Учебная программа по курсу "инновационный менеджмент" |
06.03.11 20:07 |
Страница 2 из 3
III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИДанная дисциплина опирается на знания, полученные в курсах: «Экономическая теория», «История экономических учений», «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Менеджмент персонала», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Производственный менеджмент», «Управление проектами» и др. Курс рассчитан на 36 часов аудиторных занятий, проводится в девятом семестре. IV. СОДЕРЖАНИЕРаздел 1. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Тема 1. Основные понятия инновационного процессаРоль науки в жизни общества; науковедение и инновационный менеджмент как его составляющая; понятийный аппарат, ключевые термины; организационные структуры инновационного процесса; сущность инновационного менеджмента.Этапы инновационного процесса. Специфика фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований. Стадии разработки: содержание работ и результаты. Линейная и интерактивная модели инновационного процесса. Достоинства и недостатки линейной модели. Отличительные особенности интерактивных моделей. Изменяющаяся природа инновационного процесса. Развитие подходов к анализу источников и природы инноваций в рамках линейной, двойственной, интегрированной и сетевой моделей инновационного процесса. Тема 2. Национальные инновационные системы и государственное регулирование инновационной сферы Структура НИС и ее основные параметры. Национальные особенности на примере организации инновационных систем развитых и развивающихся стран. Украинская инновационная система в условиях новой экономики. Инновационная политика в системе регуляторов социально-экономических процессов. Функции государства в инновационной сфере. Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности. Государственные приоритеты в сфере науки и технологий. Программы научно-технического развития. Основы политики Украины в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Региональные проекты поддержки инновационного развития (на примере Крымской области). Тема 3. Субъекты инновационной деятельности Субъекты инновационного рынка: стратегические мотивы, цели, методы ведения инновационной деятельности. Организационные формы инновационных предприятий. Типы инновационных предприятий. Малые инновационные фирмы. Венчурные фирмы. Spin-off фирмы. Выделение spin-off фирмы из структуры “материнской” компании. Оболочечные фирмы. Роль малого инновационного бизнеса. Научные организации как субъекты инновационного рынка. Классификация научных организаций. Проблемы украинской академической науки. Глобализация, стратегическая и технологическая интеграция. Альянсы в инновационной сфере. Межфирменная научно-техническая кооперация. Совместные предприятия. Инновационные процессы в развивающихся отраслях промышленности. Тема 4. Инфраструктура рынка инноваций. Трансферт технологий Институциональная структура инновационного рынка: проблемы развития. Информационная инфраструктура и инновационное брокерство. Функции инновационных посредников. Организационные структуры поддержки инновационной деятельности. Технопарковые структуры: инкубаторы, технологические парки, технополисы. Развитие технопарковых структур в Украине. Проблемы и перспективы функционирования технопарков (на примере крымских технопарков). Концепция наукоградов. Понятие технологического трансферта. Формы коммерческого и некоммерческого трансферта. Особенности коммерческого трансферта. Объекты трансферта технологий. Лицензионная торговля как форма трансферта технологий. Раздел 2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ БИЗНЕСОМ Тема 5. Организационные основы инновационного менеджмента. Принципы инновационной стратегии Инновационная сфера; особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике. Значение менеджмента технологических инноваций для развития конкурентных преимуществ. Основные функции и особенности менеджмента технологических инноваций. Стратегическое управление как составная часть инновационного менеджмента. Необходимость стратегического подхода к управлению инновациями. Стратегии технологических и продуктовых инноваций. Конкурентные стратегии дифференциации и сокращения издержек и направленность продуктовых и процессных инноваций. Этапы разработки инновационной стратегии предприятия. Технологический аудит. Инновационный потенциал организации. Наукоёмкость продукции. Методы разработки и обоснования инновационных стратегий. Риски процесса выведения на рынок новых продуктов. Факторы успешной реализации стратегии: организационные структуры, персонал, финансовая поддержка. Тема 6. Маркетинг инноваций Макро - и микроэкономические аспекты инноваций. Система маркетинговых исследований; сбор и анализ маркетинговой информации; ситуационный анализ, анализ спроса на инновации; составление бизнес-плана; виды маркетингового контроля, его характеристика, задачи; контроль за выполнением годовых планов; контроль прибыльности; стратегический контроль; ревизия маркетинга и составляющие её элементы. Основные составляющие маркетинга и специфика их реализации в инновационной сфере. Особенности инновации как товара. Классификация продуктов инновационной деятельности. Тема 7. Управление исследовательским проектом Понятие исследовательского проекта, его содержание; оформление исследовательских проектов; выбор приоритетных направлений исследований и разработок, основные критерии оценки инновационных проектов; составление сметы затрат; управление проектом; этапы прохождения проекта; Вопросы формирования портфеля проектов. Управление творческими группами. Подбор персонала для исследовательского проекта. Системы мотивации и поощрения персонала.
|