. Для сохранения и охраны этих мест необходимо создавать рекреационные, природно-заповедные и другие объекты.
Целью дипломного проекта является составление проекта землеустройства по установлению границ геологического памятника природы «Волчий грот».
Дипломная работа рассматривает следующие этапы решения задач:
• изучить природные и экономические условия объекта ПЗФ «Волчий грот»;
• проанализировать существующие планово картографические и другие материалы ПЗФ «Волчий грот».
Раздел I.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА.
1.1. Законодательная база, регулирующая использование земель природно-заповедного фонда Украины.
Со времени получения Украиной независимости постоянно ведется работа по созданию нового природоохранного законодательства. За это время было принято около 80 законов Украины, в частности Закон Украины «Об Общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины» № 1989-IIІ от 21 сентября 2000 г.
В соответствии с принятой терминологией в Программе экосеть - это единственная территориальная система, которая охватывает участки природных ландшафтов, которые подлежат особой охране, территории и объекты природно-заповедного фонда, курорты, лечебно-оздоровительные, рекреационные, водозащитные, полезащитные территории и объекты других типов которые определяются законодательством Украины и являются частью структурных территориальных элементов экосети: природных регионов, экологических коридоров, буферных зон. Эти элементы в своём непрерывном единстве образуют сеть, которая объединяет участки естественных ландшафтов в территориально целостную систему.
Основной целью Программы является увеличение площади земель с природными ландшафтами и формирование ими территориально единой системы, которая построена с учетом естественных путей миграций и распространения видов растений и животных. Эта Программа должна обеспечить сохранение природных экосистем, видов растений и животных и их популяции, способствовать сбалансированному и не приводящему к истощению (неизнурительному) использованию биологических ресурсов в хозяйственной деятельности. Программа содержит четко сформулированные задачи в сфере формирования национальной экосети, в вопросах охраны и воссоздания земельных, водных, биологических ресурсов, сохранения биологического многообразия.
Формирование национальной экосети предусматривает увеличение площади территорий и объектов природно-заповедного фонда с 2399 тыс. га в 2000 г. до 4255 тыс. га в 2005 г. и 6275 тыс. га в 2015 г. Эти меры сопровождаются формированием единой территориальной структуры национальной экосети, которая содержит элементы общегосударственного значения (природные регионы и экологические коридоры), и элементы местного значения, которые определяются соответствующими региональными программами и региональными схемами формирования экосети.
В государственном природно-заповедном фонде природные территории и объекты - новая категория охраны природных территориальных комплексов, которая в Украине еще не имеет собственных традиций в отношении их организации и землеустройства. Поэтому формирование землепользования этих территорий вопрос новый, неизученный. В последние годы, из-за усиления техногенного влияния на окружающую природную среду и тенденцию денатурализации природных ландшафтов и экологическую дестабилизацию окружающей среды, изменились взгляды на назначение природоохранных территорий, их начали рассматривать не только из позиций запо-видной охраны растительных и животных ресурсов, но и из социальных позиций - использование ландшафтов для отдыха та оздоровляння человека. Следовательно, оздоровительная функция природных ландшафтов приодрела социальное и экономическое значения в форме организации Национальных и региональных парков.
Земельные отношения - это общественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением землей.
Земельные отношения в Украине регулируются Конституцией, Земельным кодексом, а также принятыми в соответствии с их нормами нормативно-правовыми актами (п. 1 ст. 3 Земельного кодекса).
Задачей земельного законодательства является регулирование земельных отношений с целью обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных обществ и государства, а также рационального использования и охраны земель Украины.
Земельное законодательство базируется на следующих принципах (ст. 5 Земельного кодекса): [2]
А) сочетание особенностей использования земли как территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства;
Б) обеспечение равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства;
В) невмешательство государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и территориальными общинами своих прав относительно владения, пользования и распоряжения землей (за исключением случаев, когда такое вмешательство со стороны государства предусмотрено законами Украины);
Г) обеспечение рационального использования и охраны земель;
Д) обеспечение гарантий прав на землю;
Е) приоритет требований экологической безопасности.
Наивысшую юридическую силу в Украине имеет Конституция. Это Основной закон Украины. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и должны ей соответствовать. При этом нормы Конституции являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина Украины гарантируется, прежде всего, положениями Конституции. Основы регулирования земельных отношений заложены в ст. 13, 14, 41, 142 Конституции. [1]
Для производства работ используются следующие нормативные документы:
1) Земельный Кодекс Украины; [2]
2) Закон Украины «О землеустройстве»; [3]
3) Приказ № 43 Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 04.05.99г. «Про затвердження Інструкції про порядок складання, видачі, реєстрації і зберігання державних актів на право приватної власності на землю, право колективної власності на землю, право власності на землю і право постійного користування землею, договорів на право тимчасового користування землею (в тому числі на умовах оренди) та договорів оренди землі»;[46]
4) «Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500» (ГКНТА-2.04-02-98); [4]
5) Постановление Кабинета Министров Украины от 8 июля 1998г. № 844 «Основные положения о создании Государственной геодезической сети Украины»; [5]
6) Постановление Кабинета Министров Украины от13 июня 1998г. № 1075 «О порядке использования аппаратуры спутниковых радионавигационных систем во время проведения топографо-геодезических, картографических, аэрофотосъемочных, проектировочных, исследовательских работ и изысканий и кадастровых съемок»; [6]
7) «Основные положения по созданию топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500», утвержденные приказом Главного управления геодезии, картографии и кадастра при Кабинете Министров Украины № 3 от 24.01.94г; [7]
8) «Инструкция о порядке контроля и приемки топографо-геодезических и картографических работ». [8]
9) Постановление Кабинета Министров Украины от 25 августа 2004 г. № 1094 «Об утверждении порядка разработки проектов землеустройства по организации и установлении границ территорий природно-заповедного фонда, другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко - культурного назначения. [52]
10) Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины». [51]
В главе 7 (ст. 43 - 46) Земельного кодекса указано, какие земли относятся к землям природно-заповедного фонда, предназначение таких земель и порядок их использования. [7]
Земли природно-заповедного фонда - это участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, имеющими особую природоохранную, экологическую, научную, рекреационную и другую ценность, которые в соответствии с законом наделены статусом территорий и объектов природно-заповедного фонда (ст. 43 Земельного кодекса). [2]
|