Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Методические рекомендации к самостоятельному изучению дисциплины «Корпоративные финансы» Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
20.02.11 11:01
Учебно-методическое обеспечение курса

Методические указания к изучению темы 1

«Сущность и принципы организации корпоративных финансов»

При изучении темы «Сущность и принципы организации корпоративных финансов» необходимо уяснить, какие основные черты и особенности корпорации, определить основные цели и задачи корпорации. Необходимо рассмотреть роль и место корпорации в экономике и финансовой сфере, а также определение корпоративных финансов.

Далее необходимо усвоить основные принципы корпоративных финансов. Особое внимание следует уделить принципам самофинансирования, саморегулирования, самоокупаемости и формированию резервов.

После рассмотрения сущности и основных принципов организации корпоративных финансов, необходимо уяснить основные критерии деятельности (эффективности) корпорации, среди которых основное внимание следует уделить капитализированной стоимости корпорации и максимизации дохода владельца. Обычно это связывают с ростом прибыли, высокой доходностью и платежеспособностью. В последние годы на Западе получила большое распространение теория максимизации «цены фирмы». Разработчики данной теории исходили из предпосылки, что ни один из существующих критериев — объем продаж, прибыль, рентабельность и др. — нельзя рассматривать в качестве измерителя эффективности принимаемых решений финансового характера.

Считается, что этим условиям отвечает критерий максимизации стоимости собственного капитала, т. е. рыночной цены обыкновенных акций корпорации. С позиции инвесторов в основу данного подхода положено предположение о том, что повышение благосостояния акционеров заключается не в росте текущей массы прибыли, а в повышении рыночной цены принадлежащих им акций.

Критерий максимизации рыночной цены акций компании как наиболее обоснованный и приоритетный в рамках финансового менеджмента применим лишь в том случае, если на фондовом рынке нет ограничений в определении цен на финансовые инструменты, т. е. соблюдается принцип «спрос — предложение». В данном случае рынок рассматривается как идеальный. На практике подобного рынка не существует ни в одной стране.

Следует подчеркнуть, что прибыль и риск воздействуют на цену акции неоднозначно. С повышением прибыли растут дивиденды корпорации и, следовательно, повышается спрос на ее акции на фондовом рынке. Наоборот, значительное увеличение риска приводит к понижению стоимости акций. Умеренные и консервативные инвесторы распродают акции, ч го вызывает финансовую нестабильность акционерной компании.

Таким образом, для финансового менеджмента главными понятиями являются прибыль и риск. Соотношением этих двух переменных величин в каждый конкретный момент определяются действия финансового директора. Эти действия направлены на решение двух ключевых задач:

- увеличение прибыли, или собственного (акционерного) капитала;

- сохранение ликвидности, т. е. способности компании выполнять свои финансовые обязательства перед контрагентами и государством.

Далее необходимо выяснить основные формы организации деятельности корпорации, выяснить особенности корпораций, основные ее недостатки и достоинства. В промышленно развитых странах (США, Канада, Великобритания, Япония) корпоративная форма организации предпринимательской деятельности является ведущей. О масштабах деятельности корпоративных групп свидетельствуют следующие данные. По оценкам специалистов, в современном мире насчитывается около 40 тыс. межотраслевых объединений, имеющих признаки корпоративных структур (акционерных обществ), которые включают примерно 180 тыс. филиалов в 150 странах. Им принадлежит примерно 50% промышленного производства и торговли развитых стран, около 80% всех патентов и лицензий на новейшую технику, технологии и ноу-хау.

Главное отличие корпорации от других форм организации бизнеса в том, что она существует независимо от ее владельцев. Ограниченная ответственность — важное преимущество по сравнению с индивидуальным предприятием или товариществом. Корпорация вправе привлекать капитал в денежной форме от своего имени, не возлагая на своих собственников неограниченную ответственность. Следовательно, для удовлетворения претензий к корпорации невозможно конфисковать личное имущество акционеров. Право на часть собственности корпорации подтверждается долей в акционерном капитале, причем каждому владельцу акций принадлежит та часть имущества корпорации, которая соответствует доле его акций в общем объеме. Эти акции можно продать, что является еще одним преимуществом акционерной формы собственности. Кроме того, корпорация продолжает свою деятельность и в случае выбытия отдельных держателей акций из-за продажи своего пакета другим инвесторам.

Необходимо уяснить, что основной формой деятельности корпорации является холдинг. В настоящее время холдинги функционируют на Западе во всех важнейших отраслях хозяйства: промышленность, транспорт, связь, торговля, банковское дело и др. Данная форма организации бизнеса наиболее жизнеспособна, подвижна и эффективна. Название «холдинговая компания» происходит от английского глагола to hold — держать. Это особый тип финансовой компании, которую создают для владения контрольными пакетами акций других фирм с целью контроля и управления их деятельностью.

Существуют два типа холдинга:

- чистый холдинг, выполняющий только контрольно-управленческие и финансовые функции;

- смешанный холдинг, включающий также предпринимательскую деятельность — производственно-торговую, кредитно-финансовую и др.

Холдинговые компании — важное звено так называемой системы участия, при помощи которой финансисты подчиняют себе формально независимые компании, располагающие капиталом, который во много раз превосходит их собственный. Холдинги, приобретая контрольный пакет акций той или иной компании, получают возможность назначать своих представителей в Совет директоров и другие органы управления подконтрольной фирмы. Для установления контроля над другими фирмами холдинги (материнские компании) широко используют систему долевого участия в акционерном капитале других организаций. Материнская компания в состоянии обеспечить полный контроль над дочерними фирмами, не обязательно обладая 100% их акционерного капитала. Материнская компания доминирует, имея 51% акций дочерней фирмы. На практике существуют и другие формы взаимного владения капиталом: круговой, перекрестный и иные холдинги.

Отдельное внимание следует уделить изучению вопроса финансовой политики, тактики и стратегии корпорации. Финансовая политика — это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) корпорации. Например: усиление позиций на рынке товаров (услуг); достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала; сохранение платежеспособности и ликвидности баланса; увеличение богатства собственников (акционеров) и т. д.

Финансовая стратегия является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы).

Объектом финансового управления в корпорации выступают капитал и денежные потоки. Эти стоимостные категории имеют стратегическое значение, так как их состояние в значительной мере определяет конкурентные преимущества и экономический потенциал акционерной компании. Корпорация с достаточным объемом собственного капитала (более 50% от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка.

Важнейшие направления разработки финансовой стратегии корпорации следующие:

- анализ и оценка финансово-экономического состояния;

- разработка учетной и налоговой политики;

- формирование кредитной политики;

- управление основным капиталом и выбор метода амортизации;

- управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью;

- управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

- определение ценовой политики;

- выбор дивидендной и инвестиционной политики;

- оценка достижений корпорации и ее рыночной стоимости (цены).

Финансовая тактика — это решение частных задач конкретного этапа развития корпорации путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями.

При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что объясняется измененчивостью рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал).



 
 
Top! Top!