ОТЧЁТ О прохождении производственной практики (экономическая) В Агроцехе №62 ДП «Ильич-Агро Крым» ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича» Симферопольского района 2009 |
Экономические - Отчеты по практике |
Страница 14 из 15
Блок расширения деловой активности предприятия предусматривает четыре основных стратегических направления: разработка рынка, расширение рынка, развитие товара (инновация) и диверсификация. Определение типа рыночной стратегии по первому направлению, эволюционное развитие, прорыв или выживание - опирается на результаты прогнозирования и выбора приоритетов в товарной маркетинговой политике. Эволюционная стратегия рассчитана на поиск новых рыночных сегментов, окон, ниш и даже отдельных групп потребителей на старых, освоенных рынках. Стратегия расширения рынка предусматривает выход с традиционными товарами на новые рынки в пределах своего региона, в другие области Украины и за пределы национальных границ. Стратегия развития товара (инновация) - это продажа новых продуктов на старых рынках. Ежегодно на потребительском рынке появляется 10-15% новых товаров, которые имеют успех. При разработке этой стратегии следует учитывать ряд факторов с целью снижения риска, а именно: 1) инновация должна основываться на долгосрочном целевом и стратегическом планировании; 2) необходимо в хозяйстве создавать отдел новой продукции и технологий; 3) к этой работе подключать всех специалистов предприятия; 4) нужен постоянный обмен информацией с потребителями и экспертами для своевременного выявления измененных потребностей; 5) величина, структура и финансовые средства предприятия должны давать возможность осуществить инновацию. Стратегия диверсификации предусматривает включение в производственную программу товаров и продуктов, которые не имели прямой связи с прежней сферой деятельности предприятия. Данная стратегия позволяет уменьшить уязвимость предприятия в случае неблагоприятной конъюнктуры рынка и увеличить размер целевой прибыли. В кризисных ситуациях часто используют стратегию выживания, цель которой заключается в адаптации к ухудшающейся конъюнктуре рынка, сохранении основного потенциала предприятия. При этом отказываются от производства убыточной продукции, не пользующейся спросом на рынке, уменьшают масштабы деятельности, осуществляют переориентацию на новую продукцию. Выводы и предложения: Производство продукции сельского хозяйства (зерно, плоды, мясо, молоко) являются необходимыми для жизнедеятельности села, для пополнения продовольственного и сырьевого рынка, для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, кормах, для обеспечения занятости сельского населения в производственной деятельности. Но бизнес этот из-за слабого материально-технического обеспечения вследствие неудовлетворительной ценовой политики - высокие цены на материальные ресурсы и низкие на продукцию сельского хозяйства не обеспечивает надлежащий уровень жизни работников этой сферы и целью хозяйства является сохранение и развитие важнейших отраслей растениеводства и животноводства. Добиться этого можно только на основе интенсивных факторов - повышения плодородия почв, внедрения высокоурожайных сортов, своевременного и адекватного по требованиям проведения агротехнических мероприятий, комплексной механизации и химизации, что требует в настоящее время вложения дополнительных средств. Особенно разрушительно на состоянии сельского хозяйства отразилась неконтролируемая либерализация цен, которая привела к опережающему росту цен на материально-технические ресурсы, разрушению хорошо налаженных межотраслевых и межрегиональных интеграционных связей. Диспаритет цен подорвал финансовую основу развития производственной и непроизводственной инфраструктуры сельского хозяйства. На сегодняшний день в Агроцехе №62 для реализации технологических процессов в растениеводстве и животноводстве используется устаревшее оборудование, трактора и сельскохозяйственная техника старых конструкций, для обновления автотракторного парка недостаточно собственных средств из-за отсутствия паритета цен на энергоносители, технику и сельскохозяйственную продукцию. Сложившаяся ситуация пока не позволяет получать прибыль в размерах, необходимых для расширенного воспроизводства. Однако после изменения предприятием формы собственности в 2005 год и приобретения им статуса филиала, общее положение дел начало нормализовываться. Теперь у предприятия появился еще один источник финансовых средств - дотации головного предприятия, которое также содействует в определении общих направлений развития и путей решения проблем Агроцеха. С такой поддержкой предприятия сможет начать более уверенные действия по оптимизации своей производственной и сбытовой деятельности, переймет опыт реанимации производства у других агроцехов, которые уже стали на путь стабильного и прибыльно развития. На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы и предложения по экономическому состоянию предприятия: 1. Агроцех № 62 ОАО «ММК им. Ильича» является довольно крупным сельскохозяйственным предприятием, имеющим площадь сельскохозяйственных угодий равную 3812 га 79,5 % из которых составляет пашня. Орошаемых земель в хозяйстве в исследуемый период нет. Данный факт должен быть устранен, поскольку орошение земель является важным фактором увеличения производства зерна в степных районах Крыма. 2. Агроцех №62 имеет зерно-мясное направление специализации. В 2007 г удельный вес зерновых и зерно-бобовых в структуре товарной продукции составил 49,7 %, в частности озимой пшеницы – 27,9%, мяса КРС - 49,7%. Дальнейшее углубление специализации положительно скажется на эффективности деятельности предприятия. 3. К положительным изменениям, произошедшим на предприятии в 2007 году, следует отнести рост урожайности озимой пшеницы наряду с наблюдающимся сокращением посевных площадей. Это свидетельствует о переходе предприятия на путь интенсивного ведения хозяйства. Однако это все же не позволило получить высокий уровень рентабельности производства и реализации озимой пшеницы, т. к. в 2007 г по сравнению с 2005 в 1,5 раза возросли затраты на ее производство и в 1,3 раза снизилась цена реализации. Таким образом, производство зерна в хозяйстве убыточно, что говорит о пока еще низком уровне эффективности и организации производства. 4. Ликвидация основных средств в значительной степени превышает их поступление. Это связано с тем, что техника довольно старая и изношенная, ее продуктивность низка, а средства на ее ремонт приходится затрачивать постоянно. Эта ситуация должна постепенно разрешиться за счет дотаций и инвестиций головного предприятия и собственных сил Агроцеха №62. Предприятию на перспективу необходимо расширять материально-техническую базу за счет приобретения сельскохозяйственной техники и наращивания поголовья основного стада. 5. Необходимо найти рациональное совмещение должностных обязанностей среди постоянных работников и сезонных, которое отвечало бы реалиям сегодняшнего дня, а также необходимым качественным показателям. 6. Руководству предприятия необходимо и в дальнейшем стремится к интенсивному производству, повышению урожайности за счет внедрения современных оптимальных технологий выращивания зерновых культур, более широкого применения в производстве высокоурожайных сортов, использование интегрированной системы защиты растений от болезней, вредителей и сорняков, внесение под запланированный урожай достаточного количества органических и минеральных удобрений. Комплекс указанных мер позволит увеличить валовой сбор зерна, существенно снизить себестоимость единицы продукции, повысить ее качество и цену реализации, что скажется на росте эффективности производства и уровня рентабельности предприятия. 7. В отношении отрасли животноводства также должны быть применены интенсифицирующие мероприятия, наращивание поголовья основного стада, внедрение комплексной механизации процессов, налаживание процесса текущего и капитального строительства (что особенно важно и актуально для дальнейшей перспективы наращивания поголовья стада). Безусловно, все это требует в настоящее время вложения дополнительных средств, источниками которых могут быть прямые дотации, материально-техническая помощь ДП и ОАО «ММК им. Ильича», а также перераспределения сырья и продукции между агроцехами. 8. В Агроцехе №62 разрабатывается сокращенный вариант бизнес-плана - план развития предприятия. В плане развития планируются размеры производства валовой продукции в натуральных величинах и в сопоставимых ценах, реализации товарной продукции (как по отдельным отраслям, так и более детализировано), земельные и имущественные отношения по предприятию и размеры выдачи продукции на паи и др. сферы деятельности предприятия. Таким образом в плане развития отражаются основные направления развития и планируются соответствующие показатели дальнейшей деятельности. Для начала составляется план основных показателей на планируемый год, затем составляются элементы затрат по себестоимости, после этого приступают к составлению собственно плена развития. В 2006 и 2007 годах в Агроцехе №62 удалось не только достигнуть установленных планом развития показателей, но и перевыполнить их, что свидетельствует о первых шагах к оптимизации производственной и сбытовой деятельности предприятия.
|