Полный конспект лекции по топографии 23 лекции. |
Добавил(а) Administrator |
15.02.11 18:53 |
Страница 26 из 31
Величины Т, К, Б, Д вычисляют в поле при разбивке пикетажа, по измеренному углу и заданному радиусу поворота R, пользуясь специальными таблицами для разбивки круговых кривых. При этом счет расстояний ведется не через вершины углов поворота (как при разбивке пикетажа) по кривой, т.е. по действительной оси сооружения. Поэтому главные точки кривой закрепляют на местности, а их положение определяются относительно пикетов. Например: вершина угла ВУ1 ПКО+42.
По углу и заданному радиусу R=100м из таблиц находят: Т=32,17м; К=62,25м; Б=5,05м; Д=2,09м. Эти значения записываются в пикетажную книжку. Определение положения вершины угла по пикетажу. Втыкают шпильку в прорезь переднего конца ленты сняв лекту. Откладывают лектой назад от ВУ величину Т=32,17м. Забивают кол с надписью. Начало кривой (НК) и ее пикетажным наименованием НК ПКО+9,83. Возвращаются к оставленной за углом поворота шпильке, закрепляют за нее задний конец ленты и уложив ее в стороне нового направления, смещают по ленте заднюю шпильку вперед на величину домера Д=2,09. Затем на эту величину передвигают всю ленту, закрепляют задним концом за передвижную шпильку и продолжают работу. Дойдя до места, где по пикетажу находится конец кривой (КК), забивают кол с надписью КК ПКО+72,08. Для нахождения середины кривой (СК) измеряется угол поворота хода делят пополам и по полученному направлению откладывают длину биссектрисы Б. Найденная точка и будет СК. На местности только по 3-м главным точкам кривую тщательно построить невозможно. Для этого производят детальную разбивку при помощи дополнительных точек. Наиболее часто применяют способ – способ координат. Если линию Т принять за ось Х, а перпендикулярную к ней линию за ось Y, то для точек, лежащих на кривой получим их координаты Величину угла определяют по заданной длине дуги (К) и принятому R. Из таблиц находят координаты любой точки кривой от ее начала. На местности вдоль касательной от начала кривой откладывают и т.д. На перпендикуляре откладывают значение и т.д. Получаем точки кривой, которые закрепляются кольями. Таким образом выносится вся кривая до конца. Вынос пикетов с тангенсов на кривую . При трассировании оси сооружения пикеты разбивают одновременно с измерением линий теодолитного хода, прокладываемого по трассе для его планового определения. Поэтому их положение намечают на прямых линиях. Однако в связи с тем, что для плавного закругления трассы в углы поворота вписывают кривые, по которым пройдет будущие сооружения, необходимо, чтобы и пикеты находились на этих кривых. Поэтому их выносят с прямолинейных отрезков – тангенсов на кривые. Это необходимо также, для определения земляных работ и т.д. Задачу по выносу пикетов решают способом прямоугольных координат, сущность которых состоит в следующем. Пусть на тангенсе АВ имеется пикет Р на расстоянии S от НК, а на тангенсе ВС – пикет Q на расстоянии S1 от КК. На кривой пикеты Р и Q должны занять такое положение, чтобы: а)Расстояние от НК до КК по кривой от этих пикетов было равно S и S1. б)Расстояние между пикетами по кривой должно быть 100м. Приняв касательную АВ за ось абсцисс, а перпендикулярный к ней радиус R за ось ординат, получим значение прямоугольной координаты и , которые определяют положение пикета Р на кривой при заданных условиях. Для решения задачи вначале определяют центральный угол . Так как дуга АР=S, и радиус кривой R известный, то центральный угол получим в соотношении , отсюда . Из прямоугольного треугольника А1РО имеем ; или . Практически вместо отложения абсциссы по тангенсу выгоднее исследовать более короткие величины , которые называют «кривой без абсциссы». От конца абсциссы или «кривой без абсциссы» по перпендикуляру откладывают ординату , которая дает положение пикета на кривой. Пикет Q со стороной тангенса выносят от КК в направлении угла поворота. Порядок вычисления пикета тот же самый. Для получения расстояний между пикетами Р и Q на кривой равного 100 м нужно, чтобы сумма отрезков РВ+ВQ на тангенсах равнялось РВ+ВQ=100м + Д. Для характеристики рельефа полосы, где будет вестись строительство, разбивают поперечники перпендикулярные оси трассы в обе стороны. Размеры поперечников равны ширине полосы. Поперечники назначают в местах характеризующих изменение рельефа на таком расстоянии один из другого, чтобы местность между ними имела одинаковый уклон.(при гидротехническом изыскании – затопляемость и т.д.). Поперечники небольших размеров (25-50м) разбивают с помощью эккера. В случае большой величины прокладывают самостоятельные теодолитно-нивелирные ходы с разбивкой пикетажей и привязкой к основной трассе. Нивелирование трассы. По результатам нивелирования должны быть получены высоты всех точек: пикетных, плюсовых, точек поперечников и главных точек кривых. Нивелирование производится методом из середины, как наиболее точным и производительным. При инженерно-техническом нивелировании определяется превышение каждой последующей пикетной точки как предыдущей, т.е. все пикетные точки связаны между собой по высоте поэтому называются связующими. Сначала берут отчет на задней (а) и на передней (б) пикеты при пузырьке цилиндрического уровня на середине. Превышение вычисляют по формуле: . Для контроля превышения между связывающими точками определяют по второй стороне реек. Второе измерение не должно отличаться более чем на мм. Начало трассы ПК0 кривизны к имеющимся по близости реперу или марке. Для этого устанавливают нивелир посредине между репером и ПК0 и дважды определяют превышение неизвестной по высоте точки ПКО и известной высотой репера, затем нивелир устанавливают между т. ПК0 и ПК1 и определяют превышение переднего пикета ПК1 над задним ПК0. проведя контроль нивелирования пикетов приступают к нивелированию промежуточных точек(поперечников, главных точек кривой). (Технология отсчета – по рабочей стороне, перемещение реечников (задний … передний и наоборот). При крутых склонах промежуточные станции – иксовые точки. В конце трассы привязка к твердой точке – реперу или марке. Сумма превышений по всему ходу должна быть равна разности высот конечной и начальной точки. Дополнительная привязка в пределах от мм до мм , где L – длина хода в км. Лекция 19 Вопросы: 1.Обработка журнала технического нивелирования 2.Построение продольного и поперечного профилей трассы 3.Проектирование на профиле 1.Журнал технического нивелирования – документ строгой отчетности, записи карандашом, разборчиво и четко. Вычисления – ручкой. Постраничный контроль. Вычисления отметок связующих точек. ГИ и расчет отметок плюсовых точек. Невязка, распределение невязки. 2.Рассказать по плакату технологию построения продольного и поперечного профилей (все по плакату). Контроль расстояний (длины прямых вставок + длины кривых).
|
Последнее обновление 15.02.11 19:31 |