РЕФЕРАТ «Состояние, проблемы и перспективы развития украинской экономики» Печать
Экономические - Рефераты по экономике

РЕФЕРАТ «Состояние, проблемы и перспективы развития украинской экономики»

РЕФЕРАТ

На тему: «Состояние, проблемы и перспективы развития украинской экономики»

 

Состояние, проблемы и перспективы развития украинской экономики

Провозглашение в 1991 году Украины независимым государством и осуществление перехода к рыночной системе ведения хозяйства принципиально изменило последующее развитие производительных сил страны и ее отдельных регионов. Украина имеет в своем распоряжении основные виды ресурсов для функционирования независимой экономики и может конкурировать в условиях открытой рыночной среды. Практическая реализация этих положений не может быть осуществлена моментально, а являет собой чрезвычайно сложный, динамический и длительный по времени процесс. Сегодня страна находится на переходном этапе экономических превращений.

Согласно принятой 28 июля в 1996 г. Верховной Радой Конституцией – Основным законом Украины – определена правовая база для перехода к новым экономическим отношениям. В Основном законе отражены сложные экономические процессы, которые происходят в обществе. Появился вопрос разработки экономической политики Украины на базе использования теоретического опыта развитых стран мира, практики совершенствования структуры хозяйства, политики относительно инвестиций, проведение надлежащих реформ в системе отношений собственности, но др.

Реформирование экономики Украины требует особенного подхода к ее

Познаниям, к изучению причин и следствий социально – экономических процессов, которые происходили в украинском обществе в течение многих веков. Особенность заключается в специфике украинского региона как в естественно – территориальному, так и в государственно – политическом плане. Для познания сегодняшнего состояния экономики Украины следует учитывать также историко - политические процессы, которые в значительной мере влияют на последующее развитие при переходе страны к открытой экономике. Постоянное ухудшение основных показателей развития Украины в 90-х годах негативно повлияло на формирование эффективного механизма ее экономики.

Мировая экономика все в большей степени определяет особенности развития Украины. Основные направления влияния – увеличение объемов экспорта и импорта относительно ВВП и заострения ситуации с внешней задолженностью страны. Общая характеристика экономики Украины приведена в таблице 13.1.

Показник

1997

1998

1999

2000

2001

2002-2005

2006-2009

Темпи зростання ВВП

-3,0

-1,7

-1,0

1,0

2,0

3,9

4,5

Експорт товарів та нефакторних послуг

0,0

-13,4

-10,5

4,8

3,1

4,3

5,5

Імпорт товарів та нефакторних послуг

2,0

-14,0

-14,5

3,1

3,4

5,3

5,7

Ціни

17,3

13,2

27,0

20,0

17,0

10,5

10,0

Експорт товарів та нефакторних послуг

40,6

41,6

49,5

52,2

54,2

51,7

48,2

Імпорт товарів та нефакторних послуг

43,7

44,4

50,5

52,4

54,5

53,3

50,7

Сальдо рахунку поточних операцій

-2,7

-3,1

-1,5

-0,9

-1,1

-2,0

-2,9

Видатки консолідованого бюджету

43,6

38,9

37,6

36,6

35,4

34,8

34,8

Дефіцит консолідованого бюджету

-5,6

-2,6

-1,9

-1,6

-1,3

-1,0

-1,1

Для успешного и сравнительно быстрого формирования рыночной системы хозяйства, а также для уменьшения социальной напряженности в обществе необходимы значительные объемы финансовых ресурсов. Именно поэтому сотрудничество с международными валютная – финансовыми учреждениями, государствами – кредиторами во время такой трансформации является крайне важным.

Проблема внешнего долга становится постоянным сопутствующим явлением экономического развития Украины из самого момента получения ею государственной независимости. Украина вступила в финансово – кредитные отношения по поводу внешних заимствований и выплат соответствующих долговых обязательств со многими субъектами – как национальными (то есть странами), так и международными финансовыми организациями, частными заемщиками, объединениями кредиторов. Об этом свидетельствуют данные таблицы 13.2.

Таблица 13.2

Государственный внешний долг Украины

Показник

1997

1998

1999

2000

2001

2002-2005

2006-2009

Показники зовнішнього боргу

Обслуговування боргу / Експорт товарів та нефакторних послуг, %

6,6

14,2

15,9

20,6

18,9

14,5

13,5

Борг / ВВП, %

21,7

30,1

41,4

40,6

40,4

37,4

31,4

Відсотки / Експорт товарів та нефакторних послуг, %

3,3

5,2

5,3

5,3

5,0

4,3

3,8

Чистий приплив прямих іноземних інвестицій, млн. дол.

581

747

500

750

900

1031

1463

Як відсоток від ВВП

1,2

1,8

1,6

2,4

2,9

2,8

3,0

Следовательно, проблема выплат за внешней задолженностью становится заметной нагрузкой на финансовую систему страны. Очевидно, что главным критерием выработки долговой стратегии должна быть объективная оценка эффективности использования средств, тем более мобилизованных инновационных ресурсов. Особенным предостережениям при этом есть объем иностранных кредитов, поскольку потенциально может состояться своеобразный переход количества в качество: суммарный объем заимствований может стать таким, когда он уже превысит способность страны его обслуживать и возвращать.

Подобная оценка эффективности использования кредитных ресурсов не может не учитывать общие результаты макроэкономического развития страны, на которое влияют привлеченные деньги. Сложность долговой проблемы для Украины объясняется, в частности, и тем, что решение задания из преодоления тенденций падения экономических показателей требует длительного времени. Да, за прогнозами Мирового банка, стабилизация в хозяйству стран СНГ может быть достигнута не раньше второй половины десятилетия ( и это у раза стабильного социального развития и отсутствия масштабных потрясений экзогенного (относительно экономических процессов) характера).

К проблеме внешней задолженности значительно добавляют трудности субъективно – объективного характера, связанные из «хроническим «не проведением» эффективной макроэкономической регуляции.

Регулирование открытой экономической системы не может быть эффективной при отсутствии программно – целевой промышленно – технологической политики, взвешенных инвестиционных программ и создания предпосылок эффективного привлечения финансовых результатов в виде капитальных активов, которые функционируют в производственной сфере.

В современных условиях оптимальной формой регулятивной политики, что комплексно и глубоко способствовала бы оптимизации не только национального участия в международной кооперации, но и всего массива экономических отношений в обществе, есть индикативное планирование макроэкономического развития. Оно должно стать функциональной основой реформирования структур «открытого экономического» регуляции, перераспределения регламентационно–организационных полномочий. Ввиду сегодняшних украинских условий соответствующая политика должна быть направлена на достижение общих целей и отвечать таким принципам:

• свобода предпринимательства во внешнеэкономической сфере при активной регулятивной роли государства;

• безусловное соблюдение законов всеми субъектами внешнеэкономической предпринимательской деятельности и их равенство перед законом, а также недискриминация;

• защита интересов национального товаропроизводителя, как на территории Украины, так и за ее пределами;

• эквивалентность международного товарообмена, недопустимость недобросовестной конкуренции и демпинга при вывозе и ввозе товаров и услуг;

• повышение уровня конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

В Стратегии экономической и социальной политики на 2000 – 2004 гг. «Украина: продвижение в ХХI ст.» были официально сформулированы концептуальные подходы украинского государства к проблеме повышения конкурентоспособности экономики государства. В частности, это задание должно реализовываться через:

• новую стратегию промышленно – инновационной политики;

• внедрение надежной системы энергообеспечения и энергосбережения;

• превращение АПК в лидирующий сектор экономики;

• утверждения Украины как транзитного государства.

Поэтапный выход Украины на условия низко тарифной регуляции экспортная – импортных связей должен быть согласованным с программами государственной политики реконструкции тех отраслей промышленности, которые на данном промежутке времени особенно остро нуждаются в целеустремленной централизованной опеке, содействии экспорту. Значительный резерв составляет государственная стратегия, с помощью которой возможны как количественное увеличение каналов сбыта экспортированной продукции, так и наращивание массы продукции, которая подлежит вывозу за границу.

Важным для успешного проведения реформы средством сочетания целей международной экономической сферы и промышленно – производственных механизмов в Украине есть зонально – регионально политика относительно создания специальных организационно – институционных, налоговых и таможенных режимов технологического развития в форме технопарков или технополисов.

Оценивая ситуацию в экспортном производстве на территории Украины, придется признать, что она не отвечает не только ее экономическому потенциалу по валовым показателям, но и хозяйственно – технологической структуре, отраслевому распределению и уровню кадрового корпуса. За наличием большого научного потенциала почти отсутствует высокотехнологический экспорт продукции наукоемкого производства. Поэтому необходимо стимулировать сложное технологическое экспортное производство и способствовать заграничной продаже за теми научно – техническими направлениями и по тем экономическим отраслям, развитие которых может способствовать увеличению товарной массы, которая экспортируется из территории Украины.

Следует стимулировать экспорт с высокой степенью переработки. Это требование отвечает и общей мировой тенденции увеличения в системе торговых отношений части торговли высокотехнологической готовой продукцией. Согласно экспертным оценкам, на мировом рынке в 2010 г. часть продукции первичной переработки будет составлять 20%, тогда как часть готовых изделий – 80% общего объема рынка.

Новая модель экономического развития Украины

Вхождение страны в этап экономической стабилизации актуализирует обоснование конструктивной модели послекризисного развития. При ее разрабатывании необходимо учитывать новую не только экономическую, но и политическую ситуацию. В отличие от предыдущего периода, когда при формировании стратегии экономического развития предел противостояний проходила между рыночной и не рыночной идеологией, в настоящее время определяются направления принятия решений в пределах рыночной парадигмы. Это касается не только Украины, но и ряда других стран СНГ.

Выбор Украины в интересах неолиберальной модели не был спонтанным. Не имея на старте реформ, страна вынужденная была прибегнуть к заимствованию зарубежного опыта. Модель либеральной экономики с конца 70-х – началу 80-х лет повсеместно закрепилась в развитых странах Запада. В начале 90-х лет страны Восточной Европы уже скопился позитивный опыт рыночных превращений на основе принципов неолиберализму. Нужно учитывать и готовность Запада оказывать финансовую помощь исключительно при условии соответствующих превращений, при условии выполнения рекомендаций Международного Валютного Фонда (МВФ), которые базировались на принципах так называемого Вашингтонского консенсуса. Эти принципы сформировались в начале 80-х лет и имели сначала четко выраженную латиноамериканскую направленность, а в дальнейшем были экстраполированы на страны с переходной экономикой, в том числе и на государства постсоветского пространства.

Основное содержание этих принципов сводилось к ряду позиций, которые считаются базовыми:

1) устранение государственной регуляции экономики;

2) ускоренная приватизация;

3) переход к открытой экономике;

4) либеральное ценообразование;

5) приоритетность макроэкономической стабилизации и форсированное сжатие денежной массы как основы укрощения инфляции;

6) ставка на внешние ссуды как главный движитель экономического роста.

Для возобновления дееспособности нашего государства необходимо осуществлять углубление рыночной трансформации экономики. Определяющими факторами этого процесса является институционное обеспечение политики реформ, завершения процесса формирования рыночной инфраструктуры, установления эффективного законодательного поля и стабильных правил экономической деятельности.

Дееспособность государства должна оцениваться и из позиций реализации имеющихся (и потенциальных) конкурентных преимуществ украинской экономики. В ситуации, когда такие преимущества не могут быть реализованными на основе рыночных саморегуляторов из-за отсутствия последних, государство должно выступать в роли субъекта, который усиливает рыночные механизмы, которые лишь формируются.

Реализация конкурентных преимуществ должна воплотиться в укреплении позиций внутреннего рынка, утверждении инновационной модели развития украинской экономики, освоении механизмов энергосбережения.

Укрепление государства также связано с существенным усилением ее влияния на развитие социальной сферы. Первоосновой этого является надежная защита и государственная поддержка социально незащищенных слоев населения.

Приближение экономики Украины к мировым и европейским хозяйственным процессам детерминирует необходимость последующего углубления рыночных реформ, осуществления широкомасштабных структурных превращений, ускорения институционных изменений, ощутимого сокращения теневого сектору. Главными показателями рациональности должны стать эффективность использования ресурсов, факторов производства, благосостояние населения, индекс человеческого опыта и другое.

Трансформационные процессы в экономике в целом являются особенностью функционирования Украины как независимого государства. В глобальном измерении они, в зависимости от уровня развития экономики, могут значить:

• изменение одной формации на другую, или изменение общества из аграрного на индустриальное, впоследствии – на постиндустриальное, а дальше – на индустриальное;

• переход от планово-распределительной системы к рыночной.

Среди общих трансформационных процессов, которые влияют на ход превращений в экономике Украины, следует назвать такие:

• распространение рыночной модели экономики на все регионы мира;

• глобализация и усиление взаимозависимости в мире;

• углубление интеграционных процессов; В ходе реализации приоритетов структурной переориентации в экономике Украины выделяются следующие этапы.

На Первом этапе нужно достичь финансовой макростабилизации.

На Втором этапе возможная активизация экономического развития, ориентированная на формирование количественных и качественных позитивных тенденций за счет научно-технической и инвестиционной деятельности.

На Третьем этапе – становление стабильных условий для становления и саморазвития эффективной национальной экономики, внутренне сбалансированной и глубоко интегрированной в структуру мирового хозяйства.

В Украине есть достаточные стартовые условия для того, чтобы постепенно интегрироваться в общецивилизационные процессы.

Во-первых, она имеет мощный научно-технический, интеллектуальный потенциал, высококвалифицированную рабочую силу, которая является определяющий в системе современного производства.

Во-вторых, административно-командные механизмы в значительной мере подорваны, что создает возможность окончательного и быстрого демонтажа тоталитарной системы и построения современных экономических форм и управленческих механизмов.

В-третьих, имеет большой потенциал человеческих ресурсов, направленный на политическое, экономическое, духовное возрождение нации.

Следовательно, экономическая модель Украины формируется на основе тесного взаимодействия общецивилизационных детерминант и генетично-исторических экономических факторов. Особенности современного этапа экономики связаны с необходимостью :

• во-первых, обеспечить развитие не самих по себе производственных мощностей, а положить начало технологическим превращениям современного уровня и масштабов;

• во-вторых, органично включить экономику страны в мировые хозяйственные глобальные процессы с целью более полного использования внешних ресурсов развития и размещения рынков сбыта продукции собственного производства;

• в-третьих, модернизация требует не столько роста выпуска отдельных товаров (хотя это и не исключается), сколько формирования внутренних институционных и экономических структур и механизмов для внедрения гибких технологий на основе информационных и компьютерных систем.

Главная направленность экономической модернизации направлений, форм и средств экономической политики – в предоставлении этому процессу комплексности и системности в процессе ее реализации.

Специфический феномен украинской государственности в виде разнообразии механизма кооперации с внешним миром, главным содержанием которого является попытка обеспечить многоканальное взаимодействие с Западом в экономической, политической и военных сферах за значительной экономической и политической зависимости от России и других стран СНГ, пока еще сохраняется как долговременное условие построения модели взаимоотношений Украины с внешним миром. Следовательно уместным является поиск ситуативных компромиссов при выработке модели международной экономической деятельности Украины. Необходимо придерживаться многовекторности сотрудничества в направлении усиления геополитической диверсификации, акцентируя внимание на европейское направление. Обоснованием многовекторности государственной ориентации Украины служит тезис об окончании эпохи биполярного противостояния и о начале формирования многополюсного мира.

Специфика процессов интернационализации на современном этапе развития Украины

Активное участие Украины в современных процессах, которые происходят в мире, предопределенная преимуществами международного разделения труда, а также потребностью преодолеть искусственную отделенность нашего государства от мирового хозяйства, к которому привели одностороннее ее развитие в пределах СССР, деформированы внешнеэкономическая политика и механизмы внешнеэкономической деятельности, не развитые товарно-денежные отношения и национальные рынки товаров, услуг, труда и капитала.

Для эффективной интеграции Украины в современные мировые хозяйственные связи необходимые определены политико-правовые, экономические, социально-культурные и инфраструктурные предпосылки.

Основные политико-правовые предпосылки интеграции: политическая определенность Украины; обеспечение территориальной целостности и создание адекватной системы национальной безопасности; выполнение международных обязательств; прямое участие в региональных и глобальных политических процессах; формирование соответствующего законодательства и выработка эффективных механизмов и инструментария его выполнения.

Экономические предпосылки интеграции: экономическое и институционное обеспечение суверенитета; разработка и реализация обоснованной программы перехода к рыночным отношениям за приоритетом разгосударствления и приватизации, социальной защиты населения; оценка экспортного потенциала, выработки экспортно-импортного механизма регуляции внешнеэкономической деятельности; решение проблемы внешней задолженности но др.

К основным социально-культурным предпосылкам интеграции принадлежат: формирование современной, ориентированной на мировые приоритеты системы народного образования; возрождение и воспитание чувства собственного достоинства, создания условий социально-культурной жизнеспособности народа Украины.

Формирование инфраструктурных предпосылок связано с развитием транспортных коммуникаций (морских, наземных, воздушных); развитием современных информационно - коммуникационных систем и включением их к международным системам пограничного сотрудничества.

Для Украины, которая расположена в географическом центре Европы международная интеграционная модель пока еще не имеет четкой определенности. Поэтому проблема пограничного сотрудничества имеет особенный интерес. Его усиливают многочисленные хозяйственные связки украинских производителей, потребителей и кооперантов, какие образовался на границах с другими прежними республиками СССР.

Сферами пограничного сотрудничества являются прямые производственные связки в рамках кооперирования и специализации, общее использование природных (энергетических, водных и других) ресурсов, обмен научно – техническим, организационно – административным опытом, безвалютный товарообмен, маневрирование трудовыми ресурсами (например, при уборке урожая), широкое взаимодействие в агропромышленных отраслях, в процессе строительства и использования инфраструктуры производства, и др.

В контексте декларируемого геоэкономического выбора Украины - интеграции к ЕС – характерным отражением той роли, которую играют пограничные связки, стали положения Указа Президента Украины от 11 июня в 1998 г. № 615/98. В настоящем документе вместе с констатацией других направлений интеграции к ЕС на период до 2007 года отмечается важность развития механизмов региональной интеграции, прямых контактов между отдельными регионами нашей страны и прилегающих стран Центральная – Восточного региона Европы.

Кроме географических, геополитических факторов, наличию соответствующей инфраструктуры и производственных предпосылок для развития пограничного сотрудничества имеют значение факторы субъективного порядка – институционные инструменты нормативного и организационного, прежде всего правового характера. Да, одной из главных причин, которая тормозит развитие пограничного сотрудничества с участием Украины, а также других трансформационных стран - несовершенство законодательства.

Фактор «приграничности» пока еще мало отразился на динамике экспортно – импортных операций тех областей Украины, которые граничат с прежними республиками СССР – Россией, Беларусью и Молдовой.

В течение 90-х лет происходила значительная переориентация экспортных поставок пограничных относительно России Черниговской, Сумской, Харьковской, Луганской и Донецкой областей к западным странам, а также к странам Азиатский – Тихоокеанского региона.

Важный аспект пограничного сотрудничества связан с развитием транспортной сети. Для Украины актуальным является задание интеграции пограничных транспортных переходов к общенациональной транспортной сети, а также к общеевропейским, даже трансматериковых транспортных коридоров.

С целью динамизации процесса пограничного сотрудничества с участием Украины необходимо употребить следующие мероприятия:

• установить упрощенный трансграничный режим движения товаров и услуг в пределах пограничных зон, которые выработаны и потребляются в этих зонах;

• обеспечить более либеральный режим передвижения граждан пограничных зон, что упростит не только гуманитарные контакты, но и трудовую сезонную, временную миграцию, условия найма на прилегающих территориях соседнего государства;

• установить взаимную льготную систему относительно отдельных видов международной экономической деятельности на пограничных территориях;

• разработать законодательную, нормативную базу пограничного сотрудничества на базе методологических критериев Евросоюза;

• упростить регулирующие, документальные процедуры для юридических и физических лиц, которые осуществляют трансграничные контакты и операции;

• разработать механизмы общего использования природных ресурсов, а также охраны окружающей среды на пограничных территориях;

• создать реестры видов и субъектов предпринимательской деятельности на пограничных территориях, способствовать распространению соответствующей деловой информации;

• финансирование и стимулирование развития транспортной инфраструктуры на пограничных территориях, подключение к соответствующим европейским трансконтинентальным транспортным коридорам;

• поддержать формирование упрощенного механизма предоставления банковских кредитов, страховочных услуг и тому подобное.

Особенный интерес для Украины составляет развитие взаимоотношений со странами Европейского Союзу. Это было предусмотрено еще Соглашением о партнерстве и сотрудничестве от 16 июня 1994 года, которая стала основой для двустороннего сотрудничества Украины.

На долю ЕС приходится сверх 18% внешнеторгового оборота товарами и услугами Украины. Но, хотя ЕС и занимает второе после СНГ место в перечне основных торговых партнеров Украины, имеющиеся достижения в сотрудничестве с Содружеством все же незначительные.

Кроме либерализации и взаимного приближения торговых и инвестиционных режимов Украины и блока ЕС, предметом особенного внимания для нашей страны могут быть многочисленные отраслевые направления сотрудничества, особенно те, которые связаны с высокотехнологическим производством, внедрением передовых достижений науки и техники. Среди научно - технических приоритетов наиболее важными в сфере сотрудничества из ЕС считаются следующие: развитие микроэлектроники и робототехники; взаимодействие в отрасли биотехнологий, в частности генной и клеточной инженерии; развитие оптроники и лазерной техники; разрабатывание новых материалов и прогрессивных технологий обработки материалов; создание и внедрение в практику новых средств коммуникации и связи; общие действия, направленные на улучшение энергосбережения, переход на использование новых и возобновляемых источников энергии.

Важным направлением сотрудничества с европейскими структурами для Украины является кредитный – финансовое взаимодействие в банковский сфере, а основной партнер – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), совет директоров которого в 1997 году утвердил стратегию действий относительно Украины. Целью стратегии стало содействие развитию финансовой сферы, в частности коммерческого экспортного кредита, а также кредитования малого и среднего бизнеса, аграрного производства, вообще приватизированного сектору экономики.

Таким образом, когда идет речь об отношениях Украина – ЕС, следует учитывать, что цель широкой интеграции в европейское хозяйственное пространство не является реальной на ближайшие годы. Необходимым является подготовительная работа, и прежде всего в середине самой Украины относительно сближения из евроструктурами, что является стратегическим геоэкономическим направлением для Украины. Одним из примеров того, как Украина может обеспечивать для себя определенные тактические преимущества в международном сотрудничестве, есть признание со стороны ЕС Украины государством с рыночной экономикой, которая дает возможность дополнительно улучшать для нее условия экономического сотрудничества на континенте.