ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ На тему: «Анализ состояния и эффективности использования оборотных активов на примере СФХ «Сахалин» Сакского района АРК» 2008 |
![]() |
![]() |
![]() |
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 21 из 26
Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить в виде такого выражения: С = N * УД * ЗПЕР (4.3) Где УД - показатель структуры произведенной продукции; N— объем производства продукций; ЗПЕР - переменные затраты на производство единицы продукции (себестоимость единицы). Таблица 4.1 Исходные данные для факторного анализа прибыли в СФХ «Сахалин», тыс. грн.
Используя данные отчета о финансовых результатах, определить влияние всех перечисленных факторов на финансовый результат невозможно, так как нам не известен ни удельный вес реализованной и произведенной продукции, объем выпуска и реализации, ни цена, ни себестоимость единицы. В то же время, зная средний индекс цен, можно определить влияние на размер чистой прибыли изменения цен, объёма реализованной продукции, объема выпущенной продукции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном году возросли на 5 % (индекс цен составил 1,05). Определим влияние факторов на изменение выручки от реализации. Общее изменение выручки от реализации находим по формуле:
То есть за отчетный период выручка от реализации продукции снизилась на 553,2 тыс. грн. Это изменение является результатом влияния двух факторов: цены реализации и объема реализованной продукции (с учетом структуры), Расчет влияния этих факторов можно определить следующим образом:
Таким образом, рост цен способствовал увеличению выручки от реализации на 258,5 тыс. грн., а уменьшение объема выпуска составило 811,7 тыс. грн. Как следует из расчетов, на предприятии наблюдается спад производства. Аналогично рассчитывается влияние факторов на изменение себестоимости реализованной продукции:
Предположим, что себестоимость единицы продукции изменилась лишь за счет внешних факторов, а именно — за счет общего изменения цен, тогда
Таким образом, за счет объема выпуска, себестоимость продукции увеличилась на 243,5 тыс. грн., за счет изменения цен — на 117,8 тыс. грн. Как следует из расчетов, изменение цен повлияло на чистую прибыль в составе двух показателей: выручки и себестоимости. Причем влияние изменения цен на размер чистой прибыли в составе выручки и себестоимости носит разнонаправленный характер: рост выручки от реализации способствует росту чистой прибыли, а рост себестоимости способствует уменьшению прибыли. Учитывая это, размер чистой прибыли можно определить следующим образом:
За счет увеличения цен чистая прибыль предприятия могла увеличиться на 15,0 тыс. грн. А теперь рассчитаем влияние остальных факторов на изменение размера чистой прибыли, влияние изменения размеров административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов. При определении влияния данного фактора следует учесть, что это фактор обратного влияния по отношению к прибыли. В связи с этим в расчетную формулу добавляется знак «-»: (4.4)
Где
В нашем расчете это влияние составило:
Это означает, что перерасход по косвенным расходам привел к снижению прибыли в отчетном году на 138,0 тыс. грн.
|