Конспект лекций по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ |
Добавил(а) Administrator |
20.02.11 11:34 |
Страница 7 из 19
Виды рынков:
1. Рынок товаров – товарная биржа. 2. Рынок услуг. 3. Рынки факторов производства: оборудования, сырья, земли, труда (биржа труда), недвижимости (производственные сооружения). 4. Рынок капитала (финансовый рынок). 5. Рынок валюты (межбанковская валютная биржа) 6. Рынок ценных бумаг (акции, облигации, векселя) или фондовая биржа. 7. Рынок новых технологий. 8. Информационный рынок. 9. Рынок духовных благ. Сущность рынка совершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции – это рынок, в котором отсутствуют элементы монополизма. Это – идеальная модель рынка, которая на практике не существует, это эталон. Но чем дальше реальный рынок отдаляется от рынка совершенной конкуренции, тем слабее срабатывают рыночные законы. Признаки рынка совершенной конкуренции: 1. множество производителей, продавцов и покупателей. 2. Свободный вход на рынок и свободный перелив капитала из отрасли в отрасль. 3. Производимая продукция однородна. 4. Свободные цены, формирующиеся под действием спроса и предложения. Наиболее близким к рынку совершенной конкуренции был рынок времен А.Смитта. 2. Основные элементы рыночного механизма саморегулирования. Существует 3 элемента рыночного механизма саморегулирования: 1. Конкуренция – взаимная борьба между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Виды конкуренции: 1. Совершенная (отсутствуют элементы монополизма) Несовершенная (присутствуют элементы монополизма) 2. Внутриотраслевая и межотраслевая 3. Ценовая (конкуренция по цене, продукция однородна) Неценовая (конкуренция по другим параметрам (качеству), если продукция дифференцирована). 2. Спрос – представленная на рынке платежеспособная потребность населения в данном товаре при данном уровне цен и уровне доходов населения. Предложение – количество товаров, предлагаемых для продажи при данном уровне цен. Спрос первичен, предложение вторично и производно от спроса. 1. Если спрос превышает предложение, то возникает дефицит (плановая модель). 2. Если предложение превышает спрос, то возникают кризисы перепроизводства. 3. Если спрос соответствует предложению, то экономика нормально развивается. 3. Цена – результат взаимодействия между спросом и предложением. 1. Если спрос превышает предложение, то цена растет. 2. Если предложение превышает спрос, то цена снизится. 3. Цена стабильна, если спрос соответствует предложению.
|