ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: УЧЕТ И АУДИТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ АР КРЫМ 2009 |
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам |
Страница 17 из 22
В то же время есть два ограничения относительно, признания какой-либо информации коммерческой тайной предприятия. Во-первых, ею не может быть та информация, которая составляет государственную тайну в соответствии с Законом Украины «О государственной тайне» от 21.01.94 г. № 3855-ХП, а также Сводом сведений, составляющих государственную тайну, утвержденным приказом СБУ от 01.03-2001 г. № 52 . Второе ограничение - отдельно установленный Кабинетом Министров Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержденный постановлением КМУ от 09.08.93 г. № 611. Исходя из вышесказанного, коммерческой тайной можно признать информацию организационного, технического и коммерческого характера, которая используется предприятием в своей деятельности и в отношении которой предпринимаются меры по сохранению ее конфиденциальности. Условно всю информацию, которая составляет коммерческую тайну предприятия, можно разбить па три группы (рис. 3.2): 1. Объекты, на которые может быть получен патент, но владелец исключительных прав не проводит их патентования: - незапатентованные научные разработки, технологии и процессы; - способы производства продукции и т. п. 2. Объекты, которые не могут иметь правовой охраны: - списки клиентов и поставщиков; - наиболее эффективные направления инвестирования средств; - оптимальная структура капитала предприятия; - методы анализа и оптимизации предпринимательских рисков; - маркетинговая политика предприятия; - наиболее эффективные методы управления и т. п. 3. Объекты, которые имеют правовую охрану в стране лицензиара, но не получили ее в стране лицензиата. Рисунок 3.2 - Состав информации, являющейся коммерческой тайной Наиболее существенным отличием коммерческой тайны от других нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности) предприятия является, во-первых, неограниченный срок охраны такой информации, а, следовательно, бессрочный период существования данного объекта. Во-вторых, главным отличием коммерческой тайны является то, что ее обнародование приведет к абсолютному обесцениванию и фактическому исчезновению как объекта интеллектуальной собственности в первую очередь из-за потери ценности и доступа данной информации неограниченного круга лиц. Меры по сохранению конфиденциальности коммерческой тайны представляют собой комплекс организационных действий со стороны руководства предприятия, которые четко регулируют условия обращения (контактов) работников с информацией, составляющей коммерческую тайну, охрану коммерческой тайны при осуществлении взаимодействия с некоторыми контрагентами (юридическими, аудиторскими фирмами). Эти же меры позволят предприятию добиться еще одной цели — обеспечить невозможность доступа работников контролирующих органов к той информации, которая действительно составляет коммерческую ценность, и разглашение которой может повлечь за собой убытки (дополнительные расходы) для держателя такой информации. В СООО «Дружба народов» для сохранения коммерческой тайны: целесообразно принять ряд мер: - утвердить Положение о коммерческой тайне; - заключить с работниками предприятия договоры о неразглашении коммерческой тайны; - внести в договоры с юридическими, консалтинговыми, аудиторскими фирмами пункты, касающиеся условий о неразглашении коммерческой тайны; - осуществлять организационно-технические мероприятия по обеспечению сохранности информации. Рассмотрим подробнее процесс создания Положения о коммерческой тайне. Для положения о коммерческой тайне предприятия существенными являются следующие условия: - перечень информации, которая составляет коммерческую тайну; - меры, предпринимаемые для ограничения доступа третьих лиц к коммерческой тайне; - возможность признания вновь созданной информации на предприятии коммерческой тайной; - перечень должностей работников, которые имеют полный, ограниченный доступ к информации, содержащей коммерческую тайну, а также перечень должностей работников, которые не должны иметь доступа к данной информации. Перечень информации, которая составляет коммерческую тайну, может быть чрезвычайно развернутым, а может, наоборот, быть составлен кратко и емко. Практически юридическая сила документа от этого не изменится, при выполнении прочих условий и, например, при рассмотрении исков о неправомерном использовании (разглашении) информации, которая является коммерческой тайной, решение будет независимо от того, широко раскрыт в положении о коммерческой тайне перечень такой информации или, наоборот, кратко. Среди мер по ограничению доступа третьих лиц к информации, которая является коммерческой тайной, необходимо выделить следующие: - технические (установление паролей для доступа в компьютерные системы, систем ограниченного доступа к информации, сейфов и т. п.); - организационные (подписание договоров о неразглашении с лицами, которые имеют доступ к информации, являющейся коммерческой тайной, уничтожение документов, черновиков и т. п.). Сюда же можно отнести и подписание договоров о неразглашении коммерческой тайны с работниками предприятия. Большое значение имеет и перечень должностей работников, которые в силу должностных обязанностей ежедневно сталкиваются с информацией, являющейся коммерческой тайной. Это позволит сузить круг лиц, имеющих доступ к такой информации, до минимально возможного и одновременно разграничить степень доступа работников к такой информации в зависимости от занимаемой должности. Примерное Положение о коммерческой тайне по СООО «Дружба народов» представлено в соответствующем приложении (Прил. Е). Развитие научного прогресса заставляет нас к уже известной цепочке активов предприятия один за другим добавлять новые, ранее не известные, о которых никто не задумывался. Так, в учет вошли компьютеры, мобильные телефоны и Интернет.
|