Полный конспект лекций по Инженерной геодезии 25 лекций |
Добавил(а) Administrator |
15.02.11 19:49 |
Страница 38 из 38
4. Схема построения планового геодезического обоснования на поверхности.
Основным плановым геодезическим обоснованием для перенесения в натуру запроектированной трассы тоннеля и всех сооружений служит тоннельная триангуляция или трилатерация. Для ???????? точек планового обоснования, получаемого методом триангуляции или трилатерации, строят основную полигонометрическую сеть или прокладывают полигонометрический ход. Для передачи координат от пунктов основной полигонометрии к стволам прокладывают сети необходимой полигонометрии в виде отдельных ходов, системы ходов или замкнутых полигонов, опирающихся на пункты основной полигонометрической сети. От точек подх????? полигонометрической сети координаты передают в подземные выработки через стволы шахт. ?????углы сторон ????? полигонометрии имеют недостаточную точность для ориентирования подземной геод.основы, поэтому во всех случаях стремятся передачу дир.угла с поверхности в подземные выработки произвести непосредственно от сторон триангуляции или в крайнем случае от линий основной полигонометрической сети. Процесс передачи через стволы или вертикальные скважины дир.угла и координат с поверхности в подземные выработки называют ориентированием. При сооружении тоннеля через порталы или боковые штольни надобность в ориентировании отпадает и подземная полигонометрия является продолжением ходов основной полигонометрии, привязанной к пунктам триангуляции. В этих случаях триангуляционные пункты располагают возможно ближе к входам в тоннель и так, чтобы была обеспечена видимость на 2-3 других пункта триангуляции. По мере продвижения забоя вперед в подземных выработках для выхода от ствола на трассу прокладывают ходы подходной подземной полигонометрии, координаты и дир.угол для которой передаются с поверхности. По трассе вслед за движением забоя прокладывают ходы сначала рабочей полигонометрии со сравнительно короткими сторонами, затем основной подземной полигометрии со сторонами длинной 50-100 м. С точки ходов рабочей и основной подземной полигонометрии задается направление забоя, а также выполняются все текущие разбивки подземных сооружений в процессе строительства. 5. Схема построения высотного геодезического обоснования. Сбойка ????? выработок в профиле имеет не меньшее значение чем в плане. Для обеспечения подземных сбоек в профиле создается высотное геод.обоснование, в качестве которого служат нивелирные сети. Класс нивелирных сетей выбирают в зависимости от длины тоннеля и длин встречных подземных выработок. Ориентирование. Передачу дир.угла и координат с поверхности в подземные выработки принято называть ориентированием. Координаты с поверхности в горизонтальные выработки передают от основной или подходной полигонометрии, а дир.углы – от сторон тоннельной триангуляции. Через порталы передача координат и дир.углов осуществляют непосредственными измерениями углов и линий в полигонометрических ходах, прокладывая от геод. обоснования, созданного на поверхности в пройденные штольни или сооружаемые тоннели. Применяют следующие способы ориентирования подземных выработок: 1. Магнитный способ, СКП одного ориентирования mо = ’. 2. Способ створа двух отвесов mо = ”. 3. Усовершенств. способ створа двух отвесов mо = ”. 4. Способ шкалового примыкания к отвесам mо = ”. 5. Способ оптического клипа mо = ”. 6. Способ соед. треугольника mо = ”. 7. Способ двух шахт mо = ”. 8. Способ поляризации светового потока: - при визуальной регистрации mо = 1’, 0, - при электронной - ”. 9. Автоколлимационный способ - mо = ”. 10. Гироскопическое ориентирование mо = ”. (Сказать о передаче отметки.) Для обеспечения требуемой точности сбойки по высоте в большинстве случаев, даже при сравнительно длинных тоннелях (до 5 км), достаточно на поверхности иметь нивелирную сеть IV класса. Но для наблюдения за осадками поверхности и для правильного учета размера и интенсивности этих осадок на поверхности прокладывают нивелирные сети III класса. На территории городов при строительстве тоннелей метрополитена, опираются на арки нивелирования II класса. На незастроенных территориях при строительстве железнодорожных, гидротехнических и др. тоннелей нивелирные ходы и сети III класса служат первичным высотным геод.обоснованием. Нивелирные ходы III класса, прокладываемые вне городов для сооружения тоннелей, привязывают к маркам и реперам I, II и III классов ?? нивелир. сетей. При отсутствии указанных марок и реперов (как на территории работ, так и вблизи нее) нивелирные ходу III класса, проложенные для сооружения тоннеля, привязывают к нескольким реперам, установленным при изысканиях и съемочных работах. В качестве исходной принимается отметка одного из указанных реперов (отметки остальных служат для контроля), а нивелирная сеть увязывается как свободная. Реперы, закрепленные у двух смежных стволов или порталов, с которых передаются отметки в подземные выработки для ведения по высоте встречных забоев, должны быть на поверхности надежно связаны двумя независимыми нивелирными ходами. При строительстве метрополитенов в городах нивелирные сети III класса, развиваемые для строительства тоннеля, представляют собой вытянутую систему замкнутых полигонов, охватывающих всю полосу возможных деформаций. От реперов нивелирования III класса отметки передают к стволам шахт, а затем через стволы в подземные выработки. При сооружении тоннеля через портал отметки в подземные выработки передают непосредственно продолжением нивелирного хода, идущего на поверхности от репера нивелирования III класса. Переданные отметки в подземные выработки закрепляют реперами. По мере продвижения забоя вперед в выработках закрепляют новые реперы, отметки которых определяют нивелированием IV класса, а при удалении забоя от ствола более чем на 1 км, и в других необходимых случаях, выполняют нивелирование III класса. |