Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ “ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ” 1 часть Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
05.02.11 18:15

В рамках стратегического планирования выделяют четыре типа целей:

1) рыночная: проявляется в определении сегмента рынка, его размеров и характеристики;

2) производственная: структура производства и набор технологий;

3) финансово-экономическая: потребность в финансовых ресурсах, а также ожидаемые результаты деятельности предприятия;

4) социальная: удовлетворение потребностей общества.

Финансовое планирование представляет собой процесс, состоящий из следующих процедур:

анализ финансовых и инвестиционных возможностей предприятия;

прогнозирование последствий текущих решений во избежание неожиданностей и установления связи между результатами и принятыми ранее решениями (позитивный анализ);

обоснование принятого варианта решения;

оценка результатов деятельности предприятия в соответствии с целями, обозначенными в финансовом плане.

Факторы, ограничивающие использование финансового планирования в Украине:

отсутствие стратегических целей предприятия;

нестабильность финансовой политики государства;

низкая степень применения управленческого учета на предприятии;

сложности при определении потребностей предприятия в ресурсах;

недостаточность опыта в постановке задач, определении целей и стратегии;

наличие устаревших методик, методов, приемов, алгоритмов;

нехватка современных информационных технологий на предприятии.

9.2. Содержание и задачи финансового планирования

Цель финансового планирования заключатся в определении возможных объемов поступления денежных средств и их расходования в плановом периоде.

Финансовый план можно рассматривать как совокупность заданий по отдельным показателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий взаимосвязь между показателями развития предприятия и имеющимися ресурсами.

Основной задачей финансового планирования является обеспечение нормального производственного процесса необходимыми источниками финансирования, их формирование и использование. Также выделяют следующие задачи:

o соблюдение интересов акционеров и других инвесторов:

финансовый план содержит достаточное обоснование инвестиционного проекта и является для инвестора основным документом наряду с бизнес-планом;

гарантия выполнения обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами;

выявление резервов и денежных ресурсов с целью эффективного использования прибыли и других доходов;

контроль над финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Предприятие представляет собой целостную систему, состоящую из отдельных подразделений, одни из которых приносят прибыль предприятию, другие - нет. В процессе финансового планирования необходимо выделять на предприятии центры доходов (профиты), центры затрат, центры инвестиций и, в общем случае, центры ответственности.

Центры ответственности — это совокупность отдельных полномочий по принятию каких-либо решений. На данные центры также возлагается ответственность за эффективную реализацию предоставленных им полномочий. Некоторые подразделения предприятия (бухгалтерия, финансовый отдел, другие) не приносят прибыли, но являются неотъемлемой частью предприятия, и поэтому их относят к центрам затрат.

В основе финансового планирования лежат его составляющие:

планирование потока денежных средств;

планирование инвестиций и дезинвестиций;

планирование внешнего финансирования и дефинансирования;

планирование резервов ликвидности предприятия.

9.3. Принципы и методы финансового планирования

Методология финансового планирования включает в себя организацию цианирования финансов, построенную на определенных принципах.

1. Принцип полноты.

Связан с разработкой финансовых планов различных уровней:

стратегический финансовый план на несколько лет (определяет цели предприятия);

тактический план на квартал - год (задачи, связанные с выполнением стратегических целей);

оперативный (функции по выполнению ранее поставленных задач). Принцип полноты отражает постоянную взаимосвязь и корректировку всех планов с учетом реальных условий и общих целей.

2. Принцип обоснования.

Финансовое планирование должно ориентироваться на реальные экономические условия, существующее финансово - экономическое состояние предприятия и другие факторы.

3. Принцип реальности.

Учет лимита финансовых ресурсов, норм и нормативов, использование современных методов.

4.Принцип интегрированности.

Финансовые планы всех уровней характеризуются очень тесной взаимосвязью, и поэтому нельзя сказать, что выполнен один план, а не выполнен другой. Существует интегральная оценка выполнения плана.

5. Принцип гибкости.

Разработанная система финансовых планов обязательно должна содержать механизмы корректировки с учетом постоянно изменяющихся внутренних и внешних условий.

6. Принцип экономичности.

Расходы на планирование должны рационально соотноситься с ожидаемыми результатами.

Главным инструментом финансового планирования является сметное планирование (бюджетирование). В современных условиях различают термины «план» и «бюджет» (смета).

Бюджет является составной частью плана, в котором представлены возможные источники финансирования и направления расходования финансовых ресурсов.

Основными целями формирования бюджетов на предприятиях являются:

согласование оперативного и перспективного планов;

координация действий различных подразделений предприятия;

детализация общих целей производства и доведение их к сведению

руководителей и различных центров ответственности;

стимулирование эффективной работы руководителей и персонала

предприятия;

определение будущих параметров финансово-экономической деятельности;

постоянное сравнение фактических величин с плановыми.

Внедрение бюджетирования несет для предприятия много преимуществ:

ежемесячное планирование бюджетов дает возможность получить наиболее точные показатели размеров и структуры затрат.

в пределах утвержденных планов подразделения могут часть сэкономленных затрат дополнительно перечислять на материальное стимулирование сотрудников.

бюджетное планирование позволяет осуществить режим экономии финансовых ресурсов предприятия.

Сметное (бюджетное) планирование включает два этапа:

I. Планирование (определение будущих целей).

II. Мониторинг (анализ выполнения целей).

Сметы (бюджеты) составляются в целом на год с поквартальной и помесячной разбивками.

Различают два подхода к расчету смет:

1) разработка сметы «с нуля», т. е. для вновь созданных предприятий или для новых производств;

2) планирование «от достигнутого» - для уже действующих предприятий.

При составлении смет используются следующие методы: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; метод оптимизации; методы моделирования.

9.4. Порядок разработки финансового плана

Финансовое планирование является заключительной частью бизнес- планирования, и в нем обобщена информация по предыдущим разделам в стоимостной форме.

В финансовом плане должна быть отражена информация об объеме производства, общей прибыли, объем инвестирования, источниках финансирования предприятия, об использования собственных средств, заемного и привлеченного капиталов, процентное соотношение доходов и затрат, срок выплаты дивидендов.

В Процессе разработки плана должны быть сделаны акцент не следующие характеристики, влияющие на его эффективность:

прогнозирование - способность составить аккуратный и сбалансированный прогноз.

В процессе прогнозирования недостаточно использования только лишь данных за прошлые годы. Необходимо постоянно учитывать изменения

внешних внутренних факторов и оценивать их возможное влияние на показатели деятельности предприятия.

выбор оптимального финансового плана.

В процессе планирования рекомендуется составление нескольких

финансовых планов, из которых путем экспертной оценки выбирается наилучший.

анализ безубыточности.

Важнейшим документом в финансовом планировании является баланс денежных расходов и поступлений, который называется балансом денежных потоков. В нем содержится информация о наличии денежных средств на начало отчетного периода, всех прогнозных поступлений денежных средств, а также всех планируемых денежных расходов, и в заключении - остаток денежных средств на конец периода.

Баланс денежных потоков не имеет стандартизированной формы, а составляется по каждому предприятию в зависимости от структуры денежных потоков. Баланс денежных потоков необходим для оценки уровня ликвидности предприятия в течение отчетного периода. На основе данного баланса принимаются решения о необходимости среднесрочного кредитования.

В процессе финансового планирования производится анализ безубыточности «затраты-объем-прибыль». Причем предприятие эффективно работает, если наблюдается следующее соотношение:

∆З (%) < ∆О (%) < ∆П (%) (9.1)

где ∆З- процентное изменение затрат предприятия;

∆О- соответственно объема производства (или объема реализации);

∆П - изменение прибыли.

Помимо баланса денежных потоков и анализа безубыточности определяется непосредственно финансовый план предприятия, который состоит из двух частей:

1) все доходы предприятия и денежные поступления (например, прибыль от реализации, поступления от краткосрочных кредитов, доходы от инвестиционной деятельности, др.)

2) все возможные расходы и отчисления средств (например, расходы на заработную плату, отчисления в бюджет, др.)

Финансовый план завершается балансом (разницей) доходов и расходов, причем четко указывается, имеет ли место превышение доходов над расходами, или наоборот.

Финансовый план рекомендуется составлять на один год или полугодие с поквартальной или помесячной разбивкой.

В процессе финансового планирования должно быть четко установлено соответствие между капитальными вложениями, затратами и отчислениями предприятия, с одной стороны, и источниками покрытия расходов финансирования инвестиций — с другой. Поэтому в целях качественного контроля над источниками финансовых ресурсов и их расходованием рекомендуется составлять проверочную (шахматную) таблицу, где по вертикали учитываются направления использования финансовых ресурсов, а по горизонтали — источники. Путем заполнения данной таблицы финансовый аналитик имеет более полную информацию обо всех видах расходов и источниках их финансирования, и в случае необходимости может наиболее точно принять решение о финансировании того или иного направления расходов (или минимизации данных расходов).

Оперативное финансовое планирование включает в себя составление платежного календаря, кассового плана и расчета потребности в краткосрочном кредитовании.

Содержание оперативного финансового планирования при разработке платежного календаря заключается в определении конкретных сроков платежей и их последовательности, что позволяет своевременно осуществлять бюджетные платежи, платежи во внебюджетные фонды и другие виды платежей (в частности, выплата заработной платы), а также оперативно следить за платежеспособностью предприятия.

Платежный календарь составляется на короткие сроки (месяц, 15 дней, декада, 5 дней). Рекомендуется составлять платежный календарь на один месяц с подекадной разбивкой. Процесс составления платежного календаря можно представить в виде пяти последовательных этапов.



Последнее обновление 05.02.11 18:53
 
 
Top! Top!