КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ “ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ” 1 часть |
Добавил(а) Administrator |
05.02.11 18:15 |
Страница 34 из 62
Рис. 4.2. Взаимодействие между участниками лизингового бизнеса. Наряду с преимуществами лизинг имеет ряд недостатков: стоимость лизинга для лизингополучателя больше на сумму лизинговой маржи, по сравнению со стоимостью обычного займа; составление лизингового соглашения требует больше времени и сложной организации; лизингодатель берет на себя риск неполного и несвоевременного получения лизинговых платежей. В состав лизинговых платежей включают: сумму возмещения стоимости объекта лизинга, который амортизируется на срок, за который вносится лизинговый платеж; сумму, которая уплачивается лизингодателю как процент для приобретения имущества в соответствии с договором лизинга; возмещение страховых платежей по договору страхования лизинга; др. затраты лизингодателя, предусмотренные договором. Механизм заключения соглашения по лизингу представлен на рисунке 4.3. Государственное кредитование предприятий Государственный кредит — это экономические отношения, которые возникают между предприятием и государством вследствие купли-продажи первым государственных ценных бумаг, а также вследствие получения бюджетных и внебюджетных кредитов. Государственное кредитование осуществляется предоставлением бюджетных займов непосредственно министерствам, ведомствам для финансирования через банковские учреждения: пусковых объектов; ранее начатых новых строительных объектов производственного назначения; технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий независимо от форм собственности. Финансирование инвестиционных потребностей предприятий бывает целевым, прямым, возвратным, срочным, обеспеченным залогом или гарантией. Организация работы по обслуживанию бюджетных кредитов, их учету и проведению расчетов с заемщиками возлагается на уполномоченные коммерческие банки Украины. Механизм предоставления бюджетных займов предприятиям на рисунке 4.3.
1. Поступление заказа на лизинг оборудования. 2. Анализ заказа, заказчика как потенциального лизингополучателя. 3. Изучение и обсуждение условий поставки оборудования. 4. Принятие решения об участии в соглашении. 5. Составление лизингового соглашения. 6. Составление кредитного соглашения, получение кредита для выплаты аванса и оплаты таможенных сборов. 7. Составление кредитного соглашения, получение кредита для приобретения оборудования. 8. Составление договора купли-продажи, оплата стоимости имущества. 9. Поставка оборудования. 10. Составление акта приемки- передачи оборудования. 11. Страхование имущества в пользу лизингодателя за счет лизингополучателя. 12. Оплата лизинговых платежей. 13. Погашение кредита лизингополучателем. 14. Погашение кредита лизингодателем. Рис. 4.3. Механизм составления и реализации лизингового соглашения. Уполномоченные банки используют бюджетные кредиты в соответствии с целевым назначением. За пользование бюджетным кредитом предприятия уплачивают процент в бюджет и банку в установленные сроки. Оплата процентов осуществляется за счет собственных средств предприятия. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных кредитов возлагается непосредственно на банки, которые финансируют заемщика.
1. Перечисление на отдельный счет средств, и рамках которых предоставляется бюджетный заем в соответствии с Государственной программой социального и экономического развития Украины. 2. Составление кредитного соглашения с определением условий предоставления займа и гарантированного его возврата в соответствующий срок. 3. Порядок предоставления информации об объектах, которые финансируются. 4. Составление кредитных договоров в месячный срок с момента получения заказчиком бюджетных займов. 5, 5а. Конин кредитных договоров и приложений к ним, которые подаются в двухнедельных срок с момента подписания их банком. Рис. 4.4. Порядок финансирования инвестиционных потребностей предприятии 1а счет бюджетных займов. Кредитование предприятий за счет средств международных финансово-кредитных институтов В настоящее время коммерческие банки Украины очень редко предоставляют предприятиям долгосрочные кредиты. Возможность подучить такой кредит является реальностью через кредитные линии Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которые предоставляются уполномоченными банками. Главные критерии и объемы финансирования предприятии по линии ЕБРР: финансируются только проекты предприятия с частной формой собственности, которые функционируют преимущественно в отраслях сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности и уедут; допроектные активы предприятий не должны превышать 2,5 млн. долл. США за исключением стоимости сооружений и зданий; количество работников не должно превышать 500 лиц; доля частной собственности не может быть меньше чем 51%; предприятие должно отвечать требованиям техники безопасности, экологическим, санитарно-гигиеническим, а также нормам охраны окружающей среды, которые установлены законодательством Украины; собственный взнос заемщика в проект не может быть меньше чем 30% стоимости проекта; коэффициент обслуживания долга (отношение прибыли заемщика после уплаты процентов, амортизационных отчислений и затрат на оплату процентов по всем займам ко всей задолженности с учетом кредита ЕБРР) должен быть не меньше чем 1,3. За счет ЕБРР осуществляются краткосрочное и долгосрочное финансирование проектов. Краткосрочное кредитование предоставляется для реализации экспортных контрактов и приобретения импортной продукции с целью дальнейшего использования в процессе производства. Долгосрочное кредитование предоставляется для финансирования основных средств (приобретения нового отечественного и импортного оборудования). Типовые условия кредитования ЕББР: минимальная сумма кредита — 50 тыс. долл. США; максимальная сумма кредита — устанавливается для каждого уполномоченного банка отдельно; термин краткосрочного кредита — от 6 до 12 месяцев; максимальный термин долгосрочного кредита — 5 лет; максимальная отсрочка погашения основной суммы долга — 2 года; ориентировочная ставка процента по кредиту — 15% годовых. Кредитные линии не направляются на рефинансирование уже существующих обязательств, частных предприятий или на финансирование приобретения ценных бумаг действующих предприятий и недвижимости; на реализацию проектов, связанных с игорным бизнесом, производством или поставкой оружия и др. Литература 1.Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капталом? — VI.: Финансы и статистика. 1995. — С. 229-304. 2. Лагутін В.Д. Кредитования: теорія і практика: Навч. посіб. - К.: Т-во «Знания». КОО. 2000. — 21 5 с. 3Фінанси підприємств: Підручник/Керівник авт. кол. і наук, ред. проф. А.М. Поддєрьогін. 4-ге вид., перероб. та доп. — К.: КНЕУ, 2002. — С. 194-253. ЛЕКЦИЯ 5. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЙ |
Последнее обновление 05.02.11 18:53 |