Дипломная работа оценка кризисного состояния предприятия и разработка программы антикризисного управления ДП «ДАФ им. Солодухина» |
Экономические - Дипломные работы по экономическим темам |
Страница 2 из 26
Единственное, в чем сходятся все авторы – это системность и комплексность применяемых процедур. Таким образом, как показал анализ различных точек зрения антикризисное управление в Украине – это система мер по недопущению краха предприятия в условиях переходной экономики, подверженной различным перепадам. Понятие несостоятельное предприятие также как и понятие управление несостоятельными предприятиями неразрывно связаны между собой. Управление несостоятельными предприятиями является одной из главных проблем экономики и законодательства не только экономически развитых стран, но и стран с переходной экономикой, к которым в настоящее время относится и Украина. В дальнейшем работе будут использоваться следующие термины и понятия. Кризисное предприятие – предприятие, имеющее неисполненные финансовые обязательства перед кредиторами, но не признанное банкротом в судебном порядке. Несостоятельное предприятие (банкрот) – предприятие, находящееся в состоянии банкротства. Банкротство предприятия (юридического лица) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должник – предприятие, неспособное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом. Механизм несостоятельности – судебная процедура признания должника банкротом. Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Следует признать, что на различных этапах экономических отношений несостоятельность предприятий и связанные с ней процедуры регулярно применялись для разрешения долговых споров между кредиторами и заемщиками. В этой связи, для более детального изучения механизма несостоятельности, на наш взгляд, необходимо более подробно рассмотреть историю конкурсного производства. На основании вышесказанного можно заключить, что на определенной стадии предприятие нуждается в проведении мероприятий антикризисного управления. Однако различные авторы расходятся в том, когда необходимо начинать данные мероприятия. Приоритетным в системе правового обеспечения антикризисного финансового управления является законодательство о финансовой неспособности и банкротстве предприятия. Закон о банкротстве является составляющим элементом экономической инфраструктуры в стране. С принятием курса на перестроение рыночной экономики Украина, как и многие другие постсоциалистические страны, столкнулась с проблемой выбора политики в сфере банкротства: ориентация на ликвидацию должника или на его финансовую санацию? Главное задание в деле о банкротстве предприятия состоит в наиболее полном удовлетворении требований кредиторов, которые предъявлены к должнику [42]. Этого можно достичь: 1) путем продажи имущества должника и распределения полученных средств между кредиторами, которая осуществляется в процессе ликвидационной процедуры; 2) на основании реализации плана реорганизации должника; 3) в результате нормализации финансово-хозяйственной деятельности на основании реализации плана финансовой санации. Исходя из этого, можно утверждать, что одна из функций законодательства о банкротстве состоит в содействии реабилитации предприятий, которые оказались в тяжелом финансовом положении, но имеют значительные резервы для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущем. Законом Украины «О банкротстве» от 1992 г. была предусмотрена возможность финансового оздоровления в процессе ведения дела о банкротстве. Но санацию предприятия можно было провести только путем реализации плана реорганизации: долг должника переводился на третье лицо, которое вместо погашения долга могло приобрести право собственности на имущество должника. Новые прогрессивные подходы к санации должников и банкротству нашли свое отражение и в введенному в действие с 01.01.2000 г. Закон Украины «Об восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Главные нововведения в части финансового оздоровления связаны с введением возможности реализации плана санации (в судебном и досудебном порядке) и заключения мирного соглашения в процессе ведения дела о банкротстве. Также следует обратить внимание на длительность и громоздкость процесса ведения дела о банкротстве. Только для принятия решения о санации или банкротстве (без самой процедуры) Закон отводит свыше шести месяцев. Возбуждение дела о банкротстве осуществляется при наличии формальных признаков финансовой неспособности должника. Отечественное законодательство выделяет два таких признака: 1) Неплатежеспособность. Должник считается неплатежеспособным, если он не способен выполнить свои платежные обязательства, срок оплаты которых наступил. Внешним признаком неплатежеспособности должника является прекращение им различных платежей. 2) Угроза неплатежеспособности. Должник находится под угрозой неплатежеспособности, если он предусматривает свою неспособность выполнить платежные обязательства при наступлении срока их погашения. В законодательствах о банкротстве большинства стран выделяется еще один, третий, признак финансовой неспособности, который может быть основанием для возбуждения дела о банкротстве должника – это превышение обязательств предприятия над его активами. Должник в случае неплатежеспособности или её угрозы и при наличии имущества, достаточного для покрытия судебных расходов может обратиться в хозяйственный суд по собственной инициативе с заявлением о возбуждении дела о своем банкротстве. Инициатива о санации может идти от самого предприятия-должника, потенциального санатора или распорядителя имущества. Система антикризисного управления включает совокупность взаимосвязанных элементов - целей, принципов, функций, критериев, организационно-правовых, финансово-экономических и методических средств и др. Исходный пункт формирования системы антикризисного управления - определение и структуризация целей, которые должны быть достигнуты в результате ее функционирования [8, 46, 31]. Главной целью создания и приведения в действие системы антикризисного управления на предприятии является проведение его структурной перестройки в соответствии с потребностями рынка. Эта цель развертывается в иерархическую последовательность целей и задач. Главная цель реализуется через систему основных целей антикризисного управления, к которым относятся: Ø предотвращение банкротства предприятия и его социальных последствий; Ø проведение санационных мероприятий; Ø ликвидация неперспективного и не обладающего реальными возможностями для восстановления платежеспособности предприятия. Система антикризисного управления на предприятии является составным элементом управления предприятием и включает в себя обеспечивающую и функциональную части. Первую составляют подсистемы организационного, методического, нормативного и правового обеспечения. Функциональная часть объединяет функции управления кризисными ситуациями и представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих решение задач диагностики финансового состояния предприятия, контроля и своевременного упреждения и предотвращения приближающихся кризисных ситуаций, финансового оздоровления и преодоления состояния неплатежеспособности. Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются: |