Конспект лекции по землеустройству Украины Печать
Добавил(а) Administrator   
05.02.11 00:34

Конспект лекции по землеустройству Украины

 

Лекция 1

 

1.Понятие землеустройства.

2.История землеустроительной деятельности.

3.Содержание землеустройства, его цели и задачи.

4.Государственный земельный фонд Украины.

 

 

Лекция 2

 

Задачи землеустройства

Лекция №3

Социально-экономическая сущность землевладений и землепользований.

 

1. Земля как объект землеустройства.

2. Правовые основы землепользования.

3. Земельные участки и землепользования

4. Недостатки землепользования.

 

Лекция №4

 

Природные условия, влияющие на землеусройственную деятельность.

 

Лекция №5

Факторы, определяющие развитие

дефляционных процессов

 

Лекция №6

Землеустроительный процесс,

методы землеустройства.

 

Лекция №7

 

Структура и основные задачи землеустроительной службы в Украине.

 

Лекция №8

 

Концепция развития АРК

 

Лекция №9

Система землеустройства и содержание землеустроительных работ

 

Лекция №10

Межхозяйственное землеустройство, содержание и порядок осуществления

 

Лекция №11

 

Внутрихозяйственное землеустройство

 

Лекция №12

 

Основы земельного кадастра

 

Лекция № 13

 

Приобретение и реализация права на землю.

 

 


 

Лекция 1

 

1.Понятие землеустройства.

2.История землеустроительной деятельности.

3.Содержание землеустройства, его цели и задачи.

4.Государственный земельный фонд Украины.

 

Землеустройство – это объективное свойство живой материи, которое выражается в приспособлении окружающей среды для своих нужд.

 

Землеустройство – это совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и рациональную организацию территории административно-территориальных образований, субъектов хозяйствования, которые осуществляются под влиянием общественно-производственных отношений и развития производительных сил.

 

-социально-экономические мероприятия включают в себя вопросы земельного права, юридического и традиционного, экономические вопросы, связанные с регулированием денежных отношений.

-земельные отношения – это совокупность отношений, в которые вступают субъекты при использовании земли.

- рациональная организация территории – это научно обоснованное использование данной территории с целью извлечения max выгоды и нанесение min экологического ущерба.

 

История развития землеустройства

 

 

1 этап – природная или дикая организация территории(30-40 тыс. лет назад):

земля выступает пространственной базой и практически не используется как средство производства, осуществляются минимальные землеустроительные действия(местоположение жилища)

2 этап - мезо+неолит:

землеустройство предполагает определение местоположения полей, охотничьих угодий, пастбищ, организация территорий посёлка

3 этап «раннехристианский» или «раннегосударственный»:

2-4 век д.н.э. – до 11 век н.э.: формируется государственное устройство

1) появление административного устройства

2)введение учёта количества и качества земли

3)подтверждение права земельной собственности

4)проектирование многопольных севооборотов

4 этап докапиталистический:

До 60-х годов 19 века.

Неоднократная смена политической власти; появление городского землеустройства; совершенствование геодезических работ; совершенствование системы учёта состояния земель.

5 этап раннекапиталистический:

1861-1917гг.

Интенсивное развитие землеустроительной техники и технологии в связи с преобладанием рыночных отношений вокруг земли, совершенствуется организация землеустроительной службы

6 этап раннесоциалистический

1917-1933гг.

Упадок землеустроительной службы, связанный с деградацией с/х производства и стихийным перераспределением земли

7 этап среднесоциалистический:

1933-1978гг.

Возрождение землеустройства в связи с планированием с/х производства, max развитие получило агрокосвенное обследование территории, топографо-геодезическое обследование по всей территории СССР, составляются схемы землеустройства на все хозяйственные объекты.

8 этап позднесоциалистический:

1978-1991гг.

Определяются экологические проблемы, кроме экологически составляющих проектов большое значение приобретает природоохранные аспекты землеустроительных работ

9 этап позднекапиталистический:

1991-2005гг.

-мощный толчок к развитию землеустройства и кадастра в связи с разгосударствованием земель, многоукладностью форм собственности на землю в связи с формированием рынка земель

-преобладает паевание земель, формирование индивидуальных землепользований, совершенствование технологий, интенсивная автоматизация.

 

Цель землеустройства состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшении природных ландшафтов.

 

 

 

 

Лекция 2

 

Задачи землеустройства

 

В соответствии со статьёй 183 Земельного кодекса Украины задачами землеустройства являются:

-реализация политики государства по научно обоснованному перераспределению земли, формированию рациональной системы землевладений с устранением недостатков в расположении земель, созданию экологически устойчивых ландшафтов и агросистем

-информационное обеспечение правового, экономического, экологического, градостроительного механизмов регулирования земельных отношений на национальном, региональном и локальном хозяйственных уровнях путём разработки предложений по установлению особого режима и условий использования земель.

-установление на местности границ территориально-административных единиц, территории с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами границ земельных участков собственников и землепользователей.

-осуществление мероприятий по прогнозированию, планированию, организации рационального использования и охраны земель на национальном, региональном и локальном хозяйственном уровнях

-организация территории с/х предприятий с созданием пространственных условий, обеспечивающих эколого-экономическую оптимизацию использования и охраны земель с/х назначения, внедрение прогрессивных форм организации и правления земель, совершенствование соотношения и размещения земель и угодий, системы севооборотов, сенокосов и пастбищ

-разработка системы мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановление и повышение плодородия почв, рекультивации нарушенных земель и землеванию малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, подтопления, оползней, вторичного засоления и выщелачивания, заболачивания, уплотнения загрязнений промышленными отходами и химическими веществами, по консервации малопродуктивных и деградированных земель, и предупреждение других негативных явлений

-организация территории не с/х предприятий, организация учреждений с целью создания условий эффективного землепользования, ограничений и обременений по использованию земель

 

Содержание землеустройства

1)Установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных преобразований землевладений и землепользований.

2)Разработка общегосударственной и региональной программ использования и охраны земель.

3)Составление схем землеустройства, разработка ТЭО (технико-экономического обоснования), использование и охраны земель соответствующих административно-территориальных образований.

4)Обоснование установления границ с особым природоохранным, рекреационным и заповедным режимов.

5)Составление проектов упорядочивания существующих землевладений и землепользований и проектов создания новых землевладений и землепользований.

6)Составление проектов отвода земельных участков.

7)Установление в натуре (на местности) границ земельных участков.

8)Подготовка документов удостоверяющих право собственности или право пользования земельным участком.

9)Составление проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборотов и разработку мероприятий по охране земель.

10)Осуществление авторского надзора за выполнением проектов по использованию и охране земель.

11)Проведение топографо-геодезических, картографических, агропочвенных, геоботанических и других обследований и изысканий земель.

 

 

Земельный фонд Украины

 

1.В соответствии с разделом 3 Земельного кодекса Украины к землям Украины относятся все земли в пределах её территории в т.ч. острова и земли занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению подразделяются на территории

2.Украина за пределами её территории может иметь земли на праве государственной собственности, но правовой режим этих участков определяется законодательством других стран (соответствующей).

3.Категории земель Украины имеют особый правовой режим

4.По целевому назначению в Украине выделяются следующие категории земель:

1)земли с/х назначения

2)земли жилищной и общественной застройки

3)земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения

4)земли оздоровительного назначения

5)земли рекреационного назначения

6)земли историко-культурного назначения

7)земли лесного фонда

8)земли водного фонда

9)земли промышленности, связи, транспорта, энергетики, обороны и иного назначения

 

Структура земельного фонда Украины на 2005год:

-общая площадь земель = 60,3 млн. га

-S с/х угодий = 41,8 млн. га = 69,3%

-пашня = 31,1 млн. га = 55%

-многолетние насаждения = 1 млн. га = 1,5%

-сенокосы и пастбища = 7,7 млн. га = 13%

-леса = 10,4 млн. га = 17,2%

-застройки = 2,3 млн. га = 4%

-открытые заболоченные = 940 тыс. га = 1,6%

-открытые без растительности = 1,2 млн. га = 1,9%

-прочие земли = 1,3 млн. га = 2,1%

-воды = 2,4 млн. га = 4%

 

Лекция №3

Социально-экономическая сущность землевладений и землепользований.

 

1. Земля как объект землеустройства.

2. Правовые основы землепользования.

3. Земельные участки и землепользования

4. Недостатки землепользования.

 

 

Земля как объект землеустройства выступает в нескольких видах:

 

1. Пространственный ресурс.

2. Средство производства

3. Объект правоотношений.

Как пространственный ресурс земля характеризуется координатами и границами, соединенными точками. Эти параметры определяются путем геодезических измерений. С точки зрения средства производства, земля характеризуется главным свойствам 1. плодородием, которое в свою очередь зависит от многих факторов, это исторические факторы, в результате которых оформляется тип почвы; 2. История хозяйственного использования земли; 3. Современные технологии обработки земли.

 


Земля как объект права.

Право землепользования – это совокупность правовых норм определяющих установление прав и обязанностей землепользования, условия и порядок владения, пользования землёй в целях обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Правовые нормы регулируются Конституцией, Земельным Кодексом и прочими нормативно-правовыми актами.

Права землевладельцев и землепользователей:

1. Право самостоятельного хозяйствования на земельном участке.

2. Право использования для хозяйственных нужд в установленном порядке, имеющихся на земельном участке обще распределенных полезных ископаемых: торф, лесные угодья. Водные объекты, подземные воды.

3. Возведение жилья, производственных, культурно-бытовых и др. строений и сооружений.

4. Право собственности на посевы и посадки с/х культур и насаждений.

5. Проведения оросительных, культуро-технических, и др. мелиоративных мероприятий в т.ч. строительство прудов, водоемов в соответствии с природоохранными требованиями.

6. Право участия в общественном решении вопросов мелиорации.

7. Право на получение стоимости земельных участков случае его выкупа при предоставлении для государственных и общественных нужд.

8. Право отчуждения государству, передачи в аренду, дополнительные покупки земельных участков в пределах размеров земельного Кодекса Украины.

Обязанности землевладельцев и землепользователей:

 

1. Эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать плодородие почв, не допускать ухудшение экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности.

2. своевременно выплачивать земельный налог и арендную плату.

3. Не нарушать права других собственников земельных участков, не нарушать порядка пользования лесными и водными объектами.

4. Своевременное предоставление в местные советы установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель.

5. Вести строительство в соответствии с действующими нормами и правилами по согласованию с землеустроительными органами.

6. Осуществлять комплекс мероприятий по охране земель.

Землевладение и земельные участки

Земельный участок – это материальный объект, предоставляющий часть земельной поверхности, ограниченный с помощью точек и линий от других земельных участков.

Землевладение – идеальная нематериальная категория, характеризующая право субъекта земельного отношения над земельным участком.

Недостатки землепользований.

1. Чрезмерно крупный размер землепользования и землевладения: он ведет к неудобству управления территорий, избыточные экономические затраты, снижение производительности труда.

2. Слишком мелкий размер земельного участка: создает технические трудности при автоматизации и механизации процессов обработки земли, ухудшает организацию обслуживания, в т.ч. транспортную территорию.

3. Несоответствие состава и оборота с/х культур в оптимальном показателе: снижение урожайности культур, уменьшение общей эффективности использования земель.

4. Дальноземье – это удаленность угодий от хозяйственных центров: повышение затрат на транспортные расходы, рост износа техники, снижение производства.

5. Черезполосица – раздробленность земельного массива, на обособленные участки, разделенные землями иной категории или формами иной собственности.

6. Вкрапливание и вклинивание предоставляющих собой разбиение земельного массива, что создает неудобства применения технических средств механизации, и проведении мелиоративных и культурно-технических работ.

7. Изломанность границ: нерациональное использование технических средств механизации с/х производства, повышенных энергозатрат, трудозатрат, снижение эффективности.

 

 

Лекция №4

 

Природные условия, влияющие на землеусройственную деятельность.

 

 

1. Общие законности географической зональности.

2. Пространственные свойства земли и их влияние на организацию с/х производства.

3. неблагоприятные природные и антропогенные процессы.

 

Планетарные географические закономерности, выявленные

Докучаевым – это зональное изменение природных комплексов и компонентов в направлении от экватора к полюсам.

Наиболее крупные зональные массивы – это географические пояса. Они отличаются температурой, атмосферою, почвенной растительностью, покров, животный мир.

Внутри географических поясов выделяются природные зоны, названия которых определяются преобладающим типом растительности.

Природная зона – это относительно крупная часть георгафического пояса, характеризующаяся господством какого-либо одного типа ландшафта.

Географический ландшафт – это природный географический комплекс, в котором все основные компоненты (рельеф, климат, воды, почвы, растительность, животный мир.), находящиеся в сложном взаимодействии и взаимообусловленности, образуя единую, неразрывную систему.

Ландшафт рассматривается как объект научного изучения и объект человеческой деятельности.

При освоении земельных ресурсов в пределах разных зон необходим индивидуальный подход. Ввиду их почвенно-ландшафтных условий

(рельеф, климат, воды, почвы, растительность, животный мир.) При проведении землеустроительных работ необходимо учитывать следующее:

1. Для рельефа учитывается экспозиция крутизна и протяжность склона.

2. Для почв: типы и подтипы, состав почвообразующих пород, механический состав, физические и химические свойства, количество гумуса и т.д.

3. Древесная и травянистая растительность: породный состав, возраст, плотность проекта, ботанический состав, ярусность, защитное и водоохранное значение.

4. При гидрологических условиях: виды поверхностных вод, их тип питания и режим, глубина залегания подземных вод, влажность почв, их капиллярная плотность.

5. Климатические условия: при проектировании земель температурный режим земной поверхности и воздуха, количество и режим осадков, изменение давления, определяющее ветров, режим, наличие погодных и климатических аномалий.

6. Животный мир, типы, виды животных, их сообществ.

 

 

Основные показатели учитываются при устройстве:

1. Размер определяет использование разных типов и технологий машинной обработки земель. Оказывает основное влияние на производственность и экономическую эффективность машинного парка.

2. Конфигурация. При обработке небольших участков Δ формы заезды и повороты должны быть в 2-2,5 раза больше по сравнению с такими участками прямоугольной формы.

Обработка участка с длинными сторонами уменьшает износ агрегатов, улучшает качество полевых работ и сокращает расход горючего, повышает урожайность и сокращает потери при уборке ввиду сокращения сроков уборки.

 

3. Рельеф как совокупность неровностей земной поверхности влияет на:

1. расположение почвенных разностей.

2. размещение естественной растительности.

3. водно-воздушный и микроклиматический режим.

4. механический состав почв, плодородия и агротехнические свойства.

5. Производственность с/х машин.

 

4. Экспозиция склона определяет общую господствующую ориентацию поверхности по отношению к частям света; освещенность склона солнечными лучами, количество солнечных радиаций; влияет на распределение осадков.

5. Крутизна склона – это угол наклона поверхности склона по отношению к уровневой поверхности земли, зависит от интенсивности эндо и экзогенных процессов. Чем круче угол наклона, тем большее значение приобретает гравитационные процессы. Протяженность склона определяет интенсивность природных и антропогенных процессов, обеспечивая «разгон» и повышение энергии процессов развивающихся на склонах.

6. Почвообразующий процесс включает в себя разнообразные химические, физические и биологические явления, почвы учитываются при организации севооборота, размещении полей и с/х участков. Под каждое угодье и севооборот необходимо отводить земли по почвенным показателям наиболее благоприятным для постановления цели.

7. Растительный покров с точки зрения энергоёмкости производства. При разработке эрозионных мероприятий и организации, кормовых угодий характер растительности играет ведущую роль. Наибольшее значение приобретает при организации пастбища.

8. Гидрографические и гидрогеологические условия учитываются при выборе участков под жильё. Застройки. Для организации угодий и севооборотов с точки зрения орошения и осушения земли.

9. Животный мир.

 

 

Среди природных неблагоприятных процессов по генезису выдают эндо- и экзогенные процессы.

Экзогенные по генезису можно сгруппировать следующим образом: гидрогенные, атмогенные и гравитационные.

Гидрогенные наводнения, цунами, подтопления, водная эрозия, сели, карст, суффозия.

Атмогенные ветровые, торнадо, смерч, ураган, ливневые осадки, град, молнии….

Гравитационные обвалы, осыпи, оползни.

Под эрозией понимается смещение и перемещение плодородного верхнего слоя почв, сопровождающейся потерей плодородия.

Водная эрозия линейная плоскостная.

Линейная эрозия связана с концентрацией водного потока. Эти потоки приводят к углублению русла водотока (данная), подмыву и размыву берегов, разрастанию верховий оврагов (пятящаяся ил отступающая эрозия).

Плоскостная происходит на относительно пологих склонах в результате механического разрушения верхней части почвенного слоя каплями дождя и переноса мелких частиц почв под действием гравитационных сил.

Ветровая эрозия (дефляция) также ведет к перемещению частиц в виде пыли.

 

 

 

Лекция №5

Факторы, определяющие развитие

дефляционных процессов

 

 

1. Естественный (ветры, движение воздуха, ветры, сопровождающие возникновение ветровых фронтов) и возникают в центрах действия атмосферы.

Ветра возникают в областях высокого давления и направлены в область низкого давления, поэтому в циклоне направление движения ветра к центру. Антициклон – наоборот.

Чем выше перепад давления в атмосфере, тем выше скорость ветра.

Дефляционные процессы при скоростях 3-4 м/с. на высоте 15см. от поверхности почвы вовлекаются частицы 0,05-0.15 мм.

2. Рельеф определяет экспозицию склона по отношению к преобладающим ветрам.

3.Осадки играют роль сдерживающего фактора, поскольку обеспечивают связанность полевых частиц на поверхности почвы носящих мелкий характер.

Ливневые осадки сопровождаются плоскостным смывом липитной овражной эрозией (12 м/сутки в Крыму).

4. Температурный режим определяет влажность почвенного покрова и связанность почвенных частиц.

5. Механический состав почв наиболее подвержены дефляции суглинистые и супесчаные почвы. Наиболее подвержены дефляции с небольшим содержанием гумуса.

6. Растительность. Растения связывают корневую системы частицами почвы, повышая её прочность, а с другой стороны растительность разрушает водные потоки и уменьшает скорость ветра в приземном слое.

7. Общетехнические условия определяют энергию рельефа, образуя комплекс условий, влияющих на интенсивность неблагоприятных процессов. Максимальный износ процессов происходит на возвышающихся процессах земной поверхности.

 

 

Классификация почв по степени эродированности.

1. Эродированные земли, потерявшие естественное плодородие в результате воздействия эродированных производств.

2. Эродированные земли, частично потерявшие естественное плодородие в результате воздействия эродированных процессов.

В зависимости от смытости или величины уничтожения плодородного слоя выделяют степень эродированности.

Слабо, - средне, -сильноэродированного.

Один из критериев – наличие в почве частиц менее 1 мм.

Сильноэродированные – более 75%

Средне – 60-70-%

Слабо – 50-60-%

 

Информационно-полевая структура и ее влияние на землеустроительную деятельность.

 

Геопатогенные и геоактивные зоны.

Геопатогенные – это участок земли, в пределах которых угнетаются биологические формы.

Биоактивные формы- участки, в пределах которых существование животных органов наиболее благоприятно.

По происхождению геопатогенные зоны делятся:

1. геоструктурные

2. тектонические

3. геологические

4. рельефные

5. ландшафтные

6. гидрогенные

7. техногенные

 


Симптоматика - результаты пребывания в гепатогенной зоне:

1. снижение иммунитета.

2. повышенная утомленность

3. раздражительность.

4. возникновение сердечных заболеваний.

 

 

Геопатогенные зоны отрицательно воздействуют на всех теплокровных животных, кроме летучей мыши, кенгуру, кошки.

 

1. Геоструктурный тип геопатогенных зон связан с полевым строением земли.

2. Тектоника.

Геопатогенез характерен для зон влияния разломов земной коры.

3. Геологические

Связанные природным распределением химических элементов в пределах земной коры.

4. Геопатогенные зоны связанные с понижением рельефа.

Возвышенные территории являются геоактивной зоной.

5. Ландшафтные

Связанны с комплексной характеристикой ландшафта, включающей рельеф, гидрологические условия, Характер растительности.

6. Формируются под участками со стоячей водой и над движущимися подземными водами.

Ландшафтно-техногенные используются для технологии фен-шуй.

7. Возникают в результате содержания искусственных каркасных структур, концентрируемых создание многочисленных искусственных электромашинных излучений.

Геопатогенная зона определяется различными инструментальными методами:

1. Прямая биопатация

2. Биокационный метод с помощью различных датчиков.

3. Инструментальный метод.

ЕНМПЗ.

 

 

 

 

Лекция №6

Землеустроительный процесс,

методы землеустройства.

 

 

Землеустройство – это сложный социально экономический процесс, который постоянно изменяется по содержанию и по форме, Поэтому состав землеустроительных действий отличают на разных исторических отрезках и в разных экономических условиях. В настоящее время все черты землеустроительного процесса в законодательстве, и включает следующие основные этапы.

1. Возбуждение землеустроительного дела.

2. Подготовительные работы включают составление проекта и его представление участником землеустройства.

3. Утверждение проекта и его приведение в исполнение: установление на местности границ, установка межевых знаков, перенесение проекта в натуру.

4. Составление и выдача землеустроительных документов, участникам землеустройства.

 

Кроме перечисленных действий землеустроительная деятельность опирается на знания о природных и социально-экономических условиях территории, закономерностях её развития, представление об оптимальном режиме использования территорий, кроме того, необходимость осуществлять рад геодезических действий и ряд право установленных действий. Т.о землеустройства представляет собой особый вид трудовой деятельности, имеющий свои правила, методы и технологии.

 

Землеустройство как отрасль научной деятельности – это учение о видах, формах и закономерностях организации территории и средств производства неразрывно связанных с ней.

Предмет землеустройства

 

Землеустройство как научная дисциплина включает следующие содержательные части:

 

1. История землеустройства.

2. Землеустроительное проектирование

3. Организация земельных работ

4. Земельный учет.

 

В зависимости от земельного проектирования различают предметы землеустроительного исследования, по Волкову

 

 

 

 

 

 

 

З.Н. Землеустроительная наука

Отрасли научные дисциплины

1. история ____________ 1.1. история землеустройства

2. техника ____________ 1.2. геодезические работы

3.технология____________ 1.3.Экономисеско-материальные методы

4.организация ___________ 1.4.организация земельных работ

5.теория ________________ 1.5 научные основы и методика исслед.

6. методология _________ 1.6 земельное проектирование

7.экономика____________ 1.7.экономика землеустройства

8. право _______________ 1.8.земельное право и земельный процесс

9.информация___________ 1.9. инвентаризация, кадастр, мониторинг

 

 

 

Предметы исследований научных дисциплин:

 

2.1. исторические закономерности, возникновение и развитие землеустройства как социально-экономического процесса.

2.2.методы и способы геодезических измерений, геодезическая техника, используемая при производстве землеустроительных работ.

2.3.способы и методы моделирования объектов и процессов землеустройства с применением вычислительных технологий.

2.4. закономерности организации землеустроительного производства. Формы, принципы, содержание землеустройства в системе общественного производства.

2.5закономерности функционирования, формы принципов и содержания землеустроительной деятельности с точки зрения методологии наук.

2.6.объектом является закономерности организации территории и средств производства, связанные с ней, а также методы и приёмы составления и обоснования проектов землеустройства и способов осуществления проектов землеустройства.

2.7 экономические законы и закономерности, и формы их проявления в земельной деятельности. Оценка экономической эффективности землеустройства.

2.8. 1.) способы возбуждения земельных дел; 2) землеустроительное регулирование земельных отношений; 3)разрешение земельных споров между участниками землеустройства;

2.9. методы и способы получения информации об объекте землеустройства. Методы и способы хранения и переработки, анализа информации по бонитировке, оценке, мониторинге состояния земли.

МН 63 – методы и способы научного исследования.

 


 

Методы землеустройства

 

1. Метод математического моделирования сопровождается земельными измерительными действиями, направленных на определение границ участков и вычисление их площадей, которые производились графическими. Аналитическими, механическими методами.

В ходе истинного развития математическим методом добавляются методы оценки качества земель.

В это время земельно -учетные, земельно-оценочные действия. Сравнительного анализа. Усложнение организации земель и способность с/х производства вызывает необходимость расчетно-конструктивного метода, который основан на составлении расчетов, проводимых по определенной методике в строго определенной последовательности, для получения конкретного результата. В условиях определенности разработан вариантный метод,

В ходе которого определяется несколько способов разрешения задачи.

Эти способы оцениваются путём сравнения показателей, на основе оценки выбирается лучший вариант.

2. Экономико-математические методы применяются для широкого круга земельных задач, включая методы дифференциального исчисления, линейного, динамического, статистического программирования для выбора оптимального решения формализованной землеустроительной задачи.

3. Экономико-статистические методы включают способы обработки массивов, данных с помощью инструментально-математической статистики, включая коррелляционно-регрессионный, дисперсионный анализ, методы экспертных оценок и производственных угодий.

4. Методы автоматизированного проектирования.

 

 

 

Лекция №7

 

Структура и основные задачи землеустроительной службы в Украине.

Землеустройство является составной частью системы управления земельными ресурсами, которые включают органы государственного управления по всей вертикали, в частности и всех субъектов земельных отношений.

Конкретные вопросы землеустройства и земельного кадастра решаются специально уполномоченным органом, который называется «Государственное агентство земельных ресурсов Украины» (Госземагенство)

 

Краткая история формирования государственной службы

в области землеводства

1961г. – создан Государственный институт землеустройства «Укрземпроект»

1989г. институт преобразован в Украинский научно-исследовательный и проектно-изыскательный институт землеустройства «УкрНИИземлепроект»

1990г.- институт переподчинен украинской академией аграрных наук.

1992г. – переименование в институт землеустройства.

Май 2003г. – переподчинен из академии аграрных наук в государственный комитет по земельным ресурсам.

2007г. – Название института ГП главный научно-исследовательный и проектный институт землеустройства с филиалами на местах.

 

Структура института

Включает в себя 14-15 отделов и два дополнительных сектора. В структуре института директор и 4 заместителя.

Основные отделы:

 

1. Управление мониторинга земельных отношений.

2. Управление рынка земель и оценочной деятельности

3. Управление государственного земельного кадастра и государственного реестра прав на землю и недвижимые имущества.

4. Управление контроля за осуществление землеустройства и охраны земель.

5. Управление по контролю за использование земли.

6. Управление государственной экспертизы землеустроительной документации.

7. Управление информационного обеспечения, международных отношений и связей с общественностью экспертизы земельной документации и лицензирования.

8. Юридическое управление.

9. Управление экономики и финансов.

10. Административно – территориального устройства и размежевания территории.

11. Управление делами.

12. Организационно – аналитического обеспечения работы директора.

13. Отдел кадров.

14. Отдел контроля за исполнение поручений.

15.Контрольно – ревизионный отдел.

Специализированные секторы

 

 

1)координации научно – исследовательских работ в области земельных отношений

2)работы с обращениями граждан

 

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Землеустроительная служба в Украине имеет иерархическое устройство. Верхняя часть представлена государственным агенством земельных ресурсов Украины. Следующий уровень – Главное управление земельными ресурсами в областях

- Главное управление в городах республиканского подчинения (г.Киев, г.Севастополь)

- управления отделами земельных ресурсов в городах областного районного значения

- районные отделы земельных ресурсов

 

Каждый из иерархических уровней имеет чётко очерченный круг задач. Функции госземагенства оговорены постановлением Кабинетов министров Украины №614 от 04.04.2007г.

 

Подчинение и руководство ГЗА

 

 

1. Госземагенство является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого определяется Кабмином через министра охраны окружающей среды.

2. ГЗА руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады, указами президента, актами Кабмина и указами Минприроды.

 

Основные задачи ГЗА

 

1. Подготовка и внесение министерству окружающей среды предложений по формированию государственной политики в сфере регулирования земельных отношений.

2. Координация работы по проведению земельных реформ.

3. Организация и обеспечение, ведение государственного земельного кадастра.

4. Осуществление землеустройства и проведение мониторинга земель.

5. Разработка и участие в выполнении государственных, региональных и отраслевых программ по вопросам регулирования земельных отношений, установление границ административно – территориальных образований, рационального использования, охраны и мониторинга земли, восстановление плодородия почв, ведение государственного земельного кадастра и территориального планирования.

6. Проведение государственной экспертизы, программ и проектов по вопросам землеустройства, ведения ГЗК, охраны земли, реформирования земельных отношений и технико–экономических обоснований таких программ и проектов.

 

Функции ГЗК

 

1. Разработка и представление на утверждение Министерством окружающей среды планов мероприятий по реализации основных целей деятельности агенства.

2. Исполнение заданий Кабмина Украины и Министерства охраны окружающей среды.

3. Внесение предложений по распоряжению землями коммунальной государственной собственности, установление границ административно – территориальных образований.

4. Разработка государственных программ по вопросам развития земельных отношений, рационального использования и охраны окружающих земель, ведение государственного земельного кадастра и осуществление научно – методического обеспечения исполнения этих программ.

5. Осуществление государственного регулирования в сфере оценки земли, ведение государственного реестра оценщиков, подготовка предложений по совершенствованию методики и порядка выполнения земельных оценочных работ.

6. Обеспечение подготовки и осуществление организационных экономических, экологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану земель, на повышение и восстановление плодородия, организация мероприятий по восстановлению полезных качеств земельных участков.

7. Обеспечение подготовки и осуществления организационных, экономических и других мероприятий по установлению границ административно – территориальных образований.

8. Участие в подготовке и осуществление мероприятий по развитию рынка земель, ипотеки земельных участков и совершенствование системы налогооблажения земель.

9. Разработка предложений по формированию инвестиционной политики исходя из приоритетов структурного реформирования экономики.

10. Рассмотрение нормативно – технической документации по вопросам разработки землеустроительной документации. Ценообразование в области проектирования, строительства и эксплуатации противоэрозионных объектов и сооружений и утверждение проектов в рамках своей компетенции.

11. Организация и осуществление в установленном порядке платных услуг в соответствии с перечнем, утверждённом Кабмином.

12. Организация в установленном порядке выполнения землеустроительных работ и проведение государственной инвентаризации земель.

13. Обеспечение научно - экспертизационного, аналитического, информационного и методического осуществления землеустроительных, земельно-оценочных работ при проведении землеустроительных работ.

14. Проведение мониторинга земель в соответствии с действующим законодательством .

15. Регулирование земельных отношений, создание и ведение государственного земельного кадастра.

16. Выступление в роли заказчика научно - исследовательских, проектно-изыскательных и строительных противоэрозионных работ, выполнение в рамках по охране земель .

17. Осуществление государственного регулирования в сфере установления границ административных образований. Планирование территории, размежевание земель государственной и коммунальной собственности.

18. Создание информационной базы по вопросам реформирования земельных отношений, мониторинга и охраны земель, ведение ГЗК, земельно-оценочной деятельности и земельных торгов.

19. Использование и распределение бюджетных средств для внедрения новых технологий и других достижений научно-технического прогресса в сфере рационального использования и охраны земель.

20. Проведение государственной экспертизы, программ и проектов по вопросам землеустройства, ведение ГЗК, охраны земель, реформирования земельных отношений и технико-экономического обоснования этих программ и проектов.

21. Организация научных исследований в области землеустройства и земельного кадастра, в том числе с привлечением иностранных партнёров.

22. Подготовка международных договоров в рамках своих полномочий и в соответствии с законодательством. Обеспечение выполнения Украиной своих договорных обязательств в области регулирования земельных отношений, использовании и охраны земель.

23. Осуществление мероприятий по интегрированию Украины е ЕС. Обеспечение исполнения обязательств Украиной в соответствии с законодательством ЕС.

24. Разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию порядка ведения учёта и подготовки отчётности в сфере регулирования отношений, использованию и охране земель, формированию экосистемы.

25. Осуществление координирования органов исполнительной власти по выполнению землеустроительных работ.

26. Содействие проведению земельных торгов, определение стартовой цены земельных участков пребывающих в государственной и коммунальной собственности.

27. Осуществление контроля за соблюдением порядка определения размера и компенсации потерь с/х и л/х производства.

28. Внесение предложений по использованию средств поступающих в качестве компенсации потерь с/х в органы местного самоуправления

29. Проведения лицензирования некоторых видов хозяйственной деятельности, определённой законом и контроль за соблюдение лицензионных условий.

30. Координирование деятельности научно-исследовательских учреждений.

31. Обеспечение государственной политики, обеспечение функционирования системы подготовки и переподготовки кадров.

32. Обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны государственной тайны, контроль за сохранение информации, составляющей государственную тайну.

33. Возбуждение ходатайств о прекращении и приостановки действия актов органов местного самоуправления и о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

34. Организация рассмотренных заявлений граждан по вопросам земельных отношений и земельных споров.

Участие в разработке проектов государственного бюджета и программ экономического, социального развития Украины.

 

Права и обязанности ГЗА

Право получать в установленном законодательством порядке от центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию, документы, материал, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей.

Привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций для рассмотрения вопросов, которые относятся к их компетенции по согласованию с руководством.

Право созыва в установленном порядке совещаний, конференций, симпозиумов в границах своей компетенции.

Право создавать межведомственные комиссии, экспертные, консультационные советы и рабочие группы по согласованию с другими органами государственной власти.

Право представления Кабмином в международных организациях по его поручению во время подписания международных договоров.

Создавать, реорганизовывать или ликвидировать в установленном порядке территориальные органы ГЗА по согласованию с Министерством охраны окружающей среды.

Учреждать печатные средства массовой информации и проводить издательскую деятельность с целью освещения вопросов реализации государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, охраны и проведения мониторинга земель, ведение ГЗК.

Утверждать по согласованию с центральными и местными органами исполнительной власти совместные акты.

Право взаимодействия с центральными и местными органами для осуществления своих полномочий.

Право издавать указы и другие нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения органами местного самоуправления по согласованию с министром охраны окружающей среды и путём регистрации в установленном законодательством порядке.

Право персональной ответственности главы агентства за исполнением возложенных на госземагенство заданий.

Право заключения и разрыва контрактов с работниками агентства.

Право утверждения смет затрат на создание ГЗА.

 


 

 

Лекция №8

 

Концепция развития АРК

 

Поскольку все землеустроительные действия осуществляются в социальных и природотехнических сферах, они должны опираться на перспективные планы развития территории. Поэтому концептивные основы развития территории являются базисом землеустроительной деятельности.

1.Цели и приоритеты развития АРК

обеспечение развития курортно-рекреационного центра;

развитие промышленности на инновационно - инвестиционной основе;

развитие АПК, направленного на обеспечение потребностей в продовольствии, отдыхающих и населения АРК;

развитие строительного комплекса;

реформирование топливно-энергетического комплекса;

развитие транспортной инфраструктуры;

совершение отношений собственности, приватизации и корпоративного управления.

 

В связи с вышеизложенным, в экономическом развитии АРК стоит основная задача: упорядочивание земельных отношений и пространственной организации территориальных ресурсов АРК

8) реорганизация и улучшение ЖКХ

9) развитие потребительского рынка, рост доходов населения

10) реформирование системы здравоохранения

11) гармонизация межэтнических отношений

 

В социальном блоке развития АРК особое место принадлежат земельно-кадастровой деятельности.

12) минимизация отрицательного воздействия мероприятий на экосистему полуострова;

13) сохранение и укрепление объектов природозаповедного фонда;

14) сохранение земель с/х значения, повышение урожайности с/х культур и плодородия почв;

15) проведение берегоукрепительных и берегозащитных мероприятий, противооползневых мероприятий, сокращение деградации земли.

 

В экологической отрасли большое значение имеют землеустроительные работы по установлению ограничений и обременений на землепользования, а также земельно-кадастровые работы, связанные с учётом качества и количества земли.

 

2. Основные задачи по указанным направлениям

В области развития курортно-рекреационной отрасли

1) обеспечение рационального использования природных ресурсов и их надлежащая охрана

2) определение статуса курортных территорий государственного и местного значений

3) проведение инвентаризации земель оздоровительного, природоохранного, историко-культурного назначения, выделение новых земель, относящихся к этим

4) обеспечение актуализации градостроительной документации и контроля за застройкой прибрежных территорий

5) обеспечение инженерной защиты побережья

6) повышение обеспечения необходимых условий для дальнейшего развития различных видов туризма

В области развития промышленности

7) создание банков данных инвестиционно привлекательных предприятий и территорий, обеспечивающих максимально экономическую эффективность при соблюдении экологически безопасных технологий и энерго- и ресурсообеспечений

В области развития АПК

8) разработка и реализация средних отраслевых программ развития АРК

9) внедрение новых и реализация существующих механизмов финансовой поддержке с/х товаропроизводства путём развития земельно-арендных отношений

10) внедрение экономических стимулов рационального использования земли

11) использование современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий

12) реализация комплекса мероприятий по охране плодородия почв, в том числе инвентаризация земли с/х назначения, оптимизация территориальной структуры землепользования (правильное использование земель; выведение из системы обработки малопроизводственных угодий; агохимическая паспортизация земель)

13) реализация стратегии развития садоводства и виноградарства, в том числе оптимизация использования существующих площадей под садами и виноградниками

14) определение перспективной площади для освоения путём анализа факторов, влияющих на размещение культур

В области обеспечения мясо – молочной продукции

15) инвентаризация и качественная оценка существующих природных и улучшение пастбищ АРК с целью планирования развития фермерских хозяйств

16) оптимизация существующей структуры пастбищеоборотов и севооборотов кормовых культур и стойловом содержании животных

В области развития строительного комплекса

17) инвентаризация объектов незавершенного строительства и обоснование их инвестиционной привлекательности

18) информационное обеспечение нормативного регулирования, градостроительной деятельности с соблюдением существующих законов и норм

19) осуществление планирования размещения центров строительных индустрий с учётом существующего рынка и инфраструктуры, обеспечивающей этот рынок

В области реформирования топливно - энегетического комплекса

20) инвентаризация существующих сетей ТЭК

21) создание по установлению охранных зон и зон ограниченного испытания для обеспечения экологически безопасного функционирования предприятий и сетей ТЭК

В области развития транспортной инфраструктуры

22) инвестиция и упорядочивание землепользований и землевладений в пределах существующей транспортной сети

23) обеспечение эффективного целевого использования земель автомобильного и железнодорожного транспорта

24) развитие существующих транспортных сетей с учётом экономических и социальных потребностей и норм оптимизационного моделирования

25) планирование размещения сервисных служб, обслуживающих транспортную сеть полуострова

В социальной сфере развития потребительского рынка

26) разграничение форм собственности в жилом фонде, инвентаризация жилого фонда, оформление и выдача прав

27) информационное обеспечение системы управления предприятий и организаций ЖКХ

28) создание геоинформационных систем для анализа и оптимизации рыночной инфраструктуры, определение пространственных и социальных характеристик по поставкам и сбыту продукции

В экологической сфере

29) нормативное обоснование границ воздействия промышленных предприятий и границ санитарно-защитных норм

30) геодезическое обеспечение выноса границ в натуру

31) контроль за использование земель санитарно-защитных зон;

Сохранение и укрепление объектов природоохранного фонда

32) каталогизация объектов природозаповедного фонда

33) нормативно - правовое и геодезическое обеспечение в установлении границ объектов ПЗФ

34) научно-методическое и организационное обоснование в создании новых объектов природозаповедных зон

сохранение земель с/х назначения, повышение урожайности с/х культур и почвенного плодородия

35) инвентаризация земель с/х назначение АРК

36) проведение специализированных топографо-геодезических, агрохимических, геоморфологических и других съёмок для определения качественного состояния земель с/х назначения

37) анализ состояния мелиоративных земель, определение перспектив их улучшения и оптимизации

38) оптимизация структуры с/х угодий в зависимости от экологических и социальных факторов

39) организация территории вновь созданных с/х образований

В выполнении берегоукрепительных и противоэрозионных мероприятий

40) создание кадастра распространения опасных процессов на территории АРК на основе земельного кадастра

41) мониторинг состояния береговой зоны, карстовых процессов и прочих опасных явлений

42)контроль за соблюдение инженерных проектов, защитных мероприятий

43) совершенствование системы мониторинга состояния окружающей среды в рамках мониторинга земель, которые госкомземом ( агенством по земельным вопросам )

 

 

Лекция №9

Система землеустройства и содержание землеустроительных работ

 

 

Структурная схема землеустройства и этапности землеустроительных работ

 

 

 

ГСИ и ОЗ – генеральная схема использования и охраны земель страны

ГПИ и ОЗ – государственная программа использования и охраны земель

ПрИ и ОЗ – прогноз использования и охраны земель

СЗ АРК – схема землеустройства АРК (областей)

РПИ и ОЗ – региональная программа использования и охрана земель

СЗР – схемы землеустройства района

ТЭО, ТЭР –технико-экономическое обоснование и технико-экономические решения

ПМЗ – проект межхозяйственного землеустройства

ПВЗ – проекты внутрихозяйственного землеустройства

РП – рабочие проекты

МАН – материалы авторского надзора

 


 

ГСИ и ОЗ составляется на основе долгосрочного прогноза, рационального использования и охраны единого государственного земельного фонда в интересах обеспечения потребностей всех отраслей хозяйства

Задачи ГСИ и ОЗ:

обоснование потребностей всех отраслей хозяйства земельных ресурсов в соответствии с перспективами развития и размещения отраслей

выявление резервов земель пригодных для размещения хозяйственных отраслей

установление площадей, нуждающихся в проведении различных мероприятий по повышению свойств земли

определение потребностей капитальных вложений для осуществления запланированных мероприятий

ГПИ и ОЗ устанавливает цель в работе, конкретизирует задачи, описывает состав, содержание и последовательность разработки схемы, структуру и расчётный период в осуществлении генеральной схемы

Включает анализ современного испытания земельных ресурсов, в том числе количественные и качественные показатели, характеризующие состояние земли; программы потребностей отраслей; перечень мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану земель; обоснование капитальных вложений для осуществления предусмотренных мероприятий

ПрИ и ОЗ включает разработку прогнозов потребностей отраслей хозяйства страны земельных ресурсов в соответствии с долгосрочными планами развития народного хозяйства. В этом блоке составляется перспективный земельный баланс страны.

 

СЗ АРК.

Главные задачи СЗ АРК:

выявление всех категорий земельных угодий, пригодных для вовлечения в с-х работы

выявление площадей, требующих проведения мероприятий по их улучшению

определение потребностей капиталовложений на освоение резервов земель и обоснование экономической эффективности предусмотренных мероприятий

 

 

Лекция №10

Межхозяйственное землеустройство, содержание и порядок осуществления

 

 

Основная цель межхозяйственного землеустройства заключается в рациональном использовании земель путём правильного их распределения между отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями и учреждениями. В межхозяйственное землеустройство входят следующие землеустроительные действия:

1. Образование новых и упорядочивание существующих землевладений и землепользований с устранением черезполосицы, вклиниваний, вкраплений, дальноземья и других неудобств

2. Уточнение и изменение границ землевладений и землепользований.

3. Отвод и изъятие земельных участков.

4. Установление и изменение городской и поселковой черты.

 

I. Порядок проведения межхозяйственного землеустройства:

II. Подготовительный этап включает в себя изучение схемы землеустройства в данном районе, выяснение пожеланий заинтересованных землепользователей. Изучение планово-картографических материалов и земельно-учётной документации

III. Этап полевого обследования земельных участков предполагает изучение всей территории или конкретного участка, на котором разрабатываются проекты межхоза. В ходе полевых обследований кроме земельных участков обследуются все объекты недвижимости, неразрывно связанные с землёй.

IV. Собственно разработка проекта межхоза осуществляется в камеральных условиях на основе полевых обследований и результатов изучения материалов в предварительном этапе

V. Утверждение проекта межхоза в органах государственного управления в соответствии с их компетенцией

VI. Вынос в натуру проектов межхоза путём проведения соответствующих геодезических работ и установки межевых знаков

VII. Составление и выдача государственного акта на право владения или документа на право пользования

 

1. Образование новых и упорядочивание существующих землевладений и землепользований

Любые землевладения и землепользования характеризуются набором следующих показателей:

- размер площади;

- компактность территории;

- состав и соотношение земельных угодий.

Размер землевладений должен быть научно обоснован, отвечать существующим законодательным органам и в целом зависит от организации структуры хозяйственного производства, от специализации производства и от планируемых объёмов производства

Компактность территории проще всего достигается при формировании новых землепользований, сложнее – при упорядочивании границ старых землепользований. Факторами, влияющими на компактность: форма, вид производственной деятельности, удалённость границ участка от хозяйственных центров, наличие инфраструктуры. При упорядочивании существующих пользований достижение компактности обеспечивает устранение неудобий.

Состав и соотношение земельных участков в наибольшей степени учитывается при формировании с/х предприятий. С помощью этого показателя обеспечивается оптимизация севооборотов, пастбищ. Во всех проектах межхоза принципиальное значение имеет соотношение между хозяйственными и природными образованиями, обеспечивающих устойчивость развития территории и экологическую безопасность территории. При проектировании границ новых и упорядочивании существующих землевладений и землепользований добиваются максимального совмещения проектируемых границ с существующими устойчивыми элементами местности.

Устранение неудобий при упорядочивании существующих землевладений и землепользований осуществляется путём спрямления границ и обмена земельными участками между субъектами хозяйственной деятельности. В случае неэквивалентного обмена оговариваются условия компенсации.

2.Уточнение и изменение границ осуществляется на основе утверждённого проекта землеустройства путём осуществления геодезических действий, измерений на местности и перенесение землевладений, закрепление их межевыми знаками установленного образца. Землеустроительные действия:

- составление и оформление соответствующей документации (графической и текстовой)

- согласование границ с заинтересованными землевлдельцами и органами государственного управления в соответствии с их компетенцией.

3. Изъятие и отвод земель.

- Предоставление земельных участков во владение и пользование осуществляется в порядке отвода земель.

- Если до этого земли находились во владении либо пользовании, их отвод осуществляется после изъятия.

Компетенция органов государственного управления в области изъятия и отвода земель:

Изъятие и отвод земель для не с/х нужд осуществляется на основании Кабмина либо решения исполнительного комитета, соответствующего Совету народных депутатов. Отвод земель для государственных и общественных нужд за счёт земель запаса осуществляется по решению исполкомов советов. При этом для не с/х использования в первую очередь предоставляются участки непригодные для с/х использования либо с/х угодия худшего качества, а также земли лесфонда на территориях, не покрытых растительностью. При предоставлении участков не с/х использования должны соблюдаться следующие условия:

1) Размер участка должен быть чётко обоснован и минимален по обоснованию;

2) Изъятие земельного участка не должно мешать сохранению существующей организации территории с/х предприятия и обеспечивать максимально эффективное использование прилегающих земель;

3) Должна обеспечиваться возможность осуществления земельноохранной и природоохранной функции путём проведения мероприятий по предотвращению линейной плоскостной эрозии, дефляции, подтопления, заболачивания, оползней, карстово-суффозионных явлений (процессов)

В случае изъятия земель для не с/х использования определяются убытки землевладельцев, а также исчисляются потери с/х производства, связанные с изъятием земельного участка. При изъятии земель для государственных и общественных нужд возмещению подлежит стоимость жилых домов, объектов культурно-бытовых сооружений, производственных зданий и сооружений или расходы по перемещению их на новое место. Многолетние насаждения и урожаи с/х культур при определённой стоимости объектов, подлежащих компенсации, руководствуются документами, утверждёнными Кабмином Украины.

Потери с/х производства не возмещаются в следующих случаях:

1) При отводе для строительства мелиоративных систем для орошения и осушения земель с/х назначения.

2) При отводе земельных участков (за исключением пашни, многолетних насаждений, культурных пастбищ и сенокосов) под строительство прудовых, озёрных рыбных хозяйств государственного подчинения.

3) При изъятии земельного участка возле населённых пунктов под строительство школ, дошкольных детских учреждений, лечебных заведений и объектов культурно-бытового значения.

4) При предоставлении земельного участка во временное пользование, если по условиям отвода эти участки после использования будут приведены в состояние пригодное для с/х производства

4. Установление и изменение границ городской и поселковой черты.

Городская или поселковая черта – это внешняя граница земель города или посёлка, отделяющая их от прочих земель и определяемая на основе генерального плана или технико-экономического обоснования развития города или посёлка.

Работы по установлению и изменению границ состоят из восстановления в натуре границ города или посёлка и юридического оформления. При вынесении в натуру руководствуются современными юридическими документами, определяют черту и основываются на геодезических измерениях, опирающимися на пункты ГГС.

 

 

Лекция №11

 

Внутрихозяйственное землеустройство

 

1. Задачи и порядок проведения внутрихозяйственного землеустройства.

2. Цель внутрихозяйственного землеустройства.

3. Рациональное и эффективное использование земель в конкретном с/х предприятии или производстве.

Задачи внутрихозяйственного землеустройства

Создание территориальной основы

Организация эффективного использования имеющихся угодий

Повышение культуры земледелия

Обеспечение высокопроизводительного использования техники

Рациональная организация компонентов производства и организация труда

Порядок проведения и содержание внутрихоза:

1) Изыскания и разработка проектов

2) Перенесение проекта в натуру

3) Оказание помощи предприятию в осуществлении проекта (авторский надзор)

При выполнении этих работ составляется следующая документация:

Технический отчёт

Проект внутрихозяйственного землеустройства

Технический отчёт по перенесению проекта в натуру

Технический отчёт по оказанию помощи предприятию в осуществлении проекта внутрихоза

Состав и содержание документации жёстко регламентированы инструктивными документами. Но в содержательной части уточняются и изменяются в зависимости от конкретных природно-климатических, экономических и организационно – хозяйственных особенностей предприятия

Задание на проектирование

Проект составляется в соответствии с заданием, которое должно содержать:

1) Основание для проектирования

2) Наименование заказчика работ и проектной организации

3) Проектный период и освоение проекта

4) Производственное направление хозяйства на первую очередь и на проектный период

5) Межхозяйственные связи предприятия на первую очередь и на конец проектного периода

6) Для с/х предприятий: состав с/х угодий на исходный год

7) Посевные площади на исходный год и на конец проектного периода

8) Урожайность с/х культур, средняя за 3-5 летний период, за последний год и на конец проектного периода

9) Размещение, перспективы развития животноводства и птицеводства

10) Поголовье и продуктивность животных на исходный год и на конец проектного периода

11) Производство валовой продукции всех отраслей хозяйства на исходный год и на конец проектного периода

12) Форма управления производства и мероприятия по охране и улучшению земель на начало и конец проектного периода

Задание на составление проекта внутрихоза разрабатывают специалисты хозяйства с участием специальной проектной организации на основе материала земельно-устроительных изысканий с использованием данных схем землеустройства администрации района и других предпроектных проработок. В содержательной части:

1) Проект разрабатывается на доброкачественном планово-картографическом материале с использованием материалов почвенных, геоботанических изысканий, данных оценки земель, перспективных планов противоэрозионных предприятий, мелиорации и рекультивации земель

2) Каждый внутрихоз является уникальным, поскольку учитывает конкретные условия территории, т.е. в районах распространения водной и ветровой эрозии одно из основных мест будет занимать осуществление инженерных, мелиоративных, агротехнических и других противоэрозионных мероприятий; для районов с оросительными и осушительными сетями проектные решения тесно связаны с существующей сетью каналов

3) Наиболее сложные части проектов внутрихоза для повышения качества работы разрабатываются в нескольких вариантах, для выбора наилучших вариантов проводят экономический анализ; при этом сравнивают следующие показатели:

a. Состав и соотношение с.-х. угодий

b. Состав и соотношение севооборотов

c. Средневзвешенное состояние до севооборотов и угодий

d. Конфигурация, размеры, равновеликость полей севооборотов

e. Единовременные капитальные затраты на осуществление проекта

f. Ежегодные издержки производства

g. Условия организации производства и обслуживания населения

4) Рассматриваемые вопросы территориального размещения населенных пунктов, хозяйственных центров, производственных подразделений, организаций угодий, устройства территории пашни и кормовых угодий, размещение лесомелиоративных, размещение дорожной сети. В дальнейшем на основе этих разработок составляются отдельные рабочие проекты по каждому виду проектирования.

5) Наиболее целесообразным считается составление проекта внутрихоза по группам хозяйств, связанных с системными связями (природные, экономические, производственные…)

 


 

Проектная документация по внутрихозу

Она состоит из двух частей:

1) Текстовая: пояснительная записка с приложениями

2) Графическая часть

Пояснительная записка содержит проектные предложения на конец проектного периода и на его начало с выделением первой очереди освоения проекта.

Проект

1. Использование земельного фонда: в разделе даются предложения

1.1. По вовлечению в оборот не использованных по целевому назначению земель

1.2. По освоению неудобий и рекультивации земель

1.3. По повышению продуктивности и улучшению с.-х. угодий (орошение, осушение, удаление камней, корчевание кустарников и редколесья, создание культурных пастбищ, засыпка промоин, просадок)

1.4. Трансформация земельных угодий

По всем угодиям указывая их положение в составе земель, площади, обосновывается характер улучшения

2. Размещение производственных подразделений, населенных пунктов и хозяйственных центров. В разделе описывается:

2.1. Количество и размеры производственных подразделений

2.2. Влияние природных факторов на формирование производственных подразделений

2.3. Расположение населенных пунктов на территории хозяйства; функциональное назначение и перспективы развития населенных пунктов

2.4. Территории перспективной застройки населенных пунктов

2.5. Использование трудовых ресурсов

2.6. Размещение новых и реконструкция существующих хозяйственных центров

2.7. Санитарно-защитные зоны и режим использования земель в них

3. Размещение дорожной сети и других элементов инженерной структуры. При написании раздела обосновывается:

3.1. Обеспечение кратчайших связей между населенными пунктами и хозяйственными центрами

3.2. Обеспеченность подъездными путями к дорогам общего пользования и центрам реализации продукции

3.3. По достижению минимальных затрат на устройство дорожной сети и её эксплуатации

3.4. Вписывание мероприятия по предупреждению концентрированного поверхностного стока, вызывающего эрозию и подтопление

3.5. Указывается функциональное назначение технической характеристики дорожной сети, грузонапряженность

3.6. Описывается размещение дорожных элементов инженерной инфраструктуры (водоводы, ЛЭП, газопроводы, тепловые сети) и влияние их на организацию территории хозяйства

3.7. Особенности режима использования земель в зонах инженерной коммуникации

4. Организация угодий

5. Природоохранные мероприятия

6. Социально-экономические вопросы организации территории

7. Техника безопасности

8. Сметно-финансовые расчеты

9. Экономическая эффективность проекта

10. План осуществления проекта

 

 

Лекция №12

 

Основы земельного кадастра

 

ГЗК – это единая система земельно-кадастровых работ устанавливающая процедуру установления факта возникновения или прекращения права пользования земельными участками и содержащая совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме этих участков, их оценки, классификации земель, количественную и качественную характеристику и распределения среди собственников земли и землепользователей. («Земельный кодекс» глава 34 ст. 193 п.1)

Земельный кадастр является основой для ведения кадастров других природных ресурсов (п. 2).

Объекты ГЗК – земля и земельный участок в частности.

Земля как объект земельно-кадастровой деятельности.

1.Земля как пространственный ресурс. Пространственные ресурсы планеты конечны и исчерпаемы.

1.2.Земельный участок фиксируется на пространстве планеты с помощью геодезических измерений путем координатной привязки.

2. Земля как средство производства.

2.1.Плодородие (естественное и искусственное).

2.2.Местоположения участка.

2.3.Рекриационные, лечебное и др.

3. Земля как объект социально-экономических отношений.

Назначение ГЗК.

Обеспечение необходимой информации органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан с целью регулирования земельных отношений, рационализация использования и охраны земель, определение размеров платы за землю и ценности земель в составе природоохранных ресурсов, контроля за использованием и охраны земель, экономических и экологических обоснований, бизнес планов и проектов землеустройства.

Основная цель земельного кадастра – фискальная.

Задачи ГЗК.

1.Обеспечение полноты сведений обо всех земельных участках.

Полнота сведений обеспечивается однозначным определением метрических характеристик земельных участков, фиксирование правоустанавливающих документов на земельный участок, перечнем показателей характеризующих качественное состояние земель на данном участке.

2.Использование единой системы пространственных координат и системы идентификации земельных участков.

Использование единой системы координат исключает появление ошибок при определении границ земельных участков и возникновения земельных конфликтов. Идентификация земельных участков предусматривает присвоение каждому земельному участку уникального кода, что предотвращает дублирование информации.

3.Внедрение единой системы земельно-кадастровой информации и ее достоверность.

Внедрение единой системы – достоверность земельно-кадастровой информации обеспечивается при выполнении первых двух задач, единая система земельно-кадастровой информации определяется нормативно-правовыми документами (Закон о землеустройстве, Закон о тапографо-геодезической деятельности).

Составные части ГЗК.

1.Кадастровое зонирование.

2.Кадастровые съемки.

3.Бонитировка почв.

4.Экономическая оценка земель.

5.Денежная оценка земельных участков.

6.Государственная регистрация земельных участков.

7.Учет количества и качества земель.

 

1.Кадастровое зонирование – это один из наиболее эффективных элементов управления земельными ресурсами.

Кадастровое зонирование включает установление:

1.1.Местоположение ограничений по использованию земель.

1.2.Установление границ кадастровых зон и кварталов.

1.3.Границ оценочных районов и оценочных зон.

1.4.Установление и присвоение кадастровых номеров.

2.Кадастровые съемки – обеспечение пространственной основы проведения иных земельно-кадастровых работ. Кадастровые съемки включают:

2.1.Геодезическое установление границ земельных участков.

2.2.Согласование границ земельных участков со смежными собственниками и землепользователями.

2.3.Восстановление границ земельных участков на местности .

2.4.Установление границ частей земельного участка, имеющего ограничение и обременение по использованию земель.

2.5.Изготовление кадастровых планов.

3.Бонитировка почв – это сравнительная оценка качества почв по их основным природным свойствам, имеющим устойчивый характер и существенно влияющий на урожай с/х культур, которые выращиваются в конкретных природо-хозяйственных условиях. Бонитировка почвы осуществляется по 100 бальной шкале; принято высший балл присваивать почвам с лучшими качествами, имеющими максимальную природную продуктивность (на материальной бонитировке почв основываются методы оценки земли).

4. Экономическая оценка земли – это оценка земли как природного ресурса и средства производства в сельском и лесном хозяйстве пространственного базиса в общественном производстве по показателям, характеризующим продуктивность земель, эффективность их использования и доходность с единицы площади. Основное назначение – сравнительный анализ и эффективность их использования. Результат экономической оценки выражается в условных кадастровых гектарах или в денежном выражении. Данные экономической оценки земли являются основой денежной оценки земли.

5.Денежная оценка ,осуществляется на рентной основе. В зависимости от назначения и порядка, осуществляемая денежная оценка имеет два основных вида:

1) нормативная

2) экспертная

Нормативная денежная оценка используется для исчисления земельного налога, для определения потерь c/х и лесо/x производства, экономического стимулирования рационального использования.

Экспертная денежная оценка используется при осуществлении гражданско-правовых действий с земельными участками. Методика проведения денежной оценки жестко нормирована и закреплена соответствующим положением Кабмином Украины.

6.Государственная регистрация земельных участков осуществляется в составе единого государственного реестра земель. Государственный реестр земель содержит 2 части:

1) Книга записей регистрации государственных актов на право собственности, на право постоянного пользования, права аренды земельных участков с указанием их кадастровых номеров.

2) Поземельная книга, содержащая сведенья о земельных участков.

7.Учет количества и качества земель.

1.Учет количества земель отражает сведенья, характеризующие земельный участок по площади и по составу угодий.

2.Учет качества земель отражает сведенья, характеризующие земельные угодья по природным и приобретенным качествам, которые влияют на использование земель и их экологические свойства.

 

Порядок ведения ГЗК.

1. Назначение ГЗК – предназначается для обеспечения совета народных депутатов, заинтересованных предприятий, организаций и граждан, необходимыми и возможными сведеньями о естественном хозяйственном состоянии земель и правовом режиме их использования c целью организации рационального использования и охраны земель, регулирования земельных отношений, землеустройства и обосновании размеров платы за землю.

2.ГЗК включает данные регистрации права собственности, право пользования землей, данные учета количества и качества земель, бонитировка земель, зонирование территории населенных пунктов и оценки земель.

3. ГЗК ведется по единой для Украины системе на базе нормативных документов утвержденных Гос.ком .земом.

4. ГЗК ведется гос.ком.земом Украины, Рес. ком.земом Крыма , управлениями земельных ресурсов, областных, Киевской и Севастопольской государственных администраций, отделами земельных ресурсов районных гос. администраций и исполкомами сельских, поселковых, городских советов народных депутатов.

5.Ведение ГЗК обеспечивается проведением:

- топографо-геодезических работ;

- картографических работ;

- почвенных, геоботанических;

- лесотипологических;

- градостроительных и др. обследований и изысканий;

- регистрации права собственности, права пользования и договоров аренды;

- учета количества и качества земель;

- бонитировки земель;

- зонирования территории населенных пунктов;

- оценки земель.

6.Документация ГЗК ведется по территории сельских, поселковых, городских, районных советов народных депутатов, областей, АРК и Украины в целом с учетом природного с/х и лесо-хозяйственном районирования и функционального зонирования территории населенных пунктов.

7.Земельно-кадастровая документация:

- кадастровые карты и планы( графические и цифровые);

- схемы, графики, тексты и прочие материалы, содержащие сведенья о границах административно-территориальных образований, границах земельных участков по количеству, качеству и народно- хозяйственной ценности земель, по собственникам земли, по единицам административно-территориального деления;

-книги регистрации государственных актов на право землевладения и землепользования.

Земельно-кадастровая документация ведется в соответствии с инструкцией, изданной Гос. ком. агенством.

 

 


Лекция № 13

 

Приобретение и реализация права на землю.

 

Основание для приобретения права на землю:

1.Граждани и юридические лица приобретают право пользования земельным участков из состава земель государственной или коммунальной собственности на основании решения органов государственной исполнительной власти или органов местного самоуправления в рамках полномочий , определенных Земельным кодексом Украины.

2. Бесплатная передача земли в собственность осуществляется в следующих случаях:

2.1. Приватизация земельных участков, находящихся в собственности граждан.

2.2. В случаях получения земельных участков вследствие приватизации государственных и коммунальных с/х предприятий, учреждений и организаций.

2.3.В случае получения земельных участков из государственной коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных Земельным кодексом Украины

3. Передача земельных участков бесплатно в собственность гражданам в пределах норм, определенных кодексом осуществляется 1 раз для каждого вида использования земель.

4.Предоставления в пользование земельного участка находящиеся в собственности или пользовании осуществляется только после изъятия или выкупа этого земельного участка в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Украины.

 

Порядок бесплатной приватизации земельных участков:

1.Граждани, заинтересованные в приватизации земельного участка, который пребывает в их пользовании подают заявление в соответствующий совет по местоположению данного участка.

2.Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления принимается в месячный срок на основании тех материалов и документов, подтверждающий размер земельного участка.

3.Граждани и работники государственных и коммунальных с/х предприятий, а также работников претендующие на приватизацию земельных участков, находящиеся в собственности этих предприятий, организаций, учреждений, обращаются в соответствующий совет или в соответствующую государственную администрацию.

4. Соответствующие органы местного самоуправления или государственные исполнительные власти в месячный срок рассматривают заявления и выдают разрешение с/х учреждений, организаций на разработку проекта приватизации земель.

5.Передача земельных участков в собственность гражданам, работникам государственных и коммунальных организаций, учреждений производится после утверждения проекта приватизации земель в порядке установленным земельным кодексом .

6. Граждане, заинтересованные в получении земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности для:

-ведение фермерского хозяйства;

-для ведения личного крестьянского хозяйства;

-для ведения садоводства;

- для строительства жилого дома;

-для индивидуального дачного строительства;

-строительства индивидуальных гаражей;

в границах норм бесплатной передачи подают заявление в соответствующие местные советы по месту расположения земельного участка. В заявлении указываются желательные размеры и цель использования земельного участка.

7.В соответствующие советы местного управления или гос. администрации предоставляются разрешения на разработку проекта отведения земельного участка .При передаче земельного участка для ведения сельского хозяйства прилагаются выводы конкурсной комиссии.

8. Проект отвода земельного участка разработан на основании заявлений граждан, организаций, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих работ в срок установленные заданием.

9.Проект отвода земельного участка согласовывается с органами управления земельными ресурсами, с природоохранными, эпидемиологическими службами, органами архитектуры и подается на рассмотрение соответствующими администрациями или органами местного управления.

10.Совет в течении месяца рассматривается проект отвода и принимается решение о передаче земельного участка в собственность.

11. В случае отказа органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в передаче земельного участка или не рассмотрения заявления соответствующим органам вопрос решается в судебном порядке.

Нормы бесплатной передачи земельных участков

1. Граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земли из состава земель государственной коммунальной собственности в следующих размерах:

Для ведения фермерского хозяйства в размере земельной доли (пая) определенной для членов с/х предприятий. В случае отсутствия на территории с/х предприятий, средний размер доли определенный как средний по району.

Для ведения личного крестьянского хозяйства не более 2 га.

Для ведения садоводства не более 0,12 га

Для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений. В селе 0,25 га, в поселке 0,15 га, в городах не более 0,10 га.

Для индивидуального дачного строительства 0,10 га

Для строительства индивидуальных гаражей 0,01 га

2. Размер земельных участков, передающихся бесплатно гражданам для ведения личного хозяйства может быть увеличен в случае выделения в натуре земельного пая, большего по размеру.

Порядок предоставления земель в использование юридическим лицам

1. Предоставление земельных участков юридическим лицам осуществляется на основании решения органов исполнительной власти на основании проекта отвода земельного участка.

2. Условия и сроки разработки проекта, определяющегося на основании договора, заключенного между заказчиком и исполнителем.

 

Последнее обновление 05.02.11 20:01