Помощь в учебе и работе
Главная Методические указания, методички Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Основы психологии и педагогики»
 
 

Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Основы психологии и педагогики» Печать E-mail
Учебники методички лекции рабочие программы - Методички, методические указания

Тема №1 Педагогика как наука

семинарское занятие / 2 часа/

Цель: добиться знания студентами предмета, задач и основных категорий педагогики, умения охарактеризовать отрасли педагогики, методы педагогических исследований.

ПЛАН

1.  Предмет и задачи педагогики.

2.  Основные категории педагогики.

3.  Отрасли педагогики.

4.  Методы педагогических исследований.

ЛИТЕРАТУРА:

Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.- с.7-71

Бондарчук Е. Н., Бондарчук Л. Н. Основы психологии и педагогики : Курс лекций.- К., 1999. – с. 84-98

Вопросы и задания.

1.  По первому пункту плана:

-  Какова этимология /происхождение/ слова «педагогика»? Вполнели соответствует данное название современному предмету педагогики?

-  Каковы истоки первичных, донаучных педагогических знаний? Приведите примеры отражения опыта «народной педагогики» в пословицах и поговорках.

-  Когда и в связи с чем появились первые теоретические обобщения по воспитанию, обучению, образованию молодого поколения? Назовите имена древних философов и некоторые их педагогические идеи.

-  С чьим именем и с какой книгой связывают становление педагогики как самостоятельной науки?

-  Назовите имена выдающихся зарубежных и отечественных педагогов 17-20 веков.

-  Как Вы понимаете высказывание Ушинского К. Д. : «Педагогика не наука, а искусство, наиболее широкое, сложное, наивысшее и самое необходимое из всех искусств»?

-  В чем причины исторического изменения предмета и задач педагогики? Сохраняется ли при этом нечто устойчивое? Что именно?

-  Как понимается предмет педагогики в современной отечественной науке?

-  Каковы задачи современной педагогики?

2.  По второму пункту плана:

-  Что означает выражение «категории педагогики?

-  Докажите, что такие педагогические понятия, как воспитание, обучение, образование, развитие и формирование личности относятся к основным категориям педагогики.

-  Что такое воспитание в широком и узком смысле слова?

-  В чем исторический и классовый характер воспитания?

-  Развитие каких черт личности будущих специалистов предполагает, с Вашей точки зрения, профессиональное воспитание в агротехнологическом университете?

-  Что называется обучением?

-  В каком отношении находятся понятия /процессы/ обучение и воспитание?

-  Назовите главный критерий образованности человека.

-  Что такое развитие личности? Какие факторы оказывают воздействие на этот процесс?

-  Что называется формированием личности?

-  В каком отношении находится формирование личности с другими категориями педагогики?

3.  По третьему пункту плана:

-  Что дает основание называть современную педагогику системой наук о воспитании?

-  Что изучает философия воспитания?

-  Что исследует история педагогики?

-  Почему общую педагогику называют базовой научной дисциплиной?

-  Какие разделы содержит общая педагогика?

-  Что изучает возрастная педагогика ?

-  Каковы предмет и назначение педагогики высшей школы?

-  Что изучает социальная педагогика?

-  В чем сущность и назначение предметных методик?

-  В чем педагогика опирается на психологию?

-  Что Вы знаете о новых отраслях педагогики?

4.  По четвертому пункту плана:

-  Определите понятие «метод научного исследования».

-  Каким особенностям науки о воспитании обусловлены методы педагогических исследований?

-  Охарактеризуйте традиционные методы педагогического исследования.

-  Раскройте понятие «педагогический эксперимент»

-  Назовите основные виды педагогического эксперимента.

-  В каких целях применяется эксперимент?

-  Объясните сущность метода педагогического тестирования.

-  Для каких целей применяется в педагогике анкетирование?

-  Что такое социометрический метод.

Тема № 2 Обучение

семинарское занятие (2 часа)

ЦЕЛЬ: усвоение знаний о сущности и признаках обучения как педагогическом явлении, его закономерностях, признаках, видах и формах.

План

1.  Обучение в системе категорий дидактики. Обучение как явление и как процесс.

2.  Обучение как многомерное явление. Признаки обучения.

3.  Закономерности и принципы обучения.

4.  Виды и формы обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

Бондарчук Е. Н., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики. Курс лекций. – К., 1999.- с. 99-102, 119-122.

Подласый И. П. педагогика. – М., 1996.-с. 24-25; 199-204; 265-283; 287-293; 364-371; 372-377.

Вопросы и задания

1.  По первому пункту плана:

-  Объясните значение и происхождение слова «дидактика»;

-  Раскройте соотношение понятия «обучение» с другими дидактическими категориями;

-  Объясните, в чем различие значений терминов «обучение» и «процесс обучения» («учебный процесс»).

2.  По второму пункту плана:

-  Какая связь существует между понятиями «обучение» и « научение»?

-  Докажите, почему следующее определение «обучения» является неверным : «Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки к жизни». Какие существенные признаки обучения не названы в данном определении?

-  Что означает и в чем проявляется многомерность обучения?

3.  По третьему пункту плана:

-  Четырем студентам подготовить два сообщения по вопросам «Дидактические закономерности и законы» (5-7 мин.) и «Дидактические признаки и правила» (5-7 мин.). Материалы для сообщения взять из учебника: Подласый И. П. Педагогика, М., 1996 – с. 265-283; 287-316.

4.  По четвертому пункту плана:

-  Что означает термин «вид обучения»? Какие виды обучения использовались в отечественных учреждениях образования во второй половине 20 века?

-  В чем сущность, достоинства и недостатки объяснительно-иллюстративного вида обучения?

-  Какими причинами вызвано появление «проблемного обучения»? В чем его сильные и слабые стороны?

-  Что такое «программированное обучение»? В чем его сущность, достоинства и недостатки?

-  Чем объясняется тот факт, что в последнее десятилетие 20 века «программированное обучение» почти не использовалась в педагогической практике?

-  В чем достоинства компьютерного обучения и есть ли недостатки в данной технологии обучения?

-  Можно ли назвать использование деловых игр в учебном процессе, особым видом обучения (игровым обучением)? Или это форма организации и проведения практического занятия? Обоснуйте свою точку зрения.

-  В чем сущность модульного обучения? Является ли модульное обучение особым видом обучения или представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения? В чем достоинства модульного обучения?

-  Что означает термин «форма обучения»? По каким основаниям различают формы обучения?

-  Как связаны понятия «форма обучения» и «система обучения»? Прокомментировать в этом аспекте классно-урочную систему обучения.

-  Является ли тождественными понятия «формы обучения» и «формы организации обучения» (учебного процесса)?

Тема №3 Процесс обучения

семинарское занятие (2 часа)

Цель: усвоение знаний о сущности и структуре обучения как педагогическом процессе, его движущей силе, функциях, методах.

План

1.  Процесс обучения, его сущность и цели. Преподавание, учение, содержание обучения.

2.  Движущая сила и функции процесса обучения.

3.  Компоненты процесса усвоения знаний.

4.  Методы обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

Бондарчук Е. Н., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики. Курс лекций. – К., 1999.- с. 110-117, 124-130.

Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.-с. 199-204; 319-331.

Вопросы и задания

1.  К первому пункту плана:

-  Дайте определение процессу обучения. Назовите структурные компоненты этого процесса.

-  Выражает ли понятие «преподавание» сущность процесса обучения? Если нет, то как можно выразить эту сущность?

-  Что является целью процесса обучения?

-  Определите понятие «преподавание» и «учение».

-  Что такое «содержание обучения» и отличается ли данное понятие от «содержания образования»?

-  Какими документами определяется содержание процесса обучения?

-  Что такое учебный план, его назначение? Какие содержательные компоненты он включает в себя?

-  Что такое типовая учебная программа? Какие составляющие образуют ее?

-  Что такое «квалифицированная характеристика»?

-  В чем, где представлена научно-информационная часть содержания обучения?

-  Что такое лекция, учебная литература, электронные накопители?

-  Исчерпывается ли понятие «содержание обучения» учебно-научной информацией?

-  Какое назначение имеет дидактическая обработка научной информации?

2.  Ко второму пункту плана:

-  Что общего и в чем различие процесса научного познания и процесса обучения?

-  Что является движущими силами процесса обучения?

-  При каких условиях возникающие противоречия становятся движущими силами учебного процесса?

-  Какие учения являются естественно - научной основой процесса обучения?

-  Объясните, в чем сущность, и в чем проявляются три функции процесса обучения: образовательная, развивающая и воспитывающая.

3.  К третьему пункту плана:

-  Дайте определение и поясните на конкретных примерах компоненты (звенья) процесса усвоения знаний: восприятие, понимание, обобщение, закрепление, применение.

4.  К четвертому пункту плана:

-  Двум – трем студентам выступить с рефератами по теме «Методы обучения». В них отразить следующие моменты:

-  понятие «метод обучения»;

-  различные подходы к объяснению методов, существование разных классификаций методов обучения; причина этого разнообразия;

-  чем обусловлен выбор того или иного метода обучения? Примеры.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Закон Украины «Об образовании» // Украина, Законы Украины. – Киев.,1997. – Т. 10.- с. 168-192.

«О высшем образовании» Закон Украины от 17 января 2002 года, №2984 // Ведомость Верховной Рады Украины, № 20, 17 мая 2002г.

Бондарчук Е. Н., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики. – Киев, 1999.

Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.

Дополнительная

Андреева И. В. Педагогика и психология. – С. П.Т., 2003.

Лозниця В. С. Психологія і педагогіка: Основні положення. – Київ, 1999.

Питишкин-Потанич В. А. Курс лекций по педагогике. – Симферополь, 2001.

Психология и педагогика. Под ред. А. А.Радугина. - М., 2002.

Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Педагогика, Ростов-на-Дону,2001.

Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.

 

 
Top! Top!