Лекции по основам эконом теории 5 лекций |
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции | |
25.02.11 11:03 | |
Страница 7 из 18
Закон Оуэна имеет две части. 1. Определенная величина роста ВНП необходима только для того, чтобы не дать увеличиться уровню безработицы. 2. Более быстрый рост сокращает безработицу, тогда как относительное падение темпов роста увеличивает долю безработных. Наиболее важным аспектом закона является его вторая часть, правило 2,5 : 1. Оно указывает, каким должен быть экономический рост, чтобы решить проблему безработицы. Например, уровень безработицы 8,5 %, а задача правительства - снизить ее до 6%. Безработица должна упасть на 2,5 %. Это значит, что правительство в течение года должно обеспечить темп прироста реального ВНП на 7,5 %. Из них 2,5% необходимо, чтобы только сохранить безработицу на уровне прошлого года, а 5% - для того, чтобы сократить уровень безработицы на 2%. 3. Особенности безработицы в странах с переходной экономикой
Безработица в странах с переходной экономикой имеет целый ряд особенностей. Они объясняются, с одной стороны, спецификой использования рабочей силы в условиях административно-командной системы, которую получила в наследство переходная экономика; с другой стороны - трансформационными процессами; которые происходят в переходной экономике. Следует указать, прежде всего, на такие особенности использования рабочей силы в условиях административно-командной экономики, как сверхзанятость, дешевизна рабочей силы, ее нерациональная структура. Экстенсивные методы хозяйствования, которые были преобладающими, требовали вовлечения в производство все большего количества работников и определили такую особенность, как сверхзанятость, причем главным образом на предприятиях государственного сектора. Во время распада СССР в народном хозяйстве было занято свыше 80% всех трудовых ресурсов, для развитых стран этот показатель составляет 60-65%. Тотальная государственная монополия обусловила дешевизну рабочей силы по сравнению с другими странами. Работники в этих условиях довольствовались низким уровнем удовлетворения своих потребностей, получением части социальных услуг низкого качества через общественные фонды потребления. Нерациональная структура занятости находила выражение в незначительной занятости в непроизводственной сфере, в преобладании индустриального типа занятости (промышленного и сельскохозяйственного), в то время как в развитых странах преобладал информационный тип, связанный с удовлетворением потребностей людей. Распад Союза, существовавших хозяйственных связей, переход к рынку, начало проведения реформ обусловили массовое банкротство предприятий и рост безработицы. Особенно следует подчеркнуть разрушение наукоемких производств, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий, благодаря которым уровень безработицы в экономике резко возрос. Во всех странах с переходной экономикой начал формироваться рынок труда. Однако этот процесс происходит очень медленно, что объясняется такими глубинными причинами, как: - низкий темп структурной перестройки переходной экономики; - неэффективность процессов разгосударствления и приватизации (напомним, что приватизация – разгосударствление собственности, осуществляемое посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной и частной собственности. Разгосударствление - снижение роли государства в управлении экономикой, развитие частного предпринимательства); - недостаточное развитие малого и среднего бизнеса. Как показывает мировой опыт, использование малого бизнеса очень эффективно в создании новых рабочих мест, снижении уровня безработицы. 4. Особенности безработицы в Украине Рассмотренные особенности безработицы в переходной экономике присущи и Украине. Кроме них, на безработицу оказали существенное влияние сокращение численности армии, эвакуация значительной части населения из зоны Чернобыля, широкомасштабная конверсия. Вследствие всех этих причин уровень безработицы в отечественной экономике растет: по результатам ежегодных исследований МОП он составил соответственно в 1995 г. - 5, 6%, в1999 г. - 12% , в 2001 г. - 15% . Характеризуя особенности безработицы в Украине, ее уровень необходимо учесть и такую особенность занятости в отечественной экономике, как развитие неформального и нелегального рынка труда: часть населения неофициально занята торговлей на рынке товарами собственного производства и привезенными из-за границы; существует значительное число незарегистрированных охранных структур; сюда же относится нелегальный бизнес и криминальные структуры. В Украине существует много видов деятельности, которая проводится без всякой регистрации, но масштабы которой велики (консультативные услуги, строительство частных жилых домов и дач, ремонт жилья, автомобилей, репетиторство, услуги врача, юриста и Т. П.). ОНИ обеспечивают регулярную и нерегулярную занятость многих сотен и тысяч людей. Масштабы этой деятельности велики, и поэтому ее следует учитывать при характеристике безработицы в нашей стране. Безработица в Украине имеет специфическую структуру. Безработица у нас - Это не только безработица рабочих, но и специалистов, служащих, лиц С Высшим образованием, и что особенно опасно для общества, безработица молодежи. В Украине уровень безработицы официально составляет 4%, однако здесь господствует скрытая форма безработицы. Она проявляется в том, что значительная часть работников работает неполный рабочий день или отправлена в неоплачиваемый долгосрочный отпуск. Вместе с тем, в Украине имеются большие возможности для повышения уровня занятости. Основные направления – развитие частного предпринимательства, малого бизнеса, сферы услуг, фермерства, рыночной инфраструктуры и т. п. Важность проблемы безработицы обусловливает необходимость разработки государственной политики занятости, которая включает в себя: организацию и финансирование государственной службы занятости, создание фондов содействия занятости населения, организацию системы переквалификации работников, выплату пособий по безработице. Все эти вопросы отражены в Законе Украины «О занятости населения». В Законе основными принципами государственной политики занятости объявляется обеспечение равных возможностей и содействия обеспечению эффективной занятости населения. Государство гарантирует гражданам право добровольного выбора вида трудовой деятельности, защиту от необоснованных отказов в приеме на работу, бесплатное содействие в подборе подходящей работы, возмещение материальных затрат при направлении на другое место работы, бесплатную переподготовку беззаботны, получение ими пособий по безработице и других материальных пособий. Закон определяет подходящую работу, как соответствующую образованию, профессии, квалификации. В Украине создана государственная служба занятости и государственный фонд содействия занятости, которые призваны помогать гражданам реализовать право на труд. Законом предусмотрены различные виды компенсаций при потере работы. Однако следует констатировать, что действие этого Закона не отвечает его букве. |
|
Последнее обновление 25.02.11 19:37 |