Конспект лекций по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ |
Добавил(а) Administrator |
20.02.11 11:34 |
Страница 8 из 19
3. Изменение спроса и предложения товара в зависимости от уровня цен.
Закон спроса на рынке товара. Субъекты спроса (покупатели) заинтересованы в том, чтобы купить товар подешевле, поэтому с ростом цен спрос на товар уменьшается, а с понижением увеличивается (зависимость обратно пропорциональная).
Закон предложения на рынке товаров. Субъекты предложения (производители и продавцы) заинтересованы, чтобы продать товар подороже, поэтому с ростом цен предложение увеличивается, а с понижением – уменьшается (зависимость прямо пропорциональная). Цена равновесия. Интересы продавцов и покупателей взаимно противоположны, но есть точка, где они совпадают (Е). Цена в т.Е устроит и продавцов, и покупателей, поэтому товар будет продан по данной цене (цене равновесия). Работа механизма саморегулирования. Если цена поднимется выше т.Е – отрезок АВ – возникает дисбаланс между спросом и предложением – спрос уменьшится, а предложение увеличится, возникает конкуренция между продавцами, они будут вынуждены снижать цену, которая постепенно вернется в т.Е. Если цена опустится ниже т.Е (СD) – спрос увеличится, а предложение уменьшится, возникает конкуренция между покупателями, цена будет расти и вернется к т.Е. Вывод: так срабатывает механизм саморегулирования на рынке товаров в условиях совершенной конкуренции. 4. Эластичность спроса и предложения по цене. Степень реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Различают эластичность спроса по цене и эластичность предложения по цене. Эластичность спроса по цене. Существует 2 группы товаров, спрос на которые по разному изменяется с изменением цены. 1 группа – товары первой необходимости – это товары не эластичного спроса. Неэластичным называется спрос, если при изменении цены на 1% спрос изменяется обратно пропорционально менее чем на 1% или вообще не изменяется . Коэффициент эластичности спроса по цене: КЭСЦ = % изменения спроса / % изменения цены . К>1 – эластичный, К< 1 – не эластичный. 2 группа – товары не первой необходимости, без которых можно обойтись. Спрос на эти товары резко изменяется с изменением цены. Эластичным называется спрос, если при изменении цены на 1% спрос обратно-пропорционально изменяется более чем на 1%. РЫНОК НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 1. Основные типы рыночных структур (рынка) несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции – это рынок, в котором присутствуют элементы монополизма. В настоящее время существуют следующие типы рыночных структур несовершенной конкуренции: – МОНОПОЛИЯ. Признаки: 1) 1 производитель,1 продавец. 2) вход на рынок закрыт. 3) производимая продукция уникальна 4) полный контроль над ценой и количеством производимой продукции. – МОНОПСОНИЯ. Признаки: 1) 1 покупатель (на рынке сырья или рабочей силы) 2) монопольно низкие закупочные цены. – ОЛИГОПОЛИЯ. Признаки: 1) несколько производителей или продавцов (до 5) 2) вход на рынок затруднен (большими капиталовложениями) 3) производимая продукция дифференцирована (дорогая) 4) высокая степень контроля над ценой.
|