Конспект лекций по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ |
Добавил(а) Administrator |
20.02.11 11:34 |
Страница 9 из 19
Комментарий : особенность олигополии – большие капиталовложения, поэтому на рынке присутствует мало фирм (3-4). Классический пример – автомобилестроение. США: «Форд», «Крайслер», «Дженерал-Моторс». Они конкурируют, но понимают интересы друг друга и в некоторых вопросах могут договориться. Олигополия возможна также в черной и цветной металлургии, машиностроении.
– МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. Признаки: 1) относительно большое количество производителей и продавцов 2) вход на рынок свободный 3) производимая продукция дифференцирована (похожа, но чем-то отличается) 4) небольшая степень контроля над ценой. Комментарий : особенность – небольшие капиталовложения, поэтому на рынке много фирм. Каждая фирма пытается придать своему товару особые уникальные, неповторимые свойства по качеству, технологии возделывания, внешнему виду, дизайну. Эта особенность закрепляется фирменным знаком или торговой маркой. Т.е. товару придают уникальность (это и есть монополизм), поэтому на рынке монопольной конкуренции приходит монополизации не фирмы, а товара. Примеры продукции монопольной конкуренции : одежда, обувь, парфюмерия, косметика, медикаменты, расфасованные и поштучно продаваемые продукты питания. Вывод: в современной рыночной экономике доминируют разновидности рынка несовершенной конкуренции. 2. Классификация монополий Монополия – исключительное право торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству. По степени охвата экономики : – ЧИСТАЯ (в масштабе 1 отрасли) – АБСОЛЮТНАЯ - в масштабе гос-ва (монополия на внешнюю торговлю) По характеру и причинам возникновения : – ЕСТЕСТВЕННАЯ (обладают собственники, владеющие уникальными природными ресурсами) – ЛЕГАЛЬНАЯ – монополия, которая признается государством и защищается законом. а) патентная система или лицензирование – исключительное право государства разрешать кому-либо заниматься определенным видом деятельности. Напр., все коммунальные службы. б) авторское право – исключительное право автора издавать или продавать свои произведения в течение всей жизни и по наследству. Напр., торговая марка или фирменный знак – исключительное право фирмы выпускать свою фирменную продукцию и использовать торговую марку. – ИСКУССТВЕННАЯ – союз фирм, заключающийся с целью подавления конкурентов и получения сверхприбыли. Механизм образования монополий: 1) Объединение нескольких фирм 2) Устанавливаются цены на продукцию ниже себестоимости. 3) Конкуренция не выдерживает этих цен и банкротирует 4) Эта объединенная фирма становится монополитом и устанавливает цены. 3. Искусственная монополия. Антимонопольное законодательство. Виды искусственных монополий: – КАРТЕЛЬ – союз фирм одной отрасли, которые не сливаются в одну фирму, а только договариваются между собой о совместных ценах, о квотах выпускаемой продукции, делят рынок сбыта. – СИНДИКАТ – союз фирм одной отрасли, в котором сохраняется раздельная собственность на средства производства, но образуется совместная собственность на производимую продукцию (производят отдельно, продают вместе…- общее достояние). – ТРЕСТ – союз фирм одной отрасли, в которой образуется совместная собственность на средство производства и на производимую продукцию. – КОНЦЕРН – союз фирм разных отраслей, включающих торговые, транспортные предприятия, банки, контролирующих всю цепочку от добычи сырья до сбыта торговой продукции. С образованием концернов ослабевает монополизм м усиливается конкуренция, потому что концерн не может удержать монополию в нескольких отраслях сразу. Если периоду треста соответствует монополия, то концерн – олигополия.
|