Конспект лекций по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ |
Добавил(а) Administrator |
20.02.11 11:34 |
Страница 6 из 19
4. Земля как фактор производства.
В экономической теории земля рассматривается в широком и узком смысле слова. В широком смысле земля рассматривается как источник всех благ и полезностей, находящихся на поверхности земли и в её недрах (земля как природные ресурсы). В узком смысле слова земля рассматривается как фактор производства с/х продукции. Закон убывающей отдачи земли: Рано или поздно наступает момент, когда дополнительное вложение труда и капитала в землю перестает давать дополнительную отдачу, т.е наступает предел плодородия. 5. Предпринимательство как фактор производства. Предприниматель – собственник, идущий на экономический риск ради достижения какой-то поставленной цели и получение прибыли. Риск – главная отличительная черта предпринимателя. Цель – получение прибыли. Для получения прибыли, он должен удовлетворить потребности покупателя. Для этого он должен оптимально скомбинировать три фактора производства: труд, капитал, земля. Главное отличие предпринимательской деятельности – наличие экономической свободы: 1) по выбору рода деятельности; 2) по определению источников сырья и финансирования; 3) по распоряжению прибылью. Требования к предпринимателю (черты предпринимателя): 1. Волевые черты характера (сила воли, умение достигать поставленной цели). 2. Наличие экономических и правовых знаний. 3. Порядочность (нравственная ориентация). РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 1. Сущность рынка и рынка совершенной конкуренции. Рынок – это : 1) совокупность отношений товарного обмена; 2) механизм взаимодействия продавца и покупателя; 3) сфера обмена внутри страны и между странами. Условия возникновения и функционирования рынка: 1) общественное разделение труда и специализация производства. 2) Личная свобода товаропроизводителей. 3) Наличие собственности на средство производства. 4) Свободный обмен товарами и ресурсами. Функции рынка: 1) Интегрирующая – рынок объединяет производство, торговлю, сферу обслуживания. 2) Посредническая – рынок сводит продавца и покупателя. 3) Ценообразующая – на рынке формируется цена под действием спроса и предложения. 4) Регулирующая – рынок является саморегулирующим механизмом. 5) Стимулирующая – рынок стимулирует производителей к увеличению объема производства. 6) Контролирующая – рынок контролирует качество продукции. 7) Функция естественного отбора – побеждают сильные, слабые уходят.
|