Помощь в учебе и работе
Главная Лекции КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН»
 
 
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» Печать E-mail
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции
24.02.11 14:05

 

Оценку «неудовлетворительно» ставят студенту, в знаниях которого есть пробелы, который допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой задач, т.е. студенту, который неспособен продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности после окончания высшего учебного заведения без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Четырехбалльная система оценивания знаний, умений и навыков студентов требует важного совершенствования или замены. Главными ее недостатками являются: недостаточная мотивация к настойчивости воспитательно-познавательной деятельности, так как ориентирует на получение минимума знаний («сдал» - «не сдал»); рассчитана на репродукцию знаний и мышления (в сессионных условиях накопленная информация быстро «выветривается»); субъективизм в оценивании знаний студента; несоответствие школьной системе, к которой привыкли студенты как бывшие ученики и др.

Вместе с четырехбалльной традиционной системой оценивания знаний студентов все более популярной становится рейтинговая система оценивания, которая основывается на накоплении оценок за определенный период обучения (модуль, семестр, год, весь срок обучения) за разностороннюю воспитательно-познавательную деятельность. Сумма этих оценок служит количественным показателем качества воспитательно-познавательной деятельности студента в сравнении с успехами его однокурсников.

Рейтинговая система оценивания знаний, умений и навыков студентов основана на таких принципах:

—каждая учебная дисциплина и работа студента по ее овладению оценивается в зачетных единицах, суммой которых определяется рейтинг;

—обязательно ведется учет текущей работы студента, который отображается в итоговой оценке (в зачетных единицах);

—учитываются особенности преподавания разных предметов (сложность, значение дисциплины в учебном плане), т.е. коэффициент сложности (значимости);

—наличие разных видов контроля (исходный, текущий, промежуточный, итоговый);

—учебный рейтинг студента за семестр или год определяется как среднеарифметический от рейтинга по каждой учебной дисциплине.

Для воплощения рейтинговой системы оценивания знаний студентов важны определенные условия: готовность преподавателей и студентов к ее восприятию; надлежащее организационно методическое обеспечение, в частности, обязательная самостоятельная работа студентов; внедрение модульного обучения; отладка учета работы в форме специальных таблиц; применение письменной проверки знаний и т.п.

Рейтинговая система оценивания знаний, прежде всего, активизирует самостоятельную работу студента, делает ее ритмической и систематической на протяжении семестра; лучше мотивируется воспитательно-познавательная деятельность, повышается роль стимулирования самостоятельности, инициативы, ответственности, творчества в воспитательно-познавательной деятельности; повышается объективность оценивания, достигается независимость от удачного или неудачного ответа на зачете или экзамене; значительно уменьшается психологическая нагрузка во время экзамена. Кроме того, она дает возможность преподавателю осуществлять индивидуализацию обучения и дифференцированный подход к студентам, способствует рациональному выстраиванию студентом обучения на протяжении семестру, особенно во время зачетно-экзаменационных сессий.

Итак, преподаватель должен вдумчиво и творчески подходить к использованию критериев и норм оценивания знаний, умений и навыков студентов. Он должен руководствоваться научными основами методики учебно-воспитательной работы, внимательно относиться к каждому студенту, учитывая его интересы и стремления, проявлять высокую принципиальность и такт.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Охарактеризуйте основные принципы построения системы высшего образования Украины.

2. Обоснуйте целесообразность перехода системы высшего образования Украины на ступенчатую подготовку специалистов.

3. Сделайте сравнительный анализ системы высшего образования Украины и одной из зарубежных стран.

4. В каких направлениях предполагается совершенствование системы высшего образования Украины для ее вхождения в Зону европейского образования?

5. Охарактеризуйте учебно-воспитательную деятельность одного из частных высших учебных заведений, дайте ей объективную оценку.

6. Раскройте понятие содержания образования в высшей школе.

7. Охарактеризуйте образовательные и образовательно-квалификационные уровни.

8. В чем сущность непрерывного образования?

9. Каково назначение образовательно-профессиональной программы и структурно-логической схемы подготовки?

10. Раскройте содержание понятий образовательной и образовательно-квалификационной характеристик.

11. Каково назначение нормативной и выборочной частей содержания образования?

12. Каково назначение государственных стандартов образования?

13. Охарактеризуйте структуру и содержание учебного плана по Вашей специальности. В чем смысл рабочего учебного плана?

14. Какие требования предъявляются к учебной программе? В чем сущность рабочей учебной программы?

15. Охарактеризуйте требования к учебнику в высшей школе.

16. Раскройте связь между словесными, наглядными и практическими методами обучения.

17. Чем отличается использование методов обучения в средней и в высшей школе?

18. Проследите взаимосвязь методов и приемов обучения. Докажите, что приемы обучения обеспечивают реализацию методов обучения.

19. Раскройте возможные связи между методами обучения и техническими средствами обучения.

20. Охарактеризуйте основные виды средств обучения и связь между ними.

21. Раскройте потенциальные возможности компьютера в повышении эффективности использования технических средств обучения.

22. В чем заключаются преимущества и недостатки лекции как организационной формы обучения в высшей школе?

23. Покажите связь лекции с другими формами организации обучения в высшей школе.

24. Раскройте сущность семинарского занятия в профессиональной подготовке студентов.

25. Сделайте сравнительный анализ разных видов семинарских занятий, раскрыв их эффективность в профессиональной подготовке студентов,

26. Чем отличается методика проведения семинарского занятия по разным учебным дисциплинам?

27. Раскройте особенности демократического и авторитарного стилей преподавания в проведении семинарских занятий.

28. В чем отличия между практическим и лабораторным занятиям в высшем учебном заведении?

29. Соблюдение каких условий обеспечивает эффективное проведение лабораторных занятий?

30. Раскройте роль практического занятия в высшей школе в подготовке высококвалифицированного специалиста.

31. Охарактеризуйте педагогические условия, которые обеспечивают успешное проведение практического занятия в высшем учебном заведении.

32. Опишите основные группы практических занятий по уровню познавательной деятельности студентов.



 
 
Top! Top!