Методические рекомендации к семинарским занятиям и для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Психолого-педагогические основы преподавательской деятельности в вузе» Печать
Учебники методички лекции рабочие программы - Методички, методические указания
30.11.11 16:49

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Психолого-педагогические основы преподавательской деятельности в вузе» («ППОПД»), читаемый студентам магистратуры ЮФ «КАТУ» НАУ, призван поднять усвоение психолого-педагогических знаний до уровня, достаточного для начального этапа педагогической деятельности преподавателя вуза. Следует учитывать, что данному курсу предшествует изучение такой дисциплины, как «Основы психологии и педагогики».

Основная цель курса ППОПД – формирование у магистрантов теоретических знаний по основным вопросам общей педагогики, педагогики высшей школы, педагогической психологии и развитие навыков учебно-воспитательной работы со студентами аграрного вуза.

Содержание учебной программы данной дисциплины базируется на основных понятиях и положениях таких наук, как общая педагогика, педагогика высшей школы, история педагогики, педагогическая психология.

Настоящая методическая разработка посвящена семинарским занятиям, входящим в учебно-методический блок первого модуля.

Подготовка к семинарским занятиям предполагает подготовку студентами ответов на вопросы и выполнение заданий, которые помещены после рекомендованной учебной и научной литературы. Эти вопросы и задания конкретизирует направления изучения учебного материала по каждому пункту плана семинара. В этом их основное методическое назначение. Кроме того, данные вопросы могут служить студентам и для осуществления самоконтроля по изучаемой теме.

После материалов для семинарских занятий помещен учебно-информационный материал по теме, вынесенной на самостоятельное изучение: «Формирование педагогики и основные этапы ее развития».

Этот материал может быть использован в качестве основы для написания реферата, но должен быть дополнен сведениями по данной теме, которые даны в рекомендованных учебных и научных пособиях по педагогике. Эти дополнения необходимо сделать по педагогическим учениям Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

После указанных материалов предложены вопросы для самоконтроля.

Тема №1 Предмет, задачи и категории педагогики

Семинарское занятие (2 часа)

Цель: усвоить основные категории общей педагогики и педагогики высшей школы, теоретически значимые для деятельности научно-педагогического работника.

П Л А Н

1.  Предмет и задачи общей педагогики и педагогики высшей школы.

2.  Категория «воспитание». Воспитанность как педагогическое качество личности. Воспитательная работа в вузе.

3.  Категории «обучение» и «образование». Образованность как педагогическое качество личности.

4.  Развитие личности студента в процессе обучения, воспитания и образования в аграрном вузе.

Литература

Основная:

1. Бондарчук Е. Н., Бондарчук Л. Н. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – К., 1999.

2.  Лозниця В. С. Психологія і педагогіка: основні положення. Навч. посібник для самостійного вивчення дисципліни. – К.: - 2000.

3.  Основы педагогики и психологии высшей школы./ Под. Ред. А. В. Петровского: М., 1986.

4.  Навчальний процес у вищій педагогічній школі: Навчальний посібник / за ред. О. Г. Мороза. – К., 2001.

5.  Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. В 2 кн. – М., 2000.

6.  Психология и педагогика / Сост. А. А. Радугин. – М., 1996.

7.  Педагогика: педагогические нормы, системы, технологии: Учебник/ Под ред. С. А. Смирнова. – М., 2000.

8.  Педагогика: Учебник /Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2002.

9.  Столяренко А. М. Общая педагогика. – М., 2006.

Дополнительная:

1. Бабанский Ю. К. и др. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. – М., 1998.

2.  Сластенин В. А. и др. Общая педагогика: В 2ч. Ч 1/ Под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.

3.  Сучасна вища школа: психолого-педагогічні аспекти: Монографія/ за ред. Н. Г. Никало. – К., 1999.

4.  Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 2000.

Вопросы и задания.

1.  К первому пункту плана:

-  Какова этимология слова «педагогика»?

Вполне ли соответствует данное название предмету современной педагогики?

-  Определите четыре значения, в которых используется в наше время слово «педагогика».

-  Охарактеризуйте объект и предмет современной педагогики как науки, а также такой ее отрасли, как педагогики высшей школы.

-  Каковы цели и задачи педагогики?

2.  Ко второму пункту плана:

-  Раскройте социальное и педагогическое значение и смысл слова «воспитание».

-  Охарактеризуйте задачи и процесс воспитания в вузе, используя свой студенческий опыт.

-  Развитие каких черт личности будущих специалистов предполагает, с Вашей точки зрения, профессиональное воспитание в агротехнологическом университете?

-  Ваше понимание воспитанности как педагогического качества личности?

-  Назовите те моменты из студенческой жизни, которые, как Вам думается, оказали существенное положительное или отрицательное влияние на формирование вашей личности, в том числе на становление Вас как специалиста, на развитие Ваших коммуникативных и иных способностей и потребностей.

-  Как Вам представляется совершенствование воспитательной работы в нашем вузе?

-  На какие моменты Вы обратили бы внимание в первую очередь, если бы Вас назначили наставником (куратором) студенческой группы?

3.  К третьему пункту плана:

-  Раскройте содержание понятий «обучение» и «образование», охарактеризуйте их соотношение.

-  Выпишите из текста Закона Украины «О высшем образовании» определение следующих понятий: «высшее образование», «содержание высшего образования», «содержание обучения», «качество высшего образования» и используйте их при обсуждении третьего пункта плана.

-  Охарактеризуйте содержание понятия «образованность личности».

-  Какие признаки образованности Вы могли бы особо отметить у выпускников нашего агротехнологического университета?

4.  К четвертому пункту плана:

-  Раскройте понятия «развитие личности» и «развитость личности»

-  На конкретных примерах из своей студенческой биографии раскройте моменты развития тех или иных свойств, качеств Вашей личности в процессе обучения, воспитания и образования в аграрном вузе.

-  Считаете ли Вы себя развитой личностью? Какие познавательные силы и личностные качества у Вас развиты в наибольшей степени? Аргументируйте ответы.

Тема 2. Процесс обучения в высшей школе.

Семинарское занятие (2 часа)

Цель: усвоить знания о сущности и структуре процесса обучения в вузе, его движущей силе, функциях, звеньях (этапах), психолого-педагогических основах формирования знаний.

П Л А Н

1.  Понятие «обучение» в системе категорий дидактики. Обучение как педагогическое явление и как процесс.

2.  Сущность и структура процесса обучения. Содержание обучения. Преподавание. Учение.

3.  Движущая сила, функции и звенья процесса обучения.

4.  Психолого-педагогические основы методики формирования знаний.

Литература

Основная:

1. Ахманов А. Ф. Основы теории обучения: Курс лекций. – Коломна, 2002.

2. Бабанский Ю. К. и др. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М., 1998.

3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения.- М.,1997.

4. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 1988.

5. Давыдов В. В. Теория развивающегося обучения. – М., 1996

6. Лозниця В. С. Психологія і педагогіка: основні положення. – К.: - 2000.

Педагогика: Учебник / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2002

7. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.

8. Столяренко А. М. Общая педагогика. – М., 2006.

Дополнительная:

1. Бондарчук Е. Н., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – К., 1999.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. –М., 1989.

3. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М., 1999.

4. Кларин М. В. Инновации в обучении: методы и модели: Анализ зарубежного опыта. – М., 1997.

5. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд. – М., 1999.

6. Психология и педагогика / сост. А. А. Радугин. – М., 1996.

7. Сластенин В. А. и др. Общая педагогика: В 2ч. ч.1/ под. Ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.

8. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1975.

9. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. – М., 2004

Вопросы и задания

1.  К первому пункту плана:

-  объясните значение и происхождение слова «дидактика»;

-  раскройте соотношение понятия «обучение» с другими дидактическими категориями;

-  в чем особенности раскрытия понятия «обучения» в двух аспектах: как явления и как процесса?

-  охарактеризуйте признаки процесса обучения.

2.  Ко второму пункту плана:

-  охарактеризуйте понятие «цель обучения», сравните с понятием «цель образования»;

-  каковы задачи обучения? Осветите этот вопрос на примере конкретной учебной дисциплины;

-  раскройте понятие «содержание обучения», сопоставьте с понятием «содержание образования»;

-  в чем сущность процесса обучения?

-  какими документами регламентируется содержание процесса обучения?

-  что такое типовая учебная программа? Какие составляющие образуют ее?

-  каково назначение и какова структура рабочей учебной программы? В чем ее отличие от типовой учебной программы?

-  что такое квалификационная характеристика?

-  какова структура содержания обучения?

-  как формируется «дидактическая оболочка» и научно-информационное «ядро» содержания обучения?

-  определите сущность и функции преподавания;

-  что такое «учение»? Какие составляющие учения обеспечивают образовательную и развивающую продуктивность этой деятельности студентов?

-  какие факторы способствуют активизации учения?

-  что в конечном счете характеризует процесс обучения?

3.  К третьему пункту плана:

-  что является движущей силой процесса обучения? (дать развернутый ответ);

-  охарактеризуйте три функции процесса обучения;

-  определите звенья (этапы) обучения и их роль в процессе усвоения знаний.

4.  К четвертому пункту плана:

-  какие дидактические основания обеспечивают оптимальность процесса формирования знаний, навыков и умений?

-  при каком условии можно считать, что методика формирования знаний эффективна?

-  охарактеризуйте названные ниже и отличающиеся по глубине усвоения виды знаний: «знание-узнавание», «знание - репродукция», «знание-понимание», «знание – убеждение», «знание-применение», «знание-творчество».

-  какие виды знаний недостаточны для вузовского обучения?

-  раскройте содержание и обоснуйте психолого-педагогическую необходимость учета следующих принципов при формировании знаний:

-  понимание обучающимся значимости усваиваемых знаний;

-  усвоение научного значения каждого нового понятия, термина;

-  ясность, образность, убедительность, доказательность, эмоциональность изложения;

-  постоянная связь знаний с практикой;

-  обеспечение усвоения отношений знаний, их взаимосвязи, целостности;

-  сочетание усвоения знаний с активизацией и развитием мышления (общего и профессионального);

-  сформулируйте самостоятельно еще один принцип формирования знаний, опираясь на следующее утверждение В. И. Вернадского: «Разве можно узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце, когда нет каких-то чудных, каких-то неуловимых фантазий. Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте, не верьте! Те, которые говорят так, не знают что такое разум».

Тема №3. Закономерности и принципы обучения

Семинарское занятие (2 часа)

Цель: усвоение знаний об основных законах, закономерностях, принципах и правилах обучения.

П Л А Н

1.  Понятие о законах, закономерностях и принципах обучения. История вопроса.

2.  Классификация закономерностей обучения.

3.  Система дидактических принципов.

Литература

Основная:

1.  Бондарчук Е. Н., Бондарчук Л. Н. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – К., 1999.

2.  Вітвицька С. С. Основи педагогіки вищої школи: методичний посібник для студентів магістратури. – К., 2003.

3.  Баранов С. П. Принципы обучения. –М., 1975.

4.  Основы педагогики и психологии высшей школы./ Под. Ред. А. В. Петровского: М., 1986.

5.  Педагогика: Учебник /Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2002.

6.  Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.

7.  Столяренко А. М. Общая педагогика. – М., 2006.

Дополнительная:

1.  Алексюк А. М. Педагогіка вищої школи: Курс лекцій. – К., 1993.

2.  Занков Л. Дидактика и жизнь. – М., 1968.

3.  Лихачов Б. Педагогіка: Курс лекцій... – М., 1998.

4.  Подласый И. П. Исследование закономерностей дидактического процеса. – Киев, 1991.

5.  Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей/ Отв. Ред. Ю. А. Кудрявцев. – М., 2000.

6.  Харламов И. Педагогика. – М., 1990.

Вопросы и задания.

1.  К первому пункту плана:

-  раскрыть понятие «закон» и «закономерность» применительно к процессу обучения.

-  Кратко осветить историю поисков в области дидактических закономерностей, мероприятий и законов. (подготовить 1-2 вступления по данному вопросу на основе учебника И. П. Подласова «Педагогика», тема 3., с. 265-274).

-  Охарактеризовать содержание и соотношение понятий «принципы» и «правила обучения».

2.  Ко второму пункту плана:

- подготовить 3 выступления по темам: (1) «Классификация закономерностей обучения», (5 мин.; (2) «Общие закономерности процесса обучения» (5 мин.); (3) «Дидактические, гносеологические, психологические закономерности» . Обозначить суть закономерностей этой группы (конкретные закономерности обучения) и кратко охарактеризовать некоторые из них. (5 мин.). Для подготовки выступлений рекомендуется использовать учебник: И. П. Подласый «Педагогика» (с. 275-283).

3.  К третьему пункту плана:

-  как Вы понимаете выражение «система дидактических принципов»? Можно ли утверждать, что существует «система» дидактических принципов, если одни ученые включают в эту «систему» такие принципы, которые другими оспариваются. Например, А. М. Столяренко в ряду дидактических принципов первым называет принципы «природосообразности», тогда как И. П. Подласый считает, что этот принцип «сошел с педагогической сцены». Выскажите свою точку зрения по этой проблеме.

-  охарактеризуйте следующие дидактические принципы с указанием некоторых правил их реализации в педагогической практике:

Принцип сознательности и активности;

Принцип системности и последовательности;

Принцип прочности знаний;

Принцип доступности;

Принцип научности;

Принцип связи теории с практикой;

Принцип наглядности.

- выделите системообразующие связи между названными принципами и уточните, если считаете необходимым, последовательность их расположения «по значимости», учитывая особенности обучения в высшей школе.

Тема №4. Формы, методы и средства обучения.

Семинарское занятие (2 часа)

Цель: Сформировать достаточно четкое понимание таких дидактических понятий, как «формы обучения», «средства обучения», «методы обучения», «методика», «технологии обучения», «методические системы».

П Л А Н

1.  Понятие «форма обучения». Классификация форм обучения.

2.  Средства обучения как компонент педагогической системы обучения. Виды средств обучения.

3.  Методы обучения. Классификация методов обучения.

4.  Понятия «методика», « педагогические технологии», «виды обучения».

Литература

Основная:

1.  Алексюк А. І. Педагогіка вищої школи. Курс лекцій: Модульне навчання. – К., 1993.

2.  Архангельский Г. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. – М., 1974.

3.  Вітвицька С. С. Основи педагогіки вищої школи: методичний посібник для студентів магістрантів. – К., 2003.

4.  Основы педагогики и психологии высшей школы // Под. Ред. А. В. Петровского. – М., 1986.

5.  Подласый И. П. Педагогіка. – М., 1996.

6.  Столяренко А. М. Общая педагогика. – М., 2006.

Дополнительная:

1.  Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1997.

2.  Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

3.  Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1988.

4.  Гребенкина Л. К., Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие. 3-е изд. – М., 2002.

5.  Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М., 1999.

6.  Педагогическая технология: Учебное пособие. – Белград. – 1998.

7.  Смирнов С. Д. Психология и педагогика высшего образования. – М., 1995.

8.  Технологии профессионально - ориентированного обучения / Под. Ред. В. А. Сластенина. – М., 2004.

9.  Уман А. И. Технологический подход к обучению. – М., 1997.

10.Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – М., 1992.

Вопросы и задания.

1.  К первому пункту плана:

-  Раскройте содержания понятия «форма обучения».

-  Охарактеризуйте классификации форм обучения по двум основаниям: 1)по особенностям организации обучения: индивидуальное, индивидуально-групповое, классно-урочное, белл-ланкостерское, дальтон-план, маннгеймовское и др; 2) по формам организации учебно-педагогического процесса: (формы занятий): урок, лекция, семинар, практическое занятие и т. д.

-  Определите понятие «урок»; назовите разные типы уроков.

-  Расскажите о классно-урочной системе обучения.

-  Почему основной формой обучения остается классно-урочная система?

2.  Ко второму пункту плана:

-  Определите понятие «средства обучения» ( в широком смысле слова).

-  Охарактеризуйте основные средства обучения в аспекте их дидактического назначения (функций):

1) учебное оборудование:…

2) оборудование специальных учебных помещений и территорий:…

3) учебно-наглядные и учебные пособия:…

4) средства педагога:

а) речевые:…

б) невербальные:…

в) поведенческие:…

5) территориальные средства (находящиеся за пределами образовательного учреждения:…)

3.  К третьему пункту плана:

-  Дайте определение понятия «метод обучения».

-  Чем объясняется существование в педагогике разных подходов к классификации методов обучения?

-  Охарактеризуйте классификации методов обучения по характеру источников знаний (по способу формирования знаний, умений, навыков).

-  Охарактеризуйте классификацию методов обучения по назначению, т. е. в зависимости от этапов (звеньев) процесса обучения.

-  Отметьте достоинства классификации методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности.

-  Какие еще классификации методов обучения Вам встречались в педагогической литературе?

-  Что влияет на выбор метода обучения? Что должны знать и учитывать преподаватели, выбирая метод обучения?

5.  По четвертому пункту плана:

-  Последовательно раскройте содержание следующих дидактических понятий: «методика», «педагогические технологии и виды обучения».

-  Кратко охарактеризуйте следующие виды обучения и лежащие в их основе педагогические технологии.

1.  Объяснительно-иллюстративное обучение.

2.  Практически ориентированное обучение.

3.  Личностно-ориентированное обучение.

4.  Развивающее обучение.

5.  Программированное обучение.

6.  Модульное обучение.

7.  Проблемное обучение.

8.  Исследовательское обучение.

9.  Компьютерное обучение.

10.Заочное, экстерное, дистанционное обучение.

Информационный материал по теме для самостоятельного изучения: «Возникновение педагогики и основные этапы ее развития».

Педагогическая отрасль знания является одной из самых древних. Потребность в передаче социального опыта подрастающему поколению возникла практически вместе с появлением человека. По мере усложнения передаваемого социального опыта, что во много определялось усложняющимся производством, тем более важное значение приобретала подготовка нового поколения к жизни и работе в обществе –целенаправленная передача знаний, умений и навыков.

Воспитание как целенаправленный процесс берет начало с периода разделения труда, когда воспитание начинает рассматриваться как специфическая деятельность, возникают специальные воспитательные учреждения, появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей.

Первые воспитательные учреждения появились в странах Древнего Востока – Китая, Индии, Персии, Египте. С момента своего возникновения воспитательные системы отличались крайним разнообразием. Существовали жреческие, военные и дворцовые школы, что предполагало их определенную замкнутость и специализацию. Школы Древнего Востока иногда называют субстанциональными, поскольку их религиозно - идеологические представления предполагают поглощение индивидуальности в определенной «субстанции»: семье – в древнем Китае, касте – в Индии, государстве – в Персии, жречестве - в Египте.

Так, в древнем Китае отношения родителей и детей рассматривались как отблеск отношений между небом и землей, а любовь детей к родителям – первая и святая обязанность. Место воспитания в Китае определяется следующим конфуцианским текстом: «Все дарованное небом называется природой; покорность природе есть путь долга; поддержание этого пути в надлежащем виде называется обучением и воспитанием». Следуя путем долга, воспитанник должен был в каждый момент жизни на деле соблюдать те правила, которые предписывались в священных текстах.

В Древней Греции след в истории оставили, в первую очередь, афинская и спартанская школы. В Афинах V – IV вв. до н. э. бурно развивалось искусство. Идеальным считался человек, прекрасный в физическом и нравственном отношении. Достижению такого идеала и было подчинено воспитание детей свободных граждан, осуществлявшееся в платных частых школах.

В Спарте воспитание было делом государственным и осуществлялось в особых учреждениях - интернатах, куда помещали мальчиков с 7 до 18 лет под присмотр назначенного властями воспитателя. По свидетельству Плутарха, «что касается чтения и письма, то дети учились только самому необходимому, остальное же их воспитание преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать».

Большой вклад в теорию педагогической мысли внесли труды Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Рассматривая душу человека как форму реализации тела, целью жизни Аристотель считал счастье, а под счастьем понимал цель, которую люди желают ради нее самой – реализовать свое назначение в прекрасном выполнении разумной деятельности. Воспитание должно осуществлять возможность такого саморазвития.

Существенными в представлении об организации воспитания у Аристотеля были следующие утверждения:

1)  те работы, которые используются за плату (ремесло), отнимают досуг для развития интеллектуальных сил;

2)  наличие досуга является основным принципом творчества;

3)  цель изучения чего-либо может быть только лично значимой и добродетельной, иная не приведет к развитию;

4)  досугу нужно учиться;

5)  нельзя искать повсюду одной лишь пользы.

Требования к личной нравственности, единые для всех, были сформированы в первых христианских общинах, при которых стали появляться школы для желающих стать членами этих общин. После распада Римской империи были сформулированы единые правила для воспитания и обучения в кафедральных школах юношества, предназначенного духовному знанию. Основная проблема образования – соотношение индивидуума и общества – решалась в русле представлений в том, что некоторые качества морального характера есть у всех, и путь добродетели открыт всем, кто принял на веру своим сердцем, эмоционально, систему определенных представлений.

Средневековое миросозерцание характеризовалось чувством сродства человека и природы. Природа и человеческая душа – божье творенье, бессмертны и бесконечны. Все люди – на своих местах, их земная деятельность включена в гармонический ритм природы. Человек, вещи сотворенные, извлечены к бытию из небытия Богом. Власть дана Богом и принимает облик силы, приложенной к обществу «извне». Стержень мировоззрения – аскетизм, поскольку упорядочение своей жизни представляется возможным только из-за переделов человеческой природы.

Жизнь человека была лишена понятия случайности и понималась как включенная в вечность и имеющая более высокий смысл. В повседневности постепенно создавались условия для формирования индивидуальности (на основании исповеди формировались предпосылки для самоанализа, утверждались понятия о личности, способной создавать ценности, велико было звание Мастера, и ученики учились делать как он, то есть обучение происходило «по образцу» и др.).

В Средние века в содержании образования ведущую роль играла господствующая религия: в Западной Европе, в зависимости от уровня религиозной общины, существовали школы монастырские, сборные или кафедральные, и приходские. Воспитание понималась как духовная дисциплина (отсюда соответствующий термин) в работе по изучению канонинических текстов.

Обучение велось на латыни. Были также школы цеховые, гильдейские и те, где давалось рыцарское воспитание.

Эпоха Возрождения пробудила интерес к античной культуре, обучение базировалось на наглядности (в процессе игры, экскурсии на природе), на увлечении учащегося.

Предельное портретное сходство в изобразительном искусстве (святые, мученики – современники), глубинная, втягивающая перспектива, делающая зрителя центром картины; выходящий за рамки традиций, отвергающий авторитеты, зачастую нарочито «своевольный» язык прозы говорил о непосредственно переживаемом моменте, неповторимой индивидуальности души, больших возможностях самосовершенствования. Тогда же появилась идея о том, что можно и нужно изменять мир и человека.

Ренессанс высветил личность на уровне среднего сословия, не только императоров или полководцев, но и рядовых людей, мастерство, умения, увлечения которых выходили за рамки ординара. Появляются имена мастеров (Амати, Рафаэль, Микельанджело), наемных солдат (Геттамелата и Келеони). «Субъект сознает себя как центр духовных сил, осознает себя способным преображать природу», писал Леонардо.

Чешский педагог Я. Коменский (1592-1670) написал труд «Великая дидактика», где призывал учить «всех всему», сообразовывать учение с личностью ребенка, подчеркивал ценность нравственности у образованного человека: «Ученость без добродетели – что золотое кольцо в носу у свиньи». Им введена классно-урочная система обучения, единая школьная система, классическая гимназия и классическое образование, включающее античную культуру, латынь, греческий язык. Им сформулирована идея «учиться всю жизнь». Он создал первый в мире иллюстрированный учебник, использовал метод драматизации, написав несколько пьес к учебнику «Открытая дверь к языкам».

Дж. Локк (1632- 1704), английский философ и политический деятель периода реставрации, единственным источником любых идей объявил опыт. Человек рождается на свет, не имея никакого психического содержания. Его душа «чистая доска» ( tabula rasa), на которую воздействие внешнего мира может нанести любой след. Идеи, приобретенные из опыта, являются не самим знанием, а только основанием для него. Будучи переработанными рассудком в сравнении, сочетании и абстракции, простые идеи преобразуются в сложные. Собственно знанием являются усмотрение соответствия или несоответствия идей друг другу. Цель воспитания, таким образом, представляет собой заполнение «чистой доски» нравственными, непротиворечивыми, общественно приемлемыми идеями.

Жан-Жак Руссо, напротив, исходил в своей педагогике из идеи природного совершенства детей. Воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, поэтому нужно представлять им полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам.

Дальнейшее развитие идеи Руссо получили в работах швейцарского педагога И. Песталоцци (1746-1827), который также подчеркивал необходимость природосообразности воспитания. Можно отметить основные принципы педагогики И. Песталоцци:

1.  Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2.  Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.

3.  Основой обучения является наглядность.

4.  Злоупотребление словесной рассудочностью формирует только пустых болтунов.

5.  Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности человека.

И. Гербарт (1776-1841) и А. Дистерверг (1790-1866) были последователями Песталоцци. Так, А. Дистерверг основными принципами педагогики считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. Первое означает возбуждение природных задатков ребенка в соответствии с заложенными в него стремлением к развитию, второе – воспитание должно считаться с уровнем культуры данного времени и страны. И, наконец, третье – это фактор, определяющий особенности личности человека, все его поведение.

В истории отечественной педагогики мы также можем назвать имена ученых и государственных деятелей, внесших свою лепту в теорию воспитания. Это Симеон Полоцкий (1629-1680), считавший главным фактором воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду; М. В. Ломоносов (1711-1765), создавший «Российскую грамматику»; Н. И. Новиков (1744-1818), издавший в России первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», в котором он стремился поддерживать идеи любви к труду, доброты, сострадания к людям.

Д. К. Ушинский (1824- 1870), борясь за демократизацию образования, разработал свою педагогическую систему, утвердил принципы воспитывающего обучения. Основными из них были следующие:

1.  Обучение должно соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

2.  Обучение должно быть наглядным и идти от конкретного к абстрактному.

3.  Обучение должно служить развитию личности ученика и давать ему необходимые для жизни знания.

В советский период в отечественной педагогике оставили, в первую очередь, след имена П. П. Блонского (1884-1941), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинского (1918-1970).

П. П. Блонский работал в русле направления, называемого педологией. Ребенка он рассматривал как «естественное целое», выдвигая в качестве основного принципа воспитания знание закономерностей его естественного развития. Педология – комплексное направление, появившееся на рубеже Х! Х-ХХ вв. и пытавшееся охватить и психологические и педагогические аспекты отношения к ребенку. Судьба этого направления в нашей стране была печальна: в 1936 г. его существование было прекращено постановлением ЦК ВКП (б), что резко ослабило отечественную педагогическую психологию и привело к тому, что на долгие годы из практики советских психологов было исключено тестирование – один из основных методов педагогического исследования. (По-видимому, представление о уникальности личности, ее ценности, не устраивало политическую элиту, исходившую из Павловского учения об условных рефлексах).

А. С. Макаренко создал теорию воспитания в коллективе, в котором формируется личность, отвечающая запросам строительства нового общества. Факты и закономерности влияния коллектива на личность ребенка, полученные Макаренко, актуальны и в настоящее время.

В. А. Сухомлинский в своих педагогических трудах рассматривал практически все аспекты воспитания и обучения детей. Большое значение он придавал творчеству в учебном процессе, рассматривая его как проявление индивидуальности учащегося, коллектива класса и личности учителя.

Среди современных отечественных теоретиков педагогики можно назвать Е. И. Ильина, С. И. Лысенкову, В. Ф. Шаталова и др.

Бесплатное всеобщее обязательное образование в СССР обеспечило стране достаточно высокий уровень развития, однако партийный диктат доходил до запрета на целые науки, перенасыщение идеологией, приводил к формализации и унификации обучения и воспитания.

В настоящее время за рубежом можно отметить некоторые течения, существующие в педагогике в рамках философского плюрализма (свободы идеологических взглядов).

1.  Экзистенциализм. Решающая роль в формировании и поведении личности принадлежит внутренним, спонтанным запросам личности, поэтому все формы и методы воспитания подчинены личной экзистенции, существованию личности. Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование), может пониматься как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Основные модусы (проявления) человеческого существования – это забота, страх, решимость, совесть. Человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Разновидность идеализма. Индивид сам себя творит импульсами, идущими из его «Я», главная роль – не у разума, а у подсознательных влечений, интуиции, мечтаний. Идея свободного воспитания отрицает роль педагога, принцип систематичности и последовательности. Поднаправление экзистенциальной педагогики – педоцентризм, когда в основе воспитания лежат требования текущего дня, без учета будущего ребенка, обучение и воспитание бессистемно, отучает от организованности и требовательности. В американских школах некоторое время было принято неформальное обучение, когда каждый ребенок выбирал себе программу обучения, не было контроля уровня знаний и умений, в основе – интерес ребенка. Однако интерес не всегда может обеспечить, а интерес к учебе вообще сложно постоянно поддерживать. В 1983 г. комиссия Конгресса США приняла документ «Нация в опасности», где отмечалось снижение качества и результатов образования, особенно в области естественно-математических наук. Была проведена реформа, по которой часть предметов вошли в группу обязательных, в школу пытаются вернуть Бога (неотомизм) для отвлечения от тенденции отрицательного поведения.

2.  Прагматизм (Джон Дьюи) основывается на утверждении, что в основе образования должна быть идея практической деятельности, решающее значение имеет польза и успех. В этом случае теряется глубина и научность познания.

3.  Неопозитивизм абсолютизирует роль естественных наук в образовании, а также количественных подходов к изучаемым явлениям.

4.  Технократизм исходит из того, что общественное развитие идет под влиянием индустриального потенциала, а не под воздействием отношений между производительными силами и производственными отношениями.

5.  Антитехнократизм сформировался под влиянием кризисов капитализма и в процессе борьбы за окружающую среду.

6.  Бихевиоризм исходит из простой схемы обучения и воспитания: стимул- реакция (с элементами позитивного подкрепления достижений);

7. Биологическое направление – обучаемость и воспитуемость зависят от врожденных качеств, кому не дано - тот и не приобретет.

8. Социологизаторское направление утверждает полную зависимость воспитания от среды формирования личности.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1.  Почему педагогическая отрасль знания является одной из самых древних?

2.  Когда, где и в связи с чем возникают первые воспитательные учреждения и первые обобщения опыта воспитания?

3.  Выразите некоторые педагогические идеи философов Древней Греции, сохраняющие значения и в наши дни.

4.  В чем особенность педагогики эпохи Средневековья?

5.  Что дала для развития педагогической мысли и практики Эпоха Возрождения?

6.  Что сделал для педагогики Я. А. Коменский? Когда это было?

7.  Расскажите о педагогических взглядах К. Д. Ушинского.

8.  В чем сущность педагогических взглядов А. С. Макаренко и сохранили они значение для современной педагогической практики?

9.  В чем своеобразие В. А. Сухомлинского как педагога – практика и ученого?

10.  Назовите некоторые направления в современной зарубежной педагогике.

Последнее обновление 30.11.11 17:54