КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ “ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ” 1 часть |
Добавил(а) Administrator |
05.02.11 18:15 |
Страница 22 из 62
На изменение прибыли оказывают влияние две группы факторов: 1) внешние: природные условия: транспортные условия; уровень развития внешнеэкономических связей: цепы на производственные ресурсы и др. 2) внутренние: основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции, цена продукции): не основные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.). Влияние факторов может быть развернуто как по каждому слагаемому балансовой прибыли, так и комплексно. В современных условиях существуют разногласия в методике расчета себестоимости продукции и валовых затрат. Это связано с тем, что в настоящий момент налоговый и управленческий учет не связаны друг с другом. Таким образом, при определении налогооблагаемой прибыли необходимо использовать методику расчета себестоимости, исходя из налогового учета и налогового законодательства, а при управленческом учете для более эффективного управления предприятием необходимо определить валовые затраты, исходя из правил и методик, выработанных в данном учете. Чистый доход - это разница между выручкой от реализации и величиной НДС, акцизного сбора, других налоговых платежей, других отчислений с доходов. Валовая прибыль - это разница между чистым доходом и себестоимостью произведенных товаров, работ и услуг. Прибыль от операционной деятельности - это валовая прибыль с учетом прочих операционных доходов, за вычетом административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов. Прибыль от обыкновенной деятельности — это сумма прибыли от операционной деятельности, доходов от участия в капитале, прочих финансовых доходов и прочих доходов за вычетом финансовых расходов, расходов от участия в капитале и прочих расходов. Итоговая прибыль предприятий - это сумма прибыли от обыкновенной деятельности и внереализационных доходов за вычетом внереализационных расходов. 3.4. Расчет и оценка показателей рентабельности деятельности предприятия В самом широком смысле под рентабельностью понимают: • прибыльность или доходность производства всей продукции (работ, услуг) или отдельных ее видов; • доходность предприятий, организаций, учреждений в целом как субъектов хозяйственной деятельности: • прибыльность различных отраслей экономики. Рентабельность в отличие от абсолютного значения прибыли, является относительным показателем, также характеризующим эффективность работы предприятия. При расчете рентабельности соотносятся результаты и затраты, связанные с получением этих результатов. В зависимости от того, какой уровень экономики рассматривается (предприятия или отраслевой) и какие результаты и затраты соотносятся, выделяют несколько показателей рентабельности (рис. 3.3). Необходимо отметить, что каких-либо абсолютных общепринятых значений рентабельности, на которые можно ориентироваться при анализе, не существует, так как ее показатели резко колеблются по отраслям. Рост этих показателей по периодам отчетности считается положительной тенденцией. Под прибылью (которая имеется в виду на рис 7.3), понимается часть, полученного на вложенный капитал чистого дохода предприятия, характеризующего его вознаграждение за риск предпринимательской деятельности. Данная прибыль соотносится с затратами, которые можно рассматривать: • во-первых, как текущие затраты деятельности предприятия, т.е. себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь возможны различные варианты определения текущих затрат и прибыли, используемых при расчете рентабельности. во-вторых, как авансированную стоимость (авансированный, вложенный капитал) для обеспечения производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Здесь возможны различные варианты определения авансированной стоимости и определения прибыли, используемой при расчете. Кроме этого, расчет рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг) может базироваться на показателях прибыли от их выпуска или реализации. При этом текущие затраты могут приниматься в таких вариантах: • себестоимость продукции (производственная или полная); • себестоимость продукции за исключением материальных затрат (вновь созданная стоимость); • стоимость продукции в оптовых ценах (стоимость за минусом непрямых налогов). |
Последнее обновление 05.02.11 18:53 |