РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Буровое дело» для студентов «Гидромелиорация» Печать
Добавил(а) Administrator   
24.01.11 23:51

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Буровое дело» для студентов «Гидромелиорация»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Буровое дело» для студентов специальностей «Гидромелиорация» 7.092602

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Учебная программа составлена в соответствии с учебными планами по специальности «Гидромелиорация» (ГМ), согласно которой «Буровое дело», как и читаемый перед ним курс «Машиноведение», входит в состав профессионально-ориентированных дисциплин продолжающих формирование специалиста в области бурения горных пород применительно к специализации курсов «ГМ».

Основной целью курса «Буровое дело» является: изучение основ теории разрушения горной породы при бурении, конструкции, области применения и эксплуатации машин и механизмов, предназначенных для бурения шпуров, скважин и проведения выработок, применяемых по специализациям «ГМ».

Особое внимание уделяется анализу технических характеристик и направлениям дальнейшего развития бурильных машин в отечественной и зарубежной промышленности; выбору системы машин и проходческих комплексов для комплексной механизации бурения шпуров и скважин, а также проходки выработок; вопросам экологии окружающей среды и техники безопасности при буровых и проходческих работах применительно к специальности.

Вводная часть знакомит с историей развития буровой техники, содержанием и назначением курса применительно к специальности «ГМ», областью применения различных способов бурения, бурильных машин и проходческих комплексов и требованиями, предъявляемыми к ним.

Дается классификация горных пород по крепости и буримости и подразделение отверстий, выполняемых в породе на шпуры, скважины и выработки. Разбираются основы разрушения породы при сверлении, вращательном, ударном, комбинированном (ударно поворотном и ударно-вращательном), шарошечном и термическом бурениями.

Основными задачами изучения курса являются:

1. Изучение основных принципов устройства и работы машин, механизмов и комплексов, применяемых для бурения шпуров, скважин и проходке выработок в «ГМ».

2. Освоить основы инженерного расчета, анализа технических характеристик и выбора наиболее рациональных бурильных машин, механизмов и комплексов с определением их производительности и работоспособности в реальных условиях.

3. Ознакомление с особенностями эксплуатации обслуживания бурильных и проходческих машин с учетом вопросов экологии и техники безопасности при монтаже, эксплуатации и ознакомление с основными тенденциями дальнейшего развития бурильных машин и проходческих комплексов как в «ГМ», так и в смежных областях техники.

В результате работы над курсом студент должен овладеть методикой самостоятельной работы с технической литературой, чтобы и после выпуска из ВУЗа продолжать самообразование в этой области.

Курс ориентирован на знание студентами основ машиностроительного черчения, сопротивления материалов и машиноведения, готовит его к изучению специализированных дисциплин «ГМ».

Курс условно подразделяется на изучение конструкции и области применения бурильных машин для скважин и шпуров, механизации проведения горизонтальных, наклонных, вертикальных выработок и коллекторов, механизации устройства и оборудования нагнетательных и откачивающих скважин и комплексная механизация проведения выработок.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Распределение учебного времени по темам

ТЕМЫ

Количество часов

ВСЕГО

в том числе

Лекции

Практические

занятия

1

2

3

4

Тема 1. Введение. Классификация способов бурения.

Основные технико-эксплуатационные показатели.

Прогрессивные направления развития буровых

технологий и оборудования.

Конструкция буровых скважин.

Тема 2. Физико-механические свойства горных пород, их

буримость. Механика разрушения пород при

различных способах бурения.

Тема 3. Бурение неглубоких скважин.

Тема 4. Вращательное бурение скважин на воду.

Тема 5. Ударное бурение скважин.

Тема 6. Оборудование подающих и отводящих скважин.

Тема 7. Выполнение горной проходки. Бурение шпуров.

Тема 8. Подземное бурение скважин.

Тема 9. Эксплуатация и ремонт бурового оборудования.

Тема 10. Безопасность труда в буровом деле. Экологические аспекты бурового дела.

ИТОГО:

 

 

2

4

4

6

4

1

1

1

1

2

26

2

2

2

4

2

1

1

1

1

2

18

2

2

2

2

8

 

 


 

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

 

 

Лекция 1 Введение. Классификация способов бурения. Основные технико-

эксплуатационные показатели. Прогрессивные направления развития

буровых технологий и оборудования. Конструкция буровых скважин.

 

Литература: 1 стр. 5-20;

2 стр. 5-18;

Лекция 2. Физико-механические свойства горных пород, их буримость.

Механика разрушения пород при различных способах бурения.

 

Литература: 1 стр. 22-42;

2 стр. 33-43;

Лекция 3. Бурение неглубоких скважин..

 

Литература: 1 стр. 21-39;

2 стр. 14-27;

Лекция 4. Вращательное бурение скважин на воду: роторное бурение; колонковое

бурение.

 

Литература: 1 стр. 36-40;

2 стр. 42-47;

Лекция 5. Вращательное бурение скважин на воду: колонковое бурение;

шарошечное бурение.

 

Литература: 1 стр. 54-62;

2 стр.51-53;

Лекция 6, 7. Оборудование подающих и отводящих скважин. Выполнение горной проходки. Бурение шпуров. Подземное бурение скважин.

 

 

Литература: 2 стр. 65-75 и 102-114;

3 стр. 11-18 и 64-80;

4 стр. 34-69.

 

Лекции 8. . Подземное бурение скважин. Эксплуатация и ремонт бурового

оборудования.

 

Литература: 1 стр. 149-158;

2 стр. 115-157;

 

Лекция 9.Безопасность труда в буровом деле. Экологические аспекты бурового дела.

.

Литература: 1 стр. 11-93;

2 стр. 159-173;

3 стр. 81-100;

 

2.3. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


ТЕМЫ

Кол-во

часов

1. Механика разрушения пород при вращательном, ударном и комбинированном способах бурения.

2. Изучение устройства буровых установки и породоразрушающего инструмента для бурения неглубоких скважин.

3. Изучение устройства буровых установок и породоразрушающего инструмента для вращательного, роторного, колонкового, шарошечного бурения,

4. Изучение устройства буровых установок и породоразрушающего инструмента для ударного бурения.

2

 

2.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа студентов проводится прежде всего в порядке доработки лекций по учебной и технической литературе с таким расчетом, чтобы придя на лабораторные занятия (по теме) он знал теоретическую часть вопроса и мог выяснить у преподавателя все «неясные» вопросы. При этом по каждой из рассматриваемых машин или механизмов он должен:

1. Знать назначение область применения, достоинства и недостатки;

2. Уметь сделать принципиальную (работающую) схему (или эскиз) с указанием основных размеров и уметь рассказать принцип работы основных узлов, прочесть кинематику и сделать классификацию;

3. Знать основы инженерного расчета и обоснование выбора оптимального варианта для конкретных условий работы.

На каждом практическом занятии студент закрепляет теоретические положения и знакомится с особенностями конструкции изучаемых деталей, механизмов или машин (по плакатам, слайдам и кинопленкам, на макетах действующих моделях и натуральных образцах). Одновременно студенты выясняют у преподавателя возникшие вопросы и показывают доработанный конспект лекций, лабораторных или практических занятий получая соответствующую оценку своей работы.

В начале курса выполняется «входной контроль» по выяснению знаний студента в области элементарного машиностроительного черчения и основ сопромата. В заключении изучения деталей машин проводится второй контроль «по передачам».

Более детально вопросы самостоятельной работы студентов (с контрольными вопросами) рассмотрены в «методических указаниях по изучению дисциплины» для студентов очной формы обучения.

 

 

 

2.5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.А.А Сафонов, В.Г. Ильин, Г.И. Краснощеков, «Буровое дело», Москва, Агропромиздат, 1987г.

2. В.Г. Ильин, Н.А Сафонов, «Буровое дело», Москва, Колос, 1972г.

3.Ю.И. Михайлов, Л.И. Кантович, «Горные машины и комплексы», Москва, Недра, 1975г.

4.Н.Н. Абрамов, «Водоснабжение», Москва, Стройиздат, 1987г.

5.С.В. Яковлев и др., «Канализация», Москва, Стройиздат, 1976г.

6. Б.А. Васильев, И.И. Мер и др. «Мелиоративные и строительные машины». Москва, Агропромиздат, 1986г.

 

Последнее обновление 07.02.11 15:27