Задания для практические работы студентов и проведения семинаров по дисциплине "инновационный менеджмент" Печать
Учебники методички лекции рабочие программы - Методички, методические указания
05.03.11 13:02

 

Задания для практические работы студентов и проведения семинаров по дисциплине "инновационный менеджмент"

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………..

2.

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ………..

3.

ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

3.1.

Семинарское занятие на тему: Модели инновационного процесса

3.2.

Семинарское занятие на тему: Политика Украины в области инновационной деятельности

3.3.

Семинарское занятие на тему: Основные типы инновационных предприятий в Украине

3.4.

Семинарское занятие на тему: Планирование научной деятельности

3.5.

Семинарское занятие на тему: Виды инновационных стратегий

3.6.

Семинарское занятие на тему: Продвижение инноваций на рынке

3.7.

Семинарское занятие на тему: Оценка экономической эффективности инноваций

4.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ И ЗАДАЧИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

4.1.

Практическое занятие на тему: “Отбор инновационных проектов Определение чистой текущей стоимости и сравнительной эффективности затрат”

4.2.

Практическое занятие на тему: “Общая экономическая эффективность инноваций. Оценка экономической эффективности”

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Значение дисциплины „Инновационный менеджмент” состоит в том, что интенсификация экономики и необходимость роста её эффективности требует постоянного совершенствования форм и методов управления различными экономическими процессами, и в первую очередь инновационными, т. к. только высокий уровень нововведений на современном этапе является гарантом национальной безопасности и независимого экономического развития Украины.

К числу наиболее значительных негативных последствий экстенсивного развития экономики Украины следует отнести преобладание на предприятиях многих отраслей промышленности морально устаревших основных фондов с большой степенью износа и высоким уровнем ресурсоёмкой выпускаемой продукции, недостаточную загрузку части произведенных мощностей, утяжеление структуры украинской экономики старыми технологиями производства. Всё это привело в конечном итоге к тому, что многие предприятия по уровню производительности труда и качеству выпускаемой продукции не соответствуют жёстким требованиям мировых товарных рынков.

В настоящее время слабым звеном организационно-экономической системы управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Изучение инновационного менеджмента - это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области. Инновационный менеджмент выступает как система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений.

Дисциплина "Инновационный менеджмент" является профилирующей дисциплиной и является структурным блоком общего курса менеджмента.

Практические занятия по данному курсу предусмотрены в соответствии с программой высшей школы и направлены на более углубленное усвоение теоретического материала.

Участие в семинарских занятиях, написание рефератов, решение практических задач, определение ценностей новаций и целесообразности нововведений позволит приблизить знания студентов к нуждам производства.

В процессе практических занятий предусмотрено решение задач, связанных с нововведениями, их оценкой и эффективностью, что позволит ознакомить студентов с выбором альтернатив на основе предстоящих затрат и в соответствии с требованиями системности и динамичности затрат в перспективе.

Важным моментом при решении задач является определение сроков окупаемости, в течение которого сумма дисконтированных приведенных доходов будет равна сумме инвестиций.

Проведение практических занятий по данному курсу позволит студентам глубже познать изучаемый предмет и подготовиться к итоговой аттестации, а также приобрести должные навыки к написанию дипломной работы.

Цель проведения семинарских и практических занятий – закрепление студентами теоретических знаний полученных на лекционных занятиях и приобретение практических навыков и умений в управлении инновационными процессами.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Дисциплина "Инновационный менеджмент" состоит из теоретической и практической части – 54 часа. Теоретическая часть рассчитана на 36 часов.

18 часов отведено и на проведение семинарских и практических занятий.

2.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

П/п

Наименование и содержание занятий

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Практические

Самостоятельная работа

1

3

4

5

6

7

8

1.

Тема 1 Основные понятия инновационного процесса

2

2.

Тема семинара. Модели инновационного процесса

2

3.

Тема 2 Национальные инновационные системы и государственное регулирование инновационной сферы

2

4.

Тема семинара. Политика Украины в области инновационной деятельности

2

5.

Тема 3 Субъекты инновационной деятельности

2

6.

Тема семинара. Основные типы инновационных предприятий в Украине

2

7.

Тема 4 Инфраструктура рынка инноваций

2

8.

Тема семинара. Планирование научной деятельности

2

9.

Тема 5 Организационные основы инновационного менеджмента. Принципы инновационной стратегии

2

10.

Тема семинара. Виды инновационных стратегий

2

11.

Тема 6 Маркетинг инноваций

2

12.

Тема семинара. Продвижение инноваций на рынке

2

13.

Тема 7 Управление исследовательским проектом

2

14.

Тема практического занятия. Отбор инновационных проектов. Определение чистой текущей стоимости и сравнительной эффективности затрат

2

15.

Тема 8 Управление созданием, освоением и качеством новой техники

2

16.

Тема семинара. Оценка экономической эффективности инноваций

2

17.

Тема 9 Коммерциализация результатов научной деятельности

2

18.

Тема практического занятия. Общая экономическая эффективность инноваций. Оценка экономической эффективности

2

Всего

36

18

14

4

На лекциях рассматриваются основные теоретические положения дисциплины, раскрываются наиболее сложные, узловые и принципиальные положения, понятийный аппарат, ставятся проблемные вопросы.

На семинарских занятиях студенты овладевают навыками выступлений, ведения дискуссий и защищают рефераты по выбранным темам, как правило, входящим в цикл самостоятельной работы.

На практических занятиях проводится закрепление теоретических знаний практическими примерами, решаются производственные ситуационные задачи и прививаются навыки работы со специальной литературой.

Самостоятельная работа рассчитана на расширенное изучение лекционного материала и тех вопросов, которые предусмотрены учебной программой, но в силу ограниченности аудиторного времени выносятся на внеаудиторную работу. Здесь предусматривается изучение дополнительной литературы по дисциплине, подготовка к семинарским, практическим и контрольным работам, составление рефератов.

2.2. Каждое практическое занятие рассчитано на два часа и проводится по следующему плану:

· проверка готовности студентов к занятию при выборочном опросе и с оценкой ответов – 10 – 12 мин;

· изложение основных теоретических вопросов, методических рекомендаций по решению задач и выдача индивидуальных заданий – 15 мин;

· самостоятельная работа студентов под наблюдением преподавателя и при необходимой консультации (в зависимости от сложности вопроса допускается решение его одним из студентов у доски при помощи преподавателя) – 40-50 мин;

· подведение итогов и выставление оценки – 8-10 мин.

Практическое занятие №1 выполняется по вариантам группами студентов по 4-5 чел. Задания на практическом занятии №2 студенты выполняют индивидуально. На занятиях 3-4 – решения задач выполняются поэтапно студентами у доски с помощью преподавателя.

В конце каждого занятия студентам сообщают тему следующего занятия, рекомендуемую справочную, учебную и методическую литературу.

Контроль усвоения учебного материала всего курса осуществляется в пределах учебных часов путем устного опроса, написания контрольных работ, оценки выполненных практических заданий и рефератов.

3. ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

П л а н семинарского занятия № 1

По дисциплине «Инновационный менеджмент»

Для специальности «Менеджмент организации»

Тема занятия: Модели инновационного процесса

Цель занятия: Закрепить информацию, данную на лекциях и рассмотреть в дискуссионном порядке заданные для самостоятельного изучения вопросы

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Линейная и интерактивная модели инновационного процесса

2. Достоинства и недостатки линейной модели

3. Отличительные особенности интерактивных моделей

4. Изменяющаяся природа инновационного процесса

5. Развитие подходов к анализу источников и природы инноваций в рамках линейной, двойственной, интегрированной и сетевой моделей инновационного процесса

Темы рефератов:

- Роль науки в жизни общества;

- Науковедение и инновационный менеджмент как его составляющая;

- Основные категории в теории инноваций;

- Организационные структуры инновационного процесса;

- Сущность инновационного менеджмента.

Литература:

Основная:

Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2000. – 208 с. Большой Экономический Словарь. М.: Книжный мир, 2002. – 895 с. Добров Г. М. Наука о науке. – К.: Научная думка, 1989. – 304 с. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. – М.: Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1997. Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И., Ягузин С. Ю. Инновационный менеджмент. Учебно-практическое пособие. – М.: Статистика, 2000. – 75 с. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М.Гохберг, С. Ю.Ягудин и др.; под ред. С. Д.Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 327 с. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н.Завлина, Л. Э.Казанцева, И. Минде. – М.: ЦИСН, 1998. – 198 с. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учеб. Пособие / Под ред. П. Н.Завлина, А. Е.Казанцева, Л. Э.Миндели. М.: Экономика, 2000. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. – 400 с.

Дополнительная

Бутко Н. Проблемы реализации инновационной модели развития экономики на региональном уровне // Экономика Украины, 2002. - № 11. – С. 11- Варшавский А. В. Научно-технический прогресс в моделях экономического развития. – М.: Финансы и Статистика, 1992.

П л а н семинарского занятия № 2

По дисциплине «Инновационный менеджмент»

Для специальности «Менеджмент организации»

Тема занятия: Политика Украины в области инновационной деятельности

Цель занятия: Закрепить информацию, данную на лекциях и рассмотреть в дискуссионном порядке заданные для самостоятельного изучения вопросы

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Государственные приоритеты в сфере науки и технологий

2. Программы научно-технического развития

3. Основы политики Украины в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

4. Региональные проекты поддержки инновационного развития (на примере Крымской области)

Темы рефератов:

- Цели и задачи инновационной политики Украины

- Приоритеты инновационной политики Украины

- Приоритеты инновационной политики в Крыму

- Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Украине

- Инновационная модель экономики Украины в условиях глобализации развития мирохозяйственных отношений

Литература:

Основная:

Андрощук Г. А. Основные принципы государственной политики в инновационной сфере // Проблемы формирования и реализации региональной научно-технической политики в Украине: сб. статей. – Симферополь, 1997. – С. 19-25. Гуревичев М. Государственное регулирование науки // Экономика Украины, 2001. - № 10. – С. 73-79 Коренной А. А., Карпов В. И. Курс инновационного менеджмента. – Киев: НИИ Статистики, 1997. – 336 с. Соловьёв В. П. Проблемы создания инновационных структур: методология и опыт // Проблемы формирования и реализации региональной научно-технической политики в Украине: сб. статей – Симферополь, 1997. – С. 80-84.

Дополнительная:

Гинзбург Б. И. Об управлении инновационным процессом в условиях перехода Украины к рыночной экономике // Наука та наукознавство = Наука и науковедение. – Киев, 1994. – № 1/2. – С. 60-65. Гусев В. Государственная инновационная политика: аспект интернационализации // Экономика Украины, 2003. - № 6. – С. 77 Мова Н., Хаустов В. Инновационная деятельность в Украине и направления её развития // Экономика Украины, 2001. - № 6. – С. 29

П л а н семинарского занятия № 3

По дисциплине «Инновационный менеджмент»

Для специальности «Менеджмент организации»

Тема занятия: Основные типы инновационных предприятий в Украине

Цель занятия: Закрепить информацию, данную на лекциях и рассмотреть в дискуссионном порядке заданные для самостоятельного изучения вопросы

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Малые инновационные фирмы

2. Роль малого инновационного бизнеса

3. Технопарковые структуры: инкубаторы, технологические парки, технополисы

4. Развитие технопарковых структур в Украине

5. Проблемы и перспективы функционирования технопарков (на примере крымских технопарков)

6. Концепция наукоградов

Темы рефератов:

- Система научных организаций Украины

- Научные организации Крыма

- Технопарки, история формирования, сущностная характеристика

- Бизнес-инкубаторы

Литература:

Основная:

Коренной А. А., Карпов В. И. Курс инновационного менеджмента. – Киев: НИИ Статистики, 1997. – 336 с. Соловьёв В. П. Проблемы создания инновационных структур: методология и опыт // Проблемы формирования и реализации региональной научно-технической политики в Украине: сб. статей – Симферополь, 1997. – С. 80-84

Дополнительная

Анфалов А. А. Формирование конкурентной рыночной среды в АПК Крыма // Экономика и управление, 1996. - № 1. Батура А., Пикулина Н. Институциональные условия развития венчурного предпринимательства в Украине // Экономика Украины, 2001. - № 8. – С. 34. Боровский А. Б., Боровский Б. И. и др. Управление инновациями / Учебное пособие. ТИПП, Симферополь, 1997. Друкер П. Ф. Инновации и предпринимательство. – М., 1992. Завлин П. Н., Игнатов А. А. Трансформация организационных структур отраслевой науки в условиях перехода к рыночным отношениям // Наука та наукознавство = Наука и науковедение. – Киев, 1994. - № 1/2 - С. 167-172.

П л а н семинарского занятия № 4

По дисциплине «Инновационный менеджмент»

Для специальности «Менеджмент организации»

Тема занятия: Планирование научной деятельности

Цель занятия: Закрепить информацию, данную на лекциях и рассмотреть в дискуссионном порядке заданные для самостоятельного изучения вопросы

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности методики планирования научных исследований

2. Классификация единиц научного планирования

3. Методы отбора целей НИР

4. Тематическое планирование

Темы рефератов:

- Планирование и прогнозирование научных исследований

- Классификация видов прогнозов

- Технико-экономическое обоснование научного исследования

- Бизнес-план в инновационной деятельности

Литература:

Основная:

Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2000. – 208 с. Василенко В. И. Стратегический и инновационный менеджмент.- Москва-Симферополь: Таврический национальный университет, 2001. – 200 с. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. – М.: Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1997. Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И., Ягузин С. Ю. Инновационный менеджмент. Учебно-практическое пособие. – М.: Статистика, 2000. – 75 с. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М.Гохберг, С. Ю.Ягудин и др.; под ред. С. Д.Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 327 с. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н.Завлина, Л. Э.Казанцева, И. Минде. – М.: ЦИСН, 1998. – 198 с. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учеб. Пособие / Под ред. П. Н.Завлина, А. Е.Казанцева, Л. Э.Миндели. М.: Экономика, 2000. Коренной А. А., Карпов В. И. Курс инновационного менеджмента. – Киев: НИИ Статистики, 1997. – 336 с. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. – 400 с.

Дополнительная

Боровский А. Б., Боровский Б. И. и др. Управление инновациями / Учебное пособие. ТИПП, Симферополь, 1997. Гребнев Е. Т. Управление нововведениями. – М.: Экономика, 1995.

П л а н семинарского занятия № 5

По дисциплине «Инновационный менеджмент»

Для специальности «Менеджмент организации»

Тема занятия: Виды инновационных стратегий

Цель занятия: Закрепить информацию, данную на лекциях и рассмотреть в дискуссионном порядке заданные для самостоятельного изучения вопросы

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Стратегии технологических и продуктовых инноваций

2. Конкурентные стратегии дифференциации и сокращения издержек и направленность продуктовых и процессных инноваций

3. Технологическое прогнозирование

4. Конкуренция “во времени”

Темы рефератов:

- Сущность инновационной стратегии, её значение;

- Цели стратегического менеджмента;

- Прогнозирование научно-технического развития и инноваций;

- Фазы стратегического планирования;

- Методы выбора инновационной стратегии.

Литература:

Основная:

Василенко В. И. Стратегический и инновационный менеджмент.- Москва-Симферополь: Таврический национальный университет, 2001. – 200 с. Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И., Ягузин С. Ю. Инновационный менеджмент. Учебно-практическое пособие. – М.: Статистика, 2000. – 75 с. Поршнев А. Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦАО Мегаполис-Контакт, 1993.

Дополнительная

Василенко В. А., Мельник И. Е. Стратегии и инновации в системе менеджмента: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2001. – 418 с. Кабалина В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики, 2001. - № 7. – С. 18. Оголева Л. Н. Инновационная составляющая экономического роста. М.: ФА, 1996. Рубан В., Чубукова О., Некрасов В. Инновационная модель стратегического развития Украины: методология и опыт // Экономика Украины, 2003. - № 6. – С. 14

П л а н семинарского занятия № 6

По дисциплине «Инновационный менеджмент»

Для специальности «Менеджмент организации»

Тема занятия: Продвижение инноваций на рынке

Цель занятия: Закрепить информацию, данную на лекциях и рассмотреть в дискуссионном порядке заданные для самостоятельного изучения вопросы

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы продвижения инноваций; модель коммуникации Шрама

2. Этапы процесса потребления инноваций, барьеры потребления

3. Особенности каналов продвижения

4. Процесс создания новой продукции и задачи маркетинга: оценка идеи инновации, тестирование рынка, пробный маркетинг

5. Стратегия вывода нового продукта на рынок: поиск сегментов рынка и сфер потребления, модель Абеля

Темы рефератов:

- Изучение спроса на инновации, методы анализа спроса

- Система коммуникаций в продвижении инноваций

- Роль СМИ в распространении инноваций

- Реклама в инновационном процессе

- Стимулы в инновационной политике

Литература:

Основная:

Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учеб. Пособие / Под ред. П. Н.Завлина, А. Е.Казанцева, Л. Э.Миндели. М.: Экономика, 2000. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. – 400 с.

Дополнительная

Бесчастный Л. О механизме мотивации к научной и научно-технической деятельности в условиях рыночной экономики // Экономика Украины, 1995. - № 8. – С. 15-23 Бутко Н. Проблемы реализации инновационной модели развития экономики на региональном уровне // Экономика Украины, 2002. - № 11. – С. 11 Данильченко И. В. Пути внедрения инноваций // Бизнес-информ, 1997. - № 13. – С. Друкер П. Ф. Инновации и предпринимательство. – М., 1992. Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ. – М.; СПб.: Бук Чембер Интернешнл, 1992. Кирсанов К., Сиверин Д. Инновационный менеджмент в формировании научно-технической политики / Рос. Экон. Журнал. – М., 1995. - № 1. – С. 47-54.

П л а н семинарского занятия № 7

По дисциплине «Инновационный менеджмент»

Для специальности «Менеджмент организации»

Тема занятия: Оценка экономической эффективности инноваций

Цель занятия: Закрепить информацию, данную на лекциях и рассмотреть в дискуссионном порядке заданные для самостоятельного изучения вопросы

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Методы оценки экономической эффективности инноваций

2. Назначение и классификация методов

3. Динамические показатели оценки эффективности

4. Учет факторов риска и инфляции

5. Оценка индивидуальной ставки дисконта в отечественных условиях

Темы рефератов:

- критерии и показатели оценки инноваций, методы и организация оценки инновации, её информационное обеспечение;

- оценка результатов инновационной деятельности;

- расчёт эффективности затрат на инновационную деятельность.

Литература:

Основная:

Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций. – М.: ЮНИТИ, 1997. Добров Г. М. Наука о науке. – К.: Научная думка, 1989. – 304 с.

Дополнительная

Дагаев А. А. Критерии выбора перспективных инновационных проектов в практике венчурного финансирования // Формирование стратегии и выбор приоритетов научно-технического развития. США. – М.: Наука, 1988. Кругликов И. В. Системный анализ научно-технических нововведений. М.: Наука, 1991. Чайковская Н. В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. – М.: Луч, 1995. – 143 с.

4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ И ЗАДАЧИ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

4.1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ на тему: Отбор инновационных проектов

Определение чистой текущей стоимости и сравнительной эффективности затрат– 2 часа

Цель: овладение методикой расчета целесообразности инвестиций в обновляемую продукцию с учетом дисконтирования

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значительная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической не равноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости, ли дисконтирования, то есть приведения затрат и результатов к одному моменту.

Идея дисконтирования состоит в том, что для фирмы предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра, поскольку, будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный дополнительный доход. Кроме того, откладывать получение денег на будущее рискованно: при неблагоприятных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят.

Допустим, если сегодня вы инвестируете в инновации 100 тыс. грн., рассчитывая получить 10% дохода, то через год стоимость ваших инвестиций составит 110 тыс. грн. – это будущая стоимость ваших инвестиций, а ее текущая современная стоимость составляет 100 тыс. грн.

Разность между будущей стоимостью и текущей стоимостью называется дисконтом. Коэффициенты дисконтирования рассчитываются по формуле сложных процентов:

At = (1+I)Tp. (4.1)

При условии приведения к году начала реализации инноваций имеем

Tp=0 и, следовательно,

At = , (4.2)

Где I- процентная ставка, выраженная десятичной дробью (норматив дисконтирования);

T P- год приведения затрат и результатов (расчетный год);

T – год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному.

При положительной величине нормы процента на капитал I коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы (в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем деньги завтра).

Например, пусть первоначальная сумма инвестиций в проект равна 480тыс. грн. Ежегодный приток наличности в течение трех лет составляет 160 тыс грн. Процентная ставка 10% (I). %. Необходимо принять решение о целесообразности инвестиций в инновационный проект. Решение задачи следует проводить в следующей последовательности.

На первом шаге решения задачи определяют коэффициенты дисконтирования:

Для первого года – 1/ (1+0,1)1 = 0,909;

Для второго года – 1/ (1+0,1)2 = 0,826;

Для третьего года – 1/ (1+ 0,1)3 = 0,751.

Затем определяют чистую текущую стоимость за годы реализации проекта: (160 х 0,909) + (160 х 0,826) +(160 х 0,751) = 398 тыс. грн.

Для принятия решения о целесообразности инвестиций в проект необходимо найти разность между чистой текущей стоимостью и первоначальной суммой инвестиций: 398 - 480 = – 82 тыс. грн.

Вывод: рассматриваемый проект невыгоден, так как доход меньше, чем первоначальные инвестиции в проект.

Общим для всех показателей эффективности инновационного проекта является расчет коэффициента эффективности по следующим формулам:

(прямой показатель) или

(обратный показатель), (4.3)

Где Э - эффект (результат) от реализации проекта;

З – затраты, связанные с реализацией проекта.

Критерием отбора проектов может быть минимум затрат на их реализацию.

При наличии нескольких вариантов наиболее эффективный вариант выбирается по минимуму так называемых приведенных затрат

ЗI= СI + ЕнКI = Min, (4.4)

Где ЗI-приведенные затраты по каждому варианту;

СI- издержки производства (себестоимость) по тому же варианту;

В рыночной экономике каждая отдельная фирма, предприятие устанавливает такой норматив эффективности капвложений Ен Либо на уровне процентной ставки i, либо как норматив рентабельности инвестиций Rн. Исходя из этого, можно приведенные затраты представить следующим образом:

ЗI = СI + i КI = min, (4.5)

Или

З i = С i+ RН Ki = min. (4.6)

Расчетный срок окупаемости Тр Определяется по формуле:

(4.7)

Где К1 и К2 – инвестиции и инновации по сравниваемым вариантам;

С1 и С2 – годовые издержки соответственно по первому и второму вариантам.

Для выбора варианта расчетное значение срока окупаемости Тр Сравнивается с его нормативной величиной Тн = 1 /Е.

Дополнительные инвестиции и инновации оправданы тогда, когда расчетный срок их окупаемости не выше нормативного значения. Более эффективный вариант выбирается, если Тр < Тн, или, иначе можно сказать, что более дорогой по инвестициям второй вариант считается эффективным тогда, когда дополнительные инвестиции в него окупаются экономией на издержках в срок не больший нормативного.

Величина, обратная сроку окупаемости, представляет собой коэффициент эффективности дополнительных инвестиционных вложений в инновации, или коэффициент сравнительной эффективности – Эр. Он рассчитывается по формуле:

(4.8)

Расчетное значение коэффициента эффективности Эр сравнивается с нормативной величиной Ен, соответствующей удовлетворяющей инвестора норме дохода на капитал, Если Эр >Ен, то дополнительные инвестиции в инновации, а следовательно, и более инвестиционноемкий вариант эффективны.

ЗАДАЧА 1. Предложены к внедрению три изобретения. Определить, какое из них наиболее рентабельнее. Данные приведены в таблице 4.1:

Таблица 4.1

Исходные данные для расчета рентабельности

Изобретения

Инвестиции, К,

Тыс. грн.

Предполагаемый доход, Д, тыс. грн.

1.

446,5

640,2

2.

750,6

977,5

3.

1250

1475,5

ЗАДАЧА 2.

Разработаны три варианта изобретения на технологию производства изделия. По данным таблицы 4.2. рассчитайте наиболее эффективный вариант.

Таблица 4.2

Исходные показатели для решения задачи

Показатели

Варианты

1

2

3

Инвестиции, тыс. грн.

22 500

27 600

19 700

Издержки производства на одно изделие, тыс. грн.

13 600

14 700

13 700

Годовой объем производства, тыс. грн.

700

1 100

2 500

ЗАДАЧА 3.

Сделать оценку портфелей инновационных проектов А и Б по показателям средней рентабельности при следующих данных таблицы 4.3:

Таблица 4.3

Основные данные по портфелям А и Б

Инновационный проект

Портфель А

1

2

3

Затраты, За, грн.

Прибыль, Па, грн.

Рентабельность, Rа= Па/За

1

22 000

41 800

1,9

2

18 000

32 400

1,8

Портфель Б

4

5

6

Затраты, Зб, грн.

Прибыль, Пб, грн.

Рентабельность, Rа= Пб/Зб

1

34 000

59 500

1,75

2

30 000

57 000

1,9

Литература

1.Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. - М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 1997.

2.Инновационный менеджмент: Справочное пособие /Под ред. П. Н. Завлина и др. - М.: ЦИСН, 1998.

3.Экономика предприятия. Под ред. Проф. С. Ф. Покропивного. - Киев: Вища школа, 1995.

4.2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ на тему:

Тема: Общая экономическая эффективность инноваций

Оценка экономической эффективности – 2 часа

Цель: овладение методикой оценки эффективности обновления продукции с помощью системы показателей

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей:

· интегральный эффект;

· индекс рентабельности;

· норма рентабельности;

· период окупаемости.

Интегральный эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенный к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат:

(4.9)

Где Тр – расчетный год;

Рt - результат в T-й год;

ЗT – инновационные затраты в T- й год;

α T - коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Интегральным эффектом называют также чистый дисконтированный доход, чистую приведенную или чистую современную стоимость, чистый приведенный эффект.

В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.

Индекс рентабельности представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Расчет индекса рентабельности JR ведется по формуле 4.10:

(4.10)

Где Дi – Доход в периоде J;

КT - размер инвестиций в инновации в периоде T.

В числителе этого выражения – величина доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе – величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.

Норма рентабельности Ер Представляет собой ту норму дисконта, при кторой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту:

, (4.11)

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционный средств.

Показатель нормы рентабельности имеет другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций.

Период окупаемости То Является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. Он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском. И этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений.

Формула для расчета периода окупаемости:

То= К / Д,, (4. 12)

Где К – первоначальные инвестиции в инновации;

Д - ежегодные денежные доходы.

4.2.ЗАДАЧА 1.

В производство внедряется новый агрегат по упаковке тары. Определить экономический эффект от использования данного агрегата с учетом фактора времени, а также величину удельных затрат на основе данных, приведенных в таблице 4.4.

Таблица 4.4.

Исходные данные для расчета

Показатели

Годы расчетного периода

1

2

3

4

5

6

Результаты, Р, грн.

14260

15812

16662

18750

26250

28750

Затраты, З, грн.

996

4233

10213

18140

18396

20148

Коэффициент дисконтирования при ставке дохода 10%

0,9091

0,8264

0,7513

0,6830

0,6209

0,58645

ЗАДАЧА 2.

Имеются следующие данные о производстве материалов со звукопоглощающим покрытием. Определить общий экономический эффект от производства и реализации продукции.

Таблица 4.5

Исходные данные для расчета экономического эффекта

Показатели

Единица измерения

Величина показателя

Объем реализации

Тыс. рул.

300

Выручка от реализации, РТ

Млн. грн

22 588

Издержки производства (себестоимость продукции), ЗТ

Млн. грн

8 444

Литература

1. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. - М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 1997.

1. Инновационный менеджмент: Справочное пособие /Под ред. П. Н. Завлина и др. - М.: ЦИСН, 1998.

3. Экономика предприятия. Под ред. Проф. С. Ф. Покропивного. - Киев: Вища школа, 1995.

Разработана профессором кафедры, д. э.н. Бузни А. Н.

 

 

Последнее обновление 06.03.11 20:26