КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Печать
Добавил(а) Administrator   
30.11.11 16:49

Аккредитация учебного заведения – это официальное определение его права организовывать свою деятельность на уровне государственных требований и стандартов. По результатам аккредитации высшему учебному заведению представляется право присваивать выпускникам квалификацию определенного уровня и выдавать диплом установленного образца.

Воспитание - это процесс целенаправленного и систематического воздействия на физическое и духовное развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности.

Воспитание / в широком социальном смысле/ - создание условий и процесс передачи социального опыта старшим поколением новому с целью подготовки его к общественной жизни и производственному труду.

Воспитание / в узком социальном смысле/ - это направленное воздействие на личность со стороны общественных институтов /семья, общественные организации, партии, учреждения образования, СМИ и др./ с целью формирования определенных знаний, отношения к окружающему миру, мировоззрения, поведения и т. п.

Воспитание / в широком педагогическом смысле/ - специально организованное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учреждениях образования и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

Воспитание /в узком педагогическом смысле / - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач /эстетическое воспитание, нравственное воспитание, экологическое воспитание и т. д./

Воспитательные отношения – это разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания и обучения.

Воспитательные методы – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом – воспитателем.

Воспитания формы - способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

Восприятие новых знаний – это непосредственное, с помощью органов чувств отражение в сознании учащихся изучаемых предметов, явлений, процессов; это первый шаг в процессе усвоения знаний.

Высшее образование – уровень образования, получаемый лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основывающегося на полном общем среднем образовании и завершающегося получением определенной квалификации по итогом государственной аттестации.

Высшего образования содержание – обусловленная целями и потребностями общества система знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, которая должна быть сформирована в процессе обучения с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусства.

Групповая работа – это такой способ организации учебных занятий, при котором даются определенные задания группе из 5-7 человек, задания дифференцированные, индивидуализированные.

Дидактика – часть педагогики, наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Дидактическая система – выделенное по определенным критериям целостное образование, характеризующееся единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения /например, д. с. И. Ф. Гербарта, Д. Дьюи/.

Дедукция – движение знаний от общих положений к единичным утверждениям.

Деловая игра – вид практического занятия, представляющий собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста.

Запоминание – обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З.- важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Закрепление – структурный элемент процесса усвоения знаний, обеспечивающий прочное запоминание, углубление и расширение знаний, развитие учебных - познавательных умений и навыков.

Знание – обладание каким-либо сведением, осведомленность в какой-либо области, совокупность сведений, познаний в какой-либо области.

Знания- целостная система научных понятий о законах развития природы, общества и мышления, накопленных человечеством в процессе активной преобразующей деятельности, направленная на дальнейшее познание и изменение мира.

Индивидуальный подход – принцип отечественной педагогики, заключающийся в том, что управление развитием человека основывается на знании черт его личности и условий жизни.

Индивидуальная работа- выполнение заданий самостоятельно каждым обучающимся на уровне его учебных возможностей.

Индивидуальные учебные занятия – занятия с отдельными студентами с целью повышения их уровня подготовки и раскрытия индивидуальных творческих способностей.

Индукция – движение знаний от единичных утверждений к общим положениям.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей человека.

Интерес – форма проявления познавательной способности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности.

Квалификационная характеристика – документ для каждой специальности, определяющей профессиональное назначение специальности, перечень знаний, умений и навыков, развитости определенных личностных свойств, необходимых для успешного выполнения трудовых обязанностей.

Контроль знаний – это совокупность действий педагога и обучаемого, направленных на выявление качественно-количественных характеристик результатов обучения.

Контроль текущий – вид контроля знаний, осуществляемого в повседневной работе и назначение которого – оперативное получение данных об уровне знаний, умений и навыков учащихся и качестве учебно-воспитательной работы на занятиях.

Контроль промежуточный /тематический, периодический/ - вид контроля, цель которого – установить, насколько успешно учащиеся овладевают системой определенных знаний, умений, навыков, выяснить, отвечает ли общий уровень их освоения требованиям программы.

Контроль итоговый – вид контроля знаний, назначение которого – дать объективную оценку достигнутым успехам обучающегося за определенный период /семестр, весь учебный год/, проверить логику и полноту усвоения им учебного материала, а также составить представление о том, насколько успешно происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Консультация - форма учебного занятия, на котором учащийся получает ответ преподавателя на конкретные вопросы или пояснения определенных теоретических положений и т. п.

Кредит – это три академических часа учебных занятий и самостоятельной работы в учебной неделе на протяжении учебного семестра. Время, отведенное для итогового контроля, в кредит не входит.

Лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором студент под руководством преподавателя лично проводит природные или имитационные эксперименты или опыты с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений данной учебной дисциплины, приобретает практические навыки работы с лабораторными установками, оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области.

Лекция – основная форма проведения учебного занятия в высшем учебном заведении, предназначена для усвоения теоретического материала.

Модульное обучение – система обучения, в основе которой – использование обучающего модуля. Обучающий модуль – интеграция различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно - практической проблеме. Модуль представляет собой фундаментальное понятие дисциплины – явление, закон, структурный план, группу взаимосвязанных понятий, что дает возможность логично и компактно сгруппировать учебный материал, избегая повторений. Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов. Существуют такие основные виды организации модульного обучения: репродуктивная / тематическое изучение материала/, проблемно-поисковое / учебно - исследовательская работа в рамках раздела программы/ и дифференцированное. Содержание модульного обучения включает усвоение новых знаний, положений, способов доказательства, построение теорий и технологий исследований. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей. Все результаты оцениваются в очках или баллах. Набранные баллы суммируются, и составляется кумулятивный индекс. Цель студента – набрать максимальное количество баллов. Такая система стимулирует систематическую работу студента.

Мотивация – побуждение, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность. Мотивация учения – побуждение, вызывающие познавательно-учебную активность.

Научение – устойчивое, целесообразное изменение деятельности, возникающее благодаря предшествующей деятельности и не связанное с физиологическими причинами.

Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля. В дидактике рассматривают навыки интеллектуальные / анализ, синтез, обобщения, абстрагирование/, учебные /работа с компьютером, измерительными приборами, справочной литературой, конспектом и т. д. /, практические / трудовые/.

Обобщение – структурный элемент процесса усвоения знаний, который предлагает выделение и объединение существенных признаков изучаемых предметов, явлений.

Образование – это процесс и результат усвоения определенного объема систематизированных знаний, умений, навыков, а также способов мышления, обеспечивающий формирование самодостаточной личности.

Образования содержание – один из компонентов процесса обучения. Это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей обучающихся, формирование мировоззрения, моральных качеств, осознание долга и ответственности, подготовку к трудовой деятельности. В настоящее время содержание образования обусловлено необходимостью формирования гуманитарного мышления, овладение родным и иностранными языками, знание литературы, нравственной и эстетической культуры, изучение естественно-математических дисциплин, ознакомление с законами рыночной экономики. Кроме того, содержание образования предполагает развитие: системы общенаучных, политехнических и определенных профессиональных знаний; системы умений и навыков познавательной, трудовой, игровой, общественной деятельности; опыта творческой деятельности; опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности, к самому себе; качеств личности /нравственных, духовных/.

Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направляемый на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. В педагогике актуализируются два аспекта значения термина «обучение» : обучение как явление и обучение как процесс. Первый аспект предполагает характеристику обучения с точки зрения его законов, закономерностей, принципов, видов, форм, факторов. Характеристика обучения как процесса предусматривает анализ его структурных компонентов / преподавание, учение, содержание обучения/, динамики усвоения знаний / восприятие, осмысление, обобщение, закрепление, применение/, движущей силы, функций, методов, приемов.

Обучения виды – это практическая технология обучения, порожденная определенной дидактической системой. Задачи процесса обучения в современных условиях сложны и многозначны. В связи с этим в зависимости от характера организации преподавания и учения, от специфики построения учебного материала, ведущих методов и средств обучения выделяют несколько видов обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное. Некоторые педагоги наряду с названными в качестве видов обучения рассматривают игровое, модульное, инновационное, индивидуализированное и дифференцированное.

Обучения метод – упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей. Методы обучения реализуют функции обучения, уровень развития обучаемых, возможность использования разнообразных организационных форм и технических средств обучения, умение и навыки преподавателя. Метод должен целенаправленно развивать знания, умения и навыки на основе мыслительной деятельности обучаемых. Каждый метод имеет два пути реализации: индуктивный и дедуктивный. Выделяют общие и частные методы. Общие разрабатывает дидактика, частные – методики преподавания предметов. В связи с многозначимостью задач обучения их решение невозможно при помощи какого-то универсального метода. Такого метода не существует. В учебном процессе используются разные методы, их многочисленные комбинации. В дидактике описано более 400 методов, еще больше – в частных методиках. Несмотря на это, вопрос о классификации методов обучения до сих пор не решен. Основные классификации методов о.: традиционный - по источнику знаний / словесные, наглядные, практические/; по основным дидактическим задачам / м. приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний и умений/; по характеру деятельности обучаемых / информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский/. В современной дидактике выделяют три большие группы методов (Ю. К.Бабанский, Т. А.Ильина, Г. И.Щукина и др.) : 1/ методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности/ словесные, наглядные, практические/, 2/ методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности/ методы стимулирования интереса к учению – мотивация; познавательные меры, учебные дискуссии; методы стимулирования долга и ответственности, методы разъяснения цели учебного предмета; требования к изучению предмета; поощрение и наказание в обучении/; З/ методы контроля и самоконтроля/ устные, письменные, графические, компьютерные, практические/.

Обучения принципы /дидактические принципы/ - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы обучения в соответствии с целями и закономерностями. К основным принципам обучения относятся следующие: принцип сознательности и активности, принцип системности и последовательности, принцип прочности, принцип доступности, принцип научности, принцип наглядности, принцип связи теории с практикой.

Обучения факторы – существенные причины, влияющие на результаты процесса обучения, его продуктивность, Факторный анализ в педагогике опирается на соответствующий раздел математики, где разработана процедура вычленения факторов из разнообразия причин. Главное положение факторного анализа в дидактике основывается на том, что дидактические причины, несмотря на их разнородность, изменчивость и сложность, могут быть выделены, пересчитаны, ранжированы и исследованы объективными методами, сведены к относительно небольшому числу общих, комплексных и генеральных факторов. Выделено четыре генеральных фактора, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса: 1/учебный материал,/ 2/ организационно-педагогическое влияние, З/ обучаемость учащихся, 4/ время.

Обучения форма – это внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обечения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и т. д. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения; по месту проведения занятий – аудиторные и внеаудиторные формы обучения; по длительности времени проведения учебного занятия – классический урок /45 мин./, спаренное занятие /90мин./, спаренное укороченное время /70-80 мин./. История педагогики знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой / в шкалах средневековья/, взаимного обучения /белл-ланкастерская система в Англии/, диффиринцированное обучение по способностям учащихся /мангеймская система/, бригадное обучение /существовавшее в 20-е годы в советской школе/, американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах /100-150 человек/, 20% - в малых /10-15 учащихся/ и 40% времени отводилось на самостоятельную работу. Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, теоретические основы и практическую технологию которой разработал Я. А.Коменский.

Опрос устный – метод контроля знаний, при котором педагог в прямом контакте с учащимися выявляет уровень его знаний путем разных форм опроса /фронтального, группового или индивидуального/.

Отметка – это оценочное суждение, выраженное в словах или цифрах.

Оценка – отношение выявленных знаний к требуемым. Это показатель степени правильности выполнения учебно-контрольного задания.

Педагогика – наука о воспитании человека, раскрывающая сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая обучение.

Понимание /осмысление/ - установление связей между предметами и явлениями, процессами, выяснение их строения, назначения, вскрытие причин явлений или событий, т. е. анализа, синтеза, сравнение т. д., компонент процесса усвоения знаний.

Преподавание – деятельность педагога по управлению познавательной деятельностью обучающихся, направленная на усвоение ими учебного материала, развитие у них интеллектуальных способностей и определенных личностных качеств.

Применение – умение использовать полученные знания на практике в учебном процессе и жизни, компонент процесса усвоения знаний.

Практическое занятие – это такая форма организации и проведения учебного занятия, которая направлена на выработку у студентов на основе полученных знаний определенных умений и навыков.

Развитие – процесс позитивных количественных и качественных, физических, психических, личностных изменений происходящих в человеке под влиянием внешних и внутренних факторов, среды, обучения, воспитания.

Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебно-познавательная деятельность студентов, организуемая и методически направляемая преподавателем, но осуществляемая без его непосредственного участия.

Семинарское занятие – одна из основных форм организации занятий в вузе, предназначенная для углубленного изучения отдельных вопросов /проблем/ теоретического /лекционного/ курса и выработки у студентов умений, навыков доказательно и точно выражать свои мысли на языке конкретной науки, вести диалог, полемику, оппонировать.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных усилий, обеспечивающих развитие. Воспитание и самовоспитание – две стороны одного процесса.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком определенных знаний, умений и навыков путем собственных устремлений и самим выбранных методов и средств.

Умения – это возможность успешного осознанного выполнения действий на основе приобретенных знаний для решения поставленных задач.

Учебный план – документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения, виды учебных занятий по курсам и семестрам.

Учебная типовая программа – государственный документ, в котором устанавливается роль и значение данной дисциплины в подготовке специалистов, дается краткое содержание учебного материала и информационно-литературное обеспечение.

Учение - активный познавательный процесс, который направлен на усвоение содержания обучения и в котором проявляются и формируются интеллектуальные силы обучающегося, развиваются его личностные свойства.

Формирование личности – процесс становления относительно завершенной в своей определенности системы свойств и качеств личности, достаточной для самореализации человека.

Фронтальная работа – выполнение всеми обучаемыми одного и того же задания / беседа, диктант, опрос и т. д./.

Последнее обновление 30.11.11 17:53