Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Основы психологии и педагогики» |
Учебники методички лекции рабочие программы - Методички, методические указания |
30.11.11 16:49 |
Тема №1 Педагогика как наука семинарское занятие / 2 часа/ Цель: добиться знания студентами предмета, задач и основных категорий педагогики, умения охарактеризовать отрасли педагогики, методы педагогических исследований. ПЛАН 1. Предмет и задачи педагогики. 2. Основные категории педагогики. 3. Отрасли педагогики. 4. Методы педагогических исследований. ЛИТЕРАТУРА: Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.- с.7-71 Бондарчук Е. Н., Бондарчук Л. Н. Основы психологии и педагогики : Курс лекций.- К., 1999. – с. 84-98 Вопросы и задания. 1. По первому пункту плана: - Какова этимология /происхождение/ слова «педагогика»? Вполнели соответствует данное название современному предмету педагогики? - Каковы истоки первичных, донаучных педагогических знаний? Приведите примеры отражения опыта «народной педагогики» в пословицах и поговорках. - Когда и в связи с чем появились первые теоретические обобщения по воспитанию, обучению, образованию молодого поколения? Назовите имена древних философов и некоторые их педагогические идеи. - С чьим именем и с какой книгой связывают становление педагогики как самостоятельной науки? - Назовите имена выдающихся зарубежных и отечественных педагогов 17-20 веков. - Как Вы понимаете высказывание Ушинского К. Д. : «Педагогика не наука, а искусство, наиболее широкое, сложное, наивысшее и самое необходимое из всех искусств»? - В чем причины исторического изменения предмета и задач педагогики? Сохраняется ли при этом нечто устойчивое? Что именно? - Как понимается предмет педагогики в современной отечественной науке? - Каковы задачи современной педагогики? 2. По второму пункту плана: - Что означает выражение «категории педагогики? - Докажите, что такие педагогические понятия, как воспитание, обучение, образование, развитие и формирование личности относятся к основным категориям педагогики. - Что такое воспитание в широком и узком смысле слова? - В чем исторический и классовый характер воспитания? - Развитие каких черт личности будущих специалистов предполагает, с Вашей точки зрения, профессиональное воспитание в агротехнологическом университете? - Что называется обучением? - В каком отношении находятся понятия /процессы/ обучение и воспитание? - Назовите главный критерий образованности человека. - Что такое развитие личности? Какие факторы оказывают воздействие на этот процесс? - Что называется формированием личности? - В каком отношении находится формирование личности с другими категориями педагогики? 3. По третьему пункту плана: - Что дает основание называть современную педагогику системой наук о воспитании? - Что изучает философия воспитания? - Что исследует история педагогики? - Почему общую педагогику называют базовой научной дисциплиной? - Какие разделы содержит общая педагогика? - Что изучает возрастная педагогика ? - Каковы предмет и назначение педагогики высшей школы? - Что изучает социальная педагогика? - В чем сущность и назначение предметных методик? - В чем педагогика опирается на психологию? - Что Вы знаете о новых отраслях педагогики? 4. По четвертому пункту плана: - Определите понятие «метод научного исследования». - Каким особенностям науки о воспитании обусловлены методы педагогических исследований? - Охарактеризуйте традиционные методы педагогического исследования. - Раскройте понятие «педагогический эксперимент» - Назовите основные виды педагогического эксперимента. - В каких целях применяется эксперимент? - Объясните сущность метода педагогического тестирования. - Для каких целей применяется в педагогике анкетирование? - Что такое социометрический метод. Тема № 2 Обучение семинарское занятие (2 часа) ЦЕЛЬ: усвоение знаний о сущности и признаках обучения как педагогическом явлении, его закономерностях, признаках, видах и формах. План1. Обучение в системе категорий дидактики. Обучение как явление и как процесс. 2. Обучение как многомерное явление. Признаки обучения. 3. Закономерности и принципы обучения. 4. Виды и формы обучения. ЛИТЕРАТУРА: Бондарчук Е. Н., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики. Курс лекций. – К., 1999.- с. 99-102, 119-122. Подласый И. П. педагогика. – М., 1996.-с. 24-25; 199-204; 265-283; 287-293; 364-371; 372-377. Вопросы и задания1. По первому пункту плана: - Объясните значение и происхождение слова «дидактика»; - Раскройте соотношение понятия «обучение» с другими дидактическими категориями; - Объясните, в чем различие значений терминов «обучение» и «процесс обучения» («учебный процесс»). 2. По второму пункту плана: - Какая связь существует между понятиями «обучение» и « научение»? - Докажите, почему следующее определение «обучения» является неверным : «Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки к жизни». Какие существенные признаки обучения не названы в данном определении? - Что означает и в чем проявляется многомерность обучения? 3. По третьему пункту плана: - Четырем студентам подготовить два сообщения по вопросам «Дидактические закономерности и законы» (5-7 мин.) и «Дидактические признаки и правила» (5-7 мин.). Материалы для сообщения взять из учебника: Подласый И. П. Педагогика, М., 1996 – с. 265-283; 287-316. 4. По четвертому пункту плана: - Что означает термин «вид обучения»? Какие виды обучения использовались в отечественных учреждениях образования во второй половине 20 века? - В чем сущность, достоинства и недостатки объяснительно-иллюстративного вида обучения? - Какими причинами вызвано появление «проблемного обучения»? В чем его сильные и слабые стороны? - Что такое «программированное обучение»? В чем его сущность, достоинства и недостатки? - Чем объясняется тот факт, что в последнее десятилетие 20 века «программированное обучение» почти не использовалась в педагогической практике? - В чем достоинства компьютерного обучения и есть ли недостатки в данной технологии обучения? - Можно ли назвать использование деловых игр в учебном процессе, особым видом обучения (игровым обучением)? Или это форма организации и проведения практического занятия? Обоснуйте свою точку зрения. - В чем сущность модульного обучения? Является ли модульное обучение особым видом обучения или представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения? В чем достоинства модульного обучения? - Что означает термин «форма обучения»? По каким основаниям различают формы обучения? - Как связаны понятия «форма обучения» и «система обучения»? Прокомментировать в этом аспекте классно-урочную систему обучения. - Является ли тождественными понятия «формы обучения» и «формы организации обучения» (учебного процесса)? Тема №3 Процесс обучения семинарское занятие (2 часа) Цель: усвоение знаний о сущности и структуре обучения как педагогическом процессе, его движущей силе, функциях, методах. План 1. Процесс обучения, его сущность и цели. Преподавание, учение, содержание обучения. 2. Движущая сила и функции процесса обучения. 3. Компоненты процесса усвоения знаний. 4. Методы обучения. ЛИТЕРАТУРА: Бондарчук Е. Н., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики. Курс лекций. – К., 1999.- с. 110-117, 124-130. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.-с. 199-204; 319-331. Вопросы и задания1. К первому пункту плана: - Дайте определение процессу обучения. Назовите структурные компоненты этого процесса. - Выражает ли понятие «преподавание» сущность процесса обучения? Если нет, то как можно выразить эту сущность? - Что является целью процесса обучения? - Определите понятие «преподавание» и «учение». - Что такое «содержание обучения» и отличается ли данное понятие от «содержания образования»? - Какими документами определяется содержание процесса обучения? - Что такое учебный план, его назначение? Какие содержательные компоненты он включает в себя? - Что такое типовая учебная программа? Какие составляющие образуют ее? - Что такое «квалифицированная характеристика»? - В чем, где представлена научно-информационная часть содержания обучения? - Что такое лекция, учебная литература, электронные накопители? - Исчерпывается ли понятие «содержание обучения» учебно-научной информацией? - Какое назначение имеет дидактическая обработка научной информации? 2. Ко второму пункту плана: - Что общего и в чем различие процесса научного познания и процесса обучения? - Что является движущими силами процесса обучения? - При каких условиях возникающие противоречия становятся движущими силами учебного процесса? - Какие учения являются естественно - научной основой процесса обучения? - Объясните, в чем сущность, и в чем проявляются три функции процесса обучения: образовательная, развивающая и воспитывающая. 3. К третьему пункту плана: - Дайте определение и поясните на конкретных примерах компоненты (звенья) процесса усвоения знаний: восприятие, понимание, обобщение, закрепление, применение. 4. К четвертому пункту плана: - Двум – трем студентам выступить с рефератами по теме «Методы обучения». В них отразить следующие моменты: - понятие «метод обучения»; - различные подходы к объяснению методов, существование разных классификаций методов обучения; причина этого разнообразия; - чем обусловлен выбор того или иного метода обучения? Примеры. ЛИТЕРАТУРАОсновнаяЗакон Украины «Об образовании» // Украина, Законы Украины. – Киев.,1997. – Т. 10.- с. 168-192. «О высшем образовании» Закон Украины от 17 января 2002 года, №2984 // Ведомость Верховной Рады Украины, № 20, 17 мая 2002г. Бондарчук Е. Н., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики. – Киев, 1999. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996. ДополнительнаяАндреева И. В. Педагогика и психология. – С. П.Т., 2003. Лозниця В. С. Психологія і педагогіка: Основні положення. – Київ, 1999. Питишкин-Потанич В. А. Курс лекций по педагогике. – Симферополь, 2001. Психология и педагогика. Под ред. А. А.Радугина. - М., 2002. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Педагогика, Ростов-на-Дону,2001. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001. |
Последнее обновление 30.11.11 17:55 |