Совершенствование организации территории Добровского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым на основе анализа эрозионной опасности сельскохозяйственных земель |
Землеустройство - Магистерские работы по землеустройству |
Страница 21 из 27
В настоящее время в Крыму имеется ряд обстоятельств, препятствующих или затрудняющих решению экологических проблем: 1. Идет период первоначального накопления капитала. Законы, 2. У власти находятся люди, которым приходится в пожарном порядке 3. Старая система экологического контроля не годится в новых условиях. 4. Не сформировались социальные слои и силы, заинтересованные в Население Крыма пока не готово активно поддерживать природоохранную политику, во-первых, из-за своего нищенского положения (ему не до экологических проблем), во-вторых, из-за недостатка экологической информации. Сегодняшняя информированность людей об экологическом состоянии носит пока еще общий характер, вследствие чего каждый конкретный человек слабо ощущает угрозу, связанную с плохим качеством среды. Основные тенденции социально-экономического развития Крыма в последние годы не изменяются и определяются сохранением негативных тенденций в финансовой и социально-экономической сферах. Это особенно проявляется в резком уменьшении выделения централизованных средств на капитальное строительство природоохранных объектов, в том числе канализационных очистных сооружений, берегозащитных и противооползневых сооружений, и финансировании природоохранных мероприятий. Продолжающееся обострение социально-экологической ситуации вызывает, в свою очередь, резкое увеличение нарушений гражданами природоохранного законодательства, рост браконьерства, нарушение правил охоты и рыбной ловли, рубку лесополос, Выполнение общих требований по охране природы является в первую очередь обязанностью тех предприятий, учреждений, организаций и граждан, которые эксплуатируют природные богатства или по роду своей деятельности оказывают воздействие на состояние природной среды. Законодательство предусматривает их обязанность соблюдать все предписываемые законом меры по охране природы, выделять необходимые для этих целей материальные средства, проводить соответствующие работы и т. д. Материальный ущерб, причинённый невыполнением требований охраны природы, подлежит возмещению, а должностные лица и граждане, нарушившие законы об охране окружающей среды, несут ответственность в установленном порядке, вплоть до уголовной ответственности. С другой стороны, в области экологической политики появились и 1. на государственном уровне большое внимание уделяется формированию и внедрению экономических механизмов природопользования; 2. совершенствуются и более широко применяются системы первичного учета потребления природных ресурсов как организациями, так и отдельными гражданами; 3. усиливается взаимодействие различных общественных институтов Экологические проблемы региона могут быть кардинально решены только при условии положительных изменений в социально-экономическом состоянии общества. К основным экологическим проблемам Добровского сельского совета следует отнести: 1. загрязнение поверхностных водных объектов суши (р. Салгир и ее притоков); 3. усиливающееся воздействие автотранспорта на атмосферу Добровского сельского совета (трасса Симферополь-Ялта); 4. ухудшение качества сельхозугодий, связанное с увеличением удельного веса эродированных земель. Поверхностные воды подлежат регулированию режима и охране от загрязнения, засорения, истощения как ресурсы водоснабжения населения и народного хозяйства, места произрастания водной растительности, обитания рыбы и других водных животных, охотничьи угодья, места отдыха и туризма. Водопользователи должны заботиться об экономном расходовании воды, о восстановлении её ресурсов и улучшении её качества. Для этого должен проводиться комплекс технологических, лесомелиоративных, агротехнических, гидротехнических, санитарных и других мероприятий, но в связи с отсутствием финансирования данные мероприятия не проводятся или проводятся в недостаточном количестве. Должны применяться специальные меры по предотвращению загрязнения вод смывом удобрений и ядохимикатов с сельскохозяйственных угодий. Охране вод от истощения содействуют мероприятия по регулированию и поддержанию благоприятного режима водоёмов и рек - установление водоохранных зон, гидротехнические, мелиоративные и другие мероприятия. Согласно Земельного кодекса Украины вдоль рек, малых рек и ручьев устанавливаются водоохранные зоны (шириной от 100 до 300 м) и прибрежные защитные полосы (для р. Салгир – 50 м, для малых рек и ручьев – 25 м). Эти земли отводят под залужение (переводят в сенокос). На этих территориях запрещается размещение производственных центров ферм, складов для ядохимикатов и минеральных удобрений, летних лагерей, оросительных систем и ограничивается хозяйственная деятельность. Вокруг родников также создают охранные зоны, по диаметру равные ширине прибрежных полос. В связи со сложившейся жилой застройкой сел Добровского сельского совета, в водоохранных зонах расположены жилые дома, хозяйственные постройки, огороды. Деятельность землевладельцев и землепользователей не контролируется, что приводит к загрязнению рек и ручьев (сброс бытовых отходов, смывом удобрений и ядохимикатов). Запрещен ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов, не имеющих очистных устройств. На территории совета расположено 5 очистных сооружений, но они имеют недостаточную мощность. Закарстованность и трещиноватость известняков, слагающих яйлинские плато, способствуют быстрой инфильтрации загрязненных поверхностных вод и попаданию их в реки и водохранилища. Около половины территории Добровского сельского совета заняты землями лесного фонда. Горные леса выполняют важнейшие водоохранные, почвозащитные функции, они являются водосборной площадью, где зарождаются реки, питающие водой город и села района и поэтому требуют особой защиты. Деревья и кустарники, закрепляющие склоны гор своими корнями, исключают эрозию почвы, не дают развиваться осыпям и оползням. Региональной программой по охране и воспроизводству лесов, повышению их продуктивности и рационального использования, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крыма от 15 сентября 2004 г. № 1055-4/04 на 2005-2015 г. г. [9] развитие лесного хозяйства будет осуществляться по следующим основным направлениям: 1) увеличение лесистости территории в природных зонах до оптимального уровня; 2) повышение продуктивности, улучшение качественного состава лесных насаждений; 3) наращивание природоохранного потенциала лесов, сохранение их биологического разнообразия; 4) повышение стойкости лесных экосистем к влиянию негативных факторов окружающей среды, смене климата; 5) расширение применения методов рационального использования лесных ресурсов; 6) расширение работ по защитному лесоразведению и агролесомелиорации; 7) совершенствование нормативно-правовой базы в отрасли лесного хозяйства и ее гармонизация с международными принципами постоянного развития и управления лесами; 8) усиление государственного контроля по охране, защите, использованию и восстановлению лесов. Особое внимание уделяется защите земель природно-заповедного и историко-культурного фонда (Крымский природный заповедник, пещера Аянская, «Красные пещеры», урочище «Терке»). В пределах охранных зон природных заповедников запрещается любая хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на заповедный режим. Кроме заповедников, к охраняемым природным территориям относятся заказники, урочища, памятники природы, зоны отдыха, охранные зоны вдоль популярных туристских маршрутов. Наиболее острой проблемой охраны природы на территории Добровского сельского совета является защита почв от эрозии. Большая часть сельскохозяйственных земель совета подвержены водной эрозии и если оставить этот вопрос без внимания уже сейчас, то через несколько десятков лет на территории совета не останется земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Основными направлениями по защите почв от эрозии являются: |