Помощь в учебе и работе
Главная Лекции КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН»
 
 
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» Печать E-mail
Учебники методички лекции рабочие программы - Лекции
24.02.11 14:05

 

Программированный контроль. Реализуется он путем предъявления всем студентам стандартных требований, что обеспечивается использованием одинаковых по количеству и сложности контрольных задач, вопросов. При этом анализ ответа, вывод и фиксация оценки могут осуществляться с помощью индивидуальных автоматизированных средств.

Практическая проверка. Ее применяют по учебным дисциплинам, которые предусматривают овладение системой практических профессиональных умений и навыков, и осуществляют во время проведения практических и лабораторных занятий по этим учебным дисциплинам, в процессе прохождения разных видов производственной практики. Такая проверка дает возможность выявить, в какой мере студент осознал теоретические основы этих действий.

Метод самоконтроля. Его сутью является осознанное регулирование студентом своей деятельности ради обеспечения таких ее результатов, которые бы отвечали поставленным задачам, требованиям, нормам, правилам, образцам. Цель самоконтроля – предотвращение ошибок и исправление их. Показателем сформированности самоконтроля является осознание студентом правильности плана деятельности и ее операционного состава, т.е. способа реализации этого плана.

Метод самооценки предусматривает критическое отношение студента к своим способностям и возможностям, объективное оценивание достигнутых результатов.

Для формирования способности к самоконтролю и самооценке преподаватель должен мотивировать выставленную оценку, предлагать студенту самому оценить свой ответ. Действенным средством является и организация взаимоконтроля, рецензирование ответов товарищей. Важно при этом ознакомить студентов с нормами и критериями оценивания знаний. Занесение результатов самоконтроля и самооценки знаний в журнал делает их весомыми, положительно влияет на формирование ответственности за учебную работу, на воспитание честности, принципиальности, чувства собственного достоинства.

Рассмотренные методы проверки знаний, умений и навыков могут быть использованы во время обычных форм организации учебного процесса (лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия) и на специальных, организованных с этой целью, занятиях (коллоквиумы, защита курсовых и дипломных работ, зачеты и экзамены).

Формы контроля . Во время учебных занятий в высшем учебном заведении используют индивидуальную и фронтальную проверки знаний, умений и навыков студентов, а также итоговые формы контроля.

Индивидуальная проверка. Касается конкретных студентов и ставит целью выяснение уровня усвоения студентом определенных знаний, умений и навыков, уровня формирования профессиональных качеств, а также определение направлений работы. Например, индивидуальный опрос предусматривает развернутый ответ студента на оценку. Он должен самостоятельно объяснить изученный материал, доказать научные положения, привести собственные примеры. Проводя индивидуальный опрос, преподаватель должен предусмотреть, что в это время будут делать другие студенты. Студентам можно предложить исправлять ошибки в ответе их товарища, определить правильность и точность изложения фактического материала, дополнять ответ и рецензировать его.

Фронтальная проверка. Эта форма контроля направлена на выяснение уровня усвоения студентами программного материала за сравнительно короткое время. Она предусматривает короткие ответы с места на короткие вопросы (речь идет об устном собеседовании по материалам рассмотренной темы в начале новой лекции с оцениванием ответов студентов) или письменную работу в начале или в конце лекции (10-15 мин.) (ответы проверяются и оцениваются преподавателем во внелекционное время). Желательно, чтобы отдельные вопросы для письменной работы были заранее подготовлены на отдельных листах, на которых студенты и будут давать ответы. Фронтальный стандартизированный контроль знаний студентов по нескольким темам лекционного курса (5-20 мин.) осуществляется чаще всего в начале семинарских занятий, практических или лабораторных работ.

Эффективной формой проверки знаний, умений и навыков студентов являются консультации. Хотя они выполняют специфическую функцию, однако способствуют накоплению необходимой для оценивания информации. Существует два вида консультаций с контрольными функциями: консультации, на которых преподаватель проверяет конспекты первоисточников, самостоятельную работу над вспомогательной литературой, помогает студентам оформлять необходимые обобщения, и консультации, на которые студенты отрабатывают пропущенные лекции, семинарские занятия и т.п.

Распространенной формой проверки знаний, умений и навыков студентов являются коллоквиумы. Эта форма традиционна в организации научной работы, но эффективна и в учебном процессе. Коллоквиумы проводятся как собеседования по отдельным вопросам, определенным преподавателем заранее. При подготовке к ним студентам сообщают основную и дополнительную литературу для обработки. Коллоквиумы выполняют двойную задачу: способствуют изучению учебного материала и являются формой контроля его усвоения.

Итоговые формы контроля. К ним относят зачеты, экзамены, курсовые работы, дипломные проекты, государственные экзамены.

Зачеты являются итоговой формой проверки результатов выполнения студентами практических, лабораторных работ, усвоения материала семинарских занятий, результатов практики, их преимущественно проводят как собеседования без билетов и оценок. Во время зачета преподаватель констатирует факт выполнения или невыполнения студентами необходимых работ. Если студент качественно и систематически работал на протяжении семестра, преподаватель может поставить ему зачет «автоматически».

Экзамены сдают по экзаменационным билетам, утвержденным кафедрой. На консультациях перед экзаменом преподаватель знакомит студентов с ними. Опытные преподаватели нередко проводят экзамены по билетам в форме свободной беседы, которая способствует созданию атмосферы доверия и взаимопонимания.

Учитывая специфику учебного предмета и уровень подготовленности студентов практикуют экзамены без билетов, с «открытым учебником» с целью проверки умения быстро найти необходимую информацию, пользоваться дополнительной литературой, учебными пособиями и т.п. (такой тип экзамена целесообразно проводить по сложным и большим по объему дисциплинам). Практический экзамен чаще всего сводится к изготовлению студентами натуральных объектов, их схем, макетов и т.п. У студентов музыкально-педагогического факультета экзамен может проходить в виде подготовленной заранее концертной программы. Экзамен-автомат часто практикуется преподавателями для студентов-отличников, которые серьезно и систематически работают на протяжении изучение курса.

Курсовые работы студенты защищают на заседаниях кафедр или перед специально созданными комиссиями. Защита курсовых работ способствует росту самостоятельности студентов в их научной работе, а также формированию их как будущих специалистов.

Дипломный проект (работа) как форма проверки имеет свои особенности. Выпускник решает конкретную производственную задачу (дипломный проект) или исследует и обобщает определенную научную или научно-практическую проблему (дипломная работа). Эта форма контроля педагогически ценна тем, что выпускник имеет возможность получить важный интеллектуально-практический опыт для завершения своего формирования как специалиста. Это первый и решающий самостоятельный шаг в становлении специалиста.

Государственные экзамены являются проверкой подготовки выпускника и его формирования как специалиста. Методика ведения государственного экзамена способствует выполнению задачи завершающего контроля.

Эффективность использования методов и форм контроля знаний, умений и навыков студентов зависит от их удачного выбора и включения в общий процесс обучения, а также их умелого применения педагогами. Влияние методов на студентов разнопланово. Поэтому необходимо обогащение методики и средств контроля при ведущей роли личного общения преподавателя со студентами.

Подпись: 3. Оценивание результатов воспитательно-познавательной деятельности студентов Успехи воспитательно-познавательной деятельности студентов характеризуются количественными и качественными показателями, которые выражаются и фиксируются оценкой.

Оценивание знаний — определение и выражение в условных единицах (баллах), а также в оценочных суждениях преподавателя знаний, умений и навыков студентов в соответствии с требованиями учебных программ .

В современной педагогике высшей школы наблюдаются разные подходы к определению критериев оценивания результатов познавательной деятельности студентов. Так, объектами оценивания могут быть структурные компоненты учебной деятельности, а именно:

1. Содержательный компонент – объем знаний об объекте изучения (в соответствии с учебными программами, государственными стандартами). При оценивании подлежат анализу такие характеристики знаний: полнота, правильность, логичность, осознанность (понимание, выделение главного и второстепенного); вербализация, т.е. словесное оформление (пересказ, объяснение); умение применять знания и т.п.

2. Операционно-организационный компонент – способность студента избирать способы действий учитывая учебную программу по оцениваемой дисциплине (предметные действия); Индивидуальные умственные способности, т.е. умение сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать и т.п. (умственные действия); навыки анализировать, планировать, организовывать, контролировать процесс и результаты выполнения задач, деятельность вообще (общеучебные действия). Подлежат анализу также правильность, самостоятельность выполнения при условиях новизны (по образцу, аналогичные, относительно новые); понимание и словесное оформление: воспроизведение (пересказ), объяснение, применение в условиях новизны и т.п.

3. Эмоционально-мотивационный компонент – отношение к обучению (безразличное, недостаточно положительное, заинтересованное, ярко выраженное, положительное).

Именно эти характеристики могут быть взяты за основу определения уровня учебных достижений, общих критериев их оценивания и соответствующих оценок (в баллах).

Критериями оценивания могут быть также:

—характер усвоения общеизвестных знаний (уровень осознания, прочность запоминания, объем, полнота и точность знаний);

—качество выявленных студентом знаний, логика мышления, аргументация, последовательность и самостоятельность изложения, культура речи;

—степень овладения уже известными способами деятельности, умениями и навыками применения усвоенных знаний на практике;

—овладение опытом творческой деятельности;

—качество выполнения работы (внешнее оформление, темп выполнения, усердие и т.п.).

Некоторые педагоги основным критерием оценивания считают уровень знаний:

—репродуктивный (знания является сознательно воспринятой, зафиксированной в памяти и воспроизводимой объективной информацией о предметах познания);

—реконструктивный (знания отражаются в готовности и умении студента применить их в подобных, стандартных или вариативных условиях);

—творческий (студенты могут продуктивно применить знания и усвоенные способы действий в нетипичных ситуациях).

В высших учебных заведениях пользуются четырехбалльную систему оценивания знаний, умений и навыков студентов: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Оценку «отлично» заслуживает студент, который проявил всесторонние, систематические и глубокие знания, способность самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой, знакомый с основной и дополнительной литературой, рекомендованной программой. Такая оценка предусматривает также усвоение студентом взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значение для приобретенной профессии.

Оценку «хорошо» ставят студенту, который усвоил учебно-программный материал в полном объеме, успешно выполняет предусмотренные программой задачи, обработал основную литературу, рекомендованную программой. Т.е. студенту, который подтвердил систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятельному пополнению и обновлению в процессе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, который проявил знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и будущей работы по профессии, способен выполнять задача, предусмотренные программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, эту оценку выставляют студентам, которые допустили ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных задач, но продемонстрировали способность устранить их.



 
 
Top! Top!