Помощь в учебе и работе
Главная
 
 
Шпаргалки по "Экономическая история зарубежных стран" Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
25.01.11 12:18

 

№ 31. Потеря Англией промышленной гегемонии.

В 1870 г. Англия была самой крупной промышленной странной мира: на ее долю приходилось 32 % мирового промышленного производства, половина всей добычи каменного угля и производства чугуна. Англия владела огромным торговым флотом, обеспечивала своими товарами все страны, господствовала на мировых рынках, являлась крупнейшей колониальной империей.

Однако в последние десятилетия XIX в. значительно сократились темпы роста промышленного производства. За 1870 — 1913 гг. объем промышленной продукции в Англии увеличился всего в 2,2 раза, в то время как в США — в 9, в Германии — почти в б, во Франции — в 3 раза. Англия потеряла промышленную монополию, а ее торговая гегемония сильно пошатнулась. Это произошло по следующим причинам:

промышленный переворот в ряде стран произошел позже, чем в Англии, и поэтому осуществлялся на более высокой технической базе;

промышленность страны в большинстве своем имела морально устаревшее оборудование, которое требовало замены. Английские фабриканты почти 100 лет безраздельно владели промышленной монополией и не нуждались в постоянном техническом обновлении производства. Много лет они получали монопольную прибыль уже в силу своего исключительного положения. Когда же оно было потеряно, национальная буржуазия пошла не по пути капиталовложения в своей стране, а по пути вывоза капитала за границу, и в первую очередь в колонии, где обеспечивались более высокие прибыли. Это предопределило дальнейшее отставание английской индустрии;

на мировых рынках усилилась конкуренция, которая сузила рынки сбыта английских товаров. Большинство стран от принципа "свободной торговли" перешло к политике протекционизма. Они стремились высокими таможенными тарифами защитить свою промышленность от зарубежной конкуренции. Однако в этих условиях Англия не отказалась от политики фритредерства, так как считалось, что английские товары в силу их качества и дешевизны легко преодолеют протекционизм и запрет на их ввоз.

Положение английской экономики усложнил мировой аграрный кризис, который начался в 1874 г. и продолжался 20 лет. Кризис был вызван поступлением на европейский рынок дешевого американского хлеба. Английские фермеры не выдерживали конкуренции, многие из них разорялись. Капитал стал покидать аграрные отрасли хозяйства Англии. Выход из аграрного кризиса фермеры начали искать в переходе от зернового хозяйства к производству кормов для интенсивного животно- и птицеводства, а также в техническом перевооружении сельского хозяйства путем внедрения машин, более широкого использования искусственных удобрений, увеличения удельного веса технических культур. Начался перевод сельского хозяйства на индустриальную основу. Тем не менее Англия теряла свою аграрную базу и все больше зависела от ввоза хлеба. К 1913 г. своего хлеба Англии могло хватить только на 2,5 месяца. Это стало дестабилизирующим фактором в развитии британской экономики, делало ее зависимой от изменения цен на мировом рынке сельскохозяйственной продукции.

На развитие британской экономики, и в первую очередь промышленности, отрицательно сказывалась недостаточная мощность и слабая концентрация электростанций. Суммарная мощность электростанций в Англии составляла в 1913 г. 908 тыс. кВт, т.е. в 2,4 раза меньше, чем в Германии и почти в 9 раз меньше, чем в США. В связи с этим энерговооруженность английского рабочего в конце XIX в. была сравнительно низкой, что отразилось на производительности труда. Англия не наладила производство электрических врубовых машин и автоматических ткацких станков, что обусловило отставание традиционных отраслей — угольной и текстильной.

Из всех старых отраслей промышленности устойчивые темпы роста были присущи только судостроению, которое имело современную техническую базу. За 1870 —1913 гг. тоннаж построенных в Англии судов более чем утроился. Англия оставалась мировым извозчиком и мировым торговцем.

Одновременно в английской промышленности происходят и некоторые структурные изменения. Появляются такие новые для Англии отрасли, как энергетическая, химическая, наиболее быстрыми темпами начинает развиваться сталелитейная промышленность. В итоге выплавка стали за 1870—1914 гг. возросла в 3,5 раза, экспорт машин и оборудования за это же время увеличился в 7 раз (с 5,3 до 37 млн ф.ст.).

В рассматриваемый период качественного уровня достигло развитие транспорта: объем железнодорожных перевозок возрос в 7 раз, а оборот судов дальнего плавания — в 16.

Из года в год Англия увеличивала экспорт капитала, что привело к его нехватке внутри страны, особенно в новых отраслях. Поэтому преимущественное значение получает мобилизация денежных средств и капиталов с помощью акционерных компаний. Особенно быстрый рост их количества наблюдается в 1885 — 1905 гг. Для привлечения сбережений трудящихся слоев населения и мелкой буржуазии в Англии разрешается выпускать акции номиналом до 1 ф.ст. Уже в начале XX в. акционерный капитал стал играть ведущую роль во всех отраслях промышленности.

В итоге в конце XIX — начале XX в. в Англии сложились предпосылки монополизации промышленности. При этом тенденция к возникновению монополий была сильнее в новых отраслях, чем в старых. Этому способствовали более крупные размеры предприятий, уставного капитала, их конкурентоспособность на внешнем рынке и т.д. Первые английские монополии возникли в трубопрокатной и химической промышленности. В тяжелой и военной отраслях доминирующее положение стали занимать крупнейшие фирмы "Армстронг/Уитворт", "Дорман, Лонг и Ко", "Виккерс" и др.

В старых отраслях (горнодобывающей, металлургической) концентрация производства шла медленно, и карте-

ли, которые возникали обычно в виде "торговых ассоциаций", были малочисленными. В 1890 г. в Англии было около 30 картелей, т.е. в 3 раза меньше, чем в Германии. Объединения картельного типа возникли в бумажной, стеклянной и других отраслях. Рост конкуренции на рынках привел к образованию монополий и в хлопчатобумажном производстве — по отделке и окраске тканей, а также в ситцепечатании. Сложились объединения фабрик, которые работали на высококачественном египетском хлопке. Однако основная масса прядильных и ткацких фабрик представляла собой обособленные предприятия.

Особенностями английских монополий были их сравнительно позднее возникновение (на 10—15 лет позже, чем в Германии и США), а также их относительная слабость. Основными причинами слабости английских монополий являются:

получение промышленниками сверхприбылей без уничтожения конкуренции;

относительный упадок ее старых отраслей, в первую очередь добывающей, с которой обычно начинается монополизация;

ориентация английской промышленности на экспорт, причем в большей степени, чем германской и американской. В то же время международный рынок с большими трудностями поддается монополизации. Для этого требуется такая экономическая мощность, которой у английских капиталистов не было.

Иная ситуация сложилась в сфере кредита. Банковский капитал по темпам концентрации и централизации значительно опережал промышленный. К 1913 г. в результате слияния за предыдущие годы более 300 банков сложилась система крупных акционерных банков, из которых 5 наиболее значительных имели 40 % общей суммы всех банковских вкладов страны. Особое место в банковской системе Англии принадлежало колониальным банкам. В 1910 г. таких банков насчитывалось 72, а количество их отделений составляло 5449. Лондон занимал положение мирового финансового центра. Английская валюта выполняла роль международных денег, выступала в качестве расчетной единицы в мировых торговых сделках. Среди крупнейших представителей финансовой олигархии Англии выделялись такие банкиры, как М.Ротшильд, А. Беринг, Дж. Ллойд, Дж.Чемберлен, капиталовложения которых размещались в большинстве стран мира.

В 1870—1913 гг. Англия продолжала быть ведущей страной в мировой торговле. Однако одной из характерных черт английской торговли в это время является более быстрый рост ввоза товаров по сравнению с их вывозом. За последнюю треть XIX в. импорт увеличился в 2 раза больше, чем экспорт. Удельный же вес экспорта английских товаров в мировой торговле сокращался. Вместо бывшей монополии на мировом рынке Англии теперь приходилось сталкиваться с конкуренцией других стран, в первую очередь Германии и США. Другая типичная черта английской внешней торговли — постоянное превышение в ценностном выражении ввоза над вывозом, т.е. наличие постоянного отрицательного баланса во внешней торговле. В то же время наблюдался рост доходов от процентов на капитал, вложенный за границей, за посреднические торговые и банковские операции, фрахт и страхование морской торговли, пользование услугами портов и т.д. Поэтому платежный баланс, который включал все виды расчетов с другими странами, был неизменно активным.

Англия являлась первой в истории страной, где на основе накопления "избыточного" капитала появилась возможность и необходимость для его вывоза за границу в крупных масштабах. Понятно, что если бы излишек капитала был потрачен на подъем сельского хозяйства или модернизацию старых отраслей промышленности, то не было бы и самого "избыточного" капитала.

Основная доля экспорта капитала направлялась на финансирование железнодорожного и портового строительства во всех районах мира (США, Аргентина, Канада), меньшая его часть инвестировалась в экспортные отрасли сельского хозяйства колоний. Английский капитал оплачивал также войны Японии 1894 — 1895 и 1904 — 1905 гг., балканские войны 1910 г. В 1880 г. размещенный Англией за границей капитал достиг 1 млрд. ф.ст., к 1905 г. он удвоился, а к началу первой мировой войны составил 4 млрд. ф. ст. За период с 1865 по 1898 г. национальный доход Англии удвоился, а доход от заграничного капитала за это время возрос в 9 раз. В 1911 г. только от вложений капиталов за границей Англия получила доход в сумме 180 млн. ф.ст. В 1914 г. страна занимала первое место в мире по объему вывезенного капитала, который почти равнялся вложениям двух других крупнейших его импортеров — Франции и Германии, вместе взятых.

Таким образом, к началу XX в. темпы экономического развития Англии значительно изменились. Ее удельный вес

в мировой промышленности сократился с 32 % в 1870 г. до 14 % в 1913 г. По этому показателю Англию опередили США и Германия. Была ликвидирована безраздельная монополия на мировом торговом рынке. Вместе с тем Англия являлась крупнейшей колониальной державой, ее колонии превышали метрополию по территории больше чем в 100 раз и по населению больше чем в 8. Она имела самый большой в мире торговый флот, существенно опережала по вывозу капитала другие страны, как и Германия, вела активную подготовку к войне за новые сферы своего влияния.

 

№ 32. Факторы быстрого эк. Роста США.

Экономическое развитие Соединенных Штатов Америки в последней трети XIX — начале XX в. характеризуется значительным ускорением темпов роста, что позволило им занять место ведущей индустриальной державы капиталистического мира. С 1870 по 1900 г. производство чугуна в стране увеличилось в 8 раз, добыча угля — в 10, выплавка стали — в 150 раз, достигнув соответственно 13,8; 212,3; 11,2 млн. т в год. Стоимость произведенной промышленной продукции возросла более чем в 3 раза, почти утроилась численность промышленных рабочих.

Ускоренный экономический рост обусловил ряд факторов:

во-первых, победа капиталистического Севера над рабовладельческим Югом в Гражданской войне 1861 — 1865 гг. и последовавшая за ней Реконструкция южных штатов, что создало основу для формирования и развития единого национального капиталистического рынка;

во-вторых, наличие огромных природных богатств: больших запасов полезных ископаемых — угля, железной руды, нефти; преобладание плодородных почв, неисчерпаемых лесных и водных ресурсов, которые являлись объектами хозяйственной деятельности, а реки — и транспортными магистралями;

в-третьих, высокий уровень накопления национально-го капитала и большой приток капиталов из Европы. К началу XX в. иностранные инвестиции в США, преимущественно английские, достигали 3,4 млрд. дол.;

в-четвертых, рост численности населения, главным образом за счет притока иммигрантов из других стран. Сравнительно небольшая численность населения США (38,7 млн. в 1870 г.) вынуждала компенсировать нехватку рабочих рук. В 1864 г. в США был принят закон, который поощрял иммиграцию. Иммигранты значительно пополняли население США, которое в 1900 г. достигло 71,1 млн, а в 1913 г. - 96,5 млн человек. В 70-80-е гг. XIX в. иммигранты прибывали главным образом из Англии и Германии, стран с высоким уровнем производственной культуры, они и обогащали промышленность США европейским научно-техническим опытом. Американский капитал получил возможность без собственных затрат на обучение кадров развивать промышленность за счет квалифицированных европейцев, подготовка которых была оплачена на их родине.

Постепенное насыщение рынка труда вынудило, американское правительство ужесточить иммиграционные правила. Так, законами 1875 и 1882 г. наряду с преступниками и душевнобольными въезд в США был закрыт для тех, кто, по заключению властей, не" мог себя прокормить. Кроме того, запрещалась в течение 10 лет иммиграция китайских рабочих. Росту населения перед первой мировой войной способствовала волна так называемой новой иммиграции — переселенцев из Южной и Восточной Европы: из Италии, Австро-Венгрии, России. Подавляющая часть иммигрантов этого периода — неквалифицированные рабочие, готовые выполнять любую работу за низкую плату. В первые полтора десятилетия XX в. поток иммигрантов, большую часть которых составили итальянцы и выходцы из царской России, превысил 14,5 млн. человек;

в-пятых, внутренняя миграция и рост городского населения. Если в 1850 г. в стране насчитывалось шесть крупных городов по 100 тыс. и более человек, то в 1900 г. — 38. В 1900 г. самыми крупными городами страны были Нью-Йорк (3,4 млн.), Чикаго (1,7 млн.), Филадельфия (1,3 млн.), Сент-Луис (575 тыс.), Бостон (561 тыс.). Вследствие урбанизации с 1860 по 1900 г. 20 млн. человек переселилось из сельской местности в города. В среднем, городское население США в этот период удваивалось каждые 20 лет. Тем не менее оно превысило сельское только в 1920 г., в то время как в Англии — в 1871 г., а в Германии — в 1895 г.; в-шестых, завершение промышленной революции и индустриализации по всей территории страны и ускоренный технический прогресс.

Индустриализация последней трети XIX — начала XX в. в отличие от предшествующего периода опиралась на внутренние возможности США. В американской промышленности наряду с использованием достижений мирового опыта был сделан акцент на собственные технические идеи. Так, созданная в 1876 г. Т.Эдисоном первая в США промышленная лаборатория стала первым в мире центром изобретательства, производства технических новшеств с ритмичностью конвейера. Количество запатентованных изобретений (среди которых самые известные — лампа накаливания, фонограф, усовершенствование телеграфа, телефона) доходило до 40 в год, т.е. по одному в каждые девять дней.

Для технического прогресса в США был характерен относительно короткий срок внедрения изобретений в производство, основанный на их коммерциализации. Например, в 1876 г. А.Белл запатентовал изобретенный им телефон, а уже через три года основал компанию по производству и эксплуатации средств связи, которая монополизировала телефонную связь не только в США, но и в других странах.

Высокий технический уровень производства позволил перейти к массовому выпуску стандартизированной продукции. Впервые поточное производство осуществляла автомобилестроительная компания Форда. В 1903 г. она выпустила 195 автомобилей, через 20 лет его заводы производили более 2 млн. машин ежегодно;

в-седьмых, расчетливая протекционистская политика федерального правительства. С 1861 г. импортные товары на американских таможнях облагались 5 —10%-ной ввозной пошлиной. Этого оказалось достаточно для того, чтобы ежегодные пополнения федеральной казны стали превышать расходы государства на 100 млн. дол. В 1890 г. Конгресс США одобрил закон Маккинли — Олдрича, согласно которому пошлины на ввозимые товары увеличивались до 49,5 %, а в 1897 г. тариф Дингли поднял размер пошлин до 57 %; протекционистская политика достигла апогея. Она способствовала росту цен на внутреннем рынке и стала средством получения корпорациями максимально высоких прибылей.

Благоприятным фактором для развития американской экономики была удаленность страны от ее главных конкурентов, с одной стороны, и соседство со слаборазвитыми государствами Латинской Америки — с другой. Это предопределило направленность внешнеэкономической экспансии американского капитала.

Под воздействием упомянутых факторов и ряда других (образование, наука и т.п.) США превратились в индустриально-аграрную державу. Темпы развития промышленности все более опережали рост сельскохозяйственного производства. По данным переписи 1890 г., преобладающей в (гране стала промышленность, а к 1900 г. стоимость ее продукции уже втрое превышала стоимость продукции сельского хозяйства. Национальное богатство Соединенных Штатов возросло с 20,8 млрд. в 1865 г. до 88,8 млрд. дол. в 1900 г., прежде всего за счет роста промышленности.

 

№ 33. Мировой эк. Кризис и новый курс Рузвельта.

Паника на Нью-йоркской фондовой бирже 24 октября 1929 г. стала первым симптомом кризиса экономики США, переросшего в кризис мирового капиталистического хозяйства в целом. В тот день, прозванный "черным четвергом", на Уолл-стрит было продано 12,8 млн. акций, в 1,5 раза больше, чем когда-либо ранее. Через несколько дней, 29 октября, в "черный понедельник", был достигнут пик спекулятивного ажиотажа, когда из рук в руки перешло 16,4 млн. акций. Первым результатом биржевого краха было массовое бегство европейских капиталов, втянутых в биржевую игру на Нью-йоркской бирже, в результате чего стал падать курс доллара. Вторым его результатом стала паника, охватившая мелких держателей акций, вложивших в них все свои сбережения. Падение курса акций продолжалось свыше трех лет, и к марту 1933 г. их общая стоимость составила 19 млрд. дол., т.е. сократилась по сравнению с 1929 г. примерно в 4,5 раза.

Экономический кризис 1929—1933 гг. был самым глубоким кризисом перепроизводства за всю историю капитализма. Около четырех лет экономика капиталистических стран находилась в состоянии полнейшей дезорганизации. С особой силой кризис поразил главную страну капиталистического мира — Соединенные Штаты Америки.

Гигантская разрушительная сила кризиса проявилась в резком падении промышленного производства.- Общий объем продукции американской промышленности по сравнению с докризисным уровнем 1929 г. в 1930 г. составил 80,7 %, в 1931 г. - 68,1, а в 1932 г. - 53,8 %. Период с лета 1932 г. до весны 1933 г. стал временем наибольшего углубления кризиса. И только с весны 1933 г. уровень промышленного производства США стал медленно повышаться, знаменуя переход экономики в фазу депрессии.

Наиболее сильное падение выпуска продукции наблюдалось в отраслях тяжелой промышленности. Это объяснялось тем, что позиции монополий здесь были более прочны ми и сокращение производства стало тем основным средством, с помощью которого они пытались не допустить чрезмерного падения цен и пытались сохранить свои прибыли. Добыча угля за 1929 —1932 гг. снизилась в стране на 42 %, выплавка стали сократилась более чем в 4 раза. Летом

1932 г. сталелитейная промышленность была отброшена к уровню 1901 г., а выплавка чугуна снизилась до уровня 1886 г., из 285 доменных печей действовали лишь 46.

Разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых предприятий и фирм достигли невиданных масштабов. В 1929 — 1933 гг. произошло около 130 тыс. коммерческих банкротств. С особой силой кризис ударил по банковской системе страны. За четыре года, с 1929 по 1932 г., прекратили существование 5760 банков, т.е. пятая Часть всех банков страны с общей суммой депозитов более чем в 3,5 млрд. дол.

Кризис явился подлинной катастрофой для бизнеса, не пощадив даже самые крупные компании. Величайшим банкротством в истории США стал крах в 1932 г. "электрической империи" среднезападных штатов, повлекшим за собой крушение других крупных энергетических компании страны.

Кризис вызвал резкое падение товарных цен, особенно

на продукты сельского хозяйства. Так, в июле 1932 г. по

сравнению с июлем 1929 г. индекс оптовых цен всех товаров упал на 33 %, в том числе текстильных — на 41, металла - на 21, топлива и электроэнергии — на 13 %, а цены

на важнейшие продукты сельского хозяйства в 1932 г. упали в 2 — 3 раза по сравнению с 1929 г.

Положение фермеров осложнялось тем, что цены на товары промышленности снизились в годы кризиса значительно меньше, чем на продукцию сельского хозяйства. Неблагоприятное соотношение цен на товары, продаваемые и приобретаемые фермерами, в 1932 г. достигло уровня 58 %. В результате абсолютный уровень сельскохозяйственных цен летом 1932 г. снизился по сравнению с 1929 г. в 8—10 раз. В таких условиях для большинства фермеров стала крайне затруднительной регулярная уплата фиксированных издержек производства: земельной ренты, процентов по задолженности и налогов. В 1932 г. пни поглощали до 40 % валового фермерского дохода. Все это привело к повальному разорению фермеров. За четыре года были принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов 897 тыс. фермерских хозяйств, или свыше 14 % их общего числа в стране. Разорившиеся фермеры либо оставались на прежнем месте в качестве арендаторов и переходили к полунатуральному потребительскому хозяйству, либо, бросая хозяйство, вливались в огромную армию безработных.

Сильнейшее падение промышленного производства, закрытие десятков тысяч заводов, фабрик, шахт, недогрузка производственных мощностей привели к колоссальному росту безработицы. В 1933 г. в США, по данным правительственной статистики, насчитывалось 12,8 млн. полностью безработных, доля которых в общей численности рабочей силы составляла почти 25 %.

Массы безработных и члены их семей лишились в годы кризиса всяких средств к существованию. Отсутствие системы социального страхования в США не позволяло рассчитывать на помощь со стороны государства. После долгих месяцев бесплодных поисков работы многие переселялись в сельскую местность, чтобы прокормить себя и свои семьи. За период с 1930 по 1934 г. около 3 млн городских жителей перебрались в деревню. Население бежало на фермы не потому, что там было хорошо, а потому, что в городе было еще хуже. Перед массой фермеров встала задача прокормить прежде всего себя и прибывших родственников, и фермеры начали переустраивать свое хозяйство, приспосабливаясь к обстоятельствам. Многие из них, видя, что им невыгодно работать на рынок, переходили на самообеспечивающее хозяйство. В США появились фермерские поселки, которые перешли на местный натуральный обмен и не пользовались деньгами в течение двух лет. Те, кто не нашел приюта у родственников или знакомых в деревне, устраивались за городом в лачугах из разбитых ящиков, обзаводясь по возможности коровой и огородиком. В промышленных районах скопление подобных лачуг образовывало так называемые "гуверовские городки".

Сотни тысяч людей от отчаяния принялись за торговлю с рук. Продавцов становилось с каждым днем все больше и больше, а покупателей — все меньше. Ситуацию в стране; начале 1932 г. "Нью-Йорк тайме" обрисовала так: "Обилие: слишком много пшеницы, хлопка, кофе, нефти, ста ли, угля, меди, автомобилей, нарядов, рубах. Слово», изобилие всех предметов первой необходимости и роскоши. Золотой век с очередями за куском хлеба. Перенасыщение, при котором во всем мире умирает с голоду больше людей, чем при любой засухе! Сверхизобилие, которое заставляет нас морить население, как в осажденном городе".

Резко ухудшилось положение тех, кому удалось сохранить работу. С самого начала кризиса, особенно со второй половины 1931 г., во всех отраслях промышленности имело место стремительное падение заработной платы. Среднегодовой заработок рабочего обрабатывающей промышленности сократился в 1933 г. по сравнению с 1929 г. на 30 %, составив 1086 дол. Реальная заработная плата рабочих за период кризиса снизилась в среднем на 35 %.

Республиканская администрация Г.Гувера, не отказываясь от старых принципов "твердого индивидуализма", вынуждена была предпринять меры с целью сдержать обвальное падение производства и предпринимательских доходов. Не оценив подлинных причин, масштаба и характера кризиса, правительство Гувера считало важнейшей мерой поощрение частнопредпринимательской инициативы и стимулирование капиталовложений.

В 1929 г. было создано Федеральное фермерское управление, которое своей задачей ставило оказать помощь фермерам в стабилизации сельскохозяйственного рынка. На эти цели было ассигновано 500 млн. дол. В начале своей деятельности управление ограничивалось помощью фермерам в создании отраслевых кооперативных центров и выдаче займов тем фермерским кооперативам, которые соглашались временно не выбрасывать на рынок запасы своей продукции, чтобы не допустить слишком сильного падения цен. По мере углубления кризиса Федеральное фермерское управление приступило к скупке пшеницы и хлопка. К середине 1931 г. на правительственных складах скопились огромные запасы: 257 млн. бушелей пшеницы и 1,3 млн. кип хлопка. Израсходовав почти все средства, управление не добилось главной задачи — повышения цен. Напротив, когда во второй половине 1931 г. оно прекратило закупки и, неся огромные убытки, начало распродажу накопленных товаров, это привело к дезорганизации аграрного рынка и еще больше ухудшило положение основной массы фермерства.

В конце 1931 г. была создана Национальная кредитная корпорация (НКК) с капиталом в 500 млн дол. для спасения от краха промышленных, финансовых, торговых и железнодорожных компаний, которая взяла на себя операции но выкупу имущества и оплате долгов потерпевших крах банков. С октября 1931 г. по январь 1932 г. НКК предоставила банкам займы на общую сумму 400 млн. дол., но развитие финансового кризиса так и не приостановилось.

Следующим шагом правительства Г.Гувера было создание Реконструктивной финансовой корпорации (РФК), капитал которой составил 3,8 млрд. дол. До марта 1933 г. она распределила среди банков, страховых и ипотечных компаний, железнодорожных фирм свыше 2 млрд. дол., но и это не (могло предотвратить банковской катастрофы 1933 г. Республиканская администрация не предприняла серьезных мер по борьбе с безработицей, считая это заботой благотворительных организаций и местных органов власти. Лишь в преддверии избирательной кампании (1932 г.) на эти цели было выделено около 30 млн дол., что было совершенно недостаточно.

Тяжелейшие удары экономического кризиса, обострение нужды и бедствий миллионов американцев вызвали подъем рабочего и демократического движения в стране. Летом 1931 г. в угольных районах Пенсильвании, Огайо и Западной Вирджинии более 40 тыс. горняков бастовали против сокращения заработной платы и массовых увольнений. Наиболее массовый характер приняло движение безработных. В декабре 1931 г. состоялся первый национальный поход голодных на Вашингтон. 7 декабря, в день открытия очередной сессии Конгресса, большая группа участников похода прошла по улицам столицы, требуя от Конгресса и президента принятия закона о введении федеральной системы социального страхования.

Важным событием кризисного периода стал поход ветеранов первой мировой войны на Вашингтон летом 1932 г. Ветераны требовали ускорить выплату компенсации за службу в армии в годы первой мировой войны в связи с кризисом. Однако по настоянию президента Гувера билль о немедленной выплате компенсации был отвергнут сенатом. Против участников похода были брошены регулярные войска, они были силой выдворены из столицы.

В декабре 1932 г. представителями безработных был организован второй национальный голодный поход в столицу США с требованиями к Конгрессу принять чрезвычайные меры помощи рабочим и фермерам.

Массовые движения социального протеста охватили и широкие слои фермеров, чье недовольство своим положением ощущалось еще в годы стабилизации. Забастовки фермеров, требующих прекратить продажу продукции по низким ценам, охватили Миннесоту, Северную и Южную Дакоту, Небраску и некоторые другие штаты Среднего Запада. Движение бойкота длилось более двух месяцев и лишь путем насилия, угроз и посулов властям удалось постепенно добиться прекращения фермерской забастовки. Борьба американского фермерства достигла к весне 1933 г. наибольшего размаха и в марте была начата национальная фермерская забастовка.

Бурное развитие массовых социальных движений создало напряженную политическую обстановку в стране. 44-

месячный экономический кризис породил усталость и отчаяние подавляющей части населения США. Непоследовательные, эпизодические меры президента Гувера и его администрации вызывали недовольство и в деловых кругах американского общества.

Падение производства, банковский кризис, резкое обострение социальных противоречий свидетельствовали о несостоятельности политики республиканцев, основанной на философии индивидуализма. Реформы администрации Ф.Д.Рузвельта ("новый курс"), их результаты и значение. На президентских выборах 1932 г. победу одержала демократическая партия во главе с Ф.Д.Рузвельтом, предложившим стране серию либеральных реформ, известных как "новый курс". Теоретическую основу "нового курса" составили воззрения английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики для обеспечения бесперебойной работы рыночного механизма.

Ф.Рузвельт пришел к власти, когда кризис в США достиг апогея. В последние недели республиканского правления наступил банковский крах, явившийся прямым результатом потрясений в производственной сфере, приведших к исчерпанию средств вкладчиков. Он усугублялся также спекулятивной деятельностью банков, которые выбрасывали на рынок огромное количество ничем не обеспеченных "ценных" бумаг. Общее недоверие к банкам привело к тому, что вкладчики изымали золото и доллары, предпочитая держать их у себя дома. За два дня — 2 — 3 марта 1933 г. — из банков страны было изъято 500 млн. дол. Закрылись банки Нью-Йорка и Иллинойса — штатов, где находились центры финансовой мощи США.

Стало очевидным, что в таких условиях стране как никогда нужно было энергичное правительство, способное остановить дальнейший спад, заставить работать механизм капиталистической экономики, не допустить развития движения социального протеста. 4 марта 1933 г. 32-й президент США занял Белый дом. В инаугурационной речи он сказал: "Единственное, перед чем мы должны испытать страх, — это сам страх. Стране нужны, и если я правильно понимаю ее права, стране требуются дерзкие, непрерывные эксперименты. Ведь это так естественно: избрать метод и испытать его. Если ничего не получается, надо честно признать это и попробовать другое. Самое важное — что-нибудь пробовать".

Реформы новой администрации охватили все сферы экономики: промышленность, сельское хозяйство, финансовую и банковские системы, а также социальные и трудовые отношения.

Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. 6 марта президент, воспользовавшись предоставленными ему широкими полномочиями, провозгласил чрезвычайное положение и закрыл все банки страны. Был принят чрезвычайный банковский закон, в основу которого был положен дифференцированный подход к открытию банков. Все банки страны делились на три группы. В первую входили "здоровые" банки, которые следовало открывать в первую очередь; во вторую — банки, которые могли функционировать при условии оказания им помощи; в третью — те, которые не способны были функционировать; они должны были быть ликвидированы. Федеральная резервная система должна была выдавать ссуды нуждающимся банкам под залог ценных бумаг и государственных облигаций. Кроме того, банкам было разрешено выпускать привилегированные акции с целью их скупки Реконструктивной финансовой корпорацией, что дало бы банкам наличность, необходимую для преодоления кризиса доверия. Любой банк мог быть открыт только после специального разрешения правительства, при этом министр финансов был вправе затребовать любую информацию о деятельности банка. Уже к 15 марта приступили к работе банковские учреждения, признанные "здоровыми". Меры по "очищению" банков привели к сокращению их числа. Если в 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных банков, то через год — 4890. В целом за 1933 — 1939 гг. при сокращении числа банков на 15 % объем их активов вырос на 37 %.

Для предотвращения утечки золота за границу и его накопления в частных руках с целью спекуляции 5 апреля 1933 г. был принят закон, запретивший экспорт золота, а также указ об обязательной сдаче банкам гражданами США золотых запасов на сумму свыше 100 дол. Одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом. Вслед за этим правительство Ф.Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и за границей. Это означало ликвидацию механизма золотого стандарта в стране и начало стремительного обесценивания доллара по отношению к золоту; стоимость доллара упала на 30 %. Вторым важнейшим банковским законом стал закон о

банковской деятельности Гласса-Стигала, принятый 16 июня 1933 г., по которому разделялись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД). Первоначально размер страховки не превышал 2500 дол. по каждому счету. Страховка финансировалась из страховых сборов, выплачиваемых банками. К началу 1934 г. около 80 % всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большинства вкладчиков иметь подобную защиту. Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. дол. подлежат страховке на 100 %, от 10 до 50 тыс. дол. — на 75, а свыше 50 тыс. дол. — на 50 %. Общественное доверие к банковской системе стало быстро восстанавливаться.

Законодательство 1933 — 1935 гг. реформировало Федеральную резервную систему. По банковскому закону 1935 г. Совет управляющих ФРС, назначаемый президентом США, получил полномочия на определение суммы резерва, который должен оставаться в банках — членах ФРС. Совет управляющих понижением или повышением уровня обязательного резерва мог увеличивать или уменьшать денежную массу, находившуюся в обращении. Кроме того, был создан Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, который, во-первых, устанавливал льготные учетные ставки (т.е. такие процентные ставки, по которым банки — члены ФРС могли получать кредиты в Центральном банке) и, во-вторых, регулировал покупку и продажу банками ФРС облигаций государственного займа.

В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, которая установила официальную цену золота на уровне 35 дол. за унцию по сравнению с прежней официальной ценой 20,67 дол., что снизило его золотое содержание на 41 %. Была начата чеканка серебряной монеты, т.е. в стране вводился биметаллизм.

В тесной связи с банковско-денежными мероприятиями совершенствовалось законодательство об упорядочении операций на фондовых биржах. В 1933 — 1934 гг. были приняты законы по регулированию деятельности бирж, имеющие целью навести порядок в торговле акциями и пресечь биржевые спекуляции. Законом 1935 г. вводились довольно жесткие меры регулирования холдинговых компаний.

Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях хозяйства.

Одним из важнейших законов, направленных на государственное регулирование промышленности и трудовых отношений с целью выхода из кризиса, стал закон о восстановлении промышленности, принятый 16 июня 1933 г. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать "кодексы честной конкуренции", которые, во-первых, устанавливали бы размер производства; во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами. На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение к кодифицированным отраслям положений антитрестовского законодательства.

Для проведения закона в жизнь создавалась Национальная администрация по оздоровлению промышленности (HPА) во главе с генералом Х.Джонсоном. HP А представляла собой огромную государственную машину федерального масштаба с соответствующими органами в штатах и городах. Через год после создания НРА кодексами были охвачены предприятия с общей численностью около 20 млн. человек. 450 кодексов распространялись на 95 % всей промышленности и торговли США. Всего НРА одобрила около 750 кодексов, охвативших самые разнообразные виды производства — от черной металлургии и каменного угля до музыкальных инструментов и кухонной посуды. Каждый кодекс должен был служить своего рода руководством для определенной отрасли хозяйства, средством для избежания перепроизводства и сохранения "мира" в промышленности. Крупные монополии сначала с одобрением восприняли нововведения в промышленности, рассматривая деятельность НРА как возможность убрать с дороги мелкого предпринимателя — аутсайдера, который во время кризиса оказался более гибким и конкурентоспособным, чем некоторые крупные американские монополии. Их устраивало и снятие антитрестовских ограничений. Чистые доходы 200 важнейших промышленных корпораций в 1934 г. увеличились на 60 % по сравнению с 1933 г.

Закон об оздоровлении промышленности затронул и трудовые отношения. Он предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах. Однако предпринимателям не запрещалось заключать и индивидуальные

соглашения с рабочими. В законе регламентировались три основных условия труда: а) минимальная заработная плата в размере 12 — 15 дол. в неделю; б) максимальный рабочий день (8 ч); в)запрещение детского труда.

Через два года после введения в действие закона он подвергся критике со всех сторон. Недовольство рабочих было вызвано произвольной трактовкой хозяевами некоторых пунктов закона. Мелкие предприниматели протестовали против усиления монополий, крупный бизнес критиковал правительство за постоянное вторжение в дела промышленности. В июне 1935 г. Верховный суд США объявил деятельность НРА прекращенной, поскольку она распространялась на местную промышленность, что противоречило Конституции США. По распоряжению Рузвельта 4 июня 1935 г. кодексы, фиксирующие уровень производства и цены, были отменены. Одновременно правительство отказалось от попытки регулировать уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня и другие условия труда. Бюро труда в различных отраслях промышленности были распущены. Тем не менее за два года эксперимента в промышленности удалось ликвидировать полный хаос и поднять индекс производства на 10 %.

"Новый курс" охватил и сферу аграрных отношений. 12 мая 1933 г. вошел в силу билль о помощи фермерам. Его основной раздел — закон о регулировании сельского хозяйства — ставил главной целью поднять уровень цен с тем, чтобы их паритет на продававшуюся и покупающуюся фермерами продукцию соответствовал соотношению цен за пятилетие, предшествовавшее первой мировой войне (1909—1914). Фермеры, которые добровольно соглашались ограничить объемы производства или уничтожить часть продукции, получали премии. Средства для компенсации черпались из фонда, созданного из налога на первичную переработку сельскохозяйственной продукции. Ключевыми мерами осуществления программы регулирования сельского хозяйства были сокращение посевных площадей и уничтожение произведенной продукции. За первый год действия этого закона площадь под пшеницей была сокращена на 7,5 млн. акров, 10 млн. акров под хлопком было перепахано, 6,2 млн. поросят были истреблены. В 1934 г. сбор хлопка в США сократился по сравнению с 1933 г. более чем на 25 %, урожай кукурузы — более чем на 40 %. Все эти мероприятия проводились в то время, когда десятки миллионов людей голодали, были разуты и раздеты. Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив проценты по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долгов. С мая 1933 г. по октябрь 1937 г. федеральные земельные банки выдали 2,2 млрд. дол. кредитов, приняли на себя 37 % всех долговых обязательств фермеров. Эти меры вместе с премиальными платежами за сокращение посевных площадей, а они в 1933 — 1935 гг. составили 966 млн. дол., улучшили положение фермерства, хотя государственными дотациями в большей степени воспользовались собственники крупных хозяйств, чем владельцы мелких и средних ферм, которые не в состоянии были прибегнуть к хозяйственному маневрированию. В апреле 1936 г. Верховный суд США признал закон о регулировании сельского хозяйства незаконным.

Второй этап в аграрной политике "нового курса" ознаменовался принятием в марте 1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка. Цель правительства осталась прежней — поднять цены на продукцию, поставляемую на рынок крупными фермерами, однако способ ее достижения изменился. Учитывая предыдущий опыт, когда крупные фермеры часто злоупотребляли правительственными субсидиями, премии были дифференцированными в зависимости от плодородия изъятой из обработки почвы, а не только от размера сокращаемой площади. Средства для выплаты аккумулировались уже не за счет особого налога, а выделялись из общего бюджета в размере 500 млн. дол.

Завершающим в аграрной политике "нового курса" стал закон 1938 г., который, усилив регулирующие функции государства, ввел концепцию "всегда нормальной житницы", согласно которой поддержание цен достигалось путем не уничтожения излишков продукции, а ее сохранения и сопровождалось выплатами фермерам в счет еще не проданных товаров. Одновременно правительство США, проводя политику демпинга за границей, стимулировало экспорт пшеницы и хлопка выдачей ввозных премий.

В итоге мероприятий "нового курса" процесс разорения ферм затормозился, ипотечная задолженность уменьшилась на 2 млрд. дол., денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные платежи, выросли с 4,7 млрд. дол. в 1932 г. до 8,5 млрд. дол. в 1939 г. Паритет цен в 1936—1937 гг. поднялся до 92 %от уровня 1909 —1914гг.

Регулирующая роль государства в период осуществления "нового курса" в наиболее выраженной форме проявилась в сфере социальной политики. Самой острой оставалась проблема безработицы. С целью организации помощи безработным была создана федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи во главе с Г. Гопкинсом. На помощь безработным она израсходовала свыше 4 млрд. дол.

С апреля 1933 г. стала функционировать система общественных работ. Были созданы специальные лесные лагеря для безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, где молодые люди содержались в течение шести месяцев на полном обеспечении с выплатой 30 дол. в месяц, 25 из которых каждый был обязан направить своей семье. Молодежь использовали на строительстве дорог и плотин, на работе по сохранению лесов и парков. Всего через лагеря безработной молодежи прошли 2 млн. человек. Организация общественных работ приняла широкий размах в июне 1933 г., после создания Федеральной администрации общественных работ во главе с Г .Икесом. На ее нужды было ассигновано свыше 3,3 млрд. дол. Она ведала работами на железных дорогах и автострадах, судостроительных верфях, в речных портах и т.д. В преддверии зимы, в ноябре того же года, было создано новое ведомство — Администрация гражданских работ. За четыре с половиной месяца деятельности она израсходовала 933 млн. дол., на ее объектах зимой трудились свыше 4 млн. человек.

После двух лет осуществления "нового курса" политическая ситуация в стране оставалась напряженной. В преддверии выборов 1936 г. Верховный суд отменил программу президента в сфере труда и промышленности, лишить Рузвельта своей поддержки угрожало рабочее движение, о чем свидетельствовал лозунг создания третьей партии, поддерживаемый массой избирателей. Оздоровления экономики еще не произошло.

Выходом из создавшейся ситуации стал резкий поворот "влево" в проведении реформ, означавший начало "второго нового курса". Одним из важнейших законодательных актов стал принятый в августе 1935 г. закон о социальном страховании, который предусматривал страхование двух типов — по старости и безработице. Страхование по безработице строилось на федерально-штатной основе. Средства складывались из налогов на предпринимателей на уровне 1 — 3 % с заработной платы. В среднем пособия выплачивались 9,4 недели по 11 долларов, что составляло 36 % заработной платы. Пенсионное обеспечение было полностью федерализованной программой. Фонды создавались за счет налога как на предпринимателей, так и на рабочих и служащих в размере 1 % от суммы заработной платы. Получателями пособий становились граждане, достигшие 65-летнего возраста.

В июле 1935 г. был принят статут о трудовых отношениях, известный как закон Вагнера. Впервые в истории США рабочие получили право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров. Предпринимателям запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, осуществлять дискриминационные меры против членов профсоюза, увольнять или притеснять рабочего за дачу показаний в суде, отказываться от ведения коллективных переговоров с избранными представителями рабочих. Для расследования жалоб профсоюзов и рабочих и пресечения злоупотреблений предпринимателей было создано Национальное управление по трудовым отношениям, решения которого могли быть опротестованы лишь в судебном порядке. Принятие закона Вагнера существенно меняло правовой аспект трудовых отношений в сторону их демократизации.

Социальная политика "нового курса" касалась не только рабочих и фермеров, но и городских средних слоев, интеллигенции. Ее целью было удержать эти группы населения в рамках несколько подновленных традиционных ценностей и не дать им увлечься революционными идеями.

Осуществляя реформы "нового курса", администрация Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от подобных "великой депрессии" потрясений и кризисов. Однако эти цели полностью достигнуты не были. Наступление экономического кризиса в 1937 г. явилось неожиданным. Лишь в 1939 г. экономика США справилась с его последствиями, но до второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного производства в 1939 г. составил 90 % от уровня 1932 г. Уровень безработицы в б раз превысил уровень 1929 г. и составил 17 % рабочей силы.

Вместе с тем реформы "нового курса" имели важное значение для развития как американского, так и мирового хозяйства. Они продемонстрировали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали , что гибкое и умеренное регулирование экономики, особенно в трудные периоды ее развития, является жизненно необходимым. Со времени "нового курса" государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, применяемое в разных формах, стало неотъемлемой частью рыночного механизма США. Важнейшим итогом реформ было и то, что они ознаменовали серьезный сдвиг в социальном развитии страны.

 



Последнее обновление 07.02.11 15:32
 
 
Top! Top!