ПРОГРАММА учебной практики по курсу «Информатика и компьютерная техника» |
Добавил(а) Administrator | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.02.11 17:00 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОГРАММА учебной практики по курсу «Информатика и компьютерная техника» для студентов 1 курса специальностей: 7.050 107, 7.050 100, 7.050 201, 7.050 106 Экономика предприятий, Менеджмент организаций, Экономическая кибернетика, Учет и аудит
Введение Учебная практика является обязательной составной частью курса “Информатика и компьютерная техника”. Каждый студент получает программу практики и индивидуальное задание, которое выполняется самостоятельно на персональных ЭВМ (ПЭВМ). В период проведения учебной практики студент обязан вести дневник выполнения заданий, в котором ежедневно регистрируется выполнение работы, информация об ошибках, анализ ошибок и действия по их исправлению. По окончанию практики студент предъявляет отчет о проделанной работе в соответствии с полученными индивидуальными заданиями. По итогам защиты отчета выставляется зачет. Учебная практика проходит в учебных лабораториях кафедры информатики и компьютерной техники. 2. Цели и задачи практики Целью проведения практики является закрепление и развитие навыков разработки программ и баз данных и применение систем программирования для решения задач экономического характера. Кроме того, учебная практика призвана восполнить пробелы в знаниях, и позволит студентам лучше подготовиться к экзамену. Перед учебной практикой ставятся следующие задачи: − изучение инструктивно-методических материалов по операционной системе, сервисным программам используемой системы программирования (BASIC, PASCAL); − усвоение методов постановки задачи, разработки программ и освоение технологии реализации задач на персональных ЭВМ; − закрепления навыков расчета экономических задач в среде табличного процессора MS EXCEL; − углубленное изучение возможностей СУБД MS Access при реализации поставленных задач; − закрепление практических навыков работы с текстовыми редакторами. 3. Содержание программы Практика состоит из трех разделов: программирование (Basic или Pascal), табличные процессоры (MS Excel), системы управления базами данных (MS Access). Реализация задач в иных средах согласовывается с преподавателем. В каждом разделе студенту предстоит решить по одной задаче. Самостоятельно, либо с участием преподавателя, провести тестовую эксплуатацию, выявить ошибки и недочеты. Устранить грубые ошибки. Написать отчет. Этапы выполнения заданий практики по разделам: Раздел I – Программирование − ознакомление с исходными данными индивидуального задания, постановка задачи (раскрывается организационно-экономическая сущность задачи, формулируется цель ее решения, определяется взаимосвязь с другими задачами, указывается периодичность решения, описывается состав и форма представления входной и результатной информации); − формализация (математическое описание задачи), выбор методов и средств решения задачи; разработка алгоритма (блок-схемы); − составление текста программы на языке BASIC (Pascal); тестирование и отладка, решение контрольного примера; − тестовая эксплуатация – выявление, анализ и устранение всех типов ошибок в программе, доработка программы; компилирование. Раздел II – Табличный процессор − создание и расчет электронной таблицы в среде табличного процессора EXCEL; − проверка решения, устранение ошибок; Раздел III – СУБД − постановка задачи, ознакомление с документооборотом автоматизируемой предметной области; − разработка структуры базы данных (схемы отношений и структуры таблиц); − разработка интерфейса: создание необходимых форм и отчетов; − создание запросов, макросов и модулей; − обеспечение резервирования данных; − тестирование и отладка; − выполнение сервисных операций (при необходимости – разделение таблиц, защита базы данных, установка параметров запуска, компилирование и т.д.); − написание эксплуатационно-технической документации.
4. Календарный рабочий план учебной практики на ЭВМ
4. Требования к отчету и подведение итогов практики Отчет должен содержать следующие материалы: 1. Условие задачи. 2. Решение в среде Basic или Pascal. 2.1.Постановка задачи; 2.2.Математическое описание задачи; 2.3.Блок-схема алгоритма; 2.4.Текст программы; 2.5.Описание контрольного примера; 2.6.Решение задачи, 2.7.Анализ допущенных ошибок. 3. Решение задачи в MS Excel (таблицы с формулами и решением). 4. Сравнительный анализ решения задачи в BASIC и Excel. Выводы. 5. Разработка базы данных в MS Access 5.1.Постановка задачи; 5.2.Схема отношений; 5.3.Структура таблиц, ключи и индексы*; 5.4.Формы и их взаимосвязи; 5.5.Примеры отчетов; 5.6.Сервисные функции и особенности базы данных; 5.7.Анализ допущенных при разработке БД ошибок; 5.8.Инструкции по работе с БД. 6. Выводы по учебной практике. Дневник.
Экскурсии в период практики В период практики студенты каждой группы должны посетить бухгалтерию какого-либо предприятия, для ознакомления с реально работающими программами. Литература 1. Вычислительная техника в инженерных и экономических расчетах. Под ред. Петрова А.В. – М.: Высшая школа, 1984. 2. Гарсиа-Молина Гектор Системы баз данных. Полный курс / Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. – 1088 с.: ил. 3. Глинський Я.М. Бейсик. QBasic і Visual Basic: Навчальний посібник. – Львів: Деол, 2003. – 144 с. 4. Голицына О.Л. Базы данных: Учебное пособие для студентов учреждений среднего проф. образования. – М.: Форум-Инфра-М, 2003 – 352 с.: ил. 5. Дженнингс Роджер Использование Microsoft Access 2002/ Специальное издание; Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. – 1008 с.: ил. 6. Дьяконов В.П. Справочник по алгоритмам и программам на языке Бейсик для персональных ЭВМ: Справочник. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. – 240 с. 7. Кетков Ю.Л. Диалог на языке Бейсик для мини- и микро-ЭВМ. – М.: Наука, 1988. 8. Новиков Ф. Microsoft Office XP в целом / СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 928 с.: ил. 9. Персональные компьютеры. Информатика для всех. – М.: Наука, 1987. 10.Пул А. Работа на персональном компьютере. – М.: Мир, 1986. 11. Сергованцев В.Т., Смирнов С. Н. Сборник задач по вычислительной технике в инженерных и экономических расчетах. – М.: Финансы и статистика, 1985. 12.Уолш Б. Программирование на языке Бейсик. – М.: Радио и связь, 1987. 13.Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс / 7-е изд. – М.: Инфра-М, 2003. – 480 с.: ил. 14.Фоке А., Фоке Д. Бейсик для всех. – М.: Энергоиздат, 1986. 15.Хабрейкен Джо Изучи Microsoft Access 2002 за 10 минут / Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. – 224 с.: ил. 16.Хорев В.Д. Самоучитель программирования на VBA в Microsoft Office. – К.: Юниор, 2001. – 296 с.: ил. Индивидуальные задания для практики Часть 1. MS QBasic & MS Excel. Этапы выполнения задания. 1. Ввести и описáть переменные. 2. Составить алгоритм для определения расчетных величин. 3. Разработать блок-схему алгоритма. 4. Составить макет выходного документа. 5. Написать программу на алгоритмическом языке Бейсик и кратко дать характеристику структуры и блоков программ. 6. Распечатать программу и задание оформить в виде машинограммы. 7. Выполнить задание в среде табличного процессора EXCEL. 8. Сделать выводы. Задание №1* Определить сумму к выдаче заработной платы с учетом удержания Подоходного Налога (ПН), отчислений в Пенсионный Фонд (ПФ), в Фонд Занятости (ФЗ) и Фонд Социального Страхования (ФСС). Расчет удержаний производится по следующей схеме: 1. ФЗ = Начисленная Заработная Плата (ЗП) ´ 0,5% 2. 3. 4. Ведомость начисления заработной платы рабочим, грн.
Закупочные цены на молоко 1 сорта базисной жирности 3,6% составляют 52 грн. за 1 центнер. 1-й сорт молока имеет кислотность 16-18 градусов Тернера, а второй 18-20 градусов Тернера. Молоко второго сорта оплачивается на 7%, а несортовое на 20% ниже молока 1-го сорта. За продаваемое молоко 1-го сорта выплачивается надбавка к цене 1.0 грн за 1 ц молока базисной жирности при температуре не выше 10оС Расчет суммы выручки за реализацию молока государству
Задание №3 Базисная сахаристость корней сахарной свеклы 15%. Закупочная цена при базисной сахаристости – 16 грн./ц. К базисной цене установлена надбавка за каждый процент сахаристости сверх базисной в размере 1,5 грн./ц, и применяется скидка с закупочной цены в размере 1 грн./ц за каждый процент сахаристости ниже базисной. Рассчитать выручку за реализацию сахарной свеклы
Задание №4 Рассчитать по ферме суточную потребность в кормовых единицах кормления дойных коров живой массой до 500 кг при жирности молока 3.8-4%, если при удое до 8 кг требуется 8.6 к.е., до 10 кг – 9.6 к.е., до 12 кг – 10.6 к.е., свыше 12 кг – 11.6 к.е. Суточная потребность фермы КРС в кормах
Задание №5 Определить выручку от реализации сильной пшеницы, если при цене 1 ц продукции сорта Безостая-1, равной 80.40 грн, установлены надбавки к цене за дополнительное содержание в зерне клейковины следующим образом: · 23-28 процентов клейковины – надбавка к цене 10%; · 28-32 процентов клейковины – надбавка к цене 30%;
Расчет стоимости пшеницы Безостая1
Базисные кондиции семян клещевины, продаваемой государству, установлены: по влажности – 9% и по масличной примеси – 4%. Цена семян клещевины базисных кондиций – 80 грн. За каждый процент влажности ниже базисной кондиции производится надбавка к фактической массе – 1%, а за каждый процент влажности выше базисной кондиции производится скидка к фактической массе – 1%. За каждый процент сверх базисной кондиции по масличной примеси производится скидка с цены в размере 1%.
Расчет выручки за реализацию семян клещевины
Задание №7 Цена ржи базисных кондиций 98 грн./ц. Базисная кондиция по натурной массе зерна – 715 г/л. Установлена надбавка к цене – 1% за каждые 10 г/л натурной массы сверх базисной и скидка – 1% за каждые 10 г/л ниже базисной кондиции. Если зерно имеет натурную массу 550-600 г/л, то скидка с цены составляет 15%, а для зерна с натурной массой ниже 550 г/л скидка с цены составит 30% от базисной. Расчет выручки за реализацию ржи
Задание №8 Рассчитать сумму выручки за реализацию винограда технических сортов. За каждый процент сахаристости сверх базисной для конкретных сортов установлена надбавка к цене 6%, а за каждый процент снижения сахаристости по отношению к базисной – скидка в размере 6%. Расчеты оформить в таблице.
Определить рентабельность по хозяйствам и расположить хозяйства по возрастанию рентабельности. Убыточные хозяйства не выводить.
Задание 10 Рассчитать амортизационные отчисления и остаточную стоимость оборудования на каждый год эксплуатации следующими методами: 1. Равномерным; 2. Ускоренным; Формулы для расчета: 1) 2) где Сн – Начальная стоимость; Сл – Конечная (Ликвидная) стоимость; T – срок эксплуатации (число периодов амортизации); t – период, на который требуется вычислить величину амортизации. Расчеты представить в таблице Задание 11 Определить величину интервала для группировки хозяйств по площади овощей Интервал определяется по формуле:
Задание 12 Определить коэффициент парной корреляции между двумя признаками. Коэффициент определяется по формуле:
Определить коэффициенты уравнения регрессии. y = bx + a Коэффициенты определяется по формуле:
Задание 14 Определить корни системы линейных уравнений: Задание 15 Формула расчета накопленной суммы по сложным процентам: S = S0 + (1 + P/100)N , где S – сумма, получаемая при P % годовых начислений и первоначальном единовременном вкладе S0 за N лет. Рассчитать недостающую переменную, при условии, что 3 остальные известны. Задание 16 Если в каждый из N лет (или др. периодов, по которым начисляются проценты) вносится (или погашается) сумма S1 при P % годовых начислений, то общая сумма вклада (погашения) составит величину , где i = P/100. Рассчитать каким должен быть процент начислений (i или Р), чтобы при ежегодных равных платежах S1, через N лет накопить (погасить) сумму S. Функционально вывести i из вышеописанной формулы не удастся. Нужно воспользоваться методами приближенных вычислений. Задание 17 По данным таблиц определить годовой фонд заработной платы: 1) на каждого работника; 2) по категориям работников; 3) в целом по организации; 4) долю каждой категории работников в общем фонде заработной платы. При расчете окладов учитывать надбавки за стаж работы.
Расчеты Фонда заработной платы представить в таблицах
Этапы выполнения задания. 1. Самостоятельно выполнить постановку задачи. 2. Изучить документооборот предметной области и составить макеты форм для ввода, просмотра и редактирования данных и шаблоны выходных документов (отчетов). 3. Исходя из требований к заданию, составить набор полей, необходимых для хранения и обработки в базе данных. Определить темы (таблицы) в которых будут размещаться эти поля. 4. Определить ключи в таблицах и межтабличные связи. 5. Детализировать типы и свойства полей. Ввести индексы. 6. Разработать необходимые формы и отчеты, запросы, макросы (модули). 7. Протестировать и отладить БД. 8. Сделать выводы. Общие требования: 1) база данных должна содержать не менее двух связанных таблиц и содержать запросы, формы, отчеты, макросы. 2) доступ к данным, запросам, отчетам должен осуществляться только посредством форм; 3) должна быть предусмотрена система резервирования данных. 4) защищена от несанкционированного доступа. Задания 1. Учет налоговых отчислений из заработной платы. По данным задачи № 1 (Часть 1). 2. Учет основных средств предприятия. 3. Учет сотрудников предприятия в отделе кадров. 4. Учет успеваемости студентов в деканате (по итогам сессии). 5. Учет прохождения производственных и учебных практик студентов на предприятиях (организациях). 6. Регистрация тем дипломных работ студентов. 7. Учет выдачи книг читателям библиотеки. 8. Учет оплаты коммунальных платежей. 9. Регистрация участников конференций (заседаний). 10.Регистрация входящей и исходящей деловой корреспонденции и приказов в канцелярии. 11.Движение товаров на складе предприятия. 12.Печать вкладышей к диплому. Успеваемость за 5 лет (6 для заоч. ф.о.). 13.Система тестирования: 1. ввод тестовых вопросов и правильных ответов 2. тестирование. 14.Справочник адресов и телефонов. 15.Учет компьютерной и оргтехники. 16.Регистрация автомобилей в ГАИ. 17.Планирование фонда оплаты труда. По данным задачи № 17 (Ч.1).
|