Помощь в учебе и работе
Главная Рабочие программы, практикумы Учебная программа по курсу "инновационный менеджмент"
 
 
Учебная программа по курсу "инновационный менеджмент" Печать E-mail
06.03.11 20:07

III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

Данная дисциплина опирается на знания, полученные в курсах: «Экономическая теория», «История экономических учений», «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Менеджмент персонала», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Производственный менеджмент», «Управление проектами» и др.

Курс рассчитан на 36 часов аудиторных занятий, проводится в девятом семестре.

IV. СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Тема 1. Основные понятия инновационного процесса

Роль науки в жизни общества; науковедение и инновационный менеджмент как его составляющая; понятийный аппарат, ключевые термины; организационные структуры инновационного процесса; сущность инновационного менеджмента.

Этапы инновационного процесса. Специфика фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований. Стадии разработки: содержание работ и результаты.

Линейная и интерактивная модели инновационного процесса. Достоинства и недостатки линейной модели. Отличительные особенности интерактивных моделей.

Изменяющаяся природа инновационного процесса. Развитие подходов к анализу источников и природы инноваций в рамках линейной, двойственной, интегрированной и сетевой моделей инновационного процесса.

Тема 2. Национальные инновационные системы и государственное регулирование инновационной сферы

Структура НИС и ее основные параметры. Национальные особенности на примере организации инновационных систем развитых и развивающихся стран.

Украинская инновационная система в условиях новой экономики.

Инновационная политика в системе регуляторов социально-экономических процессов. Функции государства в инновационной сфере. Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности.

Государственные приоритеты в сфере науки и технологий. Программы научно-технического развития. Основы политики Украины в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Региональные проекты поддержки инновационного развития (на примере Крымской области).

Тема 3. Субъекты инновационной деятельности

Субъекты инновационного рынка: стратегические мотивы, цели, методы ведения инновационной деятельности. Организационные формы инновационных предприятий. Типы инновационных предприятий. Малые инновационные фирмы. Венчурные фирмы. Spin-off фирмы. Выделение spin-off фирмы из структуры “материнской” компании. Оболочечные фирмы. Роль малого инновационного бизнеса.

Научные организации как субъекты инновационного рынка. Классификация научных организаций. Проблемы украинской академической науки.

Глобализация, стратегическая и технологическая интеграция. Альянсы в инновационной сфере. Межфирменная научно-техническая кооперация. Совместные предприятия.

Инновационные процессы в развивающихся отраслях промышленности.

Тема 4. Инфраструктура рынка инноваций. Трансферт технологий

Институциональная структура инновационного рынка: проблемы развития.

Информационная инфраструктура и инновационное брокерство. Функции инновационных посредников. Организационные структуры поддержки инновационной деятельности. Технопарковые структуры: инкубаторы, технологические парки, технополисы.

Развитие технопарковых структур в Украине. Проблемы и перспективы функционирования технопарков (на примере крымских технопарков). Концепция наукоградов.

Понятие технологического трансферта. Формы коммерческого и некоммерческого трансферта. Особенности коммерческого трансферта. Объекты трансферта технологий. Лицензионная торговля как форма трансферта технологий.

Раздел 2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ БИЗНЕСОМ

Тема 5. Организационные основы инновационного менеджмента. Принципы инновационной стратегии

Инновационная сфера; особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике. Значение менеджмента технологических инноваций для развития конкурентных преимуществ. Основные функции и особенности менеджмента технологических инноваций.

Стратегическое управление как составная часть инновационного менеджмента. Необходимость стратегического подхода к управлению инновациями. Стратегии технологических и продуктовых инноваций. Конкурентные стратегии дифференциации и сокращения издержек и направленность продуктовых и процессных инноваций.

Этапы разработки инновационной стратегии предприятия. Технологический аудит.

Инновационный потенциал организации. Наукоёмкость продукции. Методы разработки и обоснования инновационных стратегий. Риски процесса выведения на рынок новых продуктов. Факторы успешной реализации стратегии: организационные структуры, персонал, финансовая поддержка.

Тема 6. Маркетинг инноваций

Макро - и микроэкономические аспекты инноваций. Система маркетинговых исследований; сбор и анализ маркетинговой информации; ситуационный анализ, анализ спроса на инновации; составление бизнес-плана; виды маркетингового контроля, его характеристика, задачи; контроль за выполнением годовых планов; контроль прибыльности; стратегический контроль; ревизия маркетинга и составляющие её элементы.

Основные составляющие маркетинга и специфика их реализации в инновационной сфере. Особенности инновации как товара. Классификация продуктов инновационной деятельности.

Тема 7. Управление исследовательским проектом

Понятие исследовательского проекта, его содержание; оформление исследовательских проектов; выбор приоритетных направлений исследований и разработок, основные критерии оценки инновационных проектов; составление сметы затрат; управление проектом; этапы прохождения проекта; Вопросы формирования портфеля проектов.

Управление творческими группами. Подбор персонала для исследовательского проекта. Системы мотивации и поощрения персонала.


 
 
Top! Top!