Реферат Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики Печать
23.11.11 17:46

 

Реферат  Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики

 

К общественным благам Мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, «которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления»: будучи потребленными одним субъектом, они остаются достаточными для потребления другими10.

Общественные блага неделимы. Они предоставляются общественными учреждениями, их создание и содержание, как отмечал еще А. Смит, «не может быть в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп, ибо прибыль от них никогда не сможет окупить затраты любого отдельного лица или небольшой группы лиц, хотя зачастую они смогут с лихвой окупиться большому обществу»11.

Столь же значимую функцию по обеспечению общих условий жизнедеятельности общества, социального и экономического роста выполняет Здравоохранение. Его качественное состояние и доступность для широких слоев населения страны можно и нужно рассматривать, с одной стороны, как существеннейшую составляющую его качества жизни, а с другой — как необходимое условие эффективного функционирования национальной экономики. Ведь временная потеря трудоспособности, вызываемая болезнями, как следствие, ведет к прямым экономическим потерям на макро - и микроуровне. Они складываются из выплат денежных пособий больному, стоимости медицинских услуг за счет соответствующих страховых фондов; снижения в связи с этим инвестиционных возможностей последних; затрат, связанных с временным привлечением дополнительной рабочей силы или повышением интенсивности труда постоянного персонала; упущенной выгоды для предпринимателя, связанной с отсутствием данного специалиста и простоем соответствующих производственных мощностей.

Все это означает, что здоровье нации, каждого ее представителя есть существенная предпосылка эффективного функционирования экономики страны. Таким образом, построение эффективной системы здравоохранения — важнейшее условие как социального, так и экономического роста. Это означает, что поддержание на надлежащем уровне здоровья нации является не только проблемой каждого ее отдельно взятого представителя, но и общества в целом, а, следовательно, проблема не может быть успешно решена без активного государственного вмешательства.

В индустриально развитых странах со смешанной экономикой этот аспект находит свое выражение прежде всего в обязательном по закону страховании по болезням и от несчастных случаев. К примеру, в той же Германии с заработной платы до определенного уровня взносы в рамках системы страхования платят поровну работодатели и наемные работники. Здесь по бюллетеню о временной нетрудоспособности все граждане имеют право на медицинское обслуживание одинакового качества независимо от разницы во взносах в эту страховку.

Кроме того, государственное воздействие в этой области осуществляется через контроль за безопасностью лекарственных средств. Законом о лекарственных средствах установлено, что любые лекарства могут быть признаны годными к продаже и соответственно получают государственную лицензию на реализацию лишь после прохождения тщательной проверки в рамках государственной процедуры на качество, эффективность и надежность. Чтобы защитить потребителей, а также быстро обнаружить опасность и принять соответствующие меры, федеральное ведомство здравоохранения продолжает осуществлять контроль за лекарственными препаратами и после их лицензирования и допуска к реализации. Важные функции по надзору и регулированию предложения и сбыта лекарственных средств в стране выполняют Институт лекарственных средств при федеральном ведомстве здравоохранения и контрольные органы земель.

К общественным благам относят услуги национальной обороны, органов безопасности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природно-климатического и техногенного характера. К ним примыкают Услуги, предоставляемые автомагистралями, учреждениями И Организациями здравоохранения, народного образования, культуры, которые хотя и могут быть предоставлены посредством рыночных механизмов, однако не способны в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей в них. В структуре национального продукта их удельный вес окажется недостаточным, что и требует перелива ресурсов в сферу производства общественных благ.

В случае с общественными благами государственное вмешательство носит вспомогательный характер с целью гарантировать необходимое с точки зрения общества предложение товаров и услуг, которые по тем или иным причинам на рынок не поступают или поступают в недостаточном объеме. Причем государство отнюдь не обязательно должно брать на себя груз их производства. У него достаточно рычагов прямого и косвенного воздействия на предпринимательскую сферу через механизм государственных заказов, налогов, субсидий и цен в целях регулирования процесса распределения ресурсов в нужном направлении. Тем самым государство сознательно перераспределяет ресурсы в целях существенного изменения структуры национального продукта страны.

В целом общественное благо зависит от степени гарантированности таких общезначимых для страны и общества параметров, как внешняя и внутренняя безопасность, наличие и нормальное функционирование институтов социальной инфраструктуры: учреждений системы образования, здравоохранения, социального вспомоществования и т. д., соотношение конфликта и консенсуса в обществе. Другими словами, конкуренция не должна ставить под угрозу цель достижения благосостояния нации.

В каком же случае возникает большая возможность получения обществом благ? Ответ на этот вопрос дает Аристотель в своем труде «Политика», называя государство главным источником получения блага: «всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремиться то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения».

В самом государстве по мнению Аристотеля достижению общественного благосостояния должен быть создан многочисленный средний класс: «Государство более всего стремиться к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного по нашему убеждению состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй. Эти граждане по преимуществу и остаются в государстве целыми и невредимыми. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому, как бедняки стремятся к имуществу богатых. И так как никто на них и они ни на кого не злоумышляют, то жизнь их протекает в безопасности. Поэтому прекрасное положение высказал Фоликлид «У средних множество благ, в государстве желаю быть средним».

Под благосостоянием понимают меру, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Благосостояние характеризует уровень жизни людей.

Поэтому одной из важнейших проблем экономической теории является проблема достижения общественного благосостояния. Теория общественного благосостояния включает совокупность положений, на основе которых достигается высокий уровень жизни всего общества и формируются критерии для определения качества жизни населения.

Классическая политическая экономия и ее основоположники А. Смит и Д. Риккардо считали, что достижение общественного благосостояния происходит на основе роста общественного богатства; основным показателем общественного богатства они считали национальный доход. «Богатство каждой страны, а также могущество ее, поскольку это последнее зависит от богатства, всегда должно находиться в соответствии со стоимостью ее годового продукта, образующего фонд, за счет которого, в конечном счете, оплачиваются все налоги. И главная задача политической экономии каждой страны состоит в увеличении богатства и могущества; поэтому она не должна давать преимуществ или оказывать особое поощрение внешней торговле предметами предпочтительно перед внутренней торговлей или же транзитной торговле предпочтительно перед той и другой. Она не должна путем всякого рода поощрений привлекать к одному из этих двух каналов большую долю капитала, чем естественно притекало бы к ним без всякого воздействия» – эти слова принадлежат перу А. Смита в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Представитель неоклассической экономической школы А. Маршалл обратил внимание на то, что человек играет более важную роль в экономическом развитии чем большинство факторов производства. Производство богатства – это только средство для поддержки жизни человека, для удовлетворения ее нужд и развития ее способностей и качеств – физических, интеллектуальных и моральных. Сам человек – главное средство производства этого богатства и само богатство создается для удовлетворения нужд человека.

Достижение общественного благосостояния происходит на основе оптимального использования ресурсов в производстве, а также справедливого распределения и перераспределения получаемого дохода. Поэтому государство должно регулировать социально-экономические отношения, обеспечивая определенные стандарты удовлетворения потребностей каждого человека, в том числе в области образования, здравоохранения и социальной защиты.

Представитель математического направления неоклассической экономической школы В. Парето, детально изучив особенности формирования общего благосостояния общества, установил, что невозможно рассматривать общее благосостояние общества через суммирование благосостояния всех его членов. Значительное внимание В. Парето было уделено поиску максимума благосостояния общества. Для этого он выводит собственный оптимум, который можно характеризировать как состояние, при котором любое перераспределение ресурсов или продуктов может улучшать состояние одного рационального субъекта за счет ухудшения другого рационального субъекта, и что данный оптимум при оптимальном распределении ресурсов не гарантирует социального оптимума и не имеет целого достижения социальной справедливости.

Оптимум В. Парето базируется на следующих основных допущениях:

-  каждый человек наилучше может оценить свое благосостояние;

-  общественное благосостояние определяется только в единицах благосостояния отдельных людей;

-  благосостояние определенных личностей является несопоставимым.

Даная концепция имеет несколько разновидностей:

-  утилистическая функция представляет уровень общественного благосостояния как сумму индивидуальных функций полезности членов общества. Принцип перераспределения доходов основывается на допущении снижения предельной полезности: для богатых членов общества полезность единицы изымаемого дохода уменьшается в меньшей степени, чем растет полезность единицы дополнительного дохода для бедных (правило Бентама);

-  либеральная функция характеризирует благосостояние как сумму взвешиваемых полезностей. В данном случае благосостояние является мерилом, при помощи которого общество оценивает полезность отдельных индивидов с точки зрения их значения для общественного благосостояния. Рынок является единым регулятором общественного благосостояния, и наивысшее вознаграждение получает тот, который является более способным и трудолюбивым, перераспределения благ не существует (разновидность правила Бентама);

-  минимаксная функция показывает, что рост общественного благосостояния зависит от роста благосостояния индивида. Данная функция предусматривает перераспределение части доходов от более продуктивных экономических субъектов в пользу наиболее бедных (Дж. Роулз);

-  эгалитарная функция требует равномерного распределения, при котором все блага поровну разделены между всеми индивидами, именно при этих условиях достигается общественное благосостояние (Бергсона-Самуэлсона).

Приверженец неоклассической экономической школы Г. Седжвик исследовал благосостояние общества, как с точки зрения общества, так и с точки зрения индивида. На основе собственных исследований он сделал вывод, что государство должно направлять распределение созданного в стране продукта и тем самым повышать общий уровень благосостояния. В то же время Г. Седжвик отмечает, что государственное вмешательство ослабляет стимулы к труду и не должно распространяться на сферу производства. Таким образом, он объясняет природу конфликта между частными и общественными интересами.

Важным научным вкладом Г. Седжвика является и исследование конфликта между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений. Исследования Седжвика внесли целый вклад в формирование доктрины смешанной экономики, в которой наряду с экономическими выделяют неэкономические факторы благосостояния.

Представитель неоклассической экономической теории А. Пигу также разграничивает экономическое и неэкономическое благосостояние. При этом он утверждает, что увеличение или уменьшение экономического благосостояния не всегда приводит к соответствующим колебаниям неэкономического благосостояния. В неэкономическое благосостояние он включает такие показатели как качество жизни, условия труда и отдыха, доступность образования, условия окружающей среды, медицинское обслуживание, общественный порядок и др. В качестве индикатора экономического благосостояния А. Пигу определяет размер национального дивиденда – части материального дохода общества, которая может быть выражена в денежном эквиваленте. В то же время он выделяет отрицательные эффекты неэкономического характера – например несчастные случае на производстве, профессиональные заболевания, использование труда женщин и детей, загрязнение окружающей среды и безработица. Все эти явления вызывают уменьшение общественного благосостояния, однако особенностью неэкономических явлений является то, что они почти не поддаются измерению, но ведут к существенным потерям в общественном благосостоянии. Достижение общественного благосостояния А. Пигу предлагает осуществить при помощи собственной полезности частного интереса с оной стороны и вмешательством государства для выражения интересов общества - с другой стороны.

Основными критериями улучшения общественного благосостояния А. Пигу называет возрастание суммы полезностей, которые подлежат распределению без увеличения расходов производства и равномерное распределение доходов в обществе на основе определения социальной стоимости. Она состоит из рыночной оценки необходимых человеку благ и государственного регулирования с целью удовлетворения основных потребностей человека, которые он не может удовлетворить на конкурентной основе.

Представители институционального направления К. Виксель, Дж. Стиглер предлагают решать проблему общественного благосостояния на основе этических категорий. Поведение индивида исследуется на основе Homo economicus – рационального, эгоистического максимизатора собственного благосостояния. При этом каждый индивид имеет собственную оценку ценностей, и именно индивиды несут ответственность за существование в определенных условиях в определенном обществе.

Достижение общественного благосостояния Дж. Бьюкенен считает возможным на основе теории общественного выбора. Он считает, что существуют категории благ, в том числе и социальные, которые индивидуумы не могут получить на основе рыночных отношений и поэтому они пытаются обменять свое избирательное право на определенный набор этих благ. Справедливость в обществе достигается при соблюдении определенных правил и существовании соответствующих институтов. Однако принятия решения большинством не делает это решение справедливым.

Проблемами поиска социального благосостояния для всех членов общества активно занимались представители социального направления новой исторической школы Р. Штольцманн, Р. Штаммлер, О. Шпанн. Формирование этого направления началось в 90-е года XIX века. Основными идеями данной школы является признание неэкономических факторов основными для социально-экономического развития, стремление обеспечить достойное существование всех членов общества, особое внимание к соблюдению социальной справедливости, активный характер социальных реформ, а через них и достижение социально-экономического прогресса в рыночной экономике.

Одним из наиболее важных направлений развития теории общественного благосостояния является подбор и совершенствование системы показателей для оценки уровня общественного благосостояния в отдельно взятой стране. Основная сложность заключается в многогранности благосостояния и подборе соответствующих показателей. К основным показателям для оценки благосостояния общества относят:

-  показатели доходов населения;

-  уровень распределения доходов между отдельными группами населения;

-  показатели личного потребления;

-  показатели бедности населения;

-  показатели экономической активности населения;

-  показатели культурно-образовательного уровня населения;

-  показатели, оценивающие здоровье населения;

-  демографические показатели;

-  показатели социального обеспечения населения;

-  показатели оценки жилищных условий населения;

-  показатели социального напряжения в обществе.