Дипломный проект На тему: « Разработка ГИС управление территории дендропарка ЮФ «КАТУ» НАУ г. Симферополя» 2006 |
Землеустройство - Дипломные работы по землеустройству |
Страница 2 из 22
1. Нормативно-правовая база К землям природно-заповедного фонда принадлежат участки суши и водного пространства с естественными компонентами и объектами, которые имеют особую природоохранную, экологическую, научную, эстетичную, рекреационную и другие ценности. Сюда входят естественные заповедники, национальные естественные парки, биосферные заповедники, региональные ландшафтные парки, заказники, памятки природы, заповедные урочища, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки - памятки садово-паркового искусства. Земли природно-заповедного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. К этой категории земель относятся земли другого природоохранного назначения. Ими могут быть земельные участки водно-болотных угодий, которые не вошли в земли лесного и водного фондов, а также земельные участки, в пределах которых есть естественные объекты, которые имеют особую научную ценность. Согласно статье 11 Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украины" специально уполномоченным органом государственного управления в области организации охраны и использование природно-заповедного фонда есть Министерство экологии и природных ресурсов Украины. Для обеспечения государственного управления территориями и объектами природно-заповедного фонда могут создаваться специальные подразделы Министерства экологии и природных ресурсов и его органов на местах. Управление естественными заповедниками, биосферными заповедниками, национальными естественными парками, региональными ландшафтными парками, ботаническими садами, дендрологическими парками и зоологическими парками общегосударственного значения осуществляется их специальными администрациями. Специальные администрации могут создаваться также для управления ботаническими садами, дендрологическими парками, зоологическими парками общегосударственного значения и парками-памятниками садово-паркового искусства по решению органов, в распоряжении которых они находятся. В состав специальной администрации из управление территориями и объектами природно-заповедного фонда входят соответствующие научные подразделы, службы охраны, хозяйственного и другого обслуживания. Управление территориями и объектами природно-заповедного фонда, для которых не создаются специальные администрации, осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями, в распоряжении которых находятся эти территории и объекты. Согласно статье 13 Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украины" право на участие в управлении территориями и объектами природно-заповедного фонда имеют объединение граждан, уставами которых предусмотренная деятельность в области охраны окружающей среды путем: • содействие государственным органам в их деятельности в этой сфере; • участия в установленном порядке в проведении экологической экспертизы объектов, которые отрицательно влияют или могут повлиять на состояние территорий и объектов природно-заповедного фонда; участия в контроле за соблюдением режима таких территорий и объектов; • осуществление соответственно законодательству Украины других мероприятий, предусмотренных их уставами. В системе управления землями природно-заповедного фонда важное место принадлежит финансированию мероприятий по естественным заповедникам, биосферным заповедникам, национальным естественным паркам, ботаническим садам, дендрологическим паркам и зоологическим паркам. Причем финансирование мероприятий на землях природно-заповедного фонда общегосударственного значения осуществляется за счет государственного бюджета Украины. Для этой цели могут также привлекаться средства республиканского бюджета Автономной Республики Крым (АРК), местных бюджетов, внебюджетных и благотворительных фондов, средства предприятий, учреждений, организаций и граждан. Финансирование мероприятий по региональным ландшафтным паркам, ботаническим садам, дендрологическим паркам и зоологическим паркам местного значения осуществляется за счет республиканского бюджета АРК и местных бюджетов. Для этой цели также могут затрачиваться средства внебюджетных и благотворительных фондов и т. п.. Затраты, связанные с обеспечением охраны заказников, памяток природы, заповедных урочищ и т. п., осуществляются за счет предприятий, организаций, учреждений, других землевладельцев и землепользователей, на территории которых они находятся. Важное значение в системе управления землями природно-заповедного фонда имеет предоставление налоговых и других льгот. Так, средства естественных заповедников, биосферных заповедников, национальных естественных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, в распоряжении которых находятся территории и объекты природно-заповедного фонда других категорий, которые направляются на осуществление мероприятий по охране окружающей естественной среды, полностью освобождаются от налогообложения. Научно-исследовательские работы на территориях и объектах природно-заповедного фонда облагаются налогами в размере 50 процентов нормативов, установленных для общего налогообложения научно-исследовательских работ. Возмещение убытков владельцам земли и землепользователям и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства регулируется Земельным кодексом и другими законодательными актами Украины. Естественные заповедники, биосферные заповедники, национальные естественные парки, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки освобождаются от уплаты земельного налога. Предприятия, учреждения, организации также освобождаются от платы за земли, включенные в состав заказников, памяток природы, заповедных урочищ и парков - памяток садово-марочного искусства. Кроме того, для компенсации вреда, причиненной на территориях и объектах природно-заповедного фонда вследствие стихийных естественных явлений или промышленных аварий и катастроф, проводится обязательное государственное страхование заинтересованных предприятий, учреждений и организаций. С целью эффективного управления земельными ресурсами на землях природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр территории, который предусматривает получение соответствующей информации, которая служит основой для принятия научно обоснованных управленческих решений. Согласно статье 33 Закона Украины “О природно-заповедном фонде Украины”, дендрологические парки создаются с целью сохранения и изучение в специально созданных условиях разнообразных видов деревьев и кустарников и их композиций для наиболее эффективного научного, культурного, рекреационного и другого использования. Дендрологические парки общегосударственного значения являются научно-исследовательскими природоохранными учреждениями. Дендрологическим паркам местного значения в установленном порядке может быть предоставлен статус научно-исследовательского учреждения. Земельные участки со всеми природными ресурсами изымаются из хозяйственного использования и предоставляются дендрологическим паркам в порядке, установленном этим Законом и другими актами законодательства Украины. < >На территории дендрологических парков запрещается деятельность, которая не связана с выполнением положенных на них задач и угрожает сохранению дендрологических коллекций. На территории дендрологических парков может быть проведено зонирование соответственно требованиям, установленным для ботанических садов. Проект организации территории дендрологического парка разрабатывается специализированными научными и проектными учреждениями и утверждается органом, в подчинении которого находится дендрологический парк, по согласованию с: Центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей естественной среды - относительно дендрологических парков общегосударственного значения; Органами центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей естественной среды на местах - относительно дендрологических парков местного значения.[6] В соответствии с законом Украины о мониторинге окружающей природной среды, статьей 22, с целью обеспечения сбора, обработки, сохранения и анализа информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозирование его изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия эффективных управленческих решений у Украины создается система государственного мониторинга окружающей природной среды. Наблюдение по состоянию окружающей природной среды, уровнем его загрязнения осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, другими специально уполномоченными государственными органами, а также предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей природной среды. Отмеченные предприятия, учреждения и организации обязаны безвозмездно передавать соответствующим государственным органам аналитические материалы своих наблюдений. Порядок осуществления государственного мониторинга окружающей естественной среды определяется Кабинетом Министров Украины. Специально уполномоченные государственные органы вместе с соответствующими научными учреждениями обеспечивают организацию краткосрочного и долгосрочного прогнозирования изменений окружающей естественной среды, которые должны учитываться при разработке и выполнении программ и мероприятий по экономическому и социальному развитию республики, в том числе относительно охраны окружающей естественной среды, использования и воссоздания природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Исторически идеология заповедного дела Украины имела хорошо обоснованные научные аргументы и принципы. Охраняемые природные территории — это полевая лаборатория как для базовых, так и прикладных научных исследований. Заповедники, национальные природные парки и многие другие ОПТ являются эталонами природы, на которых осуществляется экологический мониторинг процессов, происходящих в биосфере. При создании новых объектов природно-заповедного фонда Украины исходят из следующих научно-организационных принципов: 1. Принцип репрезентативности. Выделение ОПТ базируется на ландшафтно-географической основе. Охраняемые природные территории должны в полной мере представлять характерные и типичные экосистемы в каждой ботанико-географической области. 2. Принцип уникальности. Охраняемыми территориями необходимо охватить уникальные природные комплексы, а также природные сообщества, имеющие редкие, исчезающие виды. 3. Принцип сохранения дикой природы. Все существующие в Украине участки дикой, малоизмененной человеком дикой природы должны быть взяты под охрану. 4. Принципы вечной абсолютной заповедности. Подлинная заповедность обеспечивается неприкосновенностью заповедной дикой природы на века. Естественные экосистемы в случае короткого дестабилизирующего влияния способны возвращаться до предыдущего стабильного состояния. Измененные же человеком экосистемы, или созданные ним, такой способности не имеют. Сохранение стабильного состояния биосферы зависит от естественных систем. Некоторые ученые полагают, что естественные экосистемы должны занимать до 30% суши. Поэтому заповедание и сохранение природных экосистем обеспечивает долговременное существование биосферы и устойчивое развитие человечества. Идеальная система ОПТ должна иметь вид замкнутых экологических сетей, позволяющих перемещаться видам растений и животных и осуществлять генетическую ротацию популяций, а также большие по площади заповедные ядра с режимом, стремящимся к поддержанию абсолютной заповедности. Заповедники и национальные природные парки являются гордостью нации, достоянием и национальным символом Украины, частью украинской культуры. Они воспринимаются как место концентрации добра, красоты, чуда, духовности и вдохновения. Многие люди относятся к ним как к святым территориям, вкладывая в это религиозное, эстетическое или духовно-культурное наполнение. Для непрерывного роста национальной культуры народ Украины должен оберегать ее корни в первоначальной природе. Поэтому заповедники, национальные природные парки и другие ОПТ можно рассматривать как накопителей культурных ценностей, имеющих огромное значение для будущего украинской культуры. В высококультурном обществе охраняемые природные территории имеют высокий авторитет. В связи с чем любое нападение на заповедные объекты должно восприниматься как оскорбление украинскому обществу и украинской культуре в целом. Заповедное дело является стержнем охраны природы и важным направлением деятельности современного демократического государства. Процент заповедных территорий отражает степень цивилизованности страны. Государство несет моральную, правовую и политическую ответственность перед мировым сообществом за сохранность заповедников и других ОПТ. Оно защищает заповедники, национальные природные парки от хозяйственного использования, гарантируя сохранность этих объектов на века. Дикая природа, как и человек, самоценна и имеет моральное право на существование. Это право обеспечивается по многом при помощи заповедников и некоторых других ОПТ, где она находится в свободном неконтролируемом человеком состоянии и может свободно эволюционировать. Таким образом, с этической точки зрения заповедники охраняют участки дикой природы в том числе ради нее самой, а не только из-за ее ценности для человека. Другими словами заповедники — это особые места, где царит дух благоговения перед дикой жизнью, где человек добровольно ограничивает себя в своих правах и потребностях ради защиты дикой природы. Поэтому заповедное дело является деятельностью, обладающей объективно важными моральными стандартами. Все природные объекты, имеющие высокую эстетическую ценность, являются уникальными и должны быть взяты под охрану. Хозяйственные основы заповедного дела имеют несколько основных принципов. К ним относятся: 1. Принцип сохранения и воспроизводства популяций, ценных в хозяйственном отношении видов животных и растений (лекарственных трав, пушных зверей, дичи, промысловой рыбы). Этот принцип учитывается при организации ресурсных заказников, а также дендро - и зоопарков, ботанических садов. 2. Принцип консервации природных ресурсов на определенных территориях для будущих поколений. 3. Принцип содействия традиционным видам природопользования на территориях, где проживают коренные народы. Этот принцип становится все более популярным при реализации концепции устойчивого развития для создания, например, биосферных заповедников, национальных природных парков и региональных ландшафтных парков. 4. Принцип развития экологического туризма на охраняемых территориях. Этот принцип подразумевает использование рекреационного потенциала охраняемых природных территорий. Учитывается при создании и зонировании биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, парков-памятников садово-паркового искусства, дендро - и зоопарков, ботанических садов. Вместе с тем, любой вид туризма в природных заповедниках расценивается как хозяйственное использование природных ресурсов и, следовательно, недопустим. Хозяйственные принципы имеют подчиненное второстепенное значение при организации объектов природно-заповедного фонда и управлении ними. Заповедное дело ни в коем случае не может быть направлено на хозяйственное освоение, изменение или улучшение природы, так же как и на получение наживы от эксплуатации тех или иных природных ресурсов, находящихся на территории охраняемых объектов.
|