Методические рекомендации к самостоятельному изучению дисциплины «Корпоративные финансы» |
Добавил(а) Administrator |
20.02.11 11:01 |
Страница 26 из 38
В управлении финансами ТНК кроме операций из хеджирования валютных рисков важное место занимают операции из привлечения долгосрочного капитала на международных рынках капитала, финансовое планирование денежных поступлений с учетом колебания обменных курсов валют, разработка вариантов кредитной политики с учетом особенностей стран, где размещенные торговые партнеры корпорации, выработки политики управления средствами в товарно-материальных запасах, которые формируются в зарубежных подразделах. Исследователи финансовой деятельности ТНК отмечают, что им тяжелее, чем сугубо национальным фирмам. Это обусловлено разнообразными рисками международных операций. В настоящее время ситуация стала еще более сложной, поскольку усилилась нестабильность цен на товары, услуги, сырье, процентных ставок, валютных курсов. Управление ТНК при этих условиях нуждается от менеджеров в очень высокой квалификации. В частности, они должны хорошо понимать в международных финансах и функционировании международных финансовых рынков, а также быть осведомленные с налоговыми системами разных стран. Для финансирования инвестиций ТНК имеют возможность привлекать капитал на долгосрочной основе через международный фондовый рынок. Время от времени ТНК прибегают к выпуску новых акций одновременно в нескольких странах. Кроме того, привлекается и ссудный капитал через размещение облигаций, в частности еврооблигаций. Важной тенденцией инвестиционной деятельности ТНК начиная из 70-х годов XX ст. стала большая степень инновацийности, что обусловило существенное влияние на природу самих корпораций. Транснациональные компании произвели особенные стратегии инновационной деятельности, основными из которых являются "заимствование" и "наращивание". Стратегия "заимствования" заключается в том, что, привлекая дешевую рабочую силу и используя часть собственного научно-технического потенциала, ТНК осваивают производство продукции, которая раньше производилась в развитых странах, в слаборазвитых странах со следующим наращиванием. Дальше делается возможным выполнение собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НДДКР). Такая стратегия принята в Китае И странах Юго-восточной Азии. Стратегия "наращивания" заключается в том, что с использованием собственного научно-технического потенциала, привлечением зарубежных ученых и конструкторов, интеграцией фундаментальной и прикладной науки постоянно создаются новые продукты, высокие технологии, которые реализуются в производстве и социальной сфере, то есть наращиваются инновации. Такую стратегию активно используют в США, Большой Британии, Франции, Германии. Высокая степень инновационности, что стала характерным признаком инвестиционной деятельности ТНК, опирается на их собственные научно-технические разработки. Это подтверждается огромными суммами расходов корпораций на НИОКР. Большинство передовых стран достигло значительных успехов в результате опережающего развития научной и инновационной деятельности сравнительно С ростом промышленного производства. Компания "Microsoft" ежегодно тратит на НИОКР 1,4 млрд дол. При этом корпорация планирует втрое увеличить финансирование инновационных проектов. Транснациональные компании не только тратят большие средства на финансирование собственных НИОКР, но и покупают фирмы, которые достигли успеха в выработке инновационного продукта. Отличительным признаком корпоративной стратегии относительно НИОКР является тесная связь со стратегией управления интеллектуальной собственностью, основой которой являются патенты. Эффективность расходов на НИОКР подтверждается тем, что они практически полностью имеют реальное воплощение — патенты. В мировой практике не существует единственного подхода до определения уровня инновационного развития и его эффективности как для отдельных корпораций, так и для высокотехнологичных отраслей промышленности в целом. Например, в США применяют до 50 показателей, с помощью которых сравнивается эффективность НИОКР и осуществляется мониторинг изменений влияния инновационной функции на деятельность корпорации на протяжении определенного времени. Среди них такие показатели, как общие расходы на НИОКР, отношение расходов на НИОКР к объему продажи, сбережения корпорации (в результате использования новых технологий), отнесенные к ежегодной прибыли. На основе мониторинга и анализа показателей всех фирм отрасли определяется обобщающий показатель отдельной отрасли, а затем — инновационные рейтинги ведущих промышленных отраслей, а также высокотехнических корпораций. Невзирая на применение разных методик и показателей, в целом мировая статистика доводит Существование тесной корреляции между научными исследованиями, инновациями и экономическим ростом фирм и отраслей.
|