Учебная программа по курсу "инновационный менеджмент" |
06.03.11 20:07 |
Страница 1 из 3 Учебная программа по курсу "инновационный менеджмент" I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Значение дисциплины „Инновационный менеджмент” состоит в том, что интенсификация экономики и необходимость роста её эффективности требует постоянного совершенствования форм и методов управления различными экономическими процессами, и в первую очередь инновационными, т. к. только высокий уровень нововведений на современном этапе является гарантом национальной безопасности и независимого экономического развития Украины. К числу наиболее значительных негативных последствий экстенсивного развития экономики Украины следует отнести преобладание на предприятиях многих отраслей промышленности морально устаревших основных фондов с большой степенью износа и высоким уровнем ресурсоёмкой выпускаемой продукции, недостаточную загрузку части произведенных мощностей, утяжеление структуры украинской экономики старыми технологиями производства. Всё это привело в конечном итоге к тому, что многие предприятия по уровню производительности труда и качеству выпускаемой продукции не соответствуют жёстким требованиям мировых товарных рынков. В настоящее время слабым звеном организационно-экономической системы управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах. Изучение инновационного менеджмента - это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области. Инновационный менеджмент выступает как система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений. Цель и задачи дисциплины “Инновационный менеджмент” - дать студентам базовые системные знания по теории и практике управления инновационным процессом в сфере экономики Украины, обобщить достижения мировой и отечественной науки и практики управления инновационными процессами; рассмотреть основные понятия и вопросы инновационных процессов, нормативно-правовую базу инновационной деятельности, её макро - и микроэкономические аспекты; рассмотреть инновационный процесс как объект управления, объект исследования рыночных инноваций; раскрыть содержание инновационного менеджмента, внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс освоения инноваций; рассмотреть проблемы формирования и реализации инновационного проекта; изложить механизм системы управления инновационными организациями, порядок создания, принципы функционирования, реструктуризации и реинжиниринга инновационных предприятий; ознакомить с организационными структурами инновационного менеджмента; рассмотреть технологии реформирования наукоёмких организаций и предприятий. В результате изучения дисциплины “Инновационный менеджмент” студент: Должен знать: - основы теории инноваций и инновационного менеджмента; - теоретико-методологические основы управления инновационным процессом как в масштабах государства, так и в различных организациях; - организационные структуры инновационного менеджмента; - принципы стратегического планирования на инновационной основе; - методы управления научным коллективом; - вопросы управления созданием и освоением новой техники и технологии; - нормативно-правовую базу инновационного менеджмента; - принципы оформления инновационного проекта и управления им; - основы маркетинга в инновационной деятельности, методику анализа спроса на научно-техническую продукцию; - риски нововведений и пути их сглаживания; - систему оценки экономической эффективности инноваций и инновационной деятельности. Должен уметь: - управлять научным коллективом; - оценивать эффективность инновации и инновационной деятельности; - формировать инновационный проект; - формировать планы исследований и разработок; - разрабатывать мероприятия повышения эффективности инновационной деятельности; - изучать спрос на научную продукцию. Должен быть ознакомлен с: - последними достижениями науки и практики отрасли; - тенденциями развития технической политики отрасли; - зарубежным опытом инновационного менеджмента; - циклами инновационных процессов и их периодами по основным достижениям науки; - литературными публикациями по темам изучаемой дисциплины. II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯПри изучении курса «Инновационный менеджмент» целесообразно использовать различные литературные источники, приведенные в конце данной программы, а также публикации в периодической печати по проблемам курса. Методическое обеспечение учебной дисциплины предусмотрено осуществлять как в ходе аудиторных занятий (лекции, семинары, практические занятия, контрольные собеседования, заслушивание и обсуждение рефератов), так и путем широкого использования форм внеаудиторных занятий (самостоятельная работа, написание докладов и рефератов, научно-практические конференции). На лекциях излагаются наиболее важные, узловые, принципиальные моменты темы, ориентируя студентов на содержание и формы самостоятельной работы по изучению рассматриваемых вопросов. Семинарские занятия проводятся после лекций и самостоятельной работы студентов, целью проведения которых является углубление и обобщение вопросов учебной программы, формирование навыков выступлений, проведение дискуссий, усвоение учебного материала и подготовка к итоговой аттестации. Особое значение в изучении данного курса имеет самостоятельная работа студентов, которая должна носить не только обязательный характер по изученным вопросам, но и постоянную работу с периодической экономической литературой и другими источниками (например, Интернет) по тематике курса.
|