КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ “ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ” 1 часть |
Добавил(а) Administrator |
05.02.11 18:15 |
Страница 61 из 62
В рамках стратегического планирования выделяют четыре типа целей: 1) рыночная: проявляется в определении сегмента рынка, его размеров и характеристики; 2) производственная: структура производства и набор технологий; 3) финансово-экономическая: потребность в финансовых ресурсах, а также ожидаемые результаты деятельности предприятия; 4) социальная: удовлетворение потребностей общества. Финансовое планирование представляет собой процесс, состоящий из следующих процедур: анализ финансовых и инвестиционных возможностей предприятия; прогнозирование последствий текущих решений во избежание неожиданностей и установления связи между результатами и принятыми ранее решениями (позитивный анализ); обоснование принятого варианта решения; оценка результатов деятельности предприятия в соответствии с целями, обозначенными в финансовом плане. Факторы, ограничивающие использование финансового планирования в Украине: отсутствие стратегических целей предприятия; нестабильность финансовой политики государства; низкая степень применения управленческого учета на предприятии; сложности при определении потребностей предприятия в ресурсах; недостаточность опыта в постановке задач, определении целей и стратегии; наличие устаревших методик, методов, приемов, алгоритмов; нехватка современных информационных технологий на предприятии. 9.2. Содержание и задачи финансового планирования Цель финансового планирования заключатся в определении возможных объемов поступления денежных средств и их расходования в плановом периоде. Финансовый план можно рассматривать как совокупность заданий по отдельным показателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий взаимосвязь между показателями развития предприятия и имеющимися ресурсами. Основной задачей финансового планирования является обеспечение нормального производственного процесса необходимыми источниками финансирования, их формирование и использование. Также выделяют следующие задачи: o соблюдение интересов акционеров и других инвесторов: финансовый план содержит достаточное обоснование инвестиционного проекта и является для инвестора основным документом наряду с бизнес-планом; гарантия выполнения обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами; выявление резервов и денежных ресурсов с целью эффективного использования прибыли и других доходов; контроль над финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Предприятие представляет собой целостную систему, состоящую из отдельных подразделений, одни из которых приносят прибыль предприятию, другие - нет. В процессе финансового планирования необходимо выделять на предприятии центры доходов (профиты), центры затрат, центры инвестиций и, в общем случае, центры ответственности. Центры ответственности — это совокупность отдельных полномочий по принятию каких-либо решений. На данные центры также возлагается ответственность за эффективную реализацию предоставленных им полномочий. Некоторые подразделения предприятия (бухгалтерия, финансовый отдел, другие) не приносят прибыли, но являются неотъемлемой частью предприятия, и поэтому их относят к центрам затрат. В основе финансового планирования лежат его составляющие: планирование потока денежных средств; планирование инвестиций и дезинвестиций; планирование внешнего финансирования и дефинансирования; планирование резервов ликвидности предприятия. 9.3. Принципы и методы финансового планирования Методология финансового планирования включает в себя организацию цианирования финансов, построенную на определенных принципах. 1. Принцип полноты. Связан с разработкой финансовых планов различных уровней: стратегический финансовый план на несколько лет (определяет цели предприятия); тактический план на квартал - год (задачи, связанные с выполнением стратегических целей); оперативный (функции по выполнению ранее поставленных задач). Принцип полноты отражает постоянную взаимосвязь и корректировку всех планов с учетом реальных условий и общих целей. 2. Принцип обоснования. Финансовое планирование должно ориентироваться на реальные экономические условия, существующее финансово - экономическое состояние предприятия и другие факторы. 3. Принцип реальности. Учет лимита финансовых ресурсов, норм и нормативов, использование современных методов. 4.Принцип интегрированности. Финансовые планы всех уровней характеризуются очень тесной взаимосвязью, и поэтому нельзя сказать, что выполнен один план, а не выполнен другой. Существует интегральная оценка выполнения плана. 5. Принцип гибкости. Разработанная система финансовых планов обязательно должна содержать механизмы корректировки с учетом постоянно изменяющихся внутренних и внешних условий. 6. Принцип экономичности. Расходы на планирование должны рационально соотноситься с ожидаемыми результатами. Главным инструментом финансового планирования является сметное планирование (бюджетирование). В современных условиях различают термины «план» и «бюджет» (смета). Бюджет является составной частью плана, в котором представлены возможные источники финансирования и направления расходования финансовых ресурсов. Основными целями формирования бюджетов на предприятиях являются: согласование оперативного и перспективного планов; координация действий различных подразделений предприятия; детализация общих целей производства и доведение их к сведению руководителей и различных центров ответственности; стимулирование эффективной работы руководителей и персонала предприятия; определение будущих параметров финансово-экономической деятельности; постоянное сравнение фактических величин с плановыми. Внедрение бюджетирования несет для предприятия много преимуществ: ежемесячное планирование бюджетов дает возможность получить наиболее точные показатели размеров и структуры затрат. в пределах утвержденных планов подразделения могут часть сэкономленных затрат дополнительно перечислять на материальное стимулирование сотрудников. бюджетное планирование позволяет осуществить режим экономии финансовых ресурсов предприятия. Сметное (бюджетное) планирование включает два этапа: I. Планирование (определение будущих целей). II. Мониторинг (анализ выполнения целей). Сметы (бюджеты) составляются в целом на год с поквартальной и помесячной разбивками. Различают два подхода к расчету смет: 1) разработка сметы «с нуля», т. е. для вновь созданных предприятий или для новых производств; 2) планирование «от достигнутого» - для уже действующих предприятий. При составлении смет используются следующие методы: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; метод оптимизации; методы моделирования. 9.4. Порядок разработки финансового плана Финансовое планирование является заключительной частью бизнес- планирования, и в нем обобщена информация по предыдущим разделам в стоимостной форме. В финансовом плане должна быть отражена информация об объеме производства, общей прибыли, объем инвестирования, источниках финансирования предприятия, об использования собственных средств, заемного и привлеченного капиталов, процентное соотношение доходов и затрат, срок выплаты дивидендов. В Процессе разработки плана должны быть сделаны акцент не следующие характеристики, влияющие на его эффективность: прогнозирование - способность составить аккуратный и сбалансированный прогноз. В процессе прогнозирования недостаточно использования только лишь данных за прошлые годы. Необходимо постоянно учитывать изменения внешних внутренних факторов и оценивать их возможное влияние на показатели деятельности предприятия. выбор оптимального финансового плана. В процессе планирования рекомендуется составление нескольких финансовых планов, из которых путем экспертной оценки выбирается наилучший. анализ безубыточности. Важнейшим документом в финансовом планировании является баланс денежных расходов и поступлений, который называется балансом денежных потоков. В нем содержится информация о наличии денежных средств на начало отчетного периода, всех прогнозных поступлений денежных средств, а также всех планируемых денежных расходов, и в заключении - остаток денежных средств на конец периода. Баланс денежных потоков не имеет стандартизированной формы, а составляется по каждому предприятию в зависимости от структуры денежных потоков. Баланс денежных потоков необходим для оценки уровня ликвидности предприятия в течение отчетного периода. На основе данного баланса принимаются решения о необходимости среднесрочного кредитования. В процессе финансового планирования производится анализ безубыточности «затраты-объем-прибыль». Причем предприятие эффективно работает, если наблюдается следующее соотношение: ∆З (%) < ∆О (%) < ∆П (%) (9.1) где ∆З- процентное изменение затрат предприятия; ∆О- соответственно объема производства (или объема реализации); ∆П - изменение прибыли. Помимо баланса денежных потоков и анализа безубыточности определяется непосредственно финансовый план предприятия, который состоит из двух частей: 1) все доходы предприятия и денежные поступления (например, прибыль от реализации, поступления от краткосрочных кредитов, доходы от инвестиционной деятельности, др.) 2) все возможные расходы и отчисления средств (например, расходы на заработную плату, отчисления в бюджет, др.) Финансовый план завершается балансом (разницей) доходов и расходов, причем четко указывается, имеет ли место превышение доходов над расходами, или наоборот. Финансовый план рекомендуется составлять на один год или полугодие с поквартальной или помесячной разбивкой. В процессе финансового планирования должно быть четко установлено соответствие между капитальными вложениями, затратами и отчислениями предприятия, с одной стороны, и источниками покрытия расходов финансирования инвестиций — с другой. Поэтому в целях качественного контроля над источниками финансовых ресурсов и их расходованием рекомендуется составлять проверочную (шахматную) таблицу, где по вертикали учитываются направления использования финансовых ресурсов, а по горизонтали — источники. Путем заполнения данной таблицы финансовый аналитик имеет более полную информацию обо всех видах расходов и источниках их финансирования, и в случае необходимости может наиболее точно принять решение о финансировании того или иного направления расходов (или минимизации данных расходов). Оперативное финансовое планирование включает в себя составление платежного календаря, кассового плана и расчета потребности в краткосрочном кредитовании. Содержание оперативного финансового планирования при разработке платежного календаря заключается в определении конкретных сроков платежей и их последовательности, что позволяет своевременно осуществлять бюджетные платежи, платежи во внебюджетные фонды и другие виды платежей (в частности, выплата заработной платы), а также оперативно следить за платежеспособностью предприятия. Платежный календарь составляется на короткие сроки (месяц, 15 дней, декада, 5 дней). Рекомендуется составлять платежный календарь на один месяц с подекадной разбивкой. Процесс составления платежного календаря можно представить в виде пяти последовательных этапов. |
Последнее обновление 05.02.11 18:53 |