Дипломная работа Оценка финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО «ШЕН», г. Симферополь |
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам |
Страница 10 из 30
Рис. 1.3. Структурно-логическая модель рентабельности единицы продукции Источник: Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ООО "Новое знание", 2002. - с.498 § изменение структуры продукции; § изменение отпускных цен на продукцию; § изменение цен на сырье и материалы; § изменение уровня затрат (себестоимости). Изменение структуры продукции оказывает влияние на уровень ее рентабельности в связи с тем, что, во-первых, различен уровень рентабельности отдельных изделий, во-вторых, средний уровень рентабельности произведенной продукции не совпадает с уровнем рентабельности отдельных изделий. Влияние этого фактора может быть как положительным, так и отрицательным. Расчет уровня влияния факторов целесообразно производить приемом цепных подстановок. [28.c.418] Уровень рентабельности реализованной и произведенной продукции различен, так как время реализации и производства не совпадает. За каждый отчетный период реализуется часть продукции, произведенной в прошлом периоде, и часть произведенной в отчетном периоде. Целесообразно рассчитать изменение уровня рентабельности реализованной продукции за счет влияния следующих факторов: 1) изменения структуры продукции; 2) изменения себестоимости продукции; 3) изменения отпускных цен на продукцию. Целесообразно провести анализ рентабельности реализованной продукции и по показателю чистой прибыли. Это позволяет иметь информацию об уровне чистой прибыли с каждой гривны, проданной продукции.
ВЫВОДЫ
В первом разделе дипломной работы были рассмотрены теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
Важнейшими показателями, отражающими конечные финансовые результаты деятельности предприятия, являются сумма полученной прибыли и уровень рентабельности.
Каждое предприятие заинтересовано в росте не столько общей суммы прибыли, сколько той ее части, которая остается в его распоряжении и используется для производственного развития предприятия, социального развития коллектива, повышения заработной платы и на другие потребности.
На прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, воздействуют не только те факторы, под влиянием которых формируется прибыль, но и те, действие которых обусловлено порядком ее распределения.
Необходимо отметить, что прибыль представляет собой разницу между суммой доходов и суммой расходов, полученных от разных хозяйственных операций. Отсюда следует, что сумма прибыли, как никакой другой показатель, находится под воздействием многоаспектных факторов: изменения объема, ассортимента, качества структуры производимой и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов. На нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями. Рентабельность является одной из базовых экономических категорий экономики. Толкование термина «рентабельность» не вызывает особых разногласий, поскольку под ним понимается отношений, в числителе которого всегда фигурирует прибыль.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д.
Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает эффект, вызванный использованием имеющихся ресурсов. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Виды показателей рентабельности подразделяются на три группы: рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность вложений в предприятие. Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
В рыночной экономике придается большое значение сравнению прибыли с доходообразующими факторами и базами ее формирования. Показатели рентабельности активно участвуют в процессах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, финансовом планировании, выработке управленческих решений, принятии решений потенциальными кредиторами и инвесторами.
Известны два подхода к расчету показателей рентабельности: затратный, ресурсный.
Затратный метод используется для расчета показателей рентабельности продукции: произведенной, реализованной, единицы отдельных видов или групп продукции, услуг, работ, товаров. Эти показатели рассчитываются как отношение прибыли и соответствующих затрат.
Сущность ресурсного подхода к расчету показателей рентабельности заключается в том, что в числителе используются показатели балансовой, чистой или прибыли от реализации, а в знаменателе ресурсы, в качестве которых наиболее часто используются показатели капитала.
|