Опорный конспект лекций по курсу "инновационный менеджмент" |
06.03.11 20:08 |
Страница 10 из 26
Однако, в вышеназванных нормативных документах отсутствует раздел описывающий порядок проведения маркетинговых исследований, которые в в условиях рыночной экономики должны предшествовать предполагаемым НИР.
Маркетинговые исследования должны быть направлены на получение информации о спросе как на ожидаемый инновационный продукт, так и на проведение самой научно-исследовательской работы, т. к. потребители у них могут быть разными. Должна быть собрана и изучена информация об уровне планируемых исследований, их патентной чистоте, научной новизне, перспективности, возможности реализации, ожидаемой экономической эффективности. Маркетинговые исследования призваны выявить потребности, склонности и предпочтения покупателей научно-технической продукции, состояние и перспективы рынка и соответствующих его сегментов, изучение структуры этого рынка; анализ возможных потребителей инновационного конечного продукта, моделирование их поведения; прогнозирование тенденций развития предполагаемого производства.
Вторая стадия - порядок проведения НИР определяется ДСТУ 3973 – 2000, которым установлены общие требования к порядку выполнения НИР, в том числе предусматривается разработка технического задания на НИР, определены его составные части, функции основных участников НИР, этапы НИР. Техническое задание (ТЗ) – это обязательный документ для начала НИР. Он обязательно согласовывается с заказчиком, а иногда и утверждается им. Разработана обязательная структура ТЗ – аннотация, технико-экономическое обоснование, данные о патентном поиске, информационно-литературный обзор, карта технического уровня, календарный план работ с указанием их стоимости по этапам.
Процесс организации управления НИР предусматривает оптимизацию времени выполнения НИР, стоимости, качества выполнения, определение технико-экономических и эксплуатационных показателей и т. п. и в общем плане состоит из следующих типовых этапов управления любой системой:
- формирование целей организационной системы (производственные, научно-технические, организационно-экономические);
- определение состава организационной системы (организаций-исполнителей, подразделений);
- разработка структуры системы управления – определяются руководитель работ, ответственные исполнители, служба управления, иерархия программных органов управления в сложной системе: руководитель программы и его заместители, руководители работ в организациях-соисполнителях, ответственные исполнители, центр управления программой, структура службы управления и т. п.;
- разработка технологии управления, т. е. способы, приёмы и порядок выполнения управленческих функций, экономические методы управления – распределение и перераспределение финансовых и материальных ресурсов, материальное стимулирование, ценообразование, методы оценки эффективности, организации хозрасчётных связей и др., распределение задач, прав и обязанностей между органами управления;
- определение связей, объёмов и путей прохождения информации, порядка документооборота – определяются количество и состав плановых и учётных документов, порядок предоставления отчётности;
- выбор и организация использования технических средств;
- подбор и обучение руководителей и управленческого персонала.
На третьем этапе – разрабатывается конструкторская документация с соблюдением целого ряда стандартов, предусматривающих разработку технического предложения, эскизного проекта, технического проекта, рабочую конструкторскую документацию, рабочие чертежи, изготовление опытного образца, изготовление которого завершается испытаниями производственными, а затем приёмочными с оформлением соответствующих актов.
На четвёртом этапе может осуществляться опытно-промышленное производство и затем массовое освоение выпуска продукции. Здесь осуществляются маркетинговые мероприятия по продвижению инновации на предприятия-изготовители, передача научной продукции заказчику.
Финансирование проектов
Для систем финансирования инновационных процессов в странах дальнего зарубежья характерна множественность источников авансирования средств. Главными из них являются средства промышленных фирм, федерального правительства, университетов и ряда других бесприбыльных организаций.
Значительное место в финансировании науки принадлежит различным инновационным фондам. При этом, помимо государственных фондов, к которым в первую очередь относится Национальный научный фонд - единственное в федеральном правительстве агентство, функционирование которого полностью посвящено развитию науки и техники, и который несет ответственность за функционирование всего научно-технического комплекса, финансируя главным образом программы фундаментальных исследований, а также таких государственных фондов как НАСА, НАТО, различных министерств, большое участие в инвестировании науки принимают и неправительственные фонды.
Европейский банк реконструкции и развития - специально созданный для развития рыночно ориентированной экономики в странах Центральной и Восточной Европы и в странах бывшего СССР. В Украине банк действует с 1994 г. Одно из приоритетных его направлений - кредитование проектов агропромышленного сектора. Однако кредиты даются под довольно высокие проценты и при предоставлении существенных гарантий, что в научно-исследовательской практике весьма затруднительно.
В Украине вопросы инвестирования науки и инновационных проектов в частности решаются через следующие организационные структуры:
Министерство науки и образования Украины. Это всегда наиболее желаемый заказчик для научных организаций, поскольку участие в государственной тематике исследований, которую курирует Миннауки, считалось престижным и, что главное, обеспечивалось приоритетным, стабильным и долговременным финансированием. Это позволяло выполнять фундаментальные исследования и поисковые работы, обеспечивавшие хороший научный задел для дальнейших прикладных исследований.
Миннауки в последние годы перешло на выдачу заказов на НИР по грантам на конкурсной основе. Недостаточная отработанность процедуры конкурсного отбора, начиная с организации заявочной кампании и кончая экспертным отбором при фактическом отсутствии института независимой экспертизы, не создают благоприятных и объективных условий для вхождения в государственную тематику. Кроме того, финансовые трудности привели к банкротству и эту государственную организацию, которая оказалась неплатежеспособной.
Другие бюджетные фонды. Для стабилизации и роста конкурентоспособного производства необходима его структурная перестройка, диверсификация, повышение технического, организационного и экономического уровней развития, что требует крупных инвестиций.
Государственный фонд фундаментальных исследований, формирующийся за счет, главным образом, денег из государственного бюджета, а также других поступлений. Целью этого фонда является финансирование на конкурсных началах фундаментальных и поисковых исследований в области гуманитарных, природоведческих и технических наук, выполняющихся научными организациями, высшими учебными заведениями, исследовательскими коллективами и отдельными учеными - независимо от их ведомственной подчинённости.
|