Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Конспект лекций по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
20.02.11 11:34
3. Изменение спроса и предложения товара в зависимости от уровня цен.

Закон спроса на рынке товара.

Субъекты спроса (покупатели) заинтересованы в том, чтобы купить товар подешевле, поэтому с ростом цен спрос на товар уменьшается, а с понижением увеличивается

(зависимость обратно пропорциональная).

Закон предложения на рынке товаров.

Субъекты предложения (производители и продавцы) заинтересованы, чтобы продать товар подороже, поэтому с ростом цен предложение увеличивается, а с понижением – уменьшается (зависимость прямо пропорциональная).

Цена равновесия.

Интересы продавцов и покупателей взаимно противоположны, но есть точка, где они совпадают (Е). Цена в т.Е устроит и продавцов, и покупателей, поэтому товар будет продан по данной цене (цене равновесия).

Работа механизма саморегулирования.

Если цена поднимется выше т.Е – отрезок АВ – возникает дисбаланс между спросом и предложением – спрос уменьшится, а предложение увеличится, возникает конкуренция между продавцами, они будут вынуждены снижать цену, которая постепенно вернется в т.Е.

Если цена опустится ниже т.Е (СD) – спрос увеличится, а предложение уменьшится, возникает конкуренция между покупателями, цена будет расти и вернется к т.Е.

Вывод: так срабатывает механизм саморегулирования на рынке товаров в условиях совершенной конкуренции.

4. Эластичность спроса и предложения по цене.

Степень реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.

Различают эластичность спроса по цене и эластичность предложения по цене.

Эластичность спроса по цене.

Существует 2 группы товаров, спрос на которые по разному изменяется с изменением цены.

1 группа – товары первой необходимости – это товары не эластичного спроса.

Неэластичным называется спрос, если при изменении цены на 1% спрос изменяется обратно пропорционально менее чем на 1% или вообще не изменяется . Коэффициент эластичности спроса по цене:

КЭСЦ = % изменения спроса / % изменения цены . К>1 – эластичный, К< 1 – не эластичный.

2 группа – товары не первой необходимости, без которых можно обойтись.

Спрос на эти товары резко изменяется с изменением цены.

Эластичным называется спрос, если при изменении цены на 1% спрос обратно-пропорционально изменяется более чем на 1%.

РЫНОК НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

1. Основные типы рыночных структур (рынка) несовершенной конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции – это рынок, в котором присутствуют элементы монополизма.

В настоящее время существуют следующие типы рыночных структур несовершенной конкуренции:

МОНОПОЛИЯ. Признаки:

1) 1 производитель,1 продавец.

2) вход на рынок закрыт.

3) производимая продукция уникальна

4) полный контроль над ценой и количеством производимой продукции.

МОНОПСОНИЯ. Признаки:

1) 1 покупатель (на рынке сырья или рабочей силы)

2) монопольно низкие закупочные цены.

ОЛИГОПОЛИЯ. Признаки:

1) несколько производителей или продавцов (до 5)

2) вход на рынок затруднен (большими капиталовложениями)

3) производимая продукция дифференцирована (дорогая)

4) высокая степень контроля над ценой.



 
 
Top! Top!