Помощь в учебе и работе
Главная Рабочие программы, практикумы Опорный конспект лекций по курсу "инновационный менеджмент"
 
 
Опорный конспект лекций по курсу "инновационный менеджмент" Печать E-mail
06.03.11 20:08

Однако, в вышеназванных нормативных документах отсутствует раздел описывающий порядок проведения маркетинговых исследований, которые в в условиях рыночной экономики должны предшествовать предполагаемым НИР.

Маркетинговые исследования должны быть направлены на получение информации о спросе как на ожидаемый инновационный продукт, так и на проведение самой научно-исследовательской работы, т. к. потребители у них могут быть разными. Должна быть собрана и изучена информация об уровне планируемых исследований, их патентной чистоте, научной новизне, перспективности, возможности реализации, ожидаемой экономической эффективности. Маркетинговые исследования призваны выявить потребности, склонности и предпочтения покупателей научно-технической продукции, состояние и перспективы рынка и соответствующих его сегментов, изучение структуры этого рынка; анализ возможных потребителей инновационного конечного продукта, моделирование их поведения; прогнозирование тенденций развития предполагаемого производства.

Вторая стадия - порядок проведения НИР определяется ДСТУ 3973 – 2000, которым установлены общие требования к порядку выполнения НИР, в том числе предусматривается разработка технического задания на НИР, определены его составные части, функции основных участников НИР, этапы НИР. Техническое задание (ТЗ) – это обязательный документ для начала НИР. Он обязательно согласовывается с заказчиком, а иногда и утверждается им. Разработана обязательная структура ТЗ – аннотация, технико-экономическое обоснование, данные о патентном поиске, информационно-литературный обзор, карта технического уровня, календарный план работ с указанием их стоимости по этапам.

Процесс организации управления НИР предусматривает оптимизацию времени выполнения НИР, стоимости, качества выполнения, определение технико-экономических и эксплуатационных показателей и т. п. и в общем плане состоит из следующих типовых этапов управления любой системой:

- формирование целей организационной системы (производственные, научно-технические, организационно-экономические);

- определение состава организационной системы (организаций-исполнителей, подразделений);

- разработка структуры системы управления – определяются руководитель работ, ответственные исполнители, служба управления, иерархия программных органов управления в сложной системе: руководитель программы и его заместители, руководители работ в организациях-соисполнителях, ответственные исполнители, центр управления программой, структура службы управления и т. п.;

- разработка технологии управления, т. е. способы, приёмы и порядок выполнения управленческих функций, экономические методы управления – распределение и перераспределение финансовых и материальных ресурсов, материальное стимулирование, ценообразование, методы оценки эффективности, организации хозрасчётных связей и др., распределение задач, прав и обязанностей между органами управления;

- определение связей, объёмов и путей прохождения информации, порядка документооборота – определяются количество и состав плановых и учётных документов, порядок предоставления отчётности;

- выбор и организация использования технических средств;

- подбор и обучение руководителей и управленческого персонала.

На третьем этапе – разрабатывается конструкторская документация с соблюдением целого ряда стандартов, предусматривающих разработку технического предложения, эскизного проекта, технического проекта, рабочую конструкторскую документацию, рабочие чертежи, изготовление опытного образца, изготовление которого завершается испытаниями производственными, а затем приёмочными с оформлением соответствующих актов.

На четвёртом этапе может осуществляться опытно-промышленное производство и затем массовое освоение выпуска продукции. Здесь осуществляются маркетинговые мероприятия по продвижению инновации на предприятия-изготовители, передача научной продукции заказчику.

Финансирование проектов

Для систем финансирования инновационных процессов в странах дальнего зарубежья характерна множественность источников аванси­рования средств. Главными из них являются средства промышленных фирм, федерального правительства, университетов и ряда других бесприбыльных организаций.

Значительное место в финансировании науки принадлежит раз­личным инновационным фондам. При этом, помимо государственных фондов, к которым в первую очередь относится Национальный научный фонд - единственное в федеральном правительстве агентство, функ­ционирование которого полностью посвящено развитию науки и техни­ки, и который несет ответственность за функционирование всего на­учно-технического комплекса, финансируя главным образом программы фундаментальных исследований, а также таких государственных фон­дов как НАСА, НАТО, различных министерств, большое участие в ин­вестировании науки принимают и неправительственные фонды.

Европейский банк реконструкции и развития - специально соз­данный для развития рыночно ориентированной экономики в странах Центральной и Восточной Европы и в странах бывшего СССР. В Украи­не банк действует с 1994 г. Одно из приоритетных его направлений - кредитование проектов агропромышленного сектора. Однако кредиты даются под довольно высокие проценты и при предоставлении сущест­венных гарантий, что в научно-исследовательской практике весьма затруднительно.

В Украине вопросы инвестирования науки и инновационных проектов в частности решаются через следующие организационные структуры:

Министерство науки и образования Украины. Это всегда наиболее желаемый заказчик для научных орга­низаций, поскольку участие в государственной тематике исследова­ний, которую курирует Миннауки, считалось престижным и, что глав­ное, обеспечивалось приоритетным, стабильным и долговременным фи­нансированием. Это позволяло выполнять фундаментальные исследова­ния и поисковые работы, обеспечивавшие хороший научный задел для дальнейших прикладных исследований.

Миннауки в последние годы перешло на выдачу зака­зов на НИР по грантам на конкурсной основе. Недостаточная отрабо­танность процедуры конкурсного отбора, начиная с организации зая­вочной кампании и кончая экспертным отбором при фактическом отсутствии института независимой экспертизы, не создают благоприят­ных и объективных условий для вхождения в государственную темати­ку. Кроме того, финансовые трудности привели к банкротству и эту государственную организацию, которая оказалась неплатежеспособной.

Другие бюджетные фонды. Для стабилизации и роста кон­курентоспособного производства необходима его структурная перест­ройка, диверсификация, повышение технического, организационного и экономического уровней развития, что требует крупных инвестиций.

Государственный фонд фундаментальных исследований, формирую­щийся за счет, главным образом, денег из государственного бюдже­та, а также других поступлений. Целью этого фонда является фи­нансирование на конкурсных началах фундаментальных и поисковых исследований в области гуманитарных, природоведческих и техни­ческих наук, выполняющихся научными организациями, высшими учеб­ными заведениями, исследовательскими коллективами и отдельными учеными - независимо от их ведомственной подчинённости.


 
 
Top! Top!