Помощь в учебе и работе
Главная Рабочие программы, практикумы Опорный конспект лекций по курсу "инновационный менеджмент"
 
 
Опорный конспект лекций по курсу "инновационный менеджмент" Печать E-mail
06.03.11 20:08

Их девиз: «Дорого, зато хорошо». Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти фирмы называют «хитрыми лисами» экономики.

Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объёму (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счёт сверхвысокого качества (как у патиента), а за счёт индивидуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно ваши проблемы», - лозунг коммутантов. Они получили название «серых мышей». Повышенная гибкость позволяет им выдержать в конкурентной борьбе.

Эксплерентная (пионерская) стратегия – это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений преимущественно 1-го хода. Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. Они в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счёт 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они являются двигателями научно-технического прогресса. Девиз их: «Лучше и дешевле, если получится». Этим фирмам приходится труднее всего, т. к. чтобы удержаться на данном сегменте рынка, им необходимо одновременно повышать качество и снижать себестоимость. (4).

В сфере крупного стандартного бизнеса действуют Фирмы-виоленты – это фирмы с «силовой» стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии, занимаются крупносерийным выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние» запросы к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. Прибыльность – непременное условие деятельности этих фирм.

Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, называются Эксплерентами. Они занимаются продвижением новшеств на рынок. Они получили название «пионерских».Они работают в «окрестностях» этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции. (К ним относится малый бизнес, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фирмы).

Фирмы-патиенты Работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объёмам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи или покупки лицензии и т. п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность.

Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются Фирмы-коммутанты. Они действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразности изменений в них согласно требованиям специфических потребителей.

Рынок новшеств (новации)

Одним из условий успешного инновационного развития является создание необходимой инфраструктуры, позволяющей сформировать потребности в нововведениях и обеспечивающей формирование соответствующего ранга предложений. Объективно рынок инновационных предложений всегда более насыщен, чем рынок спроса. Известно, что совсем малое число идей успешно реализуется через инновации. В лучшем случае только одна идея из сорока приводит к коммерческому успеху, но именно эти воплощённые идеи оказываются двигателями прогресса.

Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

От новшества как результата научной и научно-технической деятельности до нововведения как общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т. п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов.

Рынок капитала (инвестиций)

При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшества в нововведения.

В самом общем виде Инвестиции Представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В специальной литературе можно встретить различные варианты классификации инвестиций. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции - это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги.

Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и (или) обновить мебель, видеотехнику, автомобиль и т. п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги). Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т. п. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства и полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).

В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются. Существуют следующие основные нормы инвестиционной политики в инновационной сфере:

- на безвозвратной основе из федерального бюджета - обычно могут финансироваться фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;

- на возвратной и конкурсной основе могут осуществляться остальные виды централизованных инвестиций;

- преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.


 
 
Top! Top!