Помощь в учебе и работе
Главная Рабочие программы, практикумы Опорный конспект лекций по курсу "инновационный менеджмент"
 
 
Опорный конспект лекций по курсу "инновационный менеджмент" Печать E-mail
06.03.11 20:08

Классификация инноваций

Инновации могут классифицироваться по самым различным признакам. Например, существует деление инноваций по технологическим параметрам на инновации процессов и инновации продукции. Такое деление часто неправомерно, т. к. в ходе определённого процесса может производиться продукция и наоборот – для производства новой продукции необходим новый процесс.

Научные инно­вации — процесс формирования нового научного направления или использования достижений одной науки в какой-либо иной области. В качестве примера научных инноваций можно привести такие, новые в свое время, научные направления, как медицинская и экономическая кибернетика, радиофизика и радиоастрономия, космическая биология и космическая химия и др., возникшие как результат интеграции различных научных дисциплин.

Научно-технические инновации — комплексный процесс реализации научно-технических новшеств в течение инновационного цикла.

Организационно-управленческие инновации — процесс принятия в данной организации новой процедуры или метода управления, фор­мы организации труда; оргструктуры, системы принятия решений, радикально отличающиеся от ранее функциони­ровавших. Пример организационно-управленческих инноваций — автоматизированные системы управления, системы планирования, методы оценки и подготовки кадров, ранее не применявшиеся. Организационно-управленческие инновации, как правило, сопутствуют научно-техническим.

Социальные инновации — процесс реализации меро­приятий, направленных на изменение взаимоотношений в различных социальных группах, улучшение условий труда, изменение экономических, экологических, культурных и политических аспектов.

Выделяют инновации типа «технологического толчка». Здесь имеется в виду традиционный инновационный процесс от начала исследований до выполнения разработок, опытно-конструкторских работ и т. д. В этом случае при поступлении новой продукции на рынок может потребоваться её доработка в соответствии с изменившимися требованиями рынка.

В так называемых инновациях «общего котла» исследования проводятся одновременно с маркетинговой и проектно-конструкторской деятельностью.

Называют инновации «горизонтального распространения» – когда технологии, используемые в одной отрасли, начинают применяться и в других.

Инфратехнологические инновации – достижение цели решается не внедрением одной или нескольких технологий, а оптимизацией совокупности основных технологий в отрасли.

Инновации «столкновения» - разнообразные дисциплины и технологии совмещаются в пограничных областях, на «стыке» нескольких наук, например, биологии и сельского хозяйства, технологии и биотехнологии и т. п.

Информационные инновации – создание новых программных средств.

«Системные» инновации – объектами инновации являются организация производства, инфраструктура, функции и т. п.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Инновации могут классифицироваться:

- по типу новизны (принципиально новые или усовершенствованные, новизна выше уровня мировых образцов, или страны, или отрасли или для предприятия);

- по сфере деятельности предприятия – технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления;

- по распространённости – единичные, диффузные; и т. п.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Прогнозирование

Оптимальное управление любой развивающейся системой требует наличия опережающей (прогнозной) информации о предстоящих потребностях, возможностях и последствиях управляющих воздействий. Это в особенности относится к управлению развитием науки.

Научно-технический прогноз – это система научно обоснованных оценок возможных путей и результатов развития науки и техники, а также требуемых для их достижения ресурсов и организационных мер. Научно-техническое прогнозирование является важной частью предплановой работы. Если прогноз даёт материал для принятия решений, то план является уже непосредственным результатом принятия решений, сделанных с использованием как прогнозных данных, так и ряда других необходимых сведений.

Каждый научно обоснованный прогноз представляет собой сплав триединого времени: прошлого (тенденции развития), настоящего (наличные ресурсы и представления) и будущего (потребности и возможности).

Основная особенность современного прогнозирования – его системный характер. Чем более длительный период охватывается прогнозом, тем больше связей и факторов он должен учитывать. Разумеется, абсолютно точных прогнозов не существует, т. к. ни одна математическая модель не может учесть бесконечного многообразия реального мира, всех тенденций и случайных факторов его развития.

Прогнозы различаются по прогнозируемым интервалам времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), по широте охвата прогнозируемых направлений, по географической широте и т. п. Многообразны методы прогнозирования (экстраполяция, моделирование, экспертный и др.). По целевой установке различают поисковый и нормативный прогнозы. Поисковый выявляет проблемы, которые могут возникнуть в ходе развития, а нормативный намечает пути решения этих проблем.

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Значение выбора стратегии

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.

Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности. Стратегическое планирование преследует две основные цели:

1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.

2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Общая цель организации должна учитывать:

¨ основное направление деятельности фирмы;

¨ рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);

¨ культура организации, ее традиции, рабочий климат.


 
 
Top! Top!