Эффективность налогового планирования и оптимизации на примере ООО «Рассвет» пгт. Новотроицкое Херсонской области |
Экономические - Курсовые по экономическим темам |
Страница 5 из 24
Среди налогов, поступающих в бюджет, есть прямые и непрямые. Прямые устанавливаются непосредственно относительно плательщиков. Их размер зависит от объекта налогообложения, а непрямые включаются в цену товаров и услуг. Для отдельного плательщика их размер прямо не зависит от его доходов. Второй составляющей налоговой системы является система непрямого налогообложения. В Украине применятся два вида непрямых налогов: универсальные и специфические акцизы, а также пошлины. С точки зрения выполнения фискальных функций они более эффективны, чем прямые, поскольку их база налогообложения менее чувствительна к изменениям тенденций экономического развития страны. Так как целью работы является обозрение именно системы непрямого налогообложения, то далее будут подвергнуты подробнейшему анализу ее важнейшие компоненты. I. НДС В Украине НДС введен в 1992 г. Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, работ, предоставленных услуг, кроме их реализации на экспорт. В связи с этим НДС имеет широкую базу налогообложения, что обеспечивает стабильность поступления средств в государственный бюджет. Для исчисления НДС к обороту, который включает сумму уже уплаченного налога, сейчас используется ставка 16,67%, а при включении НДС в цены реализованных товаров (работ, услуг) - 20%. Однако в начале внедрения этого налога он должен был обеспечить доходы бюджета в том самом объеме, что и отмененные налоги с оборота и продаж, действовавшие в 1991 г. На некоторое время в 1993 г. были введены современные ставки НДС. Однако в условиях огромного бюджетного дефицита их быстро упразднили, возвратившись к начальному уровню. Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется сегодня Декретом Кабинета министров Украины " О налоге на добавленную стоимость" от 26.12.92 г. и некоторыми другими нормативными актами. У предпринимателей возникают значительные трудности при исчислении подлежащей уплате суммы НДС, особенно при определении налогооблагаемого оборота. Это может привести к значительным недоплатам, за которые налоговая инспекция взыскивает не менее значительные штрафы. Большой же перечень льгот по НДС объясняется тем, что этот налог взимается по унифицированной ставке, противоречащей мировой практике ее дифференциации. На основании Указа Президента Украины " О взимании НДС с импортных товаров" от 30.06.95 г. следуют следующие льготы: импортное сырье, материально-технические ресурсы, комплектующие изделия, оборудование, материалы, техника и другие товары, ввозимые хозяйствующими всех форм собственности, в том числе посредниками (прямыми поставщиками), для производственных и собственных нужд ( т.е. без последующей реализации), а также энергоносители (нефть игаз), которые ввозятся для производственных нужд, в том числе по бартерным операциям, не подлежат обложению НДС во время перемещения через таможенную границу Украины. В случае использования указанных товаров не на производственные и собственные нужды или для последующей их продажи, НДС взимается исходя из их стоимости с учетом НДС, но ниже таможенной стоимости, пересчитанной в национальной валюте по курсу НБУ на день предоставления декларации. Следует учитывать особенности налогообложения НДС совместных предприятий. В соответствии Кабинета Министров Украины № 55-93 от 20.05.93 введенным в действие с 05.06.93, внесены существенные изменения в порядок налогообложения предприятий с иностранными инвестициями. Таким считается предприятие любой организационно-правовой стороны, созданной по законам Украины, если на протяжении календарного года в его уставном фонде имеется квалификационная иностранная инвестиция. Квалификационной иностранной инвестицией считается взнос одного из учредителей в размерах: от 10 000 до 50 000 долларов США и от 50 000 долларов США и выше. В соответствии с размером взноса определяется льгота налогообложением НДС. Действие Инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС №3 от 10.03.93 г. имеет при применении к совместным предприятиям. В основе деятельности СП лежат экспортно-импортные операции, поэтому действие вышеизложенной Инструкции регламентируется еще одной Инструкцией о порядке исчисления и уплаты НДС и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Украины, экспорта товаров, работ и услуг №44 от 31.05.94 г. Особенностью налогообложения импортных операций является то, что полученная выручка за эскпортную продукцию не является объектом налогообложения. В этом случае (т.е. при исчислении НДС и акцизов) объектом обложения при экспорте является сумма отгруженнонй продукции. При этом НДС и акциз, уплаченные ранее, возмещаются предприятиям после поступления выручки на счет, но не позже чем через год после выпуска продукции. НДС и акциз на импорт начисляются по декларированной стоимости товара и учитываются в покупной цене импортируемого товара. НДС и акциз экспортно-импортных операций уплачиваются в момент нахождения товара на таможенном складе. Лишь после уплаты налога товар может быть отгружен за границу или на склад потребителю. Экспортируемая продукция не облагается налогами, но при этом экспортируемыми товарами считаются: I. товары, покинувшие территорию Украины и их вывоз был подтвержден таможенной декларацией; II. работы и услуги, не предназначенные для эксплуатации, использования и применения в Украине, предоставленные лицами, предприятия которых или они сами постоянно не пребывают или постоянно не проживают на территории Украины; III. услуги по международным перевозкам, осуществляемые согласно контракту на транспортировку или с брокерским соглашением, по перевозке как товаров, так и пассажиров от пункта за границей до пункта на территории Украины, и транзита через территорию Украины, а также между двумя пунктами внутри страны, как части международных воздушных или водных перевозок. Не подлежит налогообложению временный экспорт товаров - поставка давальческого сырья украинским заказчиком для обработки за границей с последующим возвратом в полном объеме. Как показывает практика, наиболее применимой из вышеперечисленных льгот среди налогоплательщиков является льгота по освобождению от НДС услуг аптечных заведений по реализации медикаментов и изделий медицинского назначения. При применении указанной льготы налогоплательщикам следует руководствоваться перечнем аптечных заведений, сообщенным письмом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 24.01.94 г. №14-312. Кроме этого согласно ее разъяснений от 18.05.94 г. №10-330/10-1870 указанная льгота распространяется на предприятия и организации независимо от форм собственности, которые имеют специальное разрешение (лицензию) Министерства Здравоохранения на реализацию этих товаров. Как сообщает ГГНИ Украины в вышеуказанных разъяснениях, с 18.02.94 от НДС освобождаются услуги аптечных заведений по реализации медикаментов и изделий медицинского назначения как отечественного производства, так и импортируемых из-за пределов таможенных границ Украины исключительно для реализации через указанные заведения и предприятия. Помимо вышерассмотренной льготы в 1995 г. Действует льгота, предусмотренная Декретом Кабинета Министров Украины от 30.04.93 г. №43-93 "О внесении изменений и дополнений к некоторым декретам Кабинета Министров Украины о налогах", по освобождению с 18.05.93 от НДС лекарственных средств и изделий медицинского назначения при их отпуске предприятиями-изготовителями потребителям, которые входят в вышеуказанный перечень аптечных заведений, лечебным учреждениям, а также предприятиям, имеющим лицензию Министерства Охраны Здоровья Украины. II. Государственные пошлины. Физические и юридические лица платят государственные пошлины за осуществление в их интересах действий и выдачу документов, которые имеют юридическое значение уполномоченными на то органами. От уплаты государственной пошлины освобождаются, например: Ø истцы - работники и служащие по искам об удержании заработной платы и по другим требованиям, которые вытекают из трудовых правоотношений; Ø истцы - по искам, которые вытекают из авторских прав, а также из прав на открытие, изобретение, рационализаторское предложение и промышленные образцы; Ø граждане по кассационным жалобам и жалобам на решения, которые вступили в законную силу, по делам о разводе; Ø истцы - по искам о возмещении ущерба, нанесенным увечьем или другими повреждениями здоровья а также смертью кормильца; Ø стороны - по спорам, связанным с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к криминальной ответственности, незаконным применением такой меры, как взятие под стражу или наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных; Ø истцы по взысканию алиментов; Ø граждане, отнесенные к первой и второй категории пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы; Ø Национальный Банк и его подразделения за исключением хозрасчетных. Для более детальной информации смотрите Декрет Кабинета Министров Украины "О государственной пошлине" от 21.01.93 г. III. Таможенные пошлины. Таможенные сборы и пошлина уплачиваются резидентами и нерезидентами Украины - участниками внешнеэкономической деятельности, физическими лицами, таможенными брокерами до или га момент таможенного оформления. Таможенные сборы и пошлина перечисляются через банковские учреждения на депозитные счета таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление товаров и имущества, или вносятся наличностью в кассу таможенного органа. Выпуск товаров и имущества осуществляется таможенными органами после уплаты всех надлежащих таможенных платежей, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством о предоставлении отсрочки платежа. Суммы излишне взысканных таможенных сборов и пошлины подлежат возврату в течение года с момента таможенного оформления. Таможенные сборы и пошлина, которые не взысканы в сроки, на которые была предоставлена отсрочка уплаты, а также не уплаченные своевременно, взыскиваются, по распоряжениям таможенных органов Украины, в бесспорном порядке. Уплата таможенных сборов производится до или на момент таможенного оформления. Таможенные сборы уплачиваются плательщиками в валюте Украины или в иностранной валюте первой группы классификатора валют Национального Банка Украины согласно действующему законодательству Украины о валютном регулировании. В национальной валюте Украины таможенные сборы уплачиваются: Ø филиалами, представительствами иностранных фирм, иностранными авиакомпаниями, международными организациями с местонахождением на территории Украины, осуществляющими свою деятельность на основе законодательства Украины; Ø дипломатическими, консульскими, торговыми и иными официальными представительствами Украины за границей, пользующимися иммунитетом и дипломатическими привилегиями; Ø филиалами и представительствами предприятий и организаций Украины за границей, не осуществляющими предпринимательскую деятельность; Ø физическими лицами с местом постоянного проживания на территории Украины. В национальной валюте Украины или в иностранной валюте таможенные сборы могут уплачиваться: Ø субъектами предпринимательской деятельности (юридическими лицами или не имеющими статуса юридического лица) и иными организациями с местонахождением за пределами Украины, которые созданы и действуют согласно законодательству иностранного государства, в том числе юридическими лицами и иными субъектами предпринимательской деятельности с участием юридических лиц и иных субъектов предпринимательской деятельности Украины; Ø иностранными дипломатическими, консульскими, торговыми и иными официальными; Ø представительствами, международными организациями и их филиалами, размещенными на территории Украины, пользующимися иммунитетом и дипломатическими привилегиями; Ø представительствами иных организаций и фирм в Украине, не осуществляющих предпринимательскую деятельность на основании законов Украины; Ø физическими лицами с местом постоянного проживания за пределами Украины. Уплата таможенных сборов может быть осуществлена перечислением суммы таможенных сборов по безналичному расчету на счет таможенного учреждения или внесением суммы таможенных сборов наличностью в кассу таможенного учреждения. Уплата может осуществляться внесением авансовых сумм на счет таможни. При этом на платежном документе указывается назначение платежа. Сборы за таможенное оформление не взимаются в случаях, когда: Ø ввозятся в Украину предметы, предназначенные для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств в Украине, международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при этих организациях и иных иностранных организаций, которые пользуются на территории Украины таможенными льготами, согласно межправительственным соглашениям; Ø подается предварительная грузовая таможенная декларация при ордерных поставках товаров; Ø подается грузовая таможенная декларация при поставках комплексного объекта; Ø возвращается в Украину или за границу имущество, которое ранее было временно ввезено в Украину или вывезено из Украины; Ø пункт ввоза в Украину и вывоза за границу иностранных товаров, которые перемещаются транзитом через территорию Украины, совпадает; Ø ввозятся в Украину предметы в рамках гуманитарной помощи, определяемой. 2.1. Организационно – экономическая характеристика объекта исследования ООО «Рассвет». ООО «Рассвет» пгт. Новотроицкое Херсонская обл. Предприятие находится в степном - климатическом районе Херсонской обл., климат которого умеренно-жаркий, засушливый, со среднегодовой температурой воздуха 10,5˚, и количеством осадков 370 мм. в год. Земли предприятия расположены на темно-каштановых почвах различной степени солонцеватости. Через землепользование проходит автотрасса Херсон-Симферополь, железная дорога находится за 23 км от главного офиса. Центральная усадьба расположена в пгт. Новотроицк в самом Новотроицке по ул. Космонавтов №35, находящийся в 315 км. от Херсона. Производственное направление - виноградарство, садоводство и растениеводство. Общая площадь общественных земель, по данным годовых отчетов представлена в таблице 2.1. |