Помощь в учебе и работе
Главная
 
 

Лекционный курс Технология хранения и переработки сельскохозяйственной продукци (5 лекций) Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
21.02.11 11:15

 

Лекционный курс Технология хранения и переработки сельскохозяйственной продукции

 

 

Лекция1. Введение в дисциплину: понятие о качестве и
потерях сельскохозяйственных продуктов, научные основы
хранения и переработки продукции растениеводства …

Лекция2 . Хранение зерна и семян

Лекция3 . Хранение картофеля, овощей и плодов

Лекция4 . Переработка зерна и маслосемян

Лекция5 . Переработка овощей и плодов

 

Тема 1

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ: ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ И ПОТЕРЯХ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ,
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ
ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

1. Цели и задачи курса

1.1. Цель курса. Курс «Технология хранения и переработки сельскохозяйственной продукции» относится к дисциплинам не только технологическим, но и технико-экономическим. Его основная цель – помочь будущим специалистам агропромышленного комплекса рационально использовать продукцию растениеводства, правильно организовать ее хранение и переработку, выбирая при этом наиболее экономически целесообразные режимы и способы. Поэтому изучение данной дисциплины является обязательным для студентов учетно-финансового факультета и факультета экономики и менеджмента. Она является прикладной дисциплиной, так как служит научной и теоретической базой для жизненно важной отрасли хранения и переработки продукции растениеводства, завершающей технологический цикл производства зерна, овощей и плодов.

1.2. Задачи курса. Важнейшей задачей курса является повышение качества сельскохозяйственных продуктов при хранении и переработке. Повышение качества продукции – обязательное условие развития экономики. При решении этой задачи учитывают два аспекта: социальный и экономический.
Социальный аспект заключается в том, что из сырья высокого качества можно получить при переработке больше полноценных продуктов питания в широком ассортименте, чем из низкокачественного сырья. Таким образом, качество сберегает количество. Экономический же аспект выражается в том, что продукция высокого качества реализуется по более высоким ценам, а ее производители получают дополнительные прибыли и материальные стимулы для дальнейшего повышения качества.

Вторая, не менее важная, задача курса – это борьба с потерями сельскохозяйственных продуктов. Сокращение потерь продукции при хранении позволяет увеличить объемы ее переработки и использования без расширения производства.

Потери продуктов при хранении – следствие их физических и физиологических свойств. Только знание природы продуктов, происходящих в них процессов, применение разработанных режимов и способов хранения позволяет свести потери до минимума. Следует отметить, что качество закладываемой на хранение продукции во многом определяет их сохранность и величину потерь. Длительному хранению подлежит только здоровая продукция высокого качества, соответствующая требованиям стандартов. При хранении больной и поврежденной продукции происходит ее порча.

Третьей задачей курса, особенно актуальной для экономистов, менеджеров, бухгалтеров, является повышение экономической эффективности отрасли хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Это связано с сокращением затрат и средств на единицу массы хранящегося продукта при наилучшем сохранении его количества и качества, с увеличением размеров прибыли и уровня рентабельности. Издержки при хранении и переработке продуктов снижаются по мере создания более совершенной технической базы, внедрения новых технологических приемов, повышения квалификации специалистов.

В заключение следует отметить, что основные задачи курса тесно взаимосвязаны между собой и должны решаться одновременно. Повышение экономической эффективности перерабатывающей отрасли АПК возможно только при условии повышения качества продукции растениеводства как сырья для переработки и только при условии сокращения потерь продукции при хранении и использовании.

2. Понятие о качестве сельскохозяйственной продукции,
пути его повышения

2.1. Определение. Понятие качества является одним из основных в изучаемом курсе, поэтому ему следует дать определение. Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с целевым назначением. Именно разнообразные свойства продуктов определяют их полезность для использования на какие-либо цели, например, продовольственные или кормовые. Комплекс этих полезных свойств и составляет качество продукции.

2.2. Показатели качества. Уровень качества продуктов можно определить конкретно, используя для этого определенные показатели. Это могут быть качественные признаки, определяемые органолептическими методами (сенсорно), а именно: цвет, форма, запах, вкус. Очень широко для оценки качества используются количественные параметры, составляющие основу показателей качества. Показатель качества – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции.

Если показатель качества характеризует какое то одно простое свойство продукции, то он называется единичным, а если – несколько простых свойств или одно сложное, то это комплексный показатель качества.

Любой единичный показатель качества имеет наименование, по которому определяется оцениваемое свойство продукта, и конкретное числовое значение, по которому и получают представление об уровне качества, сравнив его с нормами стандарта. Например, влажность зерна, выраженная в %, дает представление о содержании в нем гигроскопической воды и соответственно о его технологических свойствах и устойчивости при хранении. Выделяют фактические значения показателей качества, которые определяются по стандартной методике из отобранных средних проб продукции, и регламентируемые (нормы стандартов). Уровень качества устанавливается сравниванием действительного и стандартного значений показателей.

Комплексными показателями качества являются товарный сорт или товарный класс продукции. Это ее градация по нескольким единичным показателям качества. Чтобы отнести продукцию к тому или иному товарному сорту или классу, необходимо определить все единичные показатели качества, нормируемые стандартом. Чем выше сорт (класс) продукции, тем выше ее цена при реализации. Если хотя бы по одному показателю продукция не отвечает требованиям данного сорта (класса), она переводится в более низкий товарный сорт (класс) или же признается нестандартной.

Любой показатель качества имеет технологическое и экономическое значение. Технологическое значение связано с тем, что определяется пригодность данного вида продукции к хранению или переработке. Экономическое же значение в том, что чем выше показатели качества, тем выше цена на продукцию и, следовательно, выше экономическая эффективность производства.

2.3. Степени качества. При товароведной экспертизе продукции можно выделить три степени качества:

  • 1 – продукты полноценные, или стандартные, по всем показателям отвечающие требованиям стандартов (качество дифференцировано по товарным сортам и классам), пригодные к употреблению на определенные цели без каких-либо ограничений и реализуемые по установленным ценам;
  • 2 – продукты неполноценные, или нестандартные (по одному или нескольким показателям не отвечающим требованиям стандартов), но пригодные к употреблению на пищевые и другие цели, реализуемые со скидками с цены, установленной на стандартную продукцию;

· 3 – продукты не пригодные к употреблению на пищевые цели, так как могут быть токсичными для людей, но пригодные к употреблению на технические или кормовые цели – это так называемый технический брак, а также продукты, полностью утратившие свою доброкачественность (сгнившие, заплесневевшие и т.д.), абсолютные отходы, подлежащие списанию и уничтожению.


 

 
Top! Top!