КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ “ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ” 1 часть |
Добавил(а) Administrator |
05.02.11 18:15 |
Страница 25 из 62
3.5. Методы планирования прибыли и ее распределения Управление формированием прибыли от реализации товаров (работ, услуг) предусматривает расчет ее планового объема. Планирование, прогнозирование полученной прибыли субъектами хозяйствования является необходимым условием для составления текущих и перспективных планов. Планируется прибыль раздельно по видам: • от реализации товарной продукции; • от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; • от инвестиционной деятельности; • от финансовой деятельности. Рассмотрим основные способы (методы) планирования прибыли от реализации товарной продукции. 1. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте (или номенклатуре) выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов. Расчет ведется по формуле: П = (Вх Ц) - (ВхС), где (3.5) П — плановая прибыль, грн.; В — выпуск продукции (работ, услуг) в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц— цена единицы продукции (за вычетом НДС и акцизов), грн.; С - полная себестоимость единицы продукции (работ, услуг), грн. Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец предстоящего I ода. Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен - в этом его преимущество перед другими методами планирования прибыли. Однако его недостатком является то, что он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большом ассортименте (номенклатуре) выпускаемой продукции очень трудоемок. 2. Расчет припыли на основе показателя затрат на I грн. продукции. Это укрупненный метод. Может применяться по предприятию в целом для расчета прибыли от выпуска, реализации всей продукции. Предусматривает использование данных о производственных затратах, затратах на реализацию продукции за предыдущий период, а также ожидаемое их изменение, которое прогнозируется в следующем периоде. 3. Аналитический (экономический) метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. При аналитическом методе прибыль по сравнимой и несравнимой продукции определяется отдельно. Кроме этого прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой и несравнимой продукции в целом. Преимущество данного метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. Исчисление прибыли аналитическим методом для сравнимой продукции состоит из трех последовательных этапов: 1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период; 2) определение объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного гола и определение прибыли, на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности: 3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышение качества ее и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д. Прибыль является критерием эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также источником формирования нет ради «минных и децентрализованных финансовых ресурсов. Полученная предприятием прибыль может быть использована для удовлетворения различных потребностей. • во-первых, на формирование финансовых ресурсов государства, финансирования бюджетных расходов (за счет отчисления части прибыли в государственный бюджет): • во-вторых, на формирование финансовых ресурсов самого предприятия, направляемых на обеспечение его хозяйственной деятельности (за счет создания на предприятии фондов целевого назначения). Таким образом, полученная предприятием чистая прибыль является не только результатом хозяйственной деятельности, но и объектом распределения. В распределении прибыли молено выделить два этапа: • во-первых, распределение общей прибыли (отношения предприятие — государство): • во-вторых, распределение и использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (отношения внутри предприятия). На рисунке 3.2 изображена схема распределения балансовой прибыли предприятия до реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности согласно международным стандартам. Из нее можно сделать вывод, что на объем прибыли, который оставался в распоряжении предприятия, влияли: абсолютная сумма прибыли, платежи в бюджет. Использование чистой прибыли предприятия могли осуществлять: • через предварительное формирование целевых денежных фондов: • направляя средства непосредственно на финансирование затрат; частично для формирования целевых фондов, а частично непосредственно на финансирование затрат. |
Последнее обновление 05.02.11 18:53 |